Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 18 мая 2022 года информацию руководителя Федерального агентства по туризму З.В. Догузовой о развитии внутреннего туризма в Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию руководителя Федерального агентства по туризму З.В. Догузовой о развитии внутреннего туризма в Российской Федерации.
2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогрина.
3. Отметить, что основным приоритетом государственной политики в сфере туризма является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для качественного, доступного и конкурентоспособного туристского продукта, усиления социальной роли туризма и обеспечения доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации.
4. Отметить эффективность реализации мер государственной поддержки отрасли туризма в Российской Федерации, обеспечивших положительную динамику восстановления данной отрасли после кризисной ситуации, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе рост туристского потока, увеличение денежного оборота и восстановление занятости в индустрии гостеприимства.
5. Отметить достижение по итогам 2021 года и первого квартала 2022 года плановых значений показателей и результатов реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" и входящих в его состав федеральных проектов.
6. Вместе с тем депутаты Государственной Думы выразили обеспокоенность следующим:
1) с учетом начавшегося с 1 мая 2022 года курортного сезона, который продлится до конца сентября 2022 года, необходимо проработать вопрос транспортной доступности регионов юга Российской Федерации (включая Республику Крым, город федерального значения Севастополь) в условиях режима временного ограничения полетов в аэропорты юга и центральной части России, особо уделив внимание транспортной доступности с территорий субъектов Российской Федерации Дальневосточного и Сибирского федеральных округов;
2) отсутствием законодательной базы, регулирующей деятельность модульных некапитальных средств размещения (кемпингов, автокемпингов, глемпингов), а также гостевых домов;
3) отсутствием утвержденного плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р;
4) ростом цен на такие составляющие туристского продукта, как стоимость проезда к месту отдыха и обратно и стоимость проживания в коллективных средствах размещения на территории Российской Федерации;
5) недоступностью системы льготного кредитования субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим проекты по строительству средств размещения с номерным фондом менее 120 номеров, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2021 года N 141 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации";
6) ежегодным невыполнением государственными и муниципальными заказчиками планов строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов обеспечивающей инфраструктуры.
7. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) продолжить разработку проектов федеральных законов, направленных на стабильное развитие внутреннего туризма, обеспечение граждан Российской Федерации качественными и доступными туристскими услугами, поддержку организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, привлечение инвестиций в масштабное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктур, в том числе модульных некапитальных средств размещения (кемпингов, автокемпингов, глемпингов), а также гостевых домов;
2) ускорить разработку проектов федеральных законов о туризме и туристской деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности гостевых домов;
3) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части определения понятия "экологический туризм";
4) проработать предложение об установлении переходного периода до принятия федерального закона о туризме и туристской деятельности в Российской Федерации, в течение которого собственники малых средств размещения с номерным фондом менее 50 номеров смогут осуществлять свою деятельность без прохождения обязательной классификации;
5) рассмотреть вопрос о включении в федеральный проект "Развитие туристической инфраструктуры" мер поддержки субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий по берегоукреплению, расширению и поддержке пляжных территорий, модернизации и строительству причальной инфраструктуры;
6) представить в Государственную Думу предложения о дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, путешествующих по туристским маршрутам по территории Российской Федерации, организаций детского, молодежного и семейного туризма;
7) рассмотреть возможность поддержки и продвижения событийного туризма, в том числе спортивного туризма, как одного из перспективных направлений развития внутреннего туризма;
8) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с туроператорами проработать вопрос о расширении количества субъектов Российской Федерации, участвующих в программе внутрироссийских чартерных перевозок, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 года N 799 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на создание и внедрение программы стимулирования внутренних коммерческих воздушных перевозок пассажиров, организованных туроператорами на внутренних направлениях";
9) рассмотреть возможность снижения стоимости проезда на личном автомобильном транспорте по платным автомобильным дорогам и автомобильным дорогам, содержащим платные участки, ведущим в Республику Крым и Краснодарский край;
10) рассмотреть возможность предоставления субсидий организации, являющейся оператором осуществления платежей, в целях возмещения пользователям части стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и автомобильным дорогам, содержащим платные участки, в летний период 2022 года;
11) при разработке проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предусмотреть выделение дополнительных ассигнований на реализацию программы поддержки доступных внутренних туристских поездок в организации отдыха детей и их оздоровления через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги, а также рассмотреть возможность расширения действия данной программы на весь календарный год;
12) продолжить в 2022 году реализацию программы стимулирования внутренних коммерческих воздушных перевозок пассажиров, организованных туроператорами на внутренних направлениях, а также рассмотреть вопрос стимулирования внутренних перевозок пассажиров железнодорожным транспортом;
13) расширить доступность и привлекательность программы субсидированного кредитования малых и средних предприятий гостиничной отрасли в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
14) рассмотреть возможность возврата денежных средств малообеспеченным семьям непосредственно при приобретении ими туристской путевки по программе поддержки доступных внутренних туристских поездок в организации отдыха детей и их оздоровления через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги;
15) ежегодно представлять в Государственную Думу информацию об итогах реализации программ стимулирования внутренних туристских поездок;
16) ускорить разработку и принятие постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации положений Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников", вступающего в силу с 1 июля 2022 года:
а) об установлении Правил оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком;
б) об утверждении Правил оказания услуг инструктором-проводником;
в) об утверждении Порядка и критериев аттестации инструкторов-проводников, формы аттестата инструктора-проводника;
17) рассмотреть вопрос о возможности субсидирования в 2022 году организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на осуществление семейных поездок железнодорожным транспортом общего пользования в купейных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий, в целях повышения конкурентоспособности внутреннего туристского продукта, что было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 875 "Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на осуществление семейных поездок железнодорожным транспортом общего пользования в купейных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий, в целях повышения конкурентоспособности внутреннего туристского продукта";
18) рассмотреть возможность введения невозвратных тарифов при реализации гостиничного и круизного туристского продукта;
19) представить в Государственную Думу предложения по расширению программы выдачи льготных кредитов на строительство средств размещения, включая предложения об упрощении критериев отбора средств размещения, а также о включении в указанную программу организаций, предоставляющих услуги отдыха детей и их оздоровления;
20) усилить контроль за реализацией строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры в рамках создания в субъектах Российской Федерации туристских кластеров;
21) рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в федеральное законодательство в части разрешения строительства на землях сельскохозяйственного назначения некапитальных объектов туристской и курортной инфраструктур;
22) рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в федеральное законодательство в части возможности организации и обустройства туристских маршрутов на землях лесного фонда;
23) рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в федеральное законодательство в части использования водных объектов для рекреационных целей;
24) рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в федеральное законодательство в части использования земель, относящихся к территориям округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, для размещения и использования объектов капитального строительства;
25) рассмотреть вопрос о принятии мер по созданию дополнительных условий для развития спортивных туристских кластеров в Российской Федерации, интеграции проектов развития спортивной инфраструктуры в уже существующие программы развития туристской инфраструктуры;
26) представить в Государственную Думу информацию о принимаемых мерах по улучшению транспортной доступности городов юга Российской Федерации, в аэропортах которых введен режим временного ограничения полетов, а также на постоянной основе информировать граждан о доступных способах поездки в такие города;
27) рассмотреть вопрос увеличения количества единиц подвижного железнодорожного состава, следующих в летний сезон 2022 года в субъекты Российской Федерации, в которых введен режим временного ограничения полетов;
28) предусмотреть создание нового маршрута поезда, следующего из города Сочи Краснодарского края в город Керчь Республики Крым;
29) разработать комплекс мер по поддержке речного и круизного туризма, строительства и реновации отечественного пассажирского флота;
30) совместно с Кабинетом Министров Республики Татарстан рассмотреть возможность реализации проекта "Великий Волжский путь", предусмотрев необходимые средства для строительства пассажирских судов на подводных крыльях "Метеор-2020" на предприятиях Российской Федерации;
31) разработать комплекс мер по поддержке производства отечественных туристских и экскурсионных автобусов различной вместимости;
32) обеспечить информирование граждан Российской Федерации и субъектов предпринимательской деятельности о мерах государственной поддержки сферы туризма;
33) обеспечить принятие плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р;
34) проработать возможность создания национального туристского маршрута "Патриотическое кольцо России", который объединит города-герои, города воинской славы и города трудовой доблести;
35) обеспечить ускоренное создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма;
36) активизировать работу по цифровизации туристской отрасли, внедрению в работу организаций сферы туризма отечественных разработок в области информационных технологий, продвижению туристского потенциала на внутреннем рынке и привлечению туристов;
37) разработать и утвердить нормативные правовые акты, обеспечивающие безопасность отдыха граждан, путешествующих по туристским маршрутам на территории Российской Федерации, включая маршруты активного вида туризма;
38) проработать вопрос формирования нормативной правовой базы для обеспечения организации отдыха организованных детских групп в коллективных средствах размещения (в гостиницах, на базах отдыха, туристских базах и в других средствах размещения);
39) рассмотреть возможность разработки мер по строительству, ремонту и реконструкции зданий для организаций отдыха детей и их оздоровления;
40) рассмотреть вопрос о возможности создания постоянного сообщения по морю между городами, расположенными на территории побережья Черного моря, в том числе с возможностью использования пассажирских судов на подводных крыльях;
41) рассмотреть возможность внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления нулевой ставки налога на добавленную стоимость для туроператоров, реализующих туристские продукты на территории Российской Федерации;
42) рассмотреть вопрос о внедрении детского меню и соответствующих сервисов во всех гостиницах и в иных средствах размещения, принимающих туристов с детьми и предоставляющих услуги общественного питания;
43) рассмотреть вопрос учета медицинского стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников, трудоустроенных в организациях отдыха детей и их оздоровления, и приравнять стаж такой работы к стажу работы медицинских работников, трудоустроенных в детских санаториях, являющихся учреждениями здравоохранения;
44) рассмотреть вопрос о развитии в субъектах Российской Федерации системы предоставления государственных сертификатов на отдых и оздоровление;
45) представить в Государственную Думу предложения по возможным механизмам, обеспечивающим возврат туристам денежной задолженности, образовавшейся у туроператоров в связи с невозможностью исполнения взятых обязательств ввиду закрытия воздушного пространства ряда зарубежных стран;
46) рассмотреть возможность введения моратория на плановые дорожные работы в высокий туристский сезон в субъектах Российской Федерации с наибольшим туристским потоком;
47) рассмотреть возможность признания утратившим силу подпункта 2 пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года N 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений";
48) разработать меры по увеличению количества туристов из иностранных государств, которые не включены в Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 430-р.
8. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму при разработке подзаконных нормативных правовых актов, а также при формировании правил и условий направления субсидий для финансирования мероприятий по развитию туризма и туристской инфраструктуры в обязательном порядке учитывать условия формирования доступной среды для путешествий инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
9. Комитету Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры и Комитету Государственной Думы по контролю совместно со Счетной палатой Российской Федерации провести анализ эффективности мероприятий национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" в части развития туристской инфраструктуры, включая аудит результатов деятельности акционерного общества "Корпорация Туризм.РФ".
10. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю и Федеральным агентством по туризму разработать "дорожную карту" по реализации отдельных предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, с учетом решений, принятых в ходе совместного заседания Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры и Комитета Государственной Думы по контролю.
11. Предложить Правительству Российской Федерации до 1 декабря 2022 года проинформировать Государственную Думу о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем Постановлении.
12. Комитету Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры и Комитету Государственной Думы по контролю в период осенней сессии 2022 года провести совместное заседание в целях контроля за реализацией настоящего Постановления и подведения итогов летнего туристского сезона.
13. При проведении "правительственного часа" с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, курирующего реализацию национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", учесть в его докладе информацию соответствующих федеральных органов исполнительной власти о реализации настоящего Постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры и Комитет Государственной Думы по контролю.
15. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации.
16. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
25 мая 2022 г.
N 1349-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 мая 2022 г. N 1349-8 ГД "Об информации руководителя Федерального агентства по туризму З.В. Догузовой о развитии внутреннего туризма в Российской Федерации"
Вступает в силу с 25 мая 2022 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 мая 2022 г. N 22 ст. 3622