Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 апреля 2002 г. N КА-А40/1960-02
решением Арбитражного суда г.Москвы от 17 декабря 2001 года признаны недействительными решение и предписание Комиссии МАП России от 03.09.2001 в части, касающейся распоряжений Мэра Москвы N 50-РМ от 21.01.2000, N 182-РМ от 17.02.2000, N 165-РМ от 28.02.2001 и N 290-РМ от 29.03.2001.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что МАП России документально не подтвердил нарушение Мэром Москвы при издании вышеперечисленных распоряжений норм ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", поскольку не представил надлежащих доказательств предоставления АК "ММБ - Банк Москвы" льгот, которые бы поставили названный банк в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, путем принятия нормативных актов или осуществления каких-либо действий.
При этом суд сослался на ст. 13 ГК РФ, ст. 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", ст. 53 АПК РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МАП России просит об отмене вышеназванного судебного акта по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального и процессуального права: ст. 13 ГК РФ; ст. 12, 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"; ст. 1 Закона РФ "О банках и банковской деятельности"; ст.ст. 155, 156 Бюджетного кодекса РФ; ст.ст. 125, 127 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Мэра Москвы и Банка Москвы, возражавших против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда г.Москвы от 17.12.2001 по делу N А40-38147/01-2-210, вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
3 сентября 2001 года Комиссией МАП России по делу N 2-12/535-01 были вынесены решение и предписание, которыми в действиях Мэра Москвы признаны нарушения антимонопольного законодательства - статей 12 и 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", выразившиеся в издании распоряжений Мэра Москвы N 50-РМ от 21.01.2000, N 182-РМ от 17.02.2000, N 165-РМ от 28.02.2000 и N 290-РМ от 29.03.2001 и в привлечении коммерческих банков к обслуживанию бюджетных счетов города Москвы без проведения открытого конкурса.
По делу видно, что Мэром г.Москвы изданы следующие распоряжения:
- N 50-РМ от 21.01.2000 "Об открытии счетов по исполнению бюджета и целевых бюджетных фондов";
- N 182-РМ от 17.02.2000 "Об обслуживании бюджетных счетов";
- N 165-РМ от 28.02.2001 "О внесении изменений в порядок обслуживания бюджетных счетов";
- N 290-РМ от 29.03.2001 "О частичном изменении порядка обслуживания бюджетных счетов Комитета социальной защиты".
В оспариваемом решении Комиссии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства указано, что вышеперечисленные акты Мэра Москвы нарушают антимонопольное законодательство, поскольку данные акты направлены на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям, ущемляя при этом интересы других финансовых организаций.
Однако, в нарушение ст. 53 АПК РФ, МАП России не представил никаких доказательств в подтверждение своих выводов.
Ответчик не применил Методику определения оборота банковских услуг, утвержденную приказом МАП РФ N 730 от 02.10.2000 в целях реализации ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", в связи с чем им не были установлены: границы и емкость регионального рынка банковских услуг в целом, объем участия ряда банков, их оборот по привлечению и использованию денежных средств и другие критерии функционирования кредитных организаций на финансовом рынке.
Из решения МАП РФ не видно, какое количество счетов государственных унитарных предприятий и учреждений было открыто или закрыто и в каких конкретно кредитных учреждениях, за какой период, как это связано с оспариваемыми распоряжениями, на каких условиях заключаются договоры банковского счета унитарными предприятиями, является ли пользование денежными ресурсами унитарных предприятий и учреждений платным или бесплатным, долгосрочным или срочным, какова доля этих ресурсов на финансовом рынке Москвы и РФ, может ли эта доля каким-либо образом влиять на ограничение конкуренции между кредитными учреждениями.
Ст. 12 ФЗ РФ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов РФ не вправе совершать действия, ограничивающие конкуренцию за исключением случаев, установленных законодательством РФ. Согласно ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность защищается наравне с другими видами собственности.
Субъекты федерации самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ).
ФЗ РФ N 154 "Об основах местного самоуправления в РФ" относит к муниципальной собственности муниципальные предприятия и организации, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спора, средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Этим же законом гарантировано, что органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные банки.
Распоряжения Мэра Москвы направлены на распоряжение муниципальной собственностью, муниципальными предприятиями и учреждениями.
Текст указанных распоряжений не содержит указаний о предоставлении отдельным финансовым организациям каких-либо преференций в виде налоговых и инвестиционных льгот и кредиторов, снижения ставок и пошлин, и само издание распоряжений не нарушает требования ст. 12 ФЗ "О защите конкуренции ...". Банк Москвы создан во исполнение распоряжения Мэра N 105-РМ от 02.03.95 года и является муниципальным банком, созданным специально для работы со средствами бюджета г.Москвы и обслуживания муниципальных предприятий, что следует из учредительных документов банка, которые зарегистрированы государственными органами в установленном законом порядке.
Доводы ответчика относительно неправильно примененных судом норм материального права - ст. 13 ФЗ "О защите конкуренции ..." - несостоятельны.
Данная норма закона устанавливает необходимость проведения конкурса по отбору кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами бюджета. При этом понятия "отдельные операции" законодатель не дает.
Действующий с 01.01.2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность осуществления кредитными организациями отдельных операций со средствами бюджета, а именно:
- операции по предоставлению средств бюджета на возвратной основе;
- операции по обслуживанию счетов бюджетов;
- расчеты по сделкам, совершенным с государственными ценными бумагами.
Понятие "счет бюджета" и "бюджетный счет" не идентичны.
В распоряжениях Мэра, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции, речь ведется о счетах унитарных предприятий, учреждений и организаций городского подчинения, входящих в систему хозяйства административных округов и районов города Москвы. Следовательно, ведение некоторыми банками, в т.ч. Банком Москвы, счетов муниципальных предприятий и организаций не может быть отнесено к "отдельным операциям со средствами бюджета".
Следовательно, сосредоточение в некоторых кредитных организациях, в частности, в Банке Москвы и Московском банке Сбербанка России, счетов ряда бюджетных организаций не нарушает правил антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.
Всем доводам заявителя судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 59 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.12.2001 по делу N А40-38147/01-2-210 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2002 г. N КА-А40/1960-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании