В соответствии с частью третьей статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации, Примерным положением о системе управления охраной труда, утвержденным Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н, администрация района постановляет:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в администрации Мичуринского района согласно приложению.
2. Отделу организационной и кадровой работы администрации Мичуринского района (Курьянова) ознакомить всех сотрудников администрации района с настоящим Положением под роспись.
3. Разместить (опубликовать) настоящее постановление на сайте сетевого издания "РИА "ТОП 68" (www.top68.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами администрации района О.Ю. Мордасову.
Глава района |
Г.Н. Шеманаева |
Утверждено
постановлением администрации района
от 11.03.2022 N 201
Положение
о системе управления охраной труда администрации Мичуринского района
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в администрации Мичуринского района (далее - Положение о СУОТ) разработано с учетом:
а) Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н (далее - Примерное положение о СУОТ);
б) разд. X "Охрана труда" ТК РФ;
в) ГОСТ 12.0.230-2007 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст);
г) ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст).
2. СУОТ разработано в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя, с учетом потребностей и ожиданий сотрудников администрации района, а также других заинтересованных сторон.
3. Положения СУОТ распространяются на всех сотрудников, работающих в администрации Мичуринского района в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях администрации Мичуринского района.
4. СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
а) организационной структуры управления, предусматривающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации (локальных нормативных актов, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).
5. Положения СУОТ о безопасности, касающиеся нахождения, перемещения на территории администрации Мичуринского района, распространяются на всех лиц, находящихся на территории администрации района, в том числе в зданиях и сооружениях, а также на представителей органов надзора и контроля. Данные положения доводятся до указанных лиц при проведении вводных инструктажей.
6. Для целей Положения о СУОТ разрабатываются и внедряются необходимые меры, направленные на обеспечение в администрации Мичуринского района безопасных условий нахождения и осуществления трудовой деятельности. В рамках взаимодействия по охране труда учитываются потребности и ожидания сотрудников администрации Мичуринского района и иных заинтересованных сторон.
7. Информация о мерах безопасности, принимаемых в рамках СУОТ, доводится до заинтересованных лиц при проведении вводного инструктажа.
8. При определении состава соблюдаемых работодателем норм действующего положения и их полноты учитываются наличие рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности травмирования сотрудников, а также результаты выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими опасностями.
II. Политика в области охраны труда
9. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности Администрации Мичуринского района, особенности организации работы в ней, а также профессиональные риски.
10. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья сотрудников Администрации Мичуринского района в их трудовой деятельности и обеспечение безопасных условий труда. Она предполагает управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
11. В Администрации Мичуринского района обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.
12. Администрация Мичуринского района гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.
13. В обеспечение указанной гарантии Администрацией Мичуринского района принимаются необходимые меры и реализовываются соответствующие мероприятия.
14. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
1) проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), выявление и оценка опасностей и уровней профессиональных рисков;
2) обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
3) обучение по охране труда;
4) внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства;
5) приобретение и монтаж установок (автоматов) с питьевой водой для работников;
6) организация мест общего отдыха и психоэмоциональной разгрузки;
7) установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, соответствующих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочих и иных помещениях;
8) обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
15. В начале каждого года политика в области охраны труда оценивается на соответствие стратегическим задачам Администрации Мичуринского района в данной области. При необходимости политика пересматривается исходя из результатов оценки функционирования СУОТ.
15.1. Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с сотрудниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель вправе реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие сотрудников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.
III. Разработка и внедрение СУОТ
16. Возложение обязанностей на сотрудников и наделение их полномочиями осуществляются в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением относительно распределения зон ответственности в рамках СУОТ.
17. Информация об ответственных лицах, их полномочиях и зоне ответственности в рамках СУОТ утверждается главой. С данной информацией должны быть ознакомлены сотрудники всех уровней управления.
18. Глава Администрации Мичуринского района является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда, а также реализацию мер по улучшению условий труда сотрудников.
19. Распределение обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
20. Обязанности в рамках функционирования СУОТ закрепляются в должностной инструкции ответственного сотрудника соответствующего уровня управления.
21. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) глава - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 ТК РФ;
2) первый заместитель главы администрации района, заместители главы, управляющий делами - организация работ по охране труда;
3) руководители структурного подразделения, их заместители:
а) обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;
б) организация подготовки по охране труда;
в) участие в управлении профессиональными рисками;
г) обеспечение участия сотрудников структурного подразделения (их представителя) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
д) участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
е) информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
ж) обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций специалиста по охране труда;
з) приостановление работ в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
и) обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними сотрудников структурного подразделения и иных лиц;
к) принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
4) иные сотрудники:
а) соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкции по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и др.;
б) информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств и оборудования, установленных на рабочем месте;
в) извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или ухудшении состояния своего здоровья;
г) соблюдение порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
IV. Планирование СУОТ
22. При планировании СУОТ определяются и принимаются во внимание профессиональные риски, требующие принятие мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
23. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией.
24. В целях обнаружения, распознавания и описания опасностей применяются рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
25. В Администрации Мичуринского района обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и дается им оценка.
26. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности Администрации Мичуринского района.
27. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана учитываются основные направления работы по охране труда.
28. План мероприятий утверждается главой.
29. В плане мероприятий отражаются, в частности:
1) перечень (наименование) планируемых мероприятий;
2) ожидаемый результат каждого мероприятия;
3) срок реализации мероприятия;
4) лица, ответственные за его реализацию;
5) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
30. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся следующих аспектов:
1) нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
2) условий труда сотрудников (по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков (ОПР));
3) трудовых процессов.
31. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья сотрудников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
1) устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
2) отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
3) достижению показателей улучшения условий труда.
32. При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда учитывается имеющийся передовой опыт, финансовые, производственные (функциональные) возможности.
33. Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда.
34. Принятые цели по охране труда достигаются путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных главой II настоящего положения.
35. Цели формулируются с учетом необходимости регулярной оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.
36. Количество целей по охране труда работодатель определяет с учетом специфики своей деятельности, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
37. При выборе целей в области охраны труда учитываются их характеристики, в том числе:
а) возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения;
б) возможность учета:
1) применимых норм;
2) результатов оценки рисков;
3) результатов консультаций с сотрудниками и, при их наличии, представителями сотрудников.
38. Работодатель, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
39. При планировании достижения целей работодатель определяет:
а) необходимые ресурсы;
б) ответственных лиц;
в) сроки достижения целей (цели могут быть долгосрочными и краткосрочными);
г) способы и показатели оценки уровня достижения целей.
V. Обеспечение функционирования СУОТ
40. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда.
41. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции сотрудника соответствующего уровня управления охраной труда определяются необходимые компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках СУОТ.
42. Сотрудникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечиваются:
1) подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
2) непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
43. Сотрудники, прошедшие обучение и повышение квалификации в области охраны труда, включаются в реестр, утверждаемый главой.
44. В рамках СУОТ сотрудники должны быть проинформированы:
1) о политике и целях Администрации Мичуринского района в области охраны труда;
2) системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
3) ответственности за нарушение этих требований;
4) результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
5) опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
45. Информирование сотрудников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, обеспечивается с учетом Приказов Минтруда России от 17.12.2021 N 894, от 29.10.2021 N 773н. Конкретный формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУОТ.
46. При информировании сотрудников допускаются следующие формы доведения информации:
а) включение соответствующих положений в трудовой договор сотрудника;
б) ознакомление сотрудника с результатами специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;
в) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон;
г) изготовления и распространения аудиовизуальной продукции - информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
д) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
е) размещения соответствующей информации в общедоступных местах;
ж) проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией.
VI. Функционирование СУОТ
47. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Администрации Мичуринского района, являются:
1) специальная оценка условий труда;
2) оценка профессиональных рисков;
3) обучение сотрудников;
4) обеспечение безопасности при эксплуатации зданий и сооружений;
5) обеспечение безопасности при эксплуатации оборудования;
6) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
7) санитарно-бытовое обеспечение сотрудников;
8) соблюдение режима труда и отдыха сотрудников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
9) обеспечение социального страхования сотрудников;
10) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
11) реагирование на аварийные ситуации;
12) реагирование на несчастные случаи;
13) учет микротравм;
14) реагирование на профессиональные заболевания.
48. По результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков с учетом специфики деятельности и штатного состава сотрудников Администрации Мичуринского района устанавливается следующий перечень процессов:
1) процессы, обеспечивающие допуск сотрудников к самостоятельной работе (пп. 3 - 5 п. 44 данного раздела);
2) процессы, обеспечивающие безопасную производственную среду;
3) сопутствующие процессы;
4) процессы реагирования.
49. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, устанавливается следующими основными процессами и процедурами:
1) планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
2) контроль планирования и выполнения данных мероприятий, анализ по результатам контроля;
3) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
4) управление документами СУОТ;
5) информирование сотрудников, взаимодействие с ними;
6) распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
50. В администрации района проводятся профилактические мероприятия по отработке действий сотрудников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
VII. Оценка результатов деятельности
51. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, подлежащие реализации в рамках СУОТ.
52. К основным видам контроля относятся:
1) контроль состояния рабочего места, оборудования, выявление опасностей и определение уровня профессиональных рисков; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
2) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда);
3) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
4) учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
5) регулярный контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
53. В рамках мероприятий по контролю может использоваться фото- и видеофиксация.
54. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются в плане мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
55. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
1) абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
2) относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
3) качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
56. Результаты контроля используются для оценки эффективности СУОТ, а также для принятия управленческих решений по ее актуализации, изменению, совершенствованию.
VIII. Улучшение функционирования СУОТ
57. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнение мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от сотрудников или их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
58. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования направлен на повышение эффективности и результативности СУОТ путем:
- улучшения показателей деятельности администрации района в области охраны труда;
- поддержки участия сотрудников в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ;
- доведение до сотрудников информации о соответствующих результатах деятельности администрации района по постоянному улучшению СУОТ.
59. На этапах разработки и формирования корректирующих действий производится опрос сотрудников относительно совершенствования СУОТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Мичуринского района Тамбовской области от 11 марта 2022 г. N 201 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации Мичуринского района"
Вступает в силу с 21 мая 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Тамбовском областном портале" (www.top68.ru) 20 мая 2022 г.