Решение Самарского областного суда от 28 февраля 2022 г. N 3а-190/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-190/2021 по административному иску Р.А.А. к Думе городского округа Самара об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
Р.А.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с последующими дополнениями, в котором просил признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 07 февраля 2012 года N 181 в части установления на схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивировал тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N. красные линии проходят по земельному участку и жилому дому, собственником которых является административные истец. Установление красных линий нарушает права и законные интересы административного истца, так как лишает его возможности перераспределить земли и оформить надлежащим образом права на земельные участки.
Административный истец или его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания Р.А.А. извещен надлежащим образом. Представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Думы городского округа Самары по доверенности от 28 сентября 2021 года N 26-д К.П.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что решение принято в соответствии с нормами вышестоящего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Часть земельного участка принадлежит территории общего пользования (проезд). Красные линии впервые были отобраны на схеме N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539. Решением Думы г.о. Самара N 181 красные линии были перенесены на схему N 5 "Схема границ инженерной и транспортной инфраструктуры". Расположение красных линий на спорной территории не изменялось. Таким образом, красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись. Учитывая, что изменение красных линий в отношении спорного земельного участка не планировалось, оснований для разработки проекта планировки территории, у органов местного самоуправления не имелось.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменные пояснения, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что на момент принятия нового Генерального плана, имелась действующая с учетом ст. 2 ФЗ РФ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", градостроительная документация, содержащая красные линии территории города Самары: Схема магистралей городского и внешнего транспорта по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1987 году, Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта 1993 года. Спорные красные линии не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности. Часть земельного участка расположена на территории общего пользования - в границах красных линий, предназначенных для проезда автомобильного транспорта. Установленные на земельном участке красные линии обозначают границы фактически существующей улицы. Красные линии отражены нормативно в приложении N 5 Генерального плана, установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени границы их не изменялись.
Представители Администрации г.о. Самары, Глава г.о. Самары, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Глава городского округа Самара представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поддерживая позицию административного ответчика.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликован и по процедуре его принятия не оспаривается.
Решением Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года N 181 внесены изменения в решение Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самары".
Документ опубликован в газете "Самарская Газета 18 февраля 2012 года N 29 (4806).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Из материалов дела следует, что Р.А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 589 кв. м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. земельный участок поставлен на кадастровый учет 25 января 2019 года.
Согласно распоряжению Департамента градостроительства г.о. Самара от 24 сентября 2019 года N РД-1877, Р.А.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером N, в связи с нахождением частично в границах красных линий.
Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары, часть земельного участка с кадастровым номером N расположена в границах красных линий.
Красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181.
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административного истца об оспаривании утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно.
Доводы административного ответчика о том, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плата г. Куйбышева, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 01.06.1987 года N 226 и потом переносились без изменений в схемы, не имеют правового значения для рассмотрения данного спора.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления красных линий в границах рассматриваемого земельного участка следует признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Р.А.А. к Думе городского округа Самара об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления на схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете "Самарская Газета" в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 11 марта 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 28 февраля 2022 г. N 3а-190/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании