Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 апреля 2002 г. N КГ-А41/1963-02
закрытое акционерное общество "Второе страховое общество" (ЗАО "Второе страховое общество") обратилось с жалобой на действия внешнего управляющего открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Композит" (ОАО "НПО "Композит") в связи с отказом последнего включить требования заявителя в реестр требований кредиторов должника (т. 12, л.д. 107-109).
Определением от 13 декабря 2001 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29 января 2002 года, в удовлетворении жалобы было отказано со ссылкой на пропуск заявителем без уважительных причин месячного срока для заявления возражений по результатам рассмотрения внешним управляющим требований кредиторов, установленного пунктом 3 статьи 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (т. 13, л.д. 17, 54-55).
Не согласившись с указанными судебными актами, ЗАО "Второе страховое общество" обжаловало их в кассационном порядке (т. 13, л.д. 82-83).
В кассационной жалобе заявитель просит определение и постановление отменить и передать дело на новое рассмотрение. При этом заявитель ссылается на неправильное применение судом статей 55, 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статей 70, 53 Положения "О переводном и простом векселе".
В заседании суда представитель заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, представитель внешнего управляющего возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц и проверив законность и обоснованность обжалованных судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их изменения или отмены.
В соответствии со статьей 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Как усматривается из материалов дела, заявление о признании ОАО "НПО "Композит" банкротом принято к производству Арбитражного суда Московской области определением от 24 мая 1999 года (т. 1, л.д. 2-1). Свои требования к должнику ЗАО "Второе страховое общество" предъявило в сентябре 2001 года на стадии внешнего управления (т. 12, л.д. 129-132).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются внешнему управляющему. Возражения по результатам рассмотрения внешним управляющим требований кредиторов могут быть заявлены кредитором в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в месячный срок с момента их получения.
Из материалов дела следует, что заявитель получил письма с отказом внешнего управляющего включить его требования в реестр требований кредиторов 1 октября 2001 года и 4 октября 2001 года (т. 12, л.д. 134-135), а свои возражения заявил в Арбитражный суд Московской области только 12 ноября 2001 года, то есть с нарушением срока, установленного статьей 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) (т.12, л.д. 107-109).
Оценив указанные обстоятельства и учитывая, что заявитель на наличие уважительных причин пропуска срока не сослался, каких либо подтверждений в их обоснование не представил, суд первой и апелляционной инстанций правомерно оставил жалобу заявителя без удовлетворения как поданную с нарушением установленного законом порядка.
В силу части 4 статьи 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, по которым не заявлено возражений в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 75 названного федерального закона, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые установлены внешним управляющим.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя пояснил, что является кредитором 5-ой очереди должника с требованиями по вексельному долгу.
Довод заявителя о необоснованном неприменении судом трехлетнего срока исковой давности противоречит нормам статей 1, 57, 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в силу которых к спорному правоотношению порядок заявления требований, предусмотренный вексельным законодательством, применяться не может и, кроме того, не сообразуется с действиями самого заявителя. Так, ссылаясь на то, что его требования к должнику об оплате сумм по векселю подлежат рассмотрению с учетом статей 53, 70 Положения "О переводном и простом векселе", которые устанавливают, что срок предъявления требований к основному должнику по векселю в порядке искового производства составляет три года, заявитель, тем не менее, предъявил свои требования, используя порядок, установленный законом для производства о банкротстве.
Кроме того, учитывая доводы кассационной жалобы, следует отметить, что нормы статьи 55 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривают порядок рассмотрения жалоб кредитора, поданных в соответствии с требованиями названного федерального закона, в том числе и в соответствии с требованиями его норм, содержащихся в пункте 3 статьи 75.
Учитывая изложенное, оснований для изменения или отмены обжалованных решения и постановления не установлено, доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными, жалоба удовлетворению не подлежит.
А поэтому, руководствуясь ст.ст. 171, 173-177, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 13 декабря 2001 года и постановление от 29 января 2002 года по делу N А41-К1-6762/99 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2002 г. N КГ-А41/1963-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании