Решение Самарского областного суда от 16 марта 2022 г. N 3а-495/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-495/2022 по административному исковому заявлению Х.Ю.И. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, установил:
Х.Ю.И. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201, пунктов N, N Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014, со дня их принятия, указывая, что он является собственником объектов недвижимости - нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью 20,6 кв. м. и 70,8 кв. м. Указанные нежилые помещения не подпадает под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ. Включение нежилых помещений в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просил заявленные требования удовлетворить.
Административный истец и его представитель по устному ходатайству Б.И.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения на административный иск, в котором указал, что поскольку нежилые помещения имеют наименование "контора", министерство включило спорные объекты, исходя из отнесения их к объектам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ. В рамках рассмотрения заявлений Х.Ю.И. от 27.02.2020 года N 6390, от 17.03.2020 года N 8716, были проведены осмотры по результатам которых было установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером N используется под размещение офисов, а нежилое помещение с кадастровым номером N используется под офисы и объекты общественного питания.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019 года, в газете "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 опубликован в газете "Волжская коммуна" N 171 (30955) от 21.10.2020 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под номером N (на 2020 год), под номером N (на 2021 год) включен объект недвижимости с кадастровым номером N, наименование: нежилое помещение (контора) Литера А1 1 этаж: комнаты N 28, 29, 30, назначение: нежилое, площадью 20,6 кв. м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N 1, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Х.Ю.И. на основании договора, удостоверенного нотариусом 08.04.2013 года N 3-1762, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.01.2022 года, свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2013 года.
В перечень на 2021 год под пунктом 22473 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: нежилое помещение (контора), назначение: нежилое, площадью 70,8 кв. м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N 1, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Х.Ю.И. на основании договора, удостоверенного нотариусом 08.04.2013 года N 3-1762, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.01.2022 года, свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2013 года.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту пп.2 п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, нежилое помещение имеет наименование: нежилое помещение (контора) Литера А1 1 этаж: комнаты N 28, 29, 30, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Нежилое помещение с кадастровым номером N имеет наименование: нежилое помещение (контора), назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанные нежилые помещения расположены в здании с кадастровым номером N, наименование: нежилое здание, назначение: нежилое, площадью 2 251,4 кв. м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 16.02.2022 года. Земельный участок под зданием не сформирован, что подтверждается решением об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости от 09.02.2022 года.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение с кадастровым номером N, составленным по состоянию на 19.03.2004 года, нежилое помещение общей площадью 20,6 кв. м., включает в себя: кухня, мойка, комната приема пищи.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение с кадастровым номером N, составленным по состоянию на 19.03.2004 года, нежилое помещение общей площадью 70,8 кв. м., включает в себя: производ., коридор, кабинеты.
Техническим паспортом на здание с кадастровым номером N, выполненным по состоянию на 28.03.2003 года, также подтверждается наименования помещений, входящих в состав спорных нежилых помещений.
Суд полагает, что термин "контора" не является равным по значению с термином "офис", наименование "нежилое помещение (контора)" без учета его технических характеристик не может однозначно свидетельствовать об отнесении помещений в оспариваемые Перечни на основании пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение, технические характеристики нежилых помещений, здания, а также отсутствие сформированного земельного участка, назначение спорных нежилых помещений не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Как следует из материалов, мероприятий по определению фактического использования спорных нежилых помещений на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.
Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что в рассматриваемые периоды времени и по настоящее время административный истец является собственником всех нежилых помещений, входящих в состав здания. Сдает в аренду ООО "<данные изъяты>" помещения, площадью 21,7 кв. м., ООО "<данные изъяты>" помещения, площадью 8,2 кв. м. ЗАО "<данные изъяты>" помещения, площадью 101,8 кв. м., в целях размещения соответствующих служб арендаторов и использования в целях размещения хозяйственных задач и обслуживания клиентов, размещения управлений и служб арендаторов. Спорные нежилые помещения используются арендаторами ООО "<данные изъяты>", ООО "<данные изъяты>" в производственных целях, а также как комната для приема пищи сотрудников арендаторов. В подтверждение представлены договоры аренды и выписки из ЕГРЮЛ в отношении арендаторов.
В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества от 20.04.2020 года, выполненным ГБУ СО "ЦРР", нежилое помещение с кадастровым номером N общей площадью 20,6 кв. м., фактически используется: помещение, площадью 10,8 кв. м. - офис, помещение, площадью 4,4 кв. м. - кладовая, помещение, площадью 9,2 кв. м. - коридор.
В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества от 20.04.2020 года, выполненным ГБУ СО "ЦРР", нежилое помещение с кадастровым номером N общей площадью 70,8 кв. м., фактически используется: помещение, площадью 10,1 кв. м. - офис, помещение, площадью 35,4 кв. м. - кухонный цех, помещение, площадью 10,3 кв. м. - моечная, помещение, площадью 8,8 кв. м. - кладовая, помещение, площадью 6,9 кв. м. - коридор.
Министерство имущественных отношений Самарской области определило вид фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, поскольку более 20% от общей площади помещения используется под офис. А также определило вид фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, поскольку нежилое помещение используется под объект общественного питания.
При рассмотрении вопроса о правомерности включения спорных нежилых помещений в Перечень на 2020 год, суд не принимает во внимание акты осмотра объекта недвижимого имущества от 20.04.2020 года, поскольку они составлены после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Рассматривая требования о необоснованном включении нежилых помещений в Перечень на 2021 год, суд учитывает, что акты осмотра составлены по результатам визуального осмотра нежилых помещений, из фотоматериалов, приложенных к акту следует, что в помещениях, определенных как офисы отсутствуют предметы, свидетельствующие о размещении офисов. Размещение столов и стульев в помещение не может однозначно свидетельствовать об использовании помещения как офиса. Использование арендатором указанных помещений для размещения своих работников в целях производственной деятельности ничем не опровергнуто, указанные помещения не могут быть приняты во внимание как помещение офиса.
Таким образом, акты осмотра не свидетельствует однозначно о фактическом использовании более 20% от общей площади помещений в качестве офиса. Иных доказательств, позволяющих сделать вывод о фактическом использовании нежилых помещений в качестве офиса, административным ответчиком не представлено.
Помещения, входящие в нежилое помещение с кадастровым номером N, определенные как кухонный цех и моечная, также не могут свидетельствовать о фактическом использовании помещения как объекта общественного питания.
Само по себе назначение кухонный цех, моечная не свидетельствует об однозначном отнесении этих помещений к объектам общественного питания. Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В этом же стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
В материалах дела отсутствуют доказательства размещения в нежилом помещении объекта для оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, а не для обеспечения потребностей работников арендаторов.
Суд не принимает во внимание акт осмотра ООО "<данные изъяты>" от 26.01.2021 года N А-011/03-21, поскольку он составлен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Доказательств фактического использования рассматриваемых нежилых помещений в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания суду не представлено.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости, находящихся на праве собственности у Х.Ю.И. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2020 год на момент рассмотрения настоящего дела истек, а срок исковой давности по взысканию недоимки по налогу составляет три года, суд считает, что оспариваемые административным истцом положения затрагивают его права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административному истцу в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Х.Ю.И. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 в части включения в него под пунктом 24366 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 в части включения в него под пунктом 22472 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Верхне-Карьерная, 3 а, под пунктом 22473 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.03.2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 16 марта 2022 г. N 3а-495/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании