Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Икрянниковой М.О.,
в присутствии административного истца Журавлёвой Надежды Вячеславовны,
с участием представителей:
административного истца - Мангилевой Веры Борисовны,
административного ответчика - Бычина Андрея Валерьевича,
заинтересованного лица - Романовой Татьяны Игоревны (Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области)
прокурора Васильевой Марии Александровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Журавлёвой Надежды Вячеславовны о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
30 августа 2017 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области принято постановление N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")" (далее - постановление N 77-ПК).
В действовавшей до 08 февраля 2021 года редакции поименованного нормативного правового акта раздел "домовладения" устанавливал (в табличной форме) применявшиеся с 01 января 2019 года нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов в расчёте на одного проживающего:
- многоквартирные дома - 0,169 м 3/в месяц, 33,586 кг./в месяц;
Пункт 1 названного постановления N 77-ПК в части норматива накопления твёрдых коммунальных отходов по категории объектов "многоквартирные дома" признан недействующим с даты вынесения 08 февраля 2021 года апелляционного определения по делу N 66а-3/2021.
19 февраля 2021 года, во исполнение апелляционного определения, Региональной энергетической комиссией Свердловской области принято, опубликовано в установленном порядке, и вступило в законную силу с 08 февраля 2021 года, постановление N 12-ПК "О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30 августа 2017 года N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")". Признав утратившим силу нормативное положение, которое признано недействующим в судебном порядке (пункт 1), орган тарифного регулирования в пункте 2 этого же постановления утвердил норматив накопления твёрдых коммунальных отходов для многоквартирных домов в размере 0,169 м 3/в месяц (33,586 кг./в месяц); таблица с утверждённым нормативом, помимо указанных ежемесячных значений, содержит также столбцы соответствующих годовых значений названного норматива накопления твёрдых коммунальных отходов.
Журавлёва Надежда Вячеславовна обратилась в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением (л.д. 23), подлежащим рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Полагая нарушенными свои права и законные интересы, административный истец, уточнив свои требования (л.д. 53), просит признать недействующим пункт 2 вышеназванного постановления РЭК Свердловской области от 19 февраля 2021 года N 12-ПК.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на признании недействующим оспариваемого норматива накопления твёрдых коммунальных отходов.
РЭК Свердловской области (административный ответчик), возражая против обоснованности суждений административного истца, заявленные требования не признала; не усматривая не соответствий оспариваемого норматива накопления твёрдых коммунальных отходов иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, которые изложены в представленных письменных возражениях.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (заинтересованное лицо) поддержало позицию административного ответчика, указав о невозможности разработки и применения территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области при отсутствии утверждённых нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд связан только с предметом заявленного административного иска. При этом, суд не связан с основаниями и доводами, которые содержатся в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. В связи с этим, и в отличие от иных видов, категорий рассматриваемых дел, суд первой инстанции не должен в обязательном порядке оценивать все доводы и суждения административного истца. Вне зависимости от волеизъявления административного истца, но исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Статья 157 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расчёте размера платы за коммунальные услуги используются нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На территории Свердловской области начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами началось (и возникла обязанность по её внесению) с 01 января 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Оспариваемый норматив, расчётной единицей которого является один (то есть, каждый) проживающий, используется на территории Свердловской области (за исключением города Екатеринбурга) при расчётах размера платы за коммунальные услуги. В отношении административного истца используется значение установленного и оспариваемого норматива. Поэтому, в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец, полагая, что применяемый с 08 февраля 2021 года норматив нарушает его права, свободы и законные интересы, вправе обратиться в суд с подобным административным иском, который должен быть разрешён по существу.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон).
Норматив накопления твёрдых коммунальных отходов - это среднее количество твёрдых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени (абзац 21 статьи 1 Федерального закона).
Из положений статьи 24.10 Федерального закона следует, что нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - нормативы) утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а также с учётом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Порядок определения нормативов устанавливается Правительством Российской Федерации.
На территории Свердловской области отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе, с твёрдыми коммунальными отходами, регулирует Закон Свердловской области от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления". Подпункт 2 пункта 3 статьи 4 названного закона предусматривает, что нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов устанавливает уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2010 года N 1407-ПП в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области, осуществляющего функции по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на территории Свердловской области, определена РЭК Свердловской области.
Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ, установлено, что РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по установлению нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Свердловской области. Установление нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов является полномочием РЭК Свердловской области (пункт 12 Положения). Из содержания пунктов 29-32 Положения следует, что для определения основных направлений деятельности в области регулирования цен и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган - Правление Комиссии, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решения, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями РЭК Свердловской области.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят единогласно на заседании Правления Комиссии. Принятое Правлением Комиссии решение оформлено в нормативном правовом акте - в постановлении N 12-ПК. Постановление опубликовано и размещено на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru).
Таким образом, проверяя соблюдение требований перечисленных законодателем в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что постановление N 12-ПК принималось уполномоченным органом, в надлежащей форме при соблюдении установленной процедуры для его принятия. Нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке и вступил в силу; с 08 февраля 2021 года началось применение утверждённого норматива накопления твёрдых коммунальных отходов. Поводов и оснований для иных утверждений не установлено; административный истец на несоблюдение перечисленных условий также не ссылается.
Обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлены и проверены судом в полном объёме; по мнению суда, постановление N 12-ПК не может быть признано недействующим по причинам, которые перечислены законодателем в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Относительно вопроса о соответствии оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии с вышеприведённым предписанием Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов. В свою очередь, установленный порядок определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов включает в себя процедуры сбора, анализа и расчёта данных о массе и объёме накапливаемых отходов с учётом их сезонных изменений.
В соответствии с пунктом 8 Правил на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее трёх объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Из содержания вступившего в законную силу судебного акта по делу N 66а-3/2021 видно, что для расчёта норматива по категории "многоквартирные дома" использованы данные о массе и объёме накапливаемых отходов с учётом их сезонных изменений следующих муниципальных образований: городской округ Верхний Тагил; Белоярский городской округ; город Каменск-Уральский; Верх-Нейвинский городской округ; город Нижний Тагил; городской округ Заречный.
По категории "многоквартирные дома" в городе Нижний Тагил были определены объекты, расположенные по адресам: город Нижний Тагил, улица Тагилстроевская, дома 17, 19, 21, 23, Уральский проспект дома 34, 34 "а", однако для расчёта норматива использовались данные по объектам: город Нижний Тагил, Уральский проспект, дом 34 и дом 34 "а". Замеры по адресам: город Нижний Тагил, улица Тагилстроевская дом 17, 19, 21, 23 органом тарифного регулирования не учитывались, ввиду проведения замеров лишь по двум сезонам (зима, весна). Это подтверждалось ведомостью первичных записей определения массы и объёма твёрдых коммунальных отходов в контейнерах по адресам: город Нижний Тагил, улица Тагилстроевская дома 17, 19, 21, 23; расчётом среднесуточного норматива накопления твёрдых коммунальных отходов МО город Нижний Тагил.
В результате последовал вывод, что норматив накопления твёрдых коммунальных отходов по категории объектов "многоквартирные дома", расчёт которого произведён на основании данных по двум объектам, противоречит пункту 8 Правил, согласно которому на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее трёх объектов каждой категории. Тем самым, для этой категории объектов оказался установленным факт нарушения порядка определения норматива накопления твёрдых коммунальных отходов.
В связи с вышеизложенным, с 08 февраля 2021 года установленный норматив накопления твёрдых коммунальных отходов в расчёте на одного проживающего по категории "многоквартирные дома" в размере 0,169 м 3/в месяц (33,586 кг./в месяц) признан недействующим.
В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (части 1 и 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Не вызывает никаких сомнений, что именно во исполнение судебного акта по делу N 66а-3/2021 (о чём прямо указано в преамбуле), РЭК Свердловской области издано постановление от 19 февраля 2021 года N 12-ПК, признать которое недействующим в части и просит административный истец.
По мнению суда, постановление от 19 февраля 2021 года N 12-ПК (а именно его пункт 2) заменяет собой признанную ранее недействующей норму - норматив накопления твёрдых коммунальных отходов в расчёте на одного проживающего по категории "многоквартирные дома".
Между тем, проанализировав пункт 2 обжалуемого постановления N 12-ПК, суд приходит к выводу, что орган тарифного регулирования в этой норме утвердил норматив накопления твёрдых коммунальных отходов для многоквартирных домов в том же самом размере, который ранее был признан неправильным - 0,169 м 3/в месяц (33,586 кг./в месяц).
То есть, административный ответчик в пункте 2 обжалуемого постановления N 12-ПК вновь установил тот же самый норматив накопления в прежнем размере, который ранее признан установленным с нарушением на основании вступившего в законную силу судебного акта по делу N 66а-3/2021.
На территории Свердловской области сбор данных о массе и объёме накапливаемых отходов с учётом их сезонных изменений (замеры отходов) проводился в течение 2016 года; иных, более поздних, результатов на текущий момент времени не имеется. При этом, в действительности, какого-либо запрета повторно использовать имеющиеся данные замеров Правила не содержат. Однако, изданию нормы (при соблюдении установленной процедуры для её принятия), которую просит признать недействующей административный истец, не предшествовали никакие анализ и (или) расчёт, как того требуют и предписывают Правила.
Ни из содержания протокола заседания Правления Комиссии, ни из иных представленных и имеющихся в распоряжении суда доказательств (в том числе, письменных возражений), невозможно установить, что РЭК Свердловской области, устанавливая данный норматив накопления твёрдых коммунальных отходов, проводила необходимый для этого анализ и (или) расчёт. Фактически, по мнению суда, спорный норматив накопления установлен произвольно, без какого-либо должного обоснования.
Кроме того, нельзя оставить без внимания, что вопреки вышеприведённым предписаниям статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, издав оспариваемую норму РЭК Свердловской области, по сути, тем самым, преодолела действие судебного акта по делу N 66а-3/2021 о признании нормативного правового акта не действующим в части, повторным принятием точно такого же акта.
В сложившейся ситуации суд приходит к выводу о необходимости признать пункт 2 обжалуемого постановления от 19 февраля 2021 года N 12-ПК недействующим. Постановление N 12-ПК в оспариваемой части действует и применяется; на его основании возникают и реализовываются взаимные права и обязанности неограниченного круга лиц.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд считает, что с целью стабильности общественных правоотношений, для соблюдения приоритета баланса интересов значительного и неопределённого круга лиц, перед индивидуальными интересами административного истца (индивидуальное право разрешения частных споров которого никак не ограничено), а также невозможности допустить в результате принятия данного судебного акта длительное отсутствие необходимого правого регулирования в сфере рассматриваемых общественных отношений, пункт 2 постановления N 12-ПК следует признать недействующим только с момента вступления в законную силу решения суда.
В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также на распределение судебных расходов (пункты 2 и 3 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Журавлёвой Надежды Вячеславовны о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 2 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19 февраля 2021 года N 12-ПК "О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30 августа 2017 года N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")".
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в "Областной газете".
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Свердловской области в пользу Журавлёвой Надежды Вячеславовны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2022 года.
Судья |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 13 декабря 2021 г. N 3а-793/2021 "О признании недействующим пункта 2 Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19.02.2021 N 12-ПК "О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)