Решение Самарского областного суда от 25 февраля 2022 г. N 3а-604/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-604/2022 по административному исковому заявлению Б.Т.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Б.Т.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07 февраля 2012 г. N 181, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N и расположенных на нем двух жилых домов с кадастровыми номерами N и N. При проведении муниципального контроля Администрацией внутригородского района Самары выявлено самовольное занятие Б.Т.В. земельного участка и использование его совместно с земельным участком с кадастровым номером N. В целях устранения выявленных нарушений Б.Т.В. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самары с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, но получила отказ в связи с тем, что часть земельного участка расположена в границах красных линий. Красные линии перенесены со схемы N 1 (основной чертеж) в схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры) и утверждены решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы от 7.02.2012 N 181. В этой связи считает Генеральный план противоречащим требования статьи 23 Грк РФ и нарушающим права собственника земельного участка.
Представитель административного истца Ш.С.И. в судебном заседании поддержал уточненные заявленные требования на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.
Представитель Думы г.о. Самары по доверенности К.П.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований в соответствии с позицией, изложенной в письменных возражениях.
Заинтересованные лица: Департамент градостроительства городского округа Самары, Администрация и Глава городского округа Самары не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Дума г.о. Самары, Департамент градостроительства городского округа Самары, Глава городского округа Самары представили письменные возражения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное административным истцом требование следует удовлетворить.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области").
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и по процедуре его принятия не оспаривается.
Решением Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года N 181 внесены изменения в решение Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самары".
Данный документ опубликован в газете "Самарская Газета", N 29 (4806), 18 февраля 2012 года.
Из материалов дела следует, что Б.Т.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 838,25 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
На земельном участке расположены принадлежащие Б.Т.В. на праве собственности жилые дома с кадастровыми номерами N и N (л.д. 22-24).
При проведении муниципального контроля Администрацией внутригородского района Самары выявлено самовольное занятие Б.Т.В. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и использование его совместно с земельным участком с кадастровым номером N (л.д. 26).
В целях устранения выявленных нарушений Б.Т.В. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самары с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Распоряжением Департамента N РД-1304 от 20 августа 2021 года Б.Т.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что часть земельного участка расположена в границах красных линий (л.д. 29).
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 7 августа 2008 года.
По сведениям, полученным из Департамента градостроительства городского округа Самары, часть указанного земельного участка расположена в границах красных линий.
Красные линии впервые были отображены на схеме N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана.
Далее, в редакции Решения Думы городского округа Самары от 07.02.2012 N 181 "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара" с основного чертежа они были удалены и отображены на схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры".
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ в редакции, действовавшей на 7 февраля 2012 г., красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Наряду с этим пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23 ГрК РФ в указанной редакции предусмотрено, что генеральный план содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных картах отображаются:
планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения;
границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Таким образом, названные нормы, действовавшие в период внесения изменений в Генеральный план решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 г. N 181, не предусматривали отображения в генеральном плане красных линий застройки.
Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары, которым красные линии земельного участка были включены в Схему N 5, регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проект на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утверждённый приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Как следует из выписки из ИСОГ от 25.02.2022 года, красные линии в границах испрашиваемого земельного участка отображены в графических материалах, утвержденных постановлением Администрации городского округа Самара от 29.12.2021 года N 1030 "Об утверждении документации по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара".
Учитывая, что статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территории, требования административного истца о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N следует признать обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требование Б.Т.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции Решения Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 февраля 2022 г. N 3а-604/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании