В целях осуществления скоординированных действий, направленных на сохранение и развитие научно-технического потенциала Курской области, способствующего реализации принципов устойчивого развития региона, системного подхода в законодательном обеспечении научной и научно-технической деятельности постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию научно-технической и инновационной деятельности в Курской области.
2. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Курской области |
А.Н. Михайлов |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора
Курской области
от 27 апреля 2015 г. N 202-пг
Концепция
научно-технической и инновационной деятельности в Курской области
1. Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные задачи и приоритетные направления развития научно-технической и инновационной деятельности, выявляет возможности использования научно-технического и инновационного потенциала, предлагает формы и механизмы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в Курской области на долгосрочную перспективу.
В Концепции используются следующие термины и определения:
Инновация - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Научно-технический потенциал - совокупность располагаемых, привлекаемых кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и организационно-управленческих ресурсов и возможностей общества (государства, региона, отрасли промышленности, организации, предприятий и др.) для достижения поставленных целей научно-технологического развития.
Инновационные технологии - совокупность методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.
Инновационное развитие - переход в новое состояние, проявление научно-технического прогресса на совокупность интегрированных в сложную структуру заинтересованных элементов внешней среды (бизнес, власть, наука), взаимодействующих за счет устойчивой системы связей объектов инновационной инфраструктуры с целью повышения качества ресурсного потенциала и расширения состава конкурентных преимуществ на макро-, микро- и мезоуровне.
Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Инновационная активность - направленность интересов социально-экономической системы на достижение конкурентных преимуществ с использованием имеющегося инновационного потенциала.
Инновационный проект - проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Инновационный климат региона - совокупность специфических условий инновационного развития, сформировавшихся (либо сформированных) в определенных административно-территориальных рамках.
Технологическая среда - технологические условия производства и появления качественно новых или обновления имеющихся в регионе товаров, технологий и услуг.
Региональная инновационная система - часть социально-экономической системы, в рамках которой она функционирует посредством ресурсного обмена, обладая элементами, обеспечивающими эффективное инновационное развитие региона.
Высокие технологии - новые и прогрессивные. Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоемкие отрасли промышленности.
Высокотехнологичное производство - производство с использованием высоких технологий.
Реализация Концепции предусматривает ориентацию экономики Курской области на использование инновационных технологий, которые позволят обеспечить повышение конкурентоспособности товаропроизводителей Курской области и инвестиционной привлекательности региона, увеличить валовый региональный продукт за счет освоения новых для Курской области видов продукции и технологий.
Переориентация экономики области на инновационно-прорывной сценарий развития будет осуществляться посредством:
1) формирования обоснованного выбора стратегических приоритетов научно-технического и инновационного развития;
2) формирования системы научно-технологических приоритетов и прогнозирования научно-технического развития региона;
3) создания эффективной системы реализации избранных приоритетов на основе целевых программ, инновационных проектов регионального значения, активизации деятельности ведущих научно-исследовательских и образовательных организаций области в реализации государственных программ и проектов;
4) государственной поддержки инновационных проектов в рамках федеральных и областных государственных программ, конкурсов, а также путем предоставления государственных гарантий, налоговых льгот и иных преференций;
5) содействия в привлечении финансовых средств к реализации региональных инновационных проектов;
6) создания элементов инновационной инфраструктуры: центров коллективного пользования научной аппаратурой, прецизионными станками, стендовым и испытательным оборудованием;
инновационно-технологических центров на базе крупных промышленных предприятий;
научно-технологических парков и региональных исследовательских центров;
системы кадрового обеспечения инноваций;
локальных и распределенных баз данных инновационной деятельности общего пользования, включая создание областного специализированного информационного ресурса;
специализированных печатных изданий;
7) формирования эффективного взаимодействия субъектов научно-технической и инновационной деятельности, в том числе привлечения неправительственных организаций, региональных отделений общественных академий наук, объединений ученых, инженеров, конструкторов, менеджеров к участию в реализации и пропаганде инновационных проектов и программ.
Реализация Концепции позволит:
субъектам инновационной деятельности эффективнее взаимодействовать с экономическими и финансовыми партнерами (банками, фондами, инвесторами, и т.д.);
стимулировать исследовательскую деятельность и инновационное развитие в высшем образовании;
разрабатывать и производить инновационную продукцию, конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынке;
сформировать благоприятные условия для развития инвестиционного климата Курской области;
выстроить целостную инфраструктуру инновационного развития, обеспечивающую продвижение на рынок новых видов продукции и технологий.
2. Нормативно-правовая база научно-технического развития и инновационной деятельности Курской области
Концепция разработана в соответствии с общей идеологией развития национальной и региональной экономики, направлениями инновационного и научно-технического развития Российской Федерации. Основные положения Концепции определены следующими нормативно-правовыми актами:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы";
Устав Курской области;
Закон Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области;
Закон Курской области от 30 декабря 2004 года N 93-ЗКО "О промышленной политике в Курской области";
Закон Курской области от 28 февраля 2011 года N 15-ЗКО "О Программе социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы";
Закон Курской области от 29 октября 2013 года N 97-ЗКО "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курской области";
постановление Администрации Курской области от 24 октября 2013 г. N 774-па "Об утверждении государственной программы Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области";
постановление Курской областной Думы от 24.05.2007 N 381-IV ОД "Об одобрении стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года";
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г.
Администрацией Курской области совместно с представителями Курской областной Думы создана комиссия по разработке нормативных правовых актов области, направленных на стимулирование инновационной деятельности.
3. Компаративный анализ уровня инновационного развития и научно-технического потенциала Курской области
3.1. Макроэкономические условия формирования инновационной среды в Курской области
Макроэкономические условия формирования инновационной среды региона складываются из факторов экономической, технологической, природной и социально-демографической среды, геополитического положения и инфраструктурного положения региона.
Обобщающим показателем экономической деятельности субъекта Российской Федерации является валовой региональный продукт (ВРП).
По данному показателю, рассчитанному на душу населения (в 2012 году он составил 226551,7 рублей), Курская область среди регионов ЦФО находилась на 8 месте.
Ключевой составляющей ВРП Курской области являются промышленный и аграрный секторы экономики. Динамика физических объемов отгруженной продукции обрабатывающей и добывающей отраслей промышленности в 2011 - 2013 годах имеет тенденции роста. Темп роста объемов отгруженной продукции товаров собственного производства обрабатывающей промышленности за указанный период в регионе был выше среднероссийского и составил 16% (по Российской Федерации в целом - 14%), темп изменения объемов отгруженной продукции добывающих производств несколько отставал от средних значений по стране. В 2013 году объем отгруженных товаров обрабатывающей промышленности составил 110214,2 млн. руб., добывающей промышленности - 50029 млн. руб., аграрного сектора - 89822 млн. руб.
Таким образом, Курская область относится к числу многоотраслевых регионов с достаточно высоким уровнем развития промышленного и аграрного секторов, однако традиционное развитие сельского хозяйства придает аграрную направленность ее экономике. Поэтому наряду с поддержкой традиционных для региона сфер деятельности необходимо развивать наукоемкие производства по новым перспективным направлениям.
Технологическая среда представляет собой технологические условия, создающие предпосылки для совершенствования производства и появления качественно новых или обновления имеющихся в регионе товаров, технологий и услуг.
Показатели воспроизводства (обновления и выбытия) и износа основных производственных фондов (ОПФ) промышленных предприятий имеют ключевое значение и характеризуют состояние технологической среды региона. В 2013 г. зафиксировано омоложение основных фондов в обрабатывающих производствах, где степень их износа составляла 34,9%, показатель находится на уровне среднероссийского значения, данный показатель в отраслях добывающей промышленности составил 56,8%, и по направлению деятельности "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" износ составил 24,6%.
Таким образом, в регионе имеются производственные мощности и возможности для выпуска конкурентоспособной продукции.
Природная среда.
Курская область обладает большими запасами черноземов (около 80% земельных угодий), которые являются одним из главных источников развития экономики области. Земельный фонд области составляет 3 млн. гектаров.
В регионе сосредоточены запасы различных полезных ископаемых. Область расположена на территории крупнейшей в мире железорудной провинции, Курской магнитной аномалии, которая обеспечивает сырьем российскую и зарубежную металлургию. Всего в Курской области разведано 3 месторождения железной руды, а также выявлено более 25 залежей и проявлений. Объем разведанных запасов Михайловского месторождения - около 11 миллиардов тонн.
Из неметаллических полезных ископаемых выявлены и разведаны месторождения фосфоритов, торфа. В области разведано и учтено балансом 11 месторождении конкреционных фосфоритов с государственным балансом 130 млн. тонн и 62 месторождения торфа с площадью более 10 гектаров каждое. Выявлено и разведано сырье для стройиндустрии. На территории области вскрыты и опробованы минеральные подземные воды, которые относятся к питьевым лечебно-столовым водам.
Инфраструктурная среда и геостратегическое положение.
Основу обеспечения развития экономики области составляют железнодорожный и автомобильный транспорт.
Транспортная сеть включает 1524,3 км железнодорожных путей, 7877,7 км - автомобильных дорог с твердым покрытием, из них 424 км - федерального значения. По территории области проходят две железнодорожные магистрали: Москва - Харьков и Воронеж - Киев, расположены три крупных железнодорожных узла: Курск, Льгов, Касторное, 65 железнодорожных станций.
Автотрассы и железнодорожная сеть связывают Курскую область с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России, промышленно развитыми центрами Украины и Закавказья.
Воздушное сообщение осуществляется через терминалы Курского аэропорта, имеющего международный статус. Развитию международного воздушного сообщения способствует наличие в Курской области таможни.
Таким образом, Курская область имеет выгодное экономико-географическое положение относительно транспортных магистралей, крупных промышленных узлов и районов добычи природных ресурсов.
Социально-демографическая среда представляет собой совокупность факторов, характеризующих население (взгляды, ценности, нормы поведения и др.) региона. Именно люди, уровень их образования и квалификации составляют основу кадрового потенциала региона, который в настоящее время становится конкурентным преимуществом территории и определяющим фактором ее экономического развития. Численность обучающихся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по состоянию на 5 октября 2014 года составила 55,9 тыс. человек и определила положение региона на 5 месте в ЦФО, что положительно влияет на потенциал кадрового обеспечения научно-инновационной сферы.
3.2. Анализ научной и инновационной деятельности региона
В настоящее время ситуация в инновационной сфере Курской области характеризуется следующими показателями (таблица 1).
Таблица 1. Индикаторы инновационной деятельности в Курской области
Индикаторы |
Единицы измерения |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг |
% |
0,4 |
0,6 |
2,5 |
3,2 |
4,3 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки |
тыс. руб. |
1930523 |
2128867,9 |
1522898,8 |
2369036,8 |
3013617,4 |
Численность исследователей, занятых научными исследованиями и разработками |
чел. |
2955 |
2944 |
3088 |
3018 |
3016 |
Удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, в общей численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками |
% |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
Объем отгруженной инновационной продукции организациями области |
млн. руб. |
467,7 |
1007,7 |
4738,5 |
6364,0 |
8591,3 |
Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации |
млн. руб. |
789,4 |
585,4 |
1905,5 |
2791,5 |
7750,2 |
Несмотря на рост отдельных показателей, связанных с производством инновационных товаров, тенденции изменения ряда индикаторов носят негативный характер и требуют своевременного применения управляющих воздействий.
Курская область обладает достаточно высоким уровнем инновационной активности: 13,0% организаций занимаются инновационной деятельностью, что определяет 3-е место по этому показателю среди субъектов ЦФО. За 2008 - 2012 гг. процент инновационно активных организаций вырос в 1,5 раза.
Общий объем инновационных товаров, работ, услуг в 2013 г. составил 8591,3 млн. руб.
Таблица 2. Динамика затрат на инновации
(миллионов рублей) |
|
|
|
|
|
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации - всего |
789,4 |
585,4 |
1905,5 |
2791,5 |
7750,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
технологические инновации |
737,0 |
476,8 |
1878,9 |
2784,8 |
7710,6 |
|
продуктовые |
264,3 |
373,8 |
1313,5 |
1413,9 |
4310,6 |
|
процессные |
472,7 |
103,0 |
565,4 |
1370,9 |
3400 |
|
маркетинговые инновации |
30,0 |
84,0 |
3,0 |
1,9 |
0,6 |
|
организационные инновации |
22,4 |
24,6 |
23,6 |
4,8 |
39 |
Среди источников финансирования инноваций преобладают собственные средства организаций - 87,5%, на долю федерального бюджета приходится 5,5%, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов - 3,5%.
По состоянию на 01.01.2014 в Курской области, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области, функционирует 16 организаций, выполняющих исследования и разработки. В их число входят: 2 проектно-конструкторских подразделения в организациях, 5 образовательных организаций высшего образования и 8 научно-исследовательских организаций.
Основу научного потенциала региона составляют специалисты, занятые научными исследованиями. По численности персонала, занятого исследованиями и разработками, Курская область занимает 7-е место в ЦФО (г. Москва и Московская область в анализируемую совокупность регионов не включались вследствие их явной несопоставимости по ресурсным характеристикам с другими областями):
Рис. 1. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками
В Курской области активно осуществляется подготовка научных кадров: по состоянию на 5 октября 2014 года, численность аспирантов - 1053 чел., численность докторантов - 20 чел.
Научно-исследовательская деятельность региона сосредоточена в системообразующих образовательных организациях высшего образования Курской области:
ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет";
ФГБОУ ВПО "Юго-Западный государственный университет";
ГБОУ ВПО "Курский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
ФГБОУ ВПО "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова".
В образовательных организациях высшего образования региона реализуется 89 направлений подготовки бакалавров, 94 специальности, 51 направление магистратуры и 126 направлений подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Численность профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования по состоянию на 5 октября 2014 года составляет 2563 человека, из них ученую степень кандидата наук имеют 1668 человек, доктора наук - 369, ученое звание доцента - 838, профессора - 256. Ученые региона вносят достойный вклад в разработку его социально-экономических и научно-образовательных программ, продвигают перспективные технологии. Практически все ведущие преподаватели курских вузов преподавательскую работу сочетают с научной деятельностью.
На базе образовательных организаций высшего образования, функционирующих на территории Курской области, действует 116 научных школ, ведется научно-исследовательская работа более чем по 140 направлениям, разрабатывается 173 научно-практических проекта, функционирует 23 диссертационных совета. В регионе созданы и функционируют Курское региональное отделение Российского Союза молодых ученых и Совет молодых ученых и специалистов Курской области.
В Курской области научно-исследовательской работой занимаются более 5 тысяч молодых ученых, около 2 тысяч ежегодно принимают участие в межвузовских, общероссийских и международных конференциях, работы более 1 тыс. молодых ученых носят многолетний характер.
В целях увеличения темпов внедрения научных, инновационных разработок в производстве на базе ведущих образовательных организаций высшего образования региона созданы и функционируют инновационные предприятия, деятельность которых направлена на практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (ЮЗГУ - 7, КГУ - 3, КГМУ - 1, КГСХА - 1).
Приоритетным направлением деятельности региональной власти является поддержка развития науки и образования, внедрение новых технологий, поддержка ученых и студентов, предлагающих новые идеи и разработки, а также предпринимателей, внедряющих в производство инновационные технологии и продукты.
На региональном уровне осуществляется комплекс мер государственной поддержки молодых ученых и молодых специалистов:
назначение и выплата именных стипендий и премий Губернатора Курской области для студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов;
реализация и финансирование авторских научных проектов (гранты);
проведение областных олимпиад, выставок, конкурсов, содействие участию во всероссийских олимпиадах, международных конкурсах и фестивалях;
проведение областных конкурсов "Инновация и изобретение года", "Молодой ученый года", "Студенческая наука" и др.
Администрацией Курской области постоянно проводится работа по развитию инновационной деятельности в различных направлениях. Формируется необходимая нормативная база, создается инновационная инфраструктура, оказывается необходимая поддержка ученым и студентам, предлагающим новые идеи и разработки, а также предпринимателей, внедряющих в производство инновационные технологии и продукты.
С 2004 года реализуется соглашение между Российским гуманитарным научным Фондом и Администрацией Курской области по проведению регионального научного конкурса в области гуманитарных наук "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее", предполагающее софинансирование названного конкурса с обеих сторон.
Третий год на территории Курской области проходит региональная площадка Всероссийского фестиваля науки. В соответствии с решением Министерства образования и науки Российской Федерации 5 - 6 октября 2013 года на базе Юго-Западного государственного университета Фестиваль науки проводился в статусе Центральной региональной площадки III Всероссийского Фестиваля науки.
Образовательными организациями высшего образования ведется активная научно-исследовательская деятельность, результаты которой внедряются в реальный сектор экономики.
3.3. Стратегический анализ инновационной деятельности Курской области
Анализ ситуации, сложившейся в научно-технической и инновационной сфере, позволяет определить внутренние характеристики Курской области, являющиеся сильными и слабыми сторонами в этой деятельности.
Оценка возможностей и угроз - это анализ факторов внешнего окружения. Возможности возникают, когда тенденции изменения среды способствуют использованию сильных сторон инновационного развития региона. Необходимо оценить каждую возможность на предмет ее потенциальной привлекательности и вероятности достижения успеха. В зависимости от сильных сторон Курской области одна и та же тенденция научно-технического развития может быть для региона как угрозой, так и возможностью.
Таблица 3 - SWOT-анализ научно-технической и инновационной деятельности Курской области
Сильные стороны |
Возможности |
1. Значительный научно-технический потенциал, особенно в сравнении с большинством регионов ЦФО (8-е место по внутренним затратам на научные исследования и разработки; 5-е место по числу аспирантов и на 7-м месте по числу докторантов). 2. Высокий уровень инновационной активности организаций (13% организаций занимаются инновационной деятельностью; по численности организаций, осуществляющих организационные инновации, регион находится на 3-м месте в ЦФО, на 9-м месте по числу организаций, осуществляющих экологические инновации). 3. Наличие ряда высокотехнологичных производств общероссийского и мирового уровня. 4. Создана нормативно-правовая база инновационной деятельности в Курской области. 5. Курская область регулярно принимает участие в российских и международных выставках, где инновационные проекты исследователей получают высокие экспертные оценки. 6. В Курской области созданы отдельные элементы региональной инновационной инфраструктуры. 7. Регулярно ведется подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы. 8. Высокая емкость регионального рынка инноваций в агропромышленном и промышленном комплексах |
1. Наличие элементов региональной инновационной системы. 2. Выгодное географическое положение, позволяющее: позиционировать Курскую область как межрегиональный центр инноваций и инновационной деятельности; рассматривать Курскую область как транспортный узел и развивать инновации в области транспорта; развивать инновации в аграрной и промышленной сфере. 3. Точки роста и инновационного развития, позволяющие сформировать инновационные научно-производственные кластеры - АПК, нанотехнологии, биомедицина, альтернативная энергетика и энергосберегающие технологии. 4. Проведение целенаправленной политики в области формирования кадрового потенциала. 5. Наличие пограничных регионов с развитым промышленным комплексом создает возможности для внедрения инновационных разработок. 6. Инновационно ориентированная региональная политика, реализующая инновационно-прорывной сценарий развития, в которой наука и инновации являются потенциальными источниками экономического роста территории. 7. Многоотраслевая структура экономики региона как база для внедрения результатов НИОКР. 8. Наличие возможностей для выпуска конкурентоспособной продукции. 9. Опыт и возможность участия, подготовки и проведения различных мероприятий, направленных на активизацию научно-инновационной деятельности. 10. Дифференцированная структура внешнеэкономических связей региона как основа для развития сотрудничества и сбыта продукции. 11. Возможность создания Агентства инновационного развития |
Слабые стороны |
Угрозы |
1. Региональная инновационная система функционирует фрагментарно, в том числе: отсутствует целостная система поддержки инновационных проектов на всех этапах их реализации; нет единой для всего региона инфраструктуры инновационной деятельности; недостаточно эффективна работа региональной сети трансфера технологий. 2. Прекращение деятельности в последние годы ряда научно-исследовательских организаций и опытных производств. 3. Недостаточная развитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, отсутствие механизма закрепления выпускников образовательных организаций высшего образования на предприятиях инновационной сферы. 4. Недостаточный спрос на инновационные товары со стороны реального сектора экономики. 5. Несмотря на высокую инновационную активность организаций объем отгруженных инновационных товаров находится на низком уровне, особенно в организациях сферы услуг. 6. Низкая отдача от реализации технологических инноваций (366 руб. в 2010 г. против 7,2 руб. в 2012 г.) 7. Курская область не входит в состав ассоциации инновационных регионов России. 8. Недостаточно активное участие малых предприятий региона в программе "Старт" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, способствующей созданию и поддержке малых инновационных предприятий. 9. Низкий уровень использования предприятиями информационно-коммуникационных технологий (удельный вес организаций региона, использовавших сеть "Интернет", за 2012 год составил всего 71,1% - последнее место в ЦФО, предпоследнее в РФ) |
1. Конкуренция на рынке инвестиций со стороны регионов, традиционно имеющих высокий уровень развития инновационной сферы. 2. Проводимая в настоящее время политика сокращения образовательных организаций высшего образования и их персонала может привести к понижению научно-технического потенциала области. 3. Отсутствие эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности внутри страны и на международной арене. 4. Технологическое отставание отечественного производства и конкуренция в высокотехнологичной сфере с достижениями науки и технологий в развитых зарубежных странах. 5. Слабое законодательное и нормативно-правовое обеспечение научно-инновационной сферы региона, отсутствие четких приоритетов и ориентиров ее развития. 6. Физический и моральный износ основных производственных фондов. 7. Дефицит высококвалифицированных специалистов, обладающих инновационным мышлением. 8. Влияние глобальных процессов на развитие научно-инновационной сферы региона |
Проведенный SWOT-анализ позволил выявить и структурировать сильные и слабые внутренние стороны научно-технического и инновационного развития в Курской области, а также потенциальные возможности и угрозы, существующие во внешней среде.
4. Ключевые проблемы развития научно-технической и инновационной деятельности в Курской области
Проведенный SWOT-анализ позволил систематизировать следующие проблемы в процессе научно-технического и инновационного развития Курской области:
1. Низкий уровень использования выгодного геостратегического положения для создания устойчивых коммуникаций с другими регионами в инновационной сфере.
2. Отсутствие эффективного механизма выявления потенциальных "точек инновационного роста" и их стимулирования как в территориальном, так и в отраслевом разрезе.
3. Дефицит высококвалифицированных специалистов в инновационной сфере с комплексной теоретической и практической подготовкой.
4. Низкая эффективность внедрения и использования в региональном хозяйственном комплексе результатов научно-исследовательской деятельности, несмотря на положительные тенденции в изменении объема инновационных товаров.
5. Низкий уровень включенности региона в инновационную систему страны (отсутствие членства в Ассоциации инновационных регионов и др.).
6. Существование узких мест в нормативном правовом регулировании инновационной и научно-технической деятельности на региональном уровне.
7. Существенный физический и моральный износ основных фондов предприятий препятствует внедрению технологических инноваций.
8. Несформированность инновационного типа мышления у руководителей хозяйствующих субъектов.
9. Относительно низкая инновационная активность организаций.
10. Недостаточно высокий имидж региона как инновационно-активной территории.
11. Отсутствие единой региональной системы поддержки инновационных разработок организациями и сети их промышленной апробации.
12. Недостаточная финансовая поддержка (с федерального уровня) инновационно-активных предприятий.
13. Недостаточное вовлечение ученых, научных школ образовательных организаций высшего образования в инновационную деятельность региона и отсутствие для этого финансовых средств.
5. Система целей и задач
В результате диагностики региональной инновационной среды, выявлены проблемы и противоречия между официальным перечнем приоритетных направлений технологического развития российской экономики и реальным состоянием производственной, научно-производственной, научно-исследовательской сфер области.
Цель реализации Концепции - создание условий для устойчивого развития региональной инновационной системы, повышения конкурентоспособности экономики на основе эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала области, концентрации ресурсов на стратегических направлениях инновационно-прорывного сценария развития региона.
Достижение поставленной цели обеспечивается использованием комплекса взаимосвязанных задач, сформулированных по результатам стратегического анализа:
1. Использовать преимущества геостратегического положения для создания устойчивых коммуникаций с другими регионами в инновационной сфере и интеграции региона в инновационную систему страны.
2. Сформировать имидж региона как инновационно-активной территории, развивать информационное пространство в сфере инновационной деятельности, способствовать развитию инновационной культуры и инновационного типа мышления.
3. Создать благоприятную экономическую и правовую среду для активизации инновационной деятельности действующих организаций и создания нового инновационного бизнеса.
4. Сформировать региональную научно-техническую программу и региональный заказ на научную, научно-техническую и инновационную продукцию.
5. Разработать механизм выявления и стимулирования потенциальных "точек инновационного роста" территорий и отраслей, сформировать инновационную инфраструктуру, обеспечивающую технологические коридоры прохождения инноваций.
6. Развивать рынок инноваций, повысить эффективность внедрения и использования инноваций, обеспечить интеграцию научного и технологического потенциала в решении актуальных задач производственного комплекса области, сформировать единую региональную систему поддержки инновационных разработок организациями и трансформации инновационных идей в экономическую практику.
7. Обеспечить реализацию Концепции финансовыми, кадровыми и фондовыми ресурсами, способствуя повышению инновационной активности предприятий.
Цель и задачи должны быть конкретизированы в программах и основных направлениях экономической, промышленной, инновационной и бюджетной политики в прогнозируемые периоды.
6. Основные мероприятия, направленные на формирование системы научно-технологических приоритетов и прогнозирование инновационного развития региона
На основе анализа технологического потенциала области определены региональные приоритетные направления из утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" как наиболее значимые для социально-экономического развития Курской области:
1. Энергоэффективность и энергосбережение.
2. Рациональное природопользование.
3. Информационно-телекоммуникационные системы.
4. Транспортные системы.
5. Науки о жизни.
6. Индустрия наносистем.
Реализация приоритетных направлений должна осуществляться через научно-технические, инновационные проекты и критические технологии.
В целях предвидения ожидаемых результатов инновационного развития по приоритетным направлениям, разработке и внедрению критических технологий необходимо в перспективе сформировать региональную систему технологического прогнозирования, которая должна объединить бизнес, науку и общество.
Формирование системы технологического прогнозирования должно быть ориентировано на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, приоритетные направления с учетом развития критических технологий.
В процессе развития системы технологического прогнозирования выделено пять направлений прогнозно-аналитической работы:
1. Прогноз перспективных для Курской области направлений развития и применения науки и технологий на долгосрочную перспективу, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ региона.
2. Разработка вариантных планов-прогнозов ("дорожных карт") научно-технологического и инновационного развития региона по приоритетным направлениям инновационного развития.
3. Создание основы для инфраструктуры, обеспечивающей на постоянной основе актуализацию научно-технологического прогноза, а также мониторинг состояния научно-технологической сферы и инновационных процессов в экономике.
4. Прогноз ключевых ресурсов (фундаментальных и прикладных исследований, компетенций), обеспечивающих возможности дальнейшего научно-технологического и инновационного развития.
5. Итог прогнозно-аналитической работы - предложения по интеграции результатов проекта в процесс формирования инновационной политики (в частности, в технологические платформы, программы инновационного развития, государственные программы).
Структурными элементами системы технологического прогнозирования должна стать сеть отраслевых центров прогнозирования научно-технологического развития для подготовки информационных, аналитических и прогнозных материалов по приоритетным направлениям.
В результате деятельности центров должны быть разработаны паспорта отраслевых критических технологий, региональные прогнозы и "дорожные карты".
Предусматривается создание следующих центров:
1. Формирование отраслевого центра прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению "Энергоэффективность и энергосбережение".
В этом приоритетном направлении критические технологии реализуются в атомной энергетике, энергоснабжении и энергосбережении, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
2. Формирование отраслевого центра прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению развития науки, технологий и техники "Рациональное природопользование".
Отраслевой центр прогнозирует реализацию критических технологий в горнорудном комплексе, агропромышленном комплексе, строительстве, экологии и природопользовании.
3. Формирование отраслевого центра прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению "Информационно-телекоммуникационные системы".
Критические технологии, формирующие информационное пространство в Курской области, обеспечивающие компьютеризацию процессов во всех сферах деятельности, активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена являются объектом прогноза этого центра.
4. Формирование отраслевого центра прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению "Транспортные системы".
Повышение качества транспортного обслуживания населения и обеспечение транспортной доступности; внедрение инновационных продуктов, услуг и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры; обеспечение внедрения и широкомасштабного освоения в дорожном хозяйстве области новых технологий, материалов, конструкций, машин, механизмов и технических решений.
5. Формирование отраслевого центра прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению "Науки о жизни".
Диагностика тенденций в научно-технологической сфере и ключевых вызовов, задающих траекторию долгосрочного инновационного развития России на рынках здравоохранения, медицинских изделий (оборудования, материалов) и услуг, фармацевтики, агропромышленного комплекса.
6. Формирование отраслевого центра прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению "Индустрия наносистем".
Предметными направлениями в индустрии наносистем определены: функциональные наноматериалы; высокодисперсные, высокопористые и другие традиционные материалы, включающие субмикронные фрагменты; наноэлектроника: физические принципы и объекты новой наноэлектроники и другие.
Результаты исследований отраслевых центров должны использоваться при разработке технологических дорожных карт по приоритетным направлениям и интегрированы в прогнозно-аналитическом разделе о научно-технологическом развитии региона в скорректированной и пролонгированной до 2030 г. Стратегии социально-экономического развития Курской области.
7. Организационно-экономический механизм реализации концепции научно-технического и инновационного развития Курской области
Достижение целей инновационного и научно-технического развития Курской области предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом, наукой и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении инновационной политики региона. Механизм государственно-частного партнерства предполагает средне- и долгосрочное взаимодействие на взаимовыгодных условиях государства, науки и бизнеса для решения социально значимых задач. Взаимодействие бизнеса, науки и власти в Курской области должно предусматривать создание определенной инфраструктуры инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия эффективного функционирования экономики, а также обеспечение государственных и муниципальных заказов для инновационно ориентированных проектов в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.
Государственно-частное партнерство в Курской области должно представлять собой действенный инструмент реализации промышленной политики, стимулирования инновационной активности, привлечения инвестиций для развития научно-технической инфраструктуры.
Реализация положений Концепции инновационного и научно-технического развития в Курской области предполагает следующие этапы:
реализация соглашения о сотрудничестве между Администрацией Курской области и АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов";
утверждение положения о критериях отнесения организаций к категории инновационных;
утверждение Межведомственного плана инновационного развития Курской области до 2030 года;
организация системной работы по ведению Единого реестра открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационных разработок.
Механизм реализации настоящей Концепции включает направления регулирования научной, научно-технической деятельности органами государственной власти Курской области в пределах их полномочий:
1) предоставление из областного бюджета бюджетных средств в форме субсидий, грантов и иных форм поддержки на конкурсной основе;
2) предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством области о налогах и сборах;
3) предоставление в пользование имущества, находящегося в государственной собственности Курской области, в установленном законом порядке;
4) оказание содействия в активизации участия научных и иных организаций Курской области в научной, научно-технической и инновационной деятельности на федеральном и межрегиональном уровнях;
5) осуществление иных мер, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Курской области.
Предлагаемые формы поддержки инновационной и научно-технической деятельности в Курской области:
1) предоставление налоговых льгот в соответствии с налоговым законодательством;
2) структурная трансформация образовательных услуг в соответствии с потребностями развития инновационного кластера;
3) предоставление информационной поддержки хозяйствующим субъектам, реализующим инновационные проекты и внедряющим результаты научно-исследовательской деятельности;
4) предоставление консультационной поддержки;
5) формирование спроса на инновационную продукцию;
6) законодательное обеспечение;
7) создание инновационной инфраструктуры;
8) повышение престижности инновационной деятельности;
9) финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, гарантии);
10) участие в реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ Курской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Курской области;
11) обеспечение инфраструктуры;
12) в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Одним из ключевых элементов механизма реализации Концепции является организация мониторинга инновационной активности промышленных предприятий и организаций Курской области.
Эффективность управления инновационной деятельностью во многом зависит от точности и своевременности информации о состоянии инновационной системы в регионе. В этой связи в данной Концепции существенное внимание уделено вопросам организации мониторинга инновационной деятельности в регионе.
Основной целью мониторинга является обеспечение органов исполнительной власти Курской области полной, оперативной и достоверной информацией об инновационных процессах, протекающих в регионе, для выработки и принятия управленческих решений.
Основные задачи мониторинга:
систематическое обследование состояния региона в целях диагностики его инновационного развития;
оценка и анализ результатов инновационной деятельности предприятий, соотнесение этих результатов с определенными критериями, выявление причин неудачной деятельности;
прогнозирование инновационной деятельности, выявление наметившихся тенденций с целью корректировки направления инновационного развития;
подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до соответствующих органов управления и власти;
формирование перечня инновационно-активных предприятий, отраслей, а также отдельных инновационных проектов;
непрерывное совершенствование процедур оценки инновационного потенциала, эффективности трансфера технологий и коммерциализации инноваций;
создание и внедрение системы информационного сопровождения инновационной деятельности в регионе.
Мониторинг позволяет оценить состояние инновационной системы региона (уровень инновационного потенциала, трансфера технологий, достигнутые результаты и "узкие места"). Полученная в процессе мониторинга информация станет основой для принятия эффективных управленческих решений для структурных подразделений Администрации Курской области, ответственных за инновационное и научно-техническое развитие региона. Мониторинг осуществляется органами исполнительной власти области на основе статистических данных, находящихся в открытом доступе.
Оперативное управление инновационной деятельностью в рамках настоящей Концепции представлено реализацией следующих этапов:
1. Развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное научно-техническое развитие предприятий промышленности.
Предоставление государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, реализующим в Курской области инновационные проекты по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Предоставление региональных грантов на выполнение фундаментальных и прикладных исследований.
2. Реализация программ государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий Курской области.
Предполагается выделение субсидий действующим инновационным компаниям; предоставление грантов начинающим малым инновационным предприятиям; предоставление субсидий на компенсацию части затрат действующим малым и средним предприятиям, производящим и (или) реализующим товары (услуги), предназначенные для экспорта; предоставление грантов на разработку и освоение новых видов наукоемкой продукции и технологий в рамках соглашения между Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Администрацией Курской области.
3. Реализация инновационных образовательных программ в Курской области.
Предполагает реализацию инновационных образовательных программ, нацеленных на подготовку высококвалифицированных кадров для экономики Курской области, в том числе специалистов для инновационной сферы, в соответствии с потребностями регионального рынка труда; систематический мониторинг перечня данных программ; взаимодействие с отраслевыми комитетами Администрации Курской области.
4. Интегрирование возможностей различных программ и проектов.
Одним из важных механизмов реализации Концепции является корреляция различных стратегических направлений и инициатив (федеральные, областные, ведомственные программы и проекты), использование и одновременное усиление возможностей этих программ и проектов.
5. Разработка и реализация пилотных проектов, нацеленных на апробацию различных организационно-экономических или общественных механизмов, являющихся новыми не только для Курской области, но и для других регионов России.
6. Эффективность взаимодействия органов государственной власти, научного сообщества и инновационных предприятий и организаций в целях реализации задач Концепции достигается за счет создания общественных институтов, координирующих процесс ее реализации, например: координационных общественных советов, рабочих групп, некоммерческих партнерств, которые будут проводить конференции, семинары, совещания, "круглые столы" и т.п. с целью мониторинга процесса реализации Концепции и корректировки направлений научно-технического и инновационного развития Курской области.
7. Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний.
7.1. Реализация приоритетных инновационных проектов Курской области в соответствии с Законом Курской области от 29 октября 2013 года N 97-ЗКО "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курской области".
7.2. Ежегодное проведение совместного (регионального) конкурса проектов по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий.
7.3. Ежегодное проведение конкурса на право получения грантов Курской области в сфере науки, технологий и техники.
7.4. Создание и реализация регионального заказа на выполнение НИОКР для инновационных производств в соответствии с приоритетными направлениями науки, технологий и техники Курской области, проведение независимой экспертизы работ и проектов.
7.5. Активизация взаимодействия с ОАО "РОСНАНО" и другими высокотехнологичными корпорациями и компаниями.
8. Ожидаемые результаты от реализации концепции
Реализация Концепции будет способствовать созданию на территории Курской области эффективно действующей инновационной системы и заложит прочные основы для перехода экономики на инновационно-прорывной сценарий развития. Концепция предполагает достижение позитивных экономических изменений в Курской области. Эти структурные изменения будут носить системный характер и в конечном итоге должны обеспечить повышение конкурентоспособности регионального хозяйственного комплекса.
1. Компаниям Курской области реализация Концепции обеспечит:
создание стартовых условий для развития инновационного бизнеса;
развитие инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;
улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности Курской области за счет привлечения ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и т.д.) для реализации инновационных проектов;
рост предложения новых технологий для потребностей бизнеса;
расширение рынка товаров и услуг наукоемких технологий;
доступ к информации о рынке инновационных продуктов, потребностях экономики в разработках и т.п.;
повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона на отечественном и мировом рынках за счет реализации инновационных проектов;
рост авторитета бизнеса, основанного на использовании инноваций;
привлечение инвестиций в инновационную сферу;
формирование эффективного механизма внедрения результатов НИОКР в производство.
2. Научным и образовательным организациям участие в реализации Концепции позволит:
сформировать рынок научно-исследовательских разработок;
накопить опыт и знания в области коммерциализации научного потенциала;
осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с начинающими компаниями, ориентированными на коммерциализацию инноваций, и крупными компаниями Курской области.
Созданные с применением полученных результатов технологические "дорожные карты" и долгосрочный прогноз важнейших направлений научно-технологического развития на период до 2030 г. позволят эффективно фокусировать ресурсы и координировать действия представителей органов государственной власти и бизнеса на приоритетных направлениях и прорывных технологиях.
В результате реализации приоритетных направлений развития научно-технической и инновационной деятельности в Курской области прогнозируются следующие индикаторы (таблица 4).
Таблица 4. Прогноз индикаторов инновационной деятельности в Курской области
Индикаторы |
Единицы измерения |
2015 г. |
2020 г. |
2025 г. |
2030 г. |
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП |
% |
1,1 |
1,3 |
1,5 |
1,7 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг |
% |
3,5 |
5,5 |
7,5 |
9,5 |
Доля затрат на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов в структуре затрат на технологические инновации региона |
% |
45,0 |
47,0 |
50,0 |
53,0 |
Численность исследователей, занятых научными исследованиями и разработками |
чел. |
3130 |
3230 |
3330 |
3430 |
Удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, в общей численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками |
% |
6,5 |
7,5 |
8,5 |
9,5 |
Объем отгруженной инновационной продукции организациями области |
млн. руб. |
7989,5 |
9615,0 |
11240,5 |
12866,0 |
Интенсивность затрат на технологические инновации (отношение затрат на технологические инновации к объему выпущенной продукции) |
% |
1,9 |
2,4 |
2,9 |
3,3 |
Затраты на прикладные исследования |
млн. руб. |
200,0 |
220,0 |
240,0 |
250,0 |
Коэффициент изобретательской активности в регионе (число поданных заявок на изобретения и полезные модели в расчете на 10 тыс. населения) |
ед. |
3,2 |
4,2 |
5,2 |
6,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Курской области от 27 апреля 2015 г. N 202-пг "О Концепции научно-технической и инновационной деятельности в Курской области"
Вступает в силу с 27 апреля 2015 г.
Текст постановления опубликован не был