Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства культуры
Краснодарского края
от 25.05.2022 г. N 268
Порядок идентификации опасностей и оценки рисков в министерстве культуры Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Порядок идентификации и оценки рисков в министерстве культуры Краснодарского края (далее - Порядок) разработан в соответствии с требованиями статьи 218 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2021 г. N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков" и определяет порядок выявления опасностей, оценки и снижения уровней профессиональных рисков в министерстве культуры Краснодарского края (далее - министерство).
2. Идентификация опасностей и оценки рисков
2.1. В целях вовлечения государственных гражданских служащих Краснодарского края в министерстве (далее - служащие) в процесс анализа рисков приказом министерства утверждается состав рабочей группы по проведению идентификации опасностей и оценке рисков в министерстве. Количество членов рабочей группы не должно быть менее трёх человек. Руководитель рабочей группы при осуществлении своей деятельности должен руководствоваться настоящим Порядком.
2.2. Плановая идентификация опасностей и оценка рисков в министерстве осуществляется не реже 1 раза в 5 лет.
2.3. Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков проводятся по приказу министерства в случаях:
1) модернизации и (или) замены оборудования;
2) изменения в производственных процессах при планировании любых специальных (нестандартных) работ;
3) изменения законодательных и других требований, касающиеся идентифицированных опасностей и рисков и (или) соответствующих мер управления;
4) изменения условий труда и (или) порядка выполнения работ, а также при несчастных случаях, авариях и инцидентах, произошедших в структурных подразделениях министерства.
2.4. Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков проводятся до внедрения соответствующих изменений и по процессу, по которому эти изменения происходят.
2.5. Процесс идентификации, оценки и управления рисками (анализ рисков) в министерстве состоит из этапов:
1) сбор предварительной информации;
2) выявление источников и определение опасностей;
3) определение действующих мер снижения и минимизации рисков;
4) определение тяжести последствий;
5) определение вероятности возникновения рисков;
6) оценка рисков;
7) разработка дополнительных мер, направленных на снижение уровня рисков.
2.6. Во время выявления источников опасностей используется каталог источников опасностей (приложение 1) и принимается во внимание наличие категорий, к которым можно отнести источники опасности (физические, химические, эргономические, биологические, природные).
2.7. Для регистрации присущих производству работ рисков используются карты идентификации, оценки и управления рисками (далее - карты) (приложение 2).
2.8. В столбце 2 карты перечисляются все этапы или задачи, связанные с видом работ.
2.9. По каждому этапу или задаче определяются и описываются источники, а также сами опасности (столбцы 3 и 4) и последствия наиболее неблагоприятных вариантов (столбец 5) с учетом, что все существующие меры по предупреждению действуют (столбец 6).
2.10. Оценка вероятность исходного риска, осуществляется путем ответов на ниже приведенные вопросы, опуская те, которые к нему не применяются или по которым нет информации:
1) как часто будет возникать данная опасность на рабочем месте? Ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно?
2) сколько людей или активов будет подвергаться риску каждый раз, когда возникает опасность такого рода?
3) как часто случались нежелательные события на рабочем месте при выполнении работ этого вида с этими людьми или активами раньше? Это случалось при наличии профилактических мероприятий или при их отсутствии?
4) как часто происходили нежелательные события при выполнении работ этого вида? Они происходили при наличии профилактических мероприятий или при их отсутствии?
5) какие профилактические мероприятия для контроля этого риска действуют в министерстве? Случались ли сбои с этими мероприятиями в прошлом? Почему?
6) какие факторы, способствующие риску или усиливающие его, могут повлиять на вероятность нежелательного события?
2.11. Степень возрастающей вероятности характеризуется следующим образом (Таблица 1):
Таблица 1
Степень вероятности |
Характеристика |
|
1 |
Весьма маловероятно |
Практически исключено Зависит от следования инструкции Нужны многочисленные поломки/отказы/ошибки |
2 |
Маловероятно |
Сложно представить, однако может произойти Зависит от следования инструкции Нужны многочисленные поломки/отказы/ошибки |
3 |
Возможно |
Иногда может произойти Зависит от обучения (квалификации) Одна ошибка может стать причиной аварии/ инцидента/несчастного случая |
4 |
Вероятно |
Зависит от случая, высокая степень Возможности реализации Часто слышим о подобных фактах Периодически наблюдаемое событие |
5 |
Весьма вероятно |
Обязательно произойдет Практически несомненно Регулярно наблюдаемое событие |
2.12. Результат оценки вероятности вписывается в столбец 7 карты.
2.13. Для определения потенциальной степени тяжести нежелательного события при его наступлении, рассматриваются следующие вопросы по каждому выявленному риску, пропуская ступени, которые к нему не применяются или по которым отсутствует информация:
1) какие мероприятия по снижению этого риска действуют на рабочем месте, чтобы свести к минимуму степень тяжести этого нежелательного события? Случались ли сбои с этими мероприятиями в прошлом? Почему?;
2) как это соотносится с мероприятиями по снижению риска на других рабочих местах;
3) какова возможная степень тяжести этого нежелательного события на вашем рабочем месте?
4) какие факторы, способствующие риску или усиливающие его, могут повлиять на степень тяжести?
2.14. С учетом проведенного анализа определяется наиболее точная оценка потенциальной степени тяжести нежелательного события. Тяжесть последствий обозначается числом от 1 до 5.
2.15. Степень тяжести характеризуется следующим образом (Таблица 2):
Таблица 2
Тяжесть последствий |
Потенциальные последствия для людей |
Потенциальный ущерб для имущества (материальные потери = восстановительная стоимость утерянного имущества + затраты на ликвидацию) |
Потенциальные последствия с позиции законодательства |
|
1 |
Приемлемая |
Без травмы или заболевания; Потенциал к ущербу, незначительный, быстроустранимый ущерб. |
До 50 тыс. руб. |
Дисциплинарная ответственность. |
2 |
Незначительная |
Незначительная травма - микротравма (незначительный порез, ушибы), оказана первая медицинская помощь; Инцидент; Возгорание. |
От 50 до 300 тыс. руб. |
Внутреннее расследование. Незначительное нарушение закона. Административная ответственность. Приостановка работ до 6 часов. |
3 |
Значительная |
Серьёзное ранение, болезнь и расстройства здоровья с временной утратой трудоспособности продолжительностью до 60 дней; Инцидент. |
От 300 до 1 000 000 руб. |
Расследование органов власти. Приостановка работ 6-12 часов. |
4 |
Крупная |
Тяжёлый н/сл. на производстве (временная нетрудоспособность более 60 дней); Профзаболевание; Инцидент. |
От 1 000 000 до 7 000 000 руб. |
Расследование органов власти. Уголовная ответственность. Приостановка работ 12-24 часа. |
5 |
Катастрофическая |
Групповой н/сл. на производстве (число пострадавших 2 и более человек); Н/сл. на производстве со смертельным исходом; Авария; Пожар. |
Свыше 7 000 000 руб. |
Расследование органов власти. Уголовная ответственность. Остановка работ. |
2.16. Результат оценки потенциальной степени тяжести вписывается в столбец 8 карты.
2.17. Затем проводится оценка рисков с использованием матрицы оценки рисков (Таблица 3):
Таблица 3
Риск |
Вероятность |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
с |
|||
Весьма маловероятно |
Маловероятно |
Возможно |
Вероятно |
Весьма вероятно |
|||
Тяжесть |
1 |
Приемлемая |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Незначительная |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
|
3 |
Значительная |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
|
4 |
Крупная |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
|
5 |
Катастрофическая |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
2.18. Пересечение определенного числа вероятности на оси абсцисс с определенным числом степени тяжести на оси ординат (таблица 3) определяет уровень исходного риска (от 1 до 25). Получившийся в результате уровень исходного риска заносится в столбец 9 карты.
2.19. В столбце 10 карты необходимо перечислить плановые (дополнительные) профилактические мероприятия, направленные на снижение вероятности и степени тяжести.
2.20. Если определенный риск попадает под категорию Катастрофический, Крупный или Значительный следует разработать мероприятия по снижению уровня риска (Таблица 4).
Таблица 4
Уровень риска |
Предпринимаемые действия |
Катастрофический от 20 до 25 |
Незамедлительная реакция, задание не может быть выполнено, высокая вероятность серьезных последствий. Необходимо пересмотреть и по-новому поставить задачу, или предпринять меры для уменьшения рисков. Такие меры должны еще раз пройти полную оценку и получить согласование до начала выполнения задания. |
Крупный от 12 до 16 |
Задание может быть выполнено только после согласования с министром на основе консультаций со специалистами и группой по оценке рисков. По возможности, следует по-новому поставить задачу, учитывая соответствующие опасности, или сократить риски до начала выполнения задания. Мероприятия по исключению данного риска должны быть обязательно запланированы. |
Значительный от 8 до 10 |
Задание может быть выполнено, но при этом следует строго контролировать ход выполнение работ, предусмотрев возможность дальнейшего снижения риска. |
Незначительный или приемлемый от 1 до 6 |
Приемлемый уровень риска, нет необходимости в принятии дальнейших мер, при условии постоянного контроля и выполнения всех предусмотренных мер безопасности. |
Министр культуры |
В.Ю. Лапина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.