Решение Самарского областного суда от 28 февраля 2022 г. N 3а-145/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-145/2022 по административному исковому заявлению Ф.Л.А., Х.А.В. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Ф.Л.А., Х.А.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просили признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019-2021 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 29 октября 2018 года N 1608; от 07 октября 2019 года N 2201; от 19.10.2020 N 2014 (далее также Перечни) в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в г. Новокуйбышевске.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что в оспариваемые Перечни под пунктами N , N, N, соответственно, включено принадлежащее им на праве собственности нежилое помещение, не подпадающее под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ, поскольку оно не предназначено и в спорные налоговые периоды не использовалось в целях размещения офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Полагают, что включение объекта в Перечни нарушает их права и законные интересы, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.
В судебное заседание представитель административных истцов Х.Р.Г., действующий на основании доверенности, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в ходе судебного разбирательства поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, с учетом его уточнений.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что нежилое помещение с кадастровым номером N обоснованно включено в оспариваемые Перечни, поскольку спорное помещение расположено в здании с кадастровым номером N, в котором, согласно сведениям независимой международной картографической компании "2ГИС", размещенным на официальном сайте "2gis.ru" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, находятся торгово-офисные помещения, что позволяет сделать вывод о том, что спорное помещение отвечает критериям подпункта 1 пункта 1 и пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Представитель заинтересованного лица - УФНС России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора П.О.И., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 "Налог на имущество физических лиц"), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 решения Думы городского округа Самара от 19.11.2014 г. N 28 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Новокуйбышевск", ставка налога на имущество физических лиц в отношении:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду подпункты 2, 3 пункта 1
- прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения,
- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2018, 2019 годах - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2020 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.;
- от 07 октября 2019 года N 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и в печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019 г.
- от 19.10.2020 N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, и в печатном издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020;
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре их принятия и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Административный истец обратился в суд 03.11.2021, то есть в период действия нормативно-правового акта - Перечня на 2021 год. Несмотря на истечение срока действия приказов об утверждении Перечней на 2019-2020 годы, оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, право налогового органа на взимание недоимки за данные налоговые периоды, а также, в силу ст. 52 НК РФ, право на перерасчет ранее начисленных сумм налога.
В указанные Перечни на 2019-2021 годы под пунктами N , N, N, соответственно, министерством имущественных отношений включено нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 408, 8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, собственниками которого с 24.01.2012 (по ? доле в праве) являются Ф.Л.А. и Х.А.В., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 19.02.2020, 25.11.2021.
Согласно позиции административного ответчика принадлежащее административным истцам нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 1 п. 1 и п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку находится в здании торгово-офисного назначения.
Проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) нежилое помещение с кадастровым номером N имеет назначение и наименование "нежилое помещение".
Данное помещение находится в объекте капитального строительства с кадастровым номером N, имеющем назначение "нежилое" и наименование "нежилое здание".
Согласно экспликации к техническому паспорту на спорное нежилое помещение, подготовленному Новокуйбышевским филиалом ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" по состоянию на 28.03.2008, в состав помещения входят части назначением "подвалы", "вент. камера", "машинное отделение", "тепловой узел".
Данные, свидетельствующие о размещении в нежилом помещении с кадастровым номером N офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в технической документации отсутствуют.
Таким образом, сведения ЕГРН и имеющаяся техническая документация на спорное помещение не предполагают размещение в нем объектов, критерии которых соответствуют положениям пунктов 1-4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно позиции административного истца, нежилое помещение расположено в подвале здания и является техническим помещением, требует капитального ремонта, о чем представлен акт обследования от 25.10.2021, подготовленный кадастровым инженером ООО "<данные изъяты>" К.А.А.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации относит к специальным (в целях налогообложения на имущество организаций) видам недвижимого имущества не только административно-деловые и торговые центры (комплексы), но и помещения в них, которые, следовательно, представляют собой отдельные объекты налогообложения, определяемые по принадлежности к указанным центрам (комплексам).
Как следует из материалов административного дела, нежилое здание с кадастровым номером N, в состав которого входит принадлежащее административным истцам нежилое помещение, расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под магазин", что подтверждено выписками из ЕГРН от 24.11.2021.
В тоже время, согласно позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Указанное нежилое здание включено в Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019-2021 г.г., утвержденные оспариваемыми приказами министерства имущественных отношений, под пунктами N , N и N, соответственно. Приказы министерства от 29 октября 2018 года N 1608, от 07 октября 2019 года N 2201, от 19.10.2020 N 2014 в части обоснованности включения в Перечни здания с кадастровым номером N административным истцом не оспариваются.
В целях истолкования и применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации пункт 4.1 этой статьи определяет одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), в том числе по его фактическому использованию для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, когда не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения) используется указанным образом.
Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.
Однако, актов обследования спорного нежилого помещения, как и здания в котором оно расположено, с целью определения их фактического использования на момент формирования Перечней на 2019-2021 г.г. административным ответчиком не представлено.
Представленный в материалы дела прокурором акт осмотра от 18.01.2022, исходя из положений пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, не является доказательством, подтверждающим фактическое использование нежилого помещения и здания в налоговые периоды 2019-2021 г.г., поскольку подготовлен по истечении указанных периодов.
Ссылки министерства имущественных отношений Самарской области в письменных возражениях на информацию международной картографической компании "2ГИС", размещенную на официальном сайте в сети Интернет о размещении в спорном здании торгово-офисных объектов, не могут быть отнесены к числу относимых и допустимых доказательств по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, поскольку положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, "сеть Интернет" не поименована в числе источников информации о предназначении, наименовании и использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых решается вопрос о включении их в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из кадастровой стоимости.
При этом, суд полагает, что налоговое законодательство не может устанавливать соответствующее налоговое обязательство в отношении отдельных помещений в здании, если это здание также одновременно является объектом налогообложения на имущество вследствие включения в Перечни.
Такое толкование было бы лишено смысла, предполагая обложение налогом одних и тех же помещений и по отдельности, и в составе более крупного объекта - здания (строения), подпадающего под налогообложение.
Таким образом, в целях исключения двойного учета объектов недвижимости в целях налогообложения, а также иных правовых последствий, суд приходит к выводу, что достаточные основания для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни на 2019-2021 г.г. отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что приказы министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, от 07 октября 2019 года N 2201, от 19.10.2020 N 2014 в оспариваемой части не соответствует налоговому законодательству, что нарушает права и законные интересы административных истцов, возлагая на них обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Ф.Л.А., Х.А.В. удовлетворить. Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N 27066 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 в части включения в него под пунктом N 28210 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 в части включения в него под пунктом N 26371 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.03.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 28 февраля 2022 г. N 3а-145/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании