В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда", приказываю:
1. Внести в приказ управления Алтайского края по труду и занятости населения от 19.11.2019 N 45/Пр/180 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача заключений государственной экспертизы условий труда" следующие изменения:
преамбулу приказа изложить в следующей редакции:
"Руководствуясь статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда", приказом управления Алтайского края по труду и занятости населения от 07.06.2019 N 45/Пр/83 "Об утверждении размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда в рамках государственной экспертизы условий труда", приказываю:";
в административном регламенте, утвержденном указанным приказом:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача заключений государственной экспертизы условий труда" (далее - "Административный регламент") разработан в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда", приказом управления Алтайского края по труду и занятости населения от 07.06.2019 N 45/Пр/83 "Об утверждении размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда в рамках государственной экспертизы условий труда" в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) управления Алтайского края по труду и занятости населения (УТЗН Алтайского края) при осуществлении полномочий по проведению государственной экспертизы условий труда.";
пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"органы исполнительной власти;
комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве.";
абзац пятый пункта 3 изложить в следующей редакции:
"государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;";
пункт 3.1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Если учреждение, подведомственное органу исполнительной власти, является заявителем, указанный орган исполнительной власти не вправе выступать заявителем от имени упомянутого учреждения, а также вмешиваться в работу органов государственной экспертизы условий труда. При этом орган исполнительной власти, имеющий подведомственные учреждения, вправе обратиться в УТЗН Алтайского края, если в указанный орган исполнительной власти обратились работники подведомственного ему учреждения.";
дополнить пунктом 3.2 следующего содержания:
"3.2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в отношении работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Алтайского края.";
в абзаце первом пункта 5 после слов "предоставляет УТЗН Алтайского края" дополнить словами "(далее - "орган государственной экспертизы")";
в пункте 6:
в абзаце втором цифры "241689" заменить на "205526";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Интерактивный портал по труду и занятости населения Алтайского края: portal.22trud.ru.";
в пункте 13:
абзацы девятнадцатый, двадцать третий признать утратившими силу;
после двадцатого абзаца дополнить абзацами следующего содержания:
"приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.10.2014 N 682н "Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда";
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.10.2021 N 765н "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда";
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда";";
в пункте 15.1 слова "с приложением 1 к настоящему Административному регламенту (далее - "заявление")" заменить словами "с типовой формой, утвержденной приказом Минтруда России от 28.10.2021 N 765н "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда" (размещена на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края)";
пункты 15.2-15.3.1 изложить в следующей редакции:
"15.2. В заявлении указываются:
1) полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);
2) почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);
3) наименование цели государственной экспертизы условий труда;
4) индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), и полного наименования работодателя, в отношении условий труда которого должна проводиться государственная экспертиза условий труда;
5) сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда (при наличии);
6) сведения об оплате государственной экспертизы условий труда в случае ее проведения в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда по заявлению заявителей.
В случае, если объектом государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, то в заявлении дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда.
В случае, если заявителем является физическое лицо, то при подаче заявления в орган государственной экспертизы он дополнительно заполняет по типовой форме, утвержденной Минтрудом России (размещена на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края), согласие на обработку персональных данных и прикладывает ее к заявлению.
В случае обращения государственной инспекции труда в орган государственной экспертизы направляется представление по типовой форме, утвержденной Минтрудом России (размещена на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края), с приложением необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда документов, в том числе акта проверки, подтверждающего обоснованность изложенной в представлении информации.
В случае обращения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальных органов в орган государственной экспертизы направляется представление по типовой форме, утвержденной Минтрудом России (размещена на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края), с приложением необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда документов, в том числе акта проверки или иного документа, подтверждающего обоснованность изложенной в представлении информации.
В случае обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в орган государственной экспертизы направляется заключение о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда.
В случае, если заявитель является работодателем, а целью государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, к заявлению дополнительно прилагаются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда у этого работодателя, с приложением заверенных им копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям: уведомление о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводившей специальную оценку условий труда, сертификаты экспертов организации, проводивших специальную оценку условий труда.
Если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, а целью государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям: уведомление о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории (центра), сертификаты экспертов организации, проводивших специальную оценку условий труда.
15.3. В случае, если заявление подано работодателем, к нему прилагаются заверенные им копии следующих документов:
15.3.1. Для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда предоставляются документы, предусмотренные в Приложении 2 к настоящему Административному регламенту.";
дополнить пунктами 15.3.1.1, 15.3.1.2 следующего содержания:
"15.3.1.1. Органом государственной экспертизы дополнительно могут быть запрошены документы, согласно Перечню дополнительных документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, который приведен в приложении 3 к настоящему Административному регламенту. Работодатель вправе предоставить указанные документы в дополнение к заявлению и перечисленным в пункте 15.3.1 документам.
15.3.1.2. При проведении специальной оценки условий труда в медицинских организациях дополнительно запрашиваются (при наличии) данные форм федерального статистического наблюдения о ВИЧ-инфекции, о больных туберкулезом, о заболеваниях активным туберкулезом, о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации, о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.";
пункт 15.3.2 изложить в следующей редакции:
"15.3.2. Для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляются документы, предусмотренные в Приложении 4 к настоящему Административному регламенту.";
дополнить пунктами 15.3.2.1-15.3.2.3 следующего содержания:
"15.3.2.1. Органом государственной экспертизы дополнительно могут быть запрошены документы, согласно Перечню дополнительных документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, который приведен в приложении 3 к настоящему Административному регламенту. Работодатель вправе предоставить указанные документы в дополнение к заявлению и перечисленным в пункте 15.3.2 документам.
15.3.2.2. При проведении специальной оценки условий труда в медицинских организациях дополнительно запрашиваются (при наличии) данные форм федерального статистического наблюдения о ВИЧ-инфекции, о больных туберкулезом, о заболеваниях активным туберкулезом, о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации, о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.
15.3.2.3. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда может осуществляться Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) в отношении работников организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.";
пункт 15.3.3 изложить в следующей редакции:
"15.3.3. Для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников предоставляются документы, предусмотренные в Приложении 5 к настоящему Административному регламенту.";
дополнить пунктами 15.3.3.1, 15.3.3.2 следующего содержания:
"15.3.3.1. Органом государственной экспертизы дополнительно могут быть запрошены следующие документы, согласно Перечню дополнительных документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, который приведен в приложении 3 к настоящему Административному регламенту. Работодатель вправе предоставить указанные документы в дополнение к заявлению и перечисленным в пункте 15.3.3 документам.
15.3.3.2. При проведении специальной оценки условий труда в медицинских организациях дополнительно запрашиваются (при наличии) данные форм федерального статистического наблюдения о ВИЧ-инфекции, о больных туберкулезом, о заболеваниях активным туберкулезом, о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации, о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.";
пункт 16 дополнить абзацами следующего содержания:
"В случае непредставления работодателем запрашиваемых документов в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса органа государственной экспертизы, за исключением, случаев, когда работодатель уведомил орган государственной экспертизы о невозможности представления запрашиваемой информации, сроки проведения государственной экспертизы условий труда приостанавливаются до получения запрашиваемых документов, но не более чем на 30 рабочих дней, о чем уведомляется заявитель.
Заявление и документы могут быть представлены (направлены) заявителем в орган государственной экспертизы на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Если заявителем является организация, проводившая специальную оценку условий труда, прилагаемые к заявлению копии документов заверяются руководителем указанной организации.
В случае направления заявления и документов в виде электронного документа они должны быть подписаны видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.";
пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. При необходимости орган государственной экспертизы самостоятельно запрашивает в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, государственных внебюджетных фондах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях предусмотренные пунктами 15.2, 15.3 настоящего Административного регламента документацию и материалы, необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда, если указанные документы и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также использует сведения, содержащиеся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - "ФГИС СОУТ").";
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. В случае непредставления работодателем запрашиваемых документов в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса органа государственной экспертизы, за исключением случаев, когда работодатель уведомил орган государственной экспертизы о невозможности предоставления запрашиваемой информации, сроки проведения государственной экспертизы условий труда приостанавливаются до получения запрашиваемых документов, но не более чем на 30 рабочих дней, о чем уведомляется заявитель.";
пункт 21 дополнить подпунктами 4-8 следующего содержания:
"4) отсутствие (непредставление) отчета и отсутствие сведений об отчете во ФГИС СОУТ. В этом случае руководитель органа государственной экспертизы вправе направить обращение в государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер;
5) указание в подаваемых документах цели проведения государственной экспертизы условий труда, не соответствующей требованиям пункта 2 настоящего Административного регламента;
6) обращение заявителей, не являющихся получателями государственной услуги;
7) отсутствие сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения индивидуальным предпринимателем своей деятельности;
8) непредставление заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, предусмотренных пунктом 15.2 настоящего Административного регламента копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям.";
после абзаца первого дополнить пункт 23 абзацем следующего содержания:
"Государственная экспертиза осуществляется платно по обращениям:
органов исполнительной власти;
комиссий по расследованию несчастных случаев;
профессиональных союзов, их объединений;
работодателей, их объединений;
работников, уполномоченных работниками представительных органов;
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
организаций, проводивших специальную оценку условий труда.";
дополнить пунктом 24.1 следующего содержания:
"24.1. Проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников и качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется за счет средств следующих заявителей:
органов исполнительной власти;
комиссий по расследованию несчастных случаев;
профессиональных союзов, их объединений;
работодателей, их объединений;
работников, уполномоченных работниками представительных органов;
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
организаций, проводивших специальную оценку условий труда.";
в пункте 33 слова "в приложении 2" заменить словами "в приложении 1";
в пункте 35:
после слов "посредством направления соответствующего уведомления," дополнить словами "оформляемого по утвержденной приказом Минтруда России типовой форме,";
после слов "документов в электронном виде," дополнить словами "или вручения указанного уведомления непосредственно заявителю.";
после абзаца десятого дополнить абзацем следующего содержания:
"Возврат денежных средств осуществляется при подаче заявителем заявления о возврате денежных средств по утвержденной приказом Минтруда России типовой форме, размещенной на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края.";
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"В случае непроведения государственной экспертизы условий труда по основаниям, указанным в подпунктах 1, 2, 5, 6, 8 пункта 21 настоящего Административного регламента, заявитель вправе повторно направить заявление и документы в порядке, предусмотренном пунктом 15 настоящего Административного регламента.";
пункт 36.1 изложить в следующей редакции:
"36.1. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет и иные прилагаемые к нему документы, последовательно проверяя на соответствие требованиям Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" следующие обстоятельства:
а) соответствие данных о работодателе на титульном листе отчета данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда, наличие и соответствие данных об идентификационном номере на титульном листе, утвержденного до 01.01.2020 отчета данным, указанным во ФГИС СОУТ, а также при необходимости уточнения информации, данным о работодателе во ФГИС СОУТ.
В отчетах, утвержденных до 01.01.2020 наличие и соответствие идентификационного номера на титульном листе отчета не проверяется, устанавливается соответствие остальных данных титульного листа отчета согласно положениям указанного подпункта;
б) в разделе I отчета:
соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Минтруд России, а также при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), а также при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Государственном реестре средств измерений, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
наличие сведений о проверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СУОТ;
соответствие данных о составе комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя требованиям частей 1-4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
в) в разделе II отчета:
правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах), а также при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ, при не проведении идентификации в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" устанавливается правильность определения подлежащих исследованию (испытанию) и измерению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с прилагаемым к Отчету перечнем подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
правомерность использования результатов производственного контроля условий труда в случае принятия работодателем такого решения, соответствие такого решения требованиям части 7 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и правильность его оформления в материалах отчета;
г) в протоколах испытаний (измерений):
соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использовавшихся средствах измерения сведениям, указанным в разделе I отчета, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
соответствие данных о работодателе данным, указанным на титульном листе отчета, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
соответствие данных о рабочих местах данным, указанным в разделе II отчета, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
соответствие измеренных (испытанных) величин идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) и указанным в разделе II отчета вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, а также данным об аккредитации организации и, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и (или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
д) в разделе III отчета:
соответствие данных о работодателе данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда и на титульном листе отчета, а также, при необходимости уточнения информации, аналогичным данным во ФГИС СОУТ;
соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов или во внедренных работодателем профессиональных стандартах, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
соответствие указанных в строке 030 Карты специальной оценки условий труда (далее - "Карта") вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса перечню используемого (эксплуатируемого) на рабочем месте (рабочих местах) оборудования, сырья и материалов, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
правильность определения класса (подкласса) условий труда, в том числе с учетом оценки эффективности средств индивидуальной защиты, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
правильность предоставления работнику (работникам) указанных в строке 040 Карты гарантий и компенсаций, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
е) правильность и полноту сведений, указанных в протоколе оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте (рабочих местах), их соответствие данным строки 030 Карты, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ (при наличии);
ж) соответствие данных и правильность заполнения Сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда данным Карты (Карт) и прилагаемых к ним протоколов результатов испытаний (измерений), а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
з) соответствие данных и правильность заполнения Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте (рабочих местах) данным строки 050 Карты указанного рабочего места (рабочих мест), а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ.
Дополнительно проверяется исполнение предписаний должностных лиц государственных инспекций труда об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе Федерального закона (при их наличии и предоставлении заявителем), которые могут оказать влияние на результаты государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, что учитывается при принятии решения о качестве проведения специальной оценки условий труда.
При сравнительном анализе материалов отчета с аналогичными данными во ФГИС СОУТ данные из ФГИС СОУТ и материалы отчета являются равноценными, отсутствие отчета во ФГИС СОУТ при наличии копии отчета на бумажном носителе, а также выявление несоответствий при анализе предусмотренных пунктом 36.1 настоящего Административного регламента данных представленного отчета на бумажном носителе с соответствующими данными во ФГИС СОУТ учитывается при принятии решения о качестве проведения специальной оценки условий труда. При использовании результатов производственного контроля условий труда в протоколах испытаний (измерений) допустимо несовпадение сведений об организации, проводившей исследования (испытания) и измерения с соответствующими данными разделов отчета и ФГИС СОУТ.";
в абзаце первом после слов "анализирует отчет," дополнить словами "а также, при необходимости уточнения информации, соответствующие данным во ФГИС СОУТ";
после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"При сравнительном анализе материалов отчета с соответствующими данными во ФГИС СОУТ данные из ФГИС СОУТ и материалы отчета являются равноценными, отсутствие отчета во ФГИС СОУТ при наличии копии отчета на бумажном носителе, а также выявление несоответствий при анализе, предусмотренных пунктом 36.2 настоящего Административного регламента данных представленного отчета на бумажном носителе с соответствующими данными во ФГИС СОУТ, учитывается при принятии решения о правильности предоставления работнику (работникам) гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.";
пункт 36.3 изложить в следующей редакции:
"36.3. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет, последовательно проверяя на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
а) техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (рабочих местах);
б) состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);
в) установленные режимы труда и отдыха работника (работников);
г) проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте (рабочих местах) работника (работников) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предоставляемых гарантий (компенсаций), сравнение, при необходимости уточнения информации, с соответствующими данными во ФГИС СОУТ;
д) соответствие наименования профессии (должности) и трудовых функций работника квалификационным требованиям, содержащимся в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах;
е) дополнительных сведений, характеризующих условия труда работника, указанных в заявлении или определении суда.
Дополнительно проверяется исполнение предписаний должностных лиц государственных инспекций труда об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе Федерального закона (при их наличии и предоставлении заявителем), которые могут оказать влияние на результаты государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников, что учитывается при принятии решения о фактических условиях труда работников.
При сравнительном анализе материалов отчета с соответствующими данными во ФГИС СОУТ данные из ФГИС СОУТ и материалы отчета являются равноценными, отсутствие отчета во ФГИС СОУТ при наличии копии отчета на бумажном носителе, а также выявление несоответствий при анализе предусмотренных пунктом 36.3 настоящего Административного регламента данных представленного отчета на бумажном носителе с соответствующими данными во ФГИС СОУТ учитывается при принятии решения о фактических условиях труда работников.
Государственный эксперт (экспертная комиссия) вправе по договоренности с работодателем посетить исследуемое рабочее место (рабочие места) для получения необходимой информации в целях проводимой государственной экспертизы условий труда с оформлением подтверждающего посещение документа, а работодатель в этом случае обеспечивает доступ государственного эксперта (экспертной комиссии) на исследуемое рабочее место (рабочие места).";
в пункте 37:
в абзаце втором после слов "указание в заявлении," дополнить словами "определении судебного органа или представлении государственной инспекции труда, представлении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальных органов";
абзацы четвертый - шестой изложить в следующей редакции:
"Решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оформляемое по утвержденной Минтрудом России типовой форме, принимается руководителем государственной экспертизы по представлению государственного эксперта (экспертной комиссии), оформляемое по утвержденной Минтрудом России типовой форме, и должно содержать расчет объема необходимых к проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и, в случае проведения таких исследований (испытаний) и измерений за счет средств заявителя или работодателя, стоимости их проведения, определяемой на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований (испытаний) или измерений не менее чем 3 аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).
В случае принятия решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса руководитель государственной экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня его принятия информирует заявителя, судебный орган, государственную инспекцию труда или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальные органы, а также работодателя, на рабочих местах которого будут проведены исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, о принятии такого решения посредством направления соответствующего уведомления в соответствии с утвержденным приказом Минтруда России типовой форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
При необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса за счет средств заявителя, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить в УТЗН Алтайского края документальное подтверждение внесения на соответствующий лицевой счет УТЗН Алтайского края средств в качестве оплаты проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.";
в абзаце восьмом после слов "о проведении мероприятий по" дополнить словами "федеральному";
пункт 38 изложить в следующей редакции:
"38. Административная процедура оформления результатов государственной экспертизы условий труда.
Основанием для начала административной процедуры является подготовленный по результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) проект заключения государственной экспертизы условий труда, в котором указываются:
наименование УТЗН Алтайского края с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) государственную экспертизу условий труда;
основание для государственной экспертизы условий труда с указанием даты регистрации в УТЗН Алтайского края;
данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда, федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальных органов: полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;
цель проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения;
объект государственной экспертизы условий труда;
наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда;
сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);
перечень документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда и (или) полученных в соответствии с пунктами 16, 17 настоящего Административного регламента.
В проекте заключения государственной экспертизы условий труда, составленном по результатам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:
полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, номер и дата выдачи аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация);
фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дата его выдачи.
В зависимости от цели государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов:
о соответствии (несоответствии) качества проведения специальной оценки условий труда требованиям законодательства о специальной оценки условий труда;
об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
о соответствии (несоответствии) фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.
Выводы, содержащиеся в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, должны быть подробными и обоснованными.
Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда или полученных по запросу в соответствии с пунктами 16, 17 настоящего Административного регламента, в проекте заключения государственной экспертизы условий труда приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда.
Проект заключения государственной экспертизы условий труда составляется в 2 экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем государственной экспертизы условий труда. Допускается оформление заключения государственной экспертизы условий труда в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения государственной экспертизы условий труда.
Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством руководителя государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения государственной экспертизы условий труда.
Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы.
Результатом данной административной процедуры является оформленное и утвержденное руководителем государственной экспертизы заключение государственной экспертизы условий труда.
Не позднее 3 рабочих дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы условий труда 1 экземпляр заключения:
выдается на руки заявителю (его уполномоченному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или может быть направлен ему на электронную почту в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
направляется в соответствующий судебный орган, государственную инспекцию труда или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальный орган почтовым отправлением с уведомлением о вручении или без уведомления о вручении, но с выдачей нарочным, а также в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если организация, проводившая специальную оценку условий труда, не является заявителем, либо государственная экспертиза условий труда проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).
Заявление и документы, представленные для проведения государственной экспертизы условий труда, а также результаты ее проведения, хранятся в УТЗН Алтайского края.
В случае утраты заключения государственной экспертизы условий труда заявитель, судебный орган, государственная инспекция труда, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальный орган вправе получить в УТЗН Алтайского края дубликат этого заключения при условии подачи заявления на выдачу дубликата заключения государственной экспертизы условий труда по утвержденной приказом Минтруда России типовой форме, размещенной на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края.
Дубликат заключения государственной экспертизы условий труда не позднее 10 рабочих дней со дня получения УТЗН Алтайского края письменного обращения о его выдаче:
выдается на руки заявителю (его уполномоченному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении или без уведомления о вручении, но с выдачей нарочным или может быть направлен ему на электронную почту в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
направляется в соответствующий судебный орган, государственную инспекцию труда, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальный орган почтовым отправлением с уведомлением о вручении или без уведомления о вручении, но с выдачей нарочным или может быть направлен им на электронную почту в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется путем регистрации подготовленного документа в реестре исходящей корреспонденции в электронной форме.";
в пункте 44:
слово "бесплатно" заменить словами "в течение срока, установленного для указанной государственной услуги";
слова "для исполнения всеми участниками специальной оценки условий труда, в том числе сторонами, имеющими разногласия." заменить словами "к исполнению всеми сторонами разногласий.";
приложение 1 исключить;
приложение 2 считать приложением 1;
дополнить приложением 2 следующего содержания:
"Приложение 2
к Административному регламенту
предоставления государственной услуги
"Выдача заключений государственной
экспертизы условий труда"
Перечень
документов, которые предоставляются работодателем для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда
1) утвержденный работодателем отчет о проведении специальной оценки условий труда (далее - "отчет");
2) предписания должностных лиц государственных инспекций труда об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (при наличии);
3) приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
4) перечень рабочих мест, сформированный комиссией работодателя, на которых в соответствующем году должна быть проведена специальная оценка условий труда;
5) заключение эксперта о результатах идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов с приложением перечня идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах;
6) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", определенный экспертом в соответствии с требованиями части 7 статьи 10 данного Федерального закона (при наличии);
7) документы, подтверждающие утверждение комиссией результатов идентификации или определения вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям (протоколы заседаний комиссии работодателя);
8) иные заключения и решения эксперта, принятые им в ходе проведения специальной оценки условий труда (при наличии);
9) документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, протоколы производственного (лабораторного) контроля условий труда (в случае принятия комиссией работодателя по представлению эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, решения об их использовании);
10) карта хронометража рабочего времени (рабочей смены) на рабочих местах, указанных в заявлении (если идентифицированный вредный производственный фактор требует учета продолжительности воздействия);
11) протоколы (решения) комиссии работодателя (при наличии);
12) особые мнения членов комиссии (при наличии).";
дополнить приложением 3 следующего содержания:
"Приложение 3
к Административному регламенту
предоставления государственной услуги
"Выдача заключений государственной
экспертизы условий труда"
Перечень
дополнительных документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда
1. Договор (контракт) работодателя с организацией на проведение специальной оценки условий труда;
2. График проведения специальной оценки условий труда;
3. Перечень используемого оборудования, сырья и материалов, а также характеристики выполняемых работ на рабочих местах, где проведена специальная оценка условий труда;
4. Рабочие или должностные инструкции на указанных в заявлении рабочих местах, действовавшие на момент проведения специальной оценки условий труда;
5. Инструкции по охране труда на указанных в заявлении рабочих местах, действовавшие на момент проведения специальной оценки условий труда;
6. Паспорта на оборудование, руководства по эксплуатации оборудования.";
дополнить приложением 4 следующего содержания:
"Приложение 4
к Административному регламенту
предоставления государственной услуги
"Выдача заключений государственной
экспертизы условий труда"
Перечень
документов, которые предоставляются работодателем для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
1) утвержденный работодателем отчет о проведении специальной оценки условий труда;
2) документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
3) коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
4) положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
5) локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенную продолжительность рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
6) список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам;
7) копии заключений о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за последний год;
8) приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
9) перечень рабочих мест, сформированный комиссией работодателя, на которых в соответствующем году должна быть проведена специальная оценка условий труда;
10) заключение эксперта о результатах идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов с приложением перечня идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах;
11) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", определенный экспертом в соответствии с требованиями части 7 статьи 10 данного Федерального закона (при наличии);
12) документы, подтверждающие утверждение комиссией результатов идентификации или определения вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям (протоколы заседаний комиссии работодателя);
13) иные заключения и решения эксперта, принятые им в ходе проведения специальной оценки условий труда (при наличии);
14) документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, протоколы производственного (лабораторного) контроля условий труда (в случае принятия комиссией работодателя по представлению эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, решения об их использовании);
15) карта хронометража рабочего времени (рабочей смены) на рабочих местах, указанных в заявлении (если идентифицированный вредный производственный фактор требует учета продолжительности воздействия);
16) протоколы (решения) комиссии работодателя (при наличии);
17) особые мнения членов комиссии (при наличии).";
дополнить приложением 5 следующего содержания:
"Приложение 5
к Административному регламенту
предоставления государственной услуги
"Выдача заключений государственной
экспертизы условий труда"
Перечень
документов, которые предоставляются работодателем для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников
1) утвержденный работодателем отчет о проведении специальной оценки условий труда;
2) документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
3) коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие условия труда работника (работников), включая режимы труда и отдыха;
4) предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному надзору в установленной сфере деятельности (при наличии);
5) нормативные правовые акты и локальные акты работодателя, в соответствии с которыми регулируются вопросы технического состояния зданий, сооружений и оборудования, организации технологических процессов, состояние инструментов, сырья и материалов на рабочих местах, применения на рабочих местах средств индивидуальной и коллективной защиты, состояния санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников на рабочих местах, а также установленные режимы труда и отдыха работников на рабочих местах;
6) приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
7) перечень рабочих мест, сформированный комиссией работодателя, на которых в соответствующем году должна быть проведена специальная оценка условий труда;
8) заключение эксперта о результатах идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов с приложением перечня идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах;
9) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", определенный экспертом в соответствии с требованиями части 7 статьи 10 данного Федерального закона (при наличии);
10) документы, подтверждающие утверждение комиссией результатов идентификации или определения вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям (протоколы заседаний комиссии работодателя);
11) иные заключения и решения эксперта, принятые им в ходе проведения специальной оценки условий труда (при наличии);
12) документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, протоколы производственного (лабораторного) контроля условий труда (в случае принятия комиссией работодателя по представлению эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, решения об их использовании);
13) карта хронометража рабочего времени (рабочей смены) на рабочих местах, указанных в заявлении (если идентифицированный вредный производственный фактор требует учета продолжительности воздействия);
14) протоколы (решения) комиссии работодателя (при наличии);
15) особые мнения членов комиссии (при наличии).".
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления Н.А. Третьякову.
Начальник управления |
Н.А. Капура |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ управления Алтайского края по труду и занятости населения от 26 мая 2022 г. N 45/Пр/70 "О внесении изменений в приказ управления Алтайского края по труду и занятости населения от 19.11.2019 N 45/Пр/180"
Вступает в силу с 27 мая 2022 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 мая 2022 г. N 2201202205270003