Решение Челябинского областного суда от 27 января 2022 г. по делу N 3а-20/2022 (3а-387/2021)
УИД 74OS0000-01-2021-000464-66
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Агатаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Г.С.А. к Министерству имущества Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
Г.С.А. обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 1218 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 26 декабря 2019 года N 231-П со дня его принятия; возместить судебные расходы и расходы на представителя.
В обоснование заявленных требований указала, что являлась собственником здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>. Приказом Министерства имущества Челябинской области от 26 декабря 2019 года N 231-П определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. Согласно приложению, помещение с кадастровым номером N включено в вышеуказанный перечень под номером 1218. Здание было незаконно и в нарушение требований ст. 378.2 НК РФ внесено в перечень объектов, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости на 2020 год, что лишило ее права на получение налоговой льготы на оплату налога на имущество за 2020 год. В здании по адресу г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 7, пом. 2, располагались производственные объекты: на 1 этаже - производство мягкой мебели, производство пластиковой тары, склад запасных частей для строительной техники; на 2 этаже - производство механических станков, мастерская по производству рамок для картин, постеров, фотографий, производство трикотажных изделий; на 3 этаже - производство деревянной мебели, типография. При проведении проверки сотрудниками администрации было установлено, что используются под офисы не более 3 % от общего количества помещений. Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для эксплуатации части нежилого здания (производственно-бытовое), в данном случае фактически здание использовалось для размещения в нем производственных объектов. Возможность размещения на данном земельном участке объекта для бытового обслуживания только формально допустима, в реальности же никаких объектов с таким назначением там не находилось. При включении в перечень объектов по ст. 378.2 НК РФ необходимо устанавливать реальное использование объекта.
Представитель административного истца Г.С.А. - Ч.А.С., действующий на основании ордера N 210 от 26 октября 2021 года (том 2 л.д. 23), в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
Представитель административного ответчика Министерства имущества Челябинской области Д.Я.С., действующий на основании доверенности от 14 мая 2020 года (том 1 л.д. 102), в судебном заседании заявленные требования полагал не подлежащими удовлетворению.
В письменном отзыве представитель, что приказом Министерства имущества Челябинской области от 26 декабря 2019 года N 231-П определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. В период с 5 по 6 ноября 2019 года специалистами Министерства имущества и Челябинской области проведено мероприятие по определению вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 7, пом. 2, в состав которого входит спорное нежилое помещение с кадастровым номером N. В результате осмотра установлено, что нежилое помещение фактически используется для размещения офисов - 26,04 %, торговых объектов - 3,48 %, объектов бытового обслуживания - 2,27 %, объектов питания - 2,18 % в сумме 33,97 %. Согласно акту N 118 от 7 ноября 2019 нежилое здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, доля площадей такого назначения по результатам мероприятия по определению вида фактического использования указанного объекта составляет 33,97 % от общей площади помещений. Данный факт подтверждается соответствующими фотоматериалами и расчетами. Поскольку в ходе проведения мероприятия установлено, что 33,97 % общей площади здания с кадастровым номером N фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, следовательно, принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером N общей площадью 3525 кв. м. подлежало включению в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества в качестве помещения, находящегося в указанном здании на основании подпункта пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (том 2 л.д. 24 - 26).
Представитель заинтересованного лица Б.Н.Ю. - Г.А.Е., действующая на основании доверенности от 2 марта 2021 года (том 2 л.д. 121 - 122), в судебном заседании административные исковые требования полагала подлежащими удовлетворению.
Административный истец Г.С.А., заинтересованное лицо Б.Н.Ю. в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о дате и времени судебного разбирательства.
Заинтересованное лицо Б.Н.Ю. в письменном отзыве указала, что с 17 ноября 2020 года является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N. На момент покупки нежилого помещения в здании располагались производственные объекты. Ссылается, что с декабря 2020 года здание в целях делового, административного или коммерческого назначения не используется, а производственные объекты, расположенные в нежилом помещении, составляют менее 2 % от его общей площади. В целях обоснования своей позиции, Б.Н.Ю. обратилась к строительному эксперту П.В.А., который в результате визуально-измерительного обследования здания с кадастровым номером N подготовило заключение, согласно которому помещение с кадастровым номером N функционально и конструктивно самостоятельно и независимо от административного здания с кадастровым номером N, функционирует как самостоятельный объект недвижимости (том 2 л.д. 124 - 125).
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика и представителя заинтересованного лица в судебном заседании, изучив представленные сторонами письменные доказательства и материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, считавшего, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частями 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, со 2 мая 2017 года по 24 ноября 2020 года Г.С.А. являлась собственником помещения с кадастровым номером N (том 1 л.д. 13 - 14, 80 - 84), расположенного в здании с кадастровым номером N (том 1 л.д. 45 - 77).
С 25 ноября 2020 года собственником помещения является Б.Н.Ю. на основании договора купли-продажи от 17 ноября 2020 года (том 1, л.д. 80 - 84).
27 сентября 2021 года Г.С.А. обратилась в ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска с заявлением об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
Письмом ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска от 14 октября 2021 года N 13-20/018470@ в предоставлении льготы отказано. Указано, что на основании пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса). Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости на 2020 год, определен приказом Министерства имущества Челябинской области от 26 декабря 2019 года N 231-П. Нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 7 с кадастровым номером N, входит в вышеуказанный перечень.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопроса установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В качестве уполномоченного органа исполнительной власти Челябинской области на осуществление полномочий по ежегодному определению перечня отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество определяется как кадастровая стоимость имущества, направлению данного перечня в налоговые органы и размещению его в региональной информационной системе определено Министерство имущества Челябинской области (п. 70 - 72 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 10 декабря 2014 года N 233).
В соответствии с положением пункта 9 статьи 15 Закона Челябинской области от 25 мая 2006 года N 22-ЗО "Устав (основной закон) Челябинской области" в ведении области находится установление налогов и сборов, отнесенное Федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядка их взимания.
Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 26 декабря 2019 года N 231-П определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости (далее - Перечень), на 2020 год. Согласно приложению к данному приказу в Перечень под N 1218 вошло помещение с кадастровым номером N, расположенное в здании с кадастровым номером N по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 7а, пом. 2 (том 1 л.д. 107).
Указанный приказ (Перечень) размещен в сети Интернет на сайте Министерства по адресу http://imchel.ru, а также опубликован в газете "Южноуральская панорама" N 125 от 30 декабря 2019 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области в пределах его компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, что не оспаривалось административным истцом.
Согласно подпунктам 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (вместе с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения), утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 29 января 2016 года N 35-П (далее - Порядок), мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области и осуществляются в целях установления (выявления) фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу пунктов 6, 8, 14 Порядка такие мероприятия проводятся должностными лицами Министерства в форме обследований объектов нежилого фонда в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования должностное лицо Министерства, уполномоченное на проведение указанного мероприятия, в срок не позднее 3 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (далее именуется - акт) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с указанным Порядком Министерством имущества Челябинской области 7 ноября 2019 года составлен акт N 118 о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, согласно которому административное здание по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 7, кадастровый номер N фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, поскольку в указанных целях используется 33,97 % здания: офисных помещений 26,04 %, торговых объектов 3,48 %, объектов бытового обслуживания 2,27 %, объектов питания 2,18 %.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что объект недвижимости с кадастровым номером N является автономным, отдельно стоящим зданием, расположенным на отдельном земельном участке, имеющим отдельный вход, полностью обособленным от здания с кадастровым номером N. Количество помещений, отвечающих требованиям пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 3 %.
В подтверждение своей позиции административным истцом представлено заключение о функциональной и конструктивной самостоятельности помещения с кадастровым номером N (корпус 4) от административного здания с кадастровым номером N (корпус 3), согласно которому здание с кадастровым номером N имеет собственный каркас, состоящий из фундаментов, колонн, ригелей и плит перекрытия и покрытия, а также ограждающие конструкции стен и кровли, которые выполняют свои конструктивные и эксплуатационные свойства самостоятельно и не оказывают какого-либо влияния на конструкции рядом расположенного здания корпуса N 3. Крыша и кровля здания корпуса N 4 выполнена отдельно от конструкций стен корпуса N 3, имеет собственный уклон для отвода атмосферных осадков в отдельно организованную систему водостоков, без оказания какого-либо воздействия на стены рядом расположенного корпуса N 3. Здание корпуса N 4 используется автономно, является капитальным, устойчивым строением, является отдельно функционирующим зданием в соответствии со своим назначением. Между зданиями отсутствуют какие-либо проходы, коммуникации, инженерные сети, совместно обслуживаемые помещения, в том числе подвальные (том 2, л.д. 154 - 182).
Представителем заинтересованного лица представлены копии договоров: теплоснабжения N Т-611930 от 17 декабря 2020 года, электроснабжения от 01 декабря 2020 года (том 2, л.д. 126 - 153, 183), заключенных в целях обеспечения теплом и электроэнергией помещения с кадастровым номером N.
По мнению суда, представленные стороной административного истца доказательства о незаконности оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствуют.
Согласно Выпискам из единого государственного реестра недвижимости, помещение с кадастровым номером N расположено в здании с кадастровым номером N, нежилое помещение с кадастровым номером N является частью нежилого здания (производственно-бытовое), расположено в пределах здания с кадастровым номером N (том 1 л.д. 45 - 77).
Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером N, собственником которого является заинтересованное лицо Б.Н.Ю., в пределах земельного участка расположено здание с кадастровым номером N, видом разрешенного использования является эксплуатация части нежилого здания (производственно-бытовое), а также для иных видов использования, характерных для населенных пунктов (том 2, л.д. 33 - 35).
Как следует из технического паспорта, представленного ОГУП "Обл. ЦТИ" по Челябинской области по запросу суда, спорное помещение является нежилым помещением, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев дом 7, литер А номер помещения 2, имеет инвентарный номер 38265, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости соответствует зданию с кадастровым номером N, в которое входит несколько помещений, в том числе помещение N 2, то есть спорный объект с кадастровым номером N.
Кроме того, как из технического паспорта, представленного органом технического учета, так и из поэтажного плана, представленного собственником по запросу Министерства имущества, помещение, принадлежавшее административному истцу и здание, к которому оно примыкает, сообщаются.
Таким образом, как технической документацией, так и данными, содержащимися в ЕГРН, подтверждается, что нежилое помещение с кадастровым номером N является частью здания с кадастровым номером N.
При таких обстоятельствах доводы административного истца и заинтересованного лица о том, что спорное помещение в целях делового, административного или коммерческого назначения не используется, правового значения не имеют, поскольку помещение расположено в здании, одновременно используемом как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, которое относится к одному из видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость имущества. Помещения в этих зданиях включаются в Перечни не как самостоятельный вид недвижимого имущества, а в силу прямого указания федерального законодателя, следовательно, не могут рассматриваться как самостоятельные объекты.
Исследовав представленный административным ответчиком акт от 7 ноября 2019 года N 118 о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, суд приходит к выводу, что часть помещений отнесена к категории офисных без достаточного обоснования, поскольку какие-либо сведения об эксплуатации помещений собственником здания, либо иными лицами по договору аренды, их назначении, фототаблица к акту обследования и иные материалы не содержат (этаж 4 - поз. 22, 26, этаж 5 - поз. 2, 10, 20, 21, 19, этаж 6 - поз. 7, этаж 7 - поз. 12, антресоль 2 этажа - поз. 345, 334, 322), однако о незаконности принятого решения данное обстоятельство не свидетельствует, поскольку их исключение из числа офисных на заключение о фактическом использовании не влияет, поскольку суммарная доля помещений, используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания составит более 20 %.
Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не были нарушены требования Налогового кодекса Российской Федерации, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N правомерно включен в Перечень, поскольку он отвечает требованиям, установленным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке, в пределах полномочий органа исполнительной власти, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований Г.С.А. надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 КАС Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административных исковых требований Г.С.А. к Министерству имущества Челябинской области о признании не действующим со дня принятия приказа Министерства имущества Челябинской области от 26 декабря 2019 года N 231-П в части исключения пункта 1218 из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости на 2020 год, отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2022 года.
Председательствующий |
Л.В. Феофилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 27 января 2022 г. по делу N 3а-20/2022 (3а-387/2021) (Ключевые темы: перечень объектов недвижимого имущества - налоговая база определяется как кадастровая стоимость - фактическое использование помещений)
Текст решения опубликован не был