Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные разделы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре)
1. Управление сотрудниками при осуществлении медицинской деятельности
В учебниках, преимущественно по социологии, принято отожествлять понятия "персонал", "работники" и "человеческие ресурсы". Несмотря на их отождествление, процесс управления человеческими ресурсами в медицинской организации более широкий и глубинный по своему содержанию, чем деятельность организации по управлению персоналом.
В процесс управления человеческими ресурсами вовлекаются все направления и процессы социальной политики и стратегии развития организации. В результате этой деятельности создаются условия, способствующие повышению общей трудоспособности персонала, воспроизводится удовлетворяющая потребностям организации высокая профессиональная трудоспособность персонала, формируется социальный капитал организации.
Качество и безопасность медицинской деятельности во многом зависит от слаженной работы всего коллектива организации, в том числе работников медицинских, технических, административных и хозяйственных служб.
Руководитель медицинской организации должен эффективно использовать кадровый потенциал медицинской организации, иными словами, управлять персоналом.
Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественно подготовленным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование.
Основными компонентами системы управления персоналом являются:
- Подбор и адаптация персонала;
- Оперативная работа с персоналом (включая обучение и развитие);
- Оперативная оценка персонала;
- Организация труда, управление деловыми коммуникациями, использование системы мотивации (включая использование материальных и нематериальных стимулов);
- Стратегическая работа с персоналом (включая подготовку резерва руководителей).
От полной вовлеченности персонала зависит обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности независимо от занимаемой должности. Также не мало важное значение оказывает умение работать в команде, причем мультидисциплинарной. Требуются не только высокая квалификация и исполнительская дисциплина работников, профессиональные компетенции, но и их творческое участие в работе медицинской организации, а также участие в процессе принятия управленческих решений.
Профессиональная компетенция определяется как наличие профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оказания медицинской помощи, умение их применить в конкретной ситуации, в том числе при использовании в работе клинических протоколов и алгоритмов выполнения манипуляций. Важны профессионально значимые личностные качества: честность, ответственность дисциплинированность, аккуратность.
В комплексном процессе управления персоналом в соответствии с компетенциями обычно используют несколько последовательно реализуемых практик:
1. Определение базовых компетенций - тех, которыми должны обладать абсолютно все сотрудники (например, хорошие коммуникативные навыки).
2. Определение специализированных компетенций - тех, которые необходимы для работы на конкретных должностях или для выполнения определенных обязанностей.
3. Разработка профилей компетенций - перечня базовых и специализированных компетенций, которыми должен обладать сотрудник, работающий на конкретной должности или в определенном подразделении.
4. Согласование уровней овладения компетенциями для разных категорий сотрудников (например, в соответствии с квалификационными категориями медицинского персонала), а также правила перехода на новый уровень.
Основным и важным моментом в управлении персоналом является обратная связь. Это означает, что все принимаемые разработки в медицинской организации по компетенциям персонала были доведены до сведения всех сотрудников. Каждый алгоритм работы должен быть отработан на практике до момента официального внедрения в работу. С этой целью возможно формирование инициативных групп, что дополнительно является одним из инструментов развития и управления персоналом, которым руководитель медицинской организации может и должен пользоваться. В дальнейшем модель и профили компетенций могут быть применены для оценки эффективности работы персонала.
Важно, чтобы разработки медицинской организации по компетенциям персонала были доведены до сведения всех сотрудников. В дальнейшем модель и профили компетенций могут быть применены для оценки эффективности работы персонала. Также немаловажным моментом становится непрерывное обучение на рабочих местах, наставничество, в том числе при формировании компетенций по основным направлениям работы медицинской организации.
Рекомендуемые количественные показатели |
Норматив |
Текучесть кадров |
<5% за год |
Охват персонала обучением |
100% |
2. Безопасность при идентификации личности пациента
Идентификация личности пациента является важнейшей частью системы обеспечения безопасности медицинской помощи.
Ежегодно в мире регистрируется большое количество ошибок, связанных с неправильной идентификацией личности: от серьезных, приводящих к смерти или утрате органа, до менее значительных, но приводящих к длительной потере здоровья, удлинению госпитализации, увеличению финансовых расходов как самого пациента, так и системы здравоохранения.
Наиболее часто ошибки, связанные с неправильной идентификацией личности, имеют место при назначении (приеме и введении) лекарств, оперативных вмешательствах, диагностических манипуляций и т.д.
Соблюдение простого протокола/алгоритма идентификации личности всеми сотрудниками и при каждом контакте с пациентом - использование не менее 2-х идентификаторов, например, ФИО полностью и года рождения, но никогда номера палаты, инициалов и т.п. - позволяет избежать большинства ошибок.
В медицинской организации, оказывающей заместительную почечную терапию, медицинский персонал несет ответственность за полную и правильную идентификацию пациента перед:
- подготовкой к лечению - проведение взвешивания, клинического осмотра;
- предоставлением лечения (например, введения лекарственных средств);
- началом проведения процедуры гемодиализа (при подключении пациента к АИП);
- диагностическими процедурами (например, взятие крови и других образцов для клинического исследования);
В настоящее время, современные технологии заместительной почечной терапии позволяют использовать электронные карты для передачи информации о пациенте в медицинскую информационную систему (МИС) и идентификации личности, которые могут содержат, как электронную информацию, так и наглядную информацию на самой карте. Следует учитывать, что данные карты не лишены недостатков, а это может быть потеря карты или оставление карты пациентом дома. Поэтому в медицинской организации должна существовать система, альтернативная электронным картам.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3 Эпидемиологическая безопасность (профилактика инфекций, связанных с осуществлением медицинской деятельности)
Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) на современном этапе, является одной из глобальных мировых проблем. Актуальность ИСМП определяется их широким распространением, негативными последствиями для здоровья и жизни пациентов, персонала медицинских организаций.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Основными документами, определяющими меры по обеспечению эпидемиологической безопасности при осуществлении медицинской деятельности в РФ, являются:
- СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 мая 2010 г. N 58);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "18 мая 2010 г."
- Национальная Концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2011 г.);
- Федеральные клинические рекомендации по вопросам обеспечения эпидемиологической безопасности, утвержденные Национальной ассоциацией специалистов по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (НП "НАСКИ") и согласованные с Профильной комиссией Министерства здравоохранения Российской Федерации по эпидемиологии.
Эпидемиологическая безопасность медицинской помощи - "состояние, характеризующееся совокупностью условий, при которых отсутствует недопустимый риск возникновения у пациентов и медицинского персонала заболевания инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи (ИСМП), состояние носительства, интоксикации, сенсибилизации организма, травм, вызванных микро- и макроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности, а также культурами клеток и тканей"*(1).
Термин "инфекция, связанная с оказанием медицинской помощи (ИСМП)", являясь более точным в сравнении с ранее существовавшим - внутрибольничные инфекции (ВБИ), в настоящее время используется как в научной литературе, так и в публикациях ВОЗ и документах большинства стран мира.
Из-за наличия сосудистого доступа инфекции у диализных пациентов нередко сопровождаются бактериемией, что значительно повышает риск развития серьезных осложнений, таких как эндокардит. Использование катетера в качестве доступа для гемодиализа по сравнению с фистулой и сосудистым протезом втрое увеличивает частоту госпитализаций и летальность от септических осложнений*(2).
При использовании ЦВК для ГД у больных с ХБП 5 Д рекомендовано вносить в медицинскую документацию данные о состоянии катетера, кожного покрова вокруг места выхода катетера, наличия признаков локальной воспалительной реакции и информацию о смещении, удалении и замены катетера*(3).
Общим критерием для отнесения случаев инфекций к ИСМП является непосредственная связь их возникновения с оказанием медицинской помощи (лечением, диагностическими исследованиями, иммунизацией и т.д.). Именно поэтому к ИСМП относят случаи инфекции, не только присоединяющиеся к основному заболеванию у госпитализированных пациентов, но и связанные с оказанием любой медицинской помощи (в амбулаторно-поликлинических, образовательных, санаторно-оздоровительных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, при оказании скорой медицинской помощи, помощи на дому и др.), а также случаи инфицирования медицинских работников в результате их профессиональной деятельности.
Наиболее уязвимые группы пациентов пожилые люди, пациенты с тяжелым течением основной патологии и множественными сопутствующими заболеваниями, пациенты, подвергающиеся агрессивным и инвазивным медицинским манипуляциям, трансплантации органов и т.п.
Эпидемиологический надзор осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в МО. Проведение эпидемиологического надзора предусматривает:
- обеспечение активного выявления, учета и регистрации ИСМП;
- выявление факторов риска возникновения ИСМП у отдельных категорий пациентов;
- эпидемиологический анализ заболеваемости пациентов с выявлением ведущих причин и факторов, способствующих возникновению и распространению ИСМП;
- эпидемиологический анализ заболеваемости ИСМП медицинского персонала с выявлением ведущих причин и факторов, способствующих возникновению и распространению ИСМП;
- осуществление микробиологического мониторинга за возбудителями ИСМП;
- определение спектра устойчивости микроорганизмов к антимикробным средствам (антибиотикам, антисептикам, дезинфектантам и др.) для разработки тактики их применения;
- эпидемиологическую оценку лечебно-диагностического процесса;
- эпидемиологическую и гигиеническую оценку больничной среды, условий пребывания в учреждении здравоохранения пациентов и медицинских работников;
- оценку эффективности проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- прогнозирование эпидемической ситуации.
- Важнейшей составляющей эпидемиологического надзора за ИСМП является обеспечение эффективного микробиологического мониторинга:
- проведение микробиологических исследований клинического материала от пациентов с инфекционными, в том числе гнойно-септическими, заболеваниями (подозрениями на них) в 100% случаев, в том числе с использованием быстрых методов детекции возбудителей;
- обеспечение внутривидового типирования микроорганизмов;
- мониторинг устойчивости выделяемых в МО штаммов микроорганизмов к антибиотикам и дезинфицирующим средствам, коррекция на основе его результатов схем антибактериальной терапии и дезинфекционных мероприятий;
Учитывая, что основные биологические риски в медицинских организациях остаются достаточно высокими, необходима активная работа по повышению эпидемиологической безопасности медицинской деятельности в целях обеспечения качества и безопасности медицинской помощи.
N |
Требование |
|
Порядок оценки |
Да/Нет |
Примечание |
3.1 |
Организация обеспечения эпидемиологической безопасности |
3.1.1 |
Наличие внутреннего приказа(-ов), регламентирующего вопросы эпидемиологической безопасности (профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи): |
|
|
3.1.1.1 |
Программы обеспечения эпидемиологической безопасности в медицинской организации |
|
|
||
3.1.1.2 |
Создания и организации работы комиссии по эпидемиологической безопасности |
|
Оценить состав комиссии, положение о комиссии, ответственных с указанием обязанностей и их распределение в рамках деятельности комиссии, наличие врача-эпидемиолога |
||
3.1.1.3 |
Разработке и обновлению# стандартных операционных процедур по следующим направлениям: |
|
|
||
3.1.1.4 |
Системы выявления, учета и регистрации инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи |
|
|
||
3.1.1.5 |
Организации системы микробиологического мониторинга |
|
|
||
3.1.1.6 |
Антибиотикотерапии (наличие схем, ответственных лиц) |
|
|
||
3.1.1.7 |
Организации дезинфекционных мероприятий: |
|
|
||
3.1.1.8 |
Гигиенической обработки рук |
|
|
||
3.1.1.9 |
Профилактики инфицирования возбудителями гемоконтактных инфекций |
|
|
||
3.1.1.10 |
Об организации безопасного обращения с медицинскими отходами (наличие схемы взаимодействия, ответственные исполнители и пр.) |
|
|
||
3.1.1.11 |
Обеспечения противоэпидемических мер при отдельных эпидемических ситуациях (возникновение случая инфекций дыхательных путей, особо опасных инфекций, инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, др.) |
|
|
||
3.2 |
Система активного выявления, учета, регистрации и анализа ИСМП среди пациентов и сотрудников |
3.2.1.1 |
Наличие утвержденного комиссией по эпидемиологической безопасности перечня стандартных определений случаев ИСМП, используемых в МО для целей эпидемиологического надзора |
|
|
3.2.1.2 |
Сотрудники знают основные стандартные определения случаев ИСМП |
|
Опросить достаточное количество сотрудников (врачей и медсестер) из разных подразделений |
||
3.2.2.1 |
Наличие разработанного порядка регистрации инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи |
|
|
||
3.2.2.2 |
Журналы регистрации ИСМП (ф. 60) в соответствии с п. 12.3 СП 3.1/3.2.3146-13 имеются, заполняются своевременно |
|
|
||
3.2.3.1 |
Совещания комиссии по вопросам выявления ИСМП в МО, проводятся регулярно |
|
Оценить регулярность |
||
3.2.3.2 |
Планы по устранению дефектов, включающие информацию об ответственных за выполнение и сроки выполнения мероприятий, разработаны и выполняются |
|
Оценить исполнение планов |
||
3.2.4.1 |
Разработан и внедрен порядок анализа заболеваемости ИСМП в МО, в том числе регулярно собираются и анализируются стратифицированные показатели заболеваемости ИСМП |
|
Оценить сбор и анализ показателей заболеваемости |
||
3.2.4.2 |
Полнота выявления случаев ИСМП |
|
Проверить достаточное количество АК/ИБ пациентов |
||
3.2.5.1 |
Наличие карты очага (или иного документа) эпидемиологического обследования для анализа |
|
|
||
3.2.5.2 |
Сотрудники знают порядок проведения эпидемиологического обследования очага инфекции |
|
Опросить ответственных сотрудников |
||
3.3 |
Проведение микробиологических исследований (включая случаи подозрения на ИСМП) |
3.3.1 |
Доступность микробиологических исследований в часы работы МО: - Наличие лаборатории в МО - Наличие договора на проведение микробиологических исследований с микробиологической лабораторией |
|
|
3.3.2.1 |
Наличие алгоритмов медицинской организации, описывающих показания и процедуру забора материала для микробиологического исследования |
|
Проверить наличие алгоритмов в подразделениях |
||
3.3.2.2 |
Сотрудники знают алгоритмы, описывающие показания и процедуру забора материала для микробиологического исследования |
|
Опросить достаточно количество сотрудников |
||
3.3.2.3 |
Алгоритмы проведения микробиологического обследования соблюдаются |
|
Проверить достаточное количество историй болезни пациентов подлежащих обследованию в соответствии с алгоритмами |
||
3.3.3 |
Наличие расходных материалов для забора материала в расчетных количествах в соответствии с проводимыми исследованиями |
|
|
||
3.3.4 |
Своевременное получение результатов исследований (в течение 72-96 часов, в зависимости от вида возбудителя и исследуемого материала) |
|
Проверить достаточное количество историй болезни пациентов Оценить порядок получения результатов исследований |
||
3.4 |
Микробиологический мониторинг |
3.4.1 |
Проведение микробиологического мониторинга, включая: |
|
|
3.4.1.1 |
Мониторинг устойчивости к антимикробным препаратам при эпидемиологическом неблагополучии; |
|
Оценить проведение мониторинга |
||
3.4.1.2 |
Мониторинг циркулирующих в МО штаммов микроорганизмов |
|
|||
3.4.1.3 |
Направленный мониторинг эпидемически значимых микроорганизмов (метициллинрезистентные Staphylococcus aureus (MRSA), полирезистентные Pseudomonas aeruginosa, мультирезистентные Acinetobacter baumanii (MRAB) Ванкомицин-резистентный Enterococcus spp (VRE), Clostridium Deficile и др.) |
|
|||
3.4.2 |
Наличие программного обеспечения микробиологического мониторинга и ведение базы данных (результатов) |
|
|||
3.4.3 |
Ведется база данных (результатов) микробиологического мониторинга |
|
|
||
3.4.4 |
Наличие внутривидового типирования микроорганизмов |
|
Проводится типирование по филотипическим и генотипическим характеристикам |
||
3.5 |
Организация дезинфекции медицинских изделий в медицинской организации |
3.5.1 |
Наличие дезинфицирующих средств, необходимых документов на них (инструкций по применению, свидетельств о государственной регистрации, деклараций о соответствии) и емкости в наличии |
|
|
3.5.2 |
Наличие дезинфицирующих средств различных химических групп |
|
Проверить наличие в соответствии с расчетной потребностью |
||
3.5.3 |
Дезинфицирующие средства применяются в соответствии с областями применения, указанными в инструкции по применению |
|
Оценить в нескольких подразделениях |
||
3.5.4 |
СОПы/инструкции по обработке (дезинфекции, предстерилизационной очистке) медицинских изделий (сложной и простой конфигурации) ручным и механизированным способом разработана и исполняется |
|
Проверить наличие и оценить исполнение во всех подразделениях |
||
3.6 |
Организация стерилизации МИ в МО |
3.6.1.1 |
Наличие централизованного стерилизационного отделения (ЦСО), в соответствии с п. 10.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 |
|
|
3.6.1.2 |
ЦСО соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 (включая наличие трех зон: грязной, чистой и стерильной) |
|
|
||
3.6.2 |
Наличие паровых форвакуумных стерилизаторов |
|
Проверить наличие и исправность |
||
3.6.3 |
Порядок обеспечения организации стерильными материалами в случае отсутствия ЦСО установлен |
|
|
||
3.6.4.1 |
Контроль качества стерилизации проводится в соответствии с нормативными документами |
|
|
||
3.6.4.2 |
Результаты контроля качества стерилизации есть в наличии |
|
|
||
3.6.5 |
Упаковка, условия и сроки хранения стерильных материалов соответствуют требованиям |
|
|
||
3.6.6 |
Индивидуальные стерильные укладки есть в наличии и соответствуют требованиям |
|
|
||
3.7 |
Обеспечение эпидемиологической безопасности среды |
3.7.1.1 |
Дезинфицирующие средства, необходимые документы на них (инструкции по применению, свидетельства о государственной регистрации, декларации о соответствии) и емкости в наличии |
|
|
3.7.1.2 |
Выбор дезинфицирующих средств и тактики (системы) дезинфекции осуществляется обоснованно |
|
|
||
3.7.1.3 |
В организации определен порядок расчета потребности в дезинфицирующих и антисептических средствах |
|
Оценить соответствие расчетным потребностям |
||
3.7.1.4 |
Во всех подразделениях имеются дезинфицирующие и антисептические средства в соответствии с расчетной потребностью |
|
|
||
3.7.1.5 |
В организации существует склад для хранения дезинфицирующих средств, соответствует требованиям нормативных документов |
|
|
||
3.7.2 |
Подразделения оснащены оборудованием для дезинфекции в соответствии c расчетными потребностями |
|
|
||
3.7.3.1 |
В организации существует система клининга (на принципах аут- и/или инсорсинга) |
|
|
||
3.7.3.2 |
Разработаны алгоритмы, инструкции уборки различных видов помещений |
|
|
||
3.7.3.3 |
Уборка помещений выполняется в соответствии с алгоритмами/инструкциями |
|
Оценить качество уборки помещений методом наблюдения во всех подразделениях |
||
3.7.4 |
Обращение с отходами осуществляется в соответствии с нормативными документами |
|
|
||
3.8 |
Обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий (при инвазивных вмешательствах) |
3.8.1 |
В организации разработаны стандартные операционные процедуры инвазивных процедур: |
|
Алгоритмы должны быть разработаны на основе федеральных клинических рекомендаций/протоколов, а при их отсутствии в соответствии с принципами доказательной медицины |
|
3.8.1.1 |
Подключение пациента, посредством артериовенозного протеза (включая этапы: подключения, уход за АВ протезом, смена повязки) |
|
Проверить наличие |
|
3.8.1.2 |
Подключение пациента, посредством артериовенозной фистулы (включая этапы: подключения, пункции, ухода за АВФ, смена повязки) |
|
|||
3.8.1.3 |
Подключение пациента посредством центрального венозного катетера, включая этапы: - Постановка катетера - Уход за катетером - Уход за повязкой - Смена и удаление катетера - Антибиотикопрофилактика |
|
|||
3.8.1.4 |
Проведение бесконтактных перевязок (при работе с центральным венозным катетером) |
|
|||
3.8.1.5 |
Проведение перитонеального диализа (включая этапы: обработки места выхода перитонеального катетера, смены повязки) |
|
|||
3.8.1.6 |
Выполнение подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций |
|
|||
3.8.2 |
Стандартные операционные процедуры соответствуют клиническим рекомендациям (протоколам лечения) и стандартам медицинской помощи |
|
|
||
3.8.3 |
Стандартные операционные процедуры инвазивных процедур регулярно обновляются |
|
|
||
3.8.4.1 |
Сотрудники знают стандартные операционные процедуры инвазивных процедур |
|
Опросить сотрудников в разных подразделениях |
||
3.8.4.2 |
Сотрудники соблюдают стандартные операционные процедуры инвазивных процедур |
|
Оценить навыки сотрудников методом наблюдения |
||
3.9 |
Оказание помощи пациентам, требующим изоляции (с инфекциями, передающимися гемоконтаным путем, воздушно-капельным путем, опасными инфекциями)* |
3.9.1 |
В организации имеется изолятор(-ы) |
|
Оценить соответствие п. 3.12 СанПиН 2.1.3.2630-10 |
3.9.1.1. |
Оборудование для поддержания отрицательного давления есть в наличии. |
|
|
||
3.9.1.2 |
Оборудование для поддержания отрицательного давления работает исправно |
|
|
||
3.9.2 |
Оборудованы боксы/боксированные палаты (в том числе для пациентов с гемоконтакными инфекциями) |
|
|
||
3.9.3.1 |
Разработан алгоритм изоляции пациентов в случае отсутствия или нехватки изоляторов |
|
|
||
3.9.3.2 |
Сотрудники знают алгоритм изоляции пациентов в случае отсутствия или нехватки изоляторов |
|
Опросить ответственных сотрудников на предмет знания алгоритма |
||
3.9.4.1 |
Разработаны алгоритмы использования индивидуальных средств защиты при уходе за пациентами, требующими изоляции |
|
|
||
3.9.4.2 |
Сотрудники знают алгоритмы использования индивидуальных средств защиты при уходе за пациентами, требующими изоляции |
|
|
||
3.9.4.3 |
Сотрудники соблюдают алгоритмы использования индивидуальных средств защиты при уходе за пациентами, требующими изоляции |
|
Опросить ответственных сотрудников на предмет знания алгоритма |
||
3.9.4.4 |
Во всех подразделениях имеются индивидуальные средства защиты в достаточном (расчетном) количестве |
|
Оценить исполнение алгоритмов методом прямого наблюдения (при возможности) |
||
3.10 |
Наличие полностью оборудованных мест для мытья и обработки рук |
3.10.1 |
Стандарт оборудования для мытья рук: - отдельная раковина - кран с локтевым смесителем - горячая вода - схема мытья рук - жидкое мыло - антисептик - одноразовые полотенца - ведро с крышкой с ножным механизмом открывания |
|
|
3.10.2 |
Стандартно оборудованные места для мытья рук есть в наличии: |
|
Оценить наличие |
||
3.10.2.1 |
в клинических отделениях (залах) |
|
|||
3.10.2.2 |
в кабинетах врачей |
|
|||
3.120.2.3 |
в процедурных кабинетах |
|
|||
3.10.2.4 |
в туалетах для сотрудников |
|
|||
3.10.2.5 |
в туалетах для пациентов |
|
|||
3.10.3 |
Дополнительные дозаторы с антисептиком размещены: |
|
|||
3.10.3.1 |
при входах в отделения (залы) |
|
|||
3.10.3.2 |
у кроватей пациентов в диализных залах |
|
|||
3.10.3.3 |
в отделениях водоподготовки |
|
|||
3.10.4 |
В организации регулярно проводится контроль исправности оборудования для мытья рук, наличия расходных материалов и их соответствия расчетному количеству |
|
Опросить ответственных сотрудников во всех подразделениях |
||
3.11 |
Соблюдение правил гигиены рук сотрудниками, пациентами и посетителями/ухаживающими |
3.11.1 |
Алгоритм мытья и обработки рук выполняется - Перед контактом с пациентом - Перед процедурой - После процедуры - После контакта с пациентом - После контакта с предметами окружающей среды |
|
Оценить методом прямого наблюдения соблюдение сотрудниками алгоритма обработки рук в достаточном количестве случаев |
3.11.2 |
Регулярное обучение сотрудников правилам и алгоритмам мытья и обработки рук проводится |
|
Охват персонала 100% Свидетельства результатов обучения есть в наличии (ведомость, протоколы и пр.) |
||
3.11.3 |
Предметы украшений на руках у сотрудников (браслеты, кольца, перстни), накладные ногти, повреждения кожных покровов и т.д. отсутствуют |
|
Оценить методом прямого наблюдения |
||
3.11.4 |
Информирование пациентов и посетителей о правилах гигиены рук проводится регулярно |
|
Опросить достаточное количество пациентов и посетителей |
||
3.12 |
Соблюдение алгоритма использования индивидуальных средств защиты и спецодежды |
3.12.1.1 |
В организации разработаны алгоритмы по использованию индивидуальных средств защиты, включая: - перчатки (стерильные и нестерильные) - средства защиты лица и глаз - маски - респираторы - халаты и фартуки |
|
|
3.12.1.2 |
Алгоритмы использования средств индивидуальной защиты соблюдаются сотрудниками во всех подразделениях |
|
Оценить методом наблюдения во всех подразделениях |
||
3.12.2.1 |
Средства индивидуальной защиты есть в наличии в достаточном (расчетном) количестве |
|
|
||
3.12.2.2 |
Проводится регулярный контроль наличия средств индивидуальной защиты в достаточном (расчетном) количестве |
|
|
||
3.13 |
Профилактика ИСМП у сотрудников |
3.13.1.1 |
В организации разработаны алгоритмы действий при аварийных ситуациях |
|
|
|
3.13.1.2 |
Сотрудники знают алгоритмы действий при аварийных ситуациях, включая порядок оповещения/регистрации |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|
3.13.2.1 |
Установлен порядок регистрации и учета аварийных ситуаций |
|
|
||
3.13.2.2 |
Свидетельства регистрации аварийных ситуаций есть в наличии |
|
|
||
3.13.2.3 |
Сотрудники знают порядок регистрации и учета аварийных ситуаций |
|
Опросить сотрудников из разных подразделений МО |
||
3.13.3.1 |
В организации разработан алгоритм экспресс-тестирования пациентов на ВИЧ |
|
|
||
3.13.3.2 |
Экспресс-тесты на ВИЧ в наличии в достаточном (расчетном) количестве |
|
|
||
3.13.3.3 |
Тесты доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году |
|
|
||
3.13.3.4 |
Сотрудники проводят экспресс-тестирование на ВИЧ в соответствии с алгоритмом |
|
Опросить ответственных сотрудников |
||
3.13.3.5 |
На проведение тестирования на ВИЧ-инфекцию оформляется информированное согласие и Проводится предтестовое консультирование пациентов |
|
Проверить торий болезни на наличие полностью оформленного информированного согласия на проведение тестирования на ВИЧ-инфекцию |
||
3.13.4.1 |
Алгоритмы профилактики ВИЧ разработаны и выполняются |
|
|
||
3.13.4.2 |
Препараты для антиретровирусной терапии есть в наличии в расчетном количестве и доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году |
|
Расчет, определённый приказом органа здравоохранения для хранения таких ЛП |
||
3.13.5.1 |
Программа вакцинации сотрудников против гепатита В разработана и выполняется |
|
Опросить ответственных сотрудников |
||
3.13.5.2 |
Свидетельства вакцинации сотрудников против гепатита В есть в наличии, записи ведутся аккуратно и в полном объеме |
|
|
||
3.13.5.3 |
Число вакцинированных сотрудников соответствует расчетному |
|
Оценить долю вакцинированных сотрудников |
||
3.13.6 |
В организации проводится обучение сотрудников методам профилактики заражения проводится# |
|
Охват сотрудников 100% |
||
3.14 |
Рациональное использование антибактериальных лекарственных средств для профилактики и лечения |
3.14.1.1 |
Алгоритмы антибиотикотерапии разработаны в соответствии с клиническими рекомендациями |
|
|
3.14.1.2 |
Антибиотикотерапия выполняется в соответствии с разработанными алгоритмами |
|
Проверить на соответствие алгоритмам достаточное количество медицинских карт пациентов, которым в соответствии с алгоритмами была проведена антибиоти- котерапия |
||
3.14.2 |
Антибактериальные лекарственные препараты есть в наличии в расчетном количестве в соответствии с алгоритмами |
|
|
||
3.14.3. |
В организации проводится консультирование пациентов по вопросам проведения антибиотикотерапии |
|
Проверить достаточное количество АБ карт пациентов, которым была проведена антибиотикоте- рапия |
||
3.15 |
Наличие информации по вопросам профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи |
3.15 |
Во всех подразделениях медицинской организации имеются информационные материалы по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, включая вопросы: |
|
|
3.15.1 |
гигиены рук |
|
|
||
3.15.2 |
профилактики гемоконтактных инфекций |
|
|
||
3.15.3 |
профилактики инфекций, передающихся воздушно-капельным путем |
|
|
||
3.15.4 |
вакцинопрофилактики, в первую очередь против гепатита В |
|
|
||
3.15.5 |
профилактики особо опасных инфекций |
|
|
||
3.15.6 |
других информационных материалов (гигиенические процедуры при наличии катетера, уход за местом выхода катетера, самоконтроль состояния пациента и др.) |
|
|
||
3.16 |
Комплекс противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекции в медицинской организации |
3.16 |
Комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции проводится своевременно, в соответствии с нормативными документами по данной инфекции, включая: - изоляцию; - диагностику инфекции у заболевшего пациента; - текущую и заключительную очаговую дезинфекцию |
|
Проверить ИБ пациентов с выявленными инфекциями и контактных с ними пациентов Оценить карты эпидемиологического обследования очага инфекции в МО |
Рекомендуемые количественные показатели |
Расчет показателя |
Частота катетер-ассоциированных инфекций кровотока |
1/1000 пациенто/часов |
Частота ИСМП |
1/1000 госпитализаций |
Охват персонала вакцинацией против гепатита В |
100% |
Охват персонала вакцинацией против гриппа |
100% |
4 Безопасность обращения лекарственных средств при осуществлении медицинской деятельности
Проблема безопасного и эффективного применения лекарственных средств (ЛС) является актуальной для всех стран мира.
Безопасность ЛС - характеристика ЛС, основанная на сравнительном анализе их эффективности и оценки риска причинения вреда здоровью. Лекарственные препараты (ЛП) - дозированные ЛС в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Эффективность ЛП - характеристика степени положительного влияния ЛП на течение, продолжительность или предотвращения заболевания, сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Наиболее важными с клинической точки зрения ошибками, связанными с использованием ЛП, являются:
- Неправильное назначение ЛП (39% совершаемых ошибок) - неверный выбор препарата/препаратов (критически важная проблема), назначение без учета противопоказаний (связанных с определенным заболеванием или приемом других ЛС), повторное назначение лекарства без оценки его эффективности и переносимости пациентом и т.д.
- Нечеткая передача информации о назначении ЛП (12% ошибок) - неразборчивые надписи, использование некорректных сокращений в листах назначения и т.д.
- Некорректное дозирование, разведение ЛП (11% ошибок).
- Отсутствие в медицинской организации необходимых ЛП для оказания экстренной медицинской помощи, неправильное использование (прием, введение) ЛП (38% ошибок)
- Несвоевременное введение ЛП, неправильный путь введения, недооценка важности информирования пациента о побочных эффектах, отсутствие обучения пациента приему ЛП, отсутствие контроля эффективности лечения.
Необходимо помнить, что нарушение функции почек влияет на фармакокинетику ЛП, поэтому у пациентов с нарушенной функцией почек режимы их дозирования необходимо корректировать. В противном случае увеличивается период полувыведения ЛП, причем иногда значительно, что ведет к их кумуляции в организме и повышению риска развития токсических эффектов. Выведение лекарственных средств в ходе процедуры через мембрану диализатора, их диализуемость, особенности фармакокинетики также должны учитываться.
Контроль качества, эффективности и безопасности ЛС входит в перечень наиболее приоритетных задач в системе здравоохранения России. На территории страны в этих целях создана собственная система государственного контроля качества ЛС. Данная система направлена на обеспечение своевременного выявления и изъятия из обращения недоброкачественной и фальсифицированной продукции.
Обращение ЛС - обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную экспертизу, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение ЛС, уничтожение ЛС, и иные действия в сфере обращения ЛС.
В соответствии с п. 5.1.4.3. постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" на Росздравнадзор возложены полномочия по федеральному государственному надзору в сфере обращения ЛС посредством проведения фармаконадзора.
Фармаконадзор - вид деятельности по мониторингу эффективности и безопасности ЛП, направленный на выявление, оценку и предотвращение нежелательных последствий применения ЛП. В рамках проведения мониторинга эффективности и безопасности ЛС медицинские организации обязаны сообщать в Росздравнадзор о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении ЛП, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности ЛП, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении ЛП.
Нежелательная реакция - непреднамеренная неблагоприятная реакция организма, которая может быть связана с применением ЛП.
Серьезная нежелательная реакция - нежелательная реакция организма, связанная с применением ЛП, приведшая к смерти; врожденным аномалиям или порокам развития; представляющая собой угрозу жизни; требующая госпитализации или приведшая к стойкой утрате трудоспособности и (или) инвалидности.
Непредвиденная нежелательная реакция - нежелательная реакция организма (в том числе связанная с применением ЛП в соответствии с инструкцией по его применению), сущность и тяжесть которой не соответствует информации о ЛП, содержащейся в инструкции по его применению.
Побочный эффект - любое непреднамеренное действие ЛП (выходящее за рамки рассчитанного терапевтического эффекта), обусловленное его фармакологическими свойствами, наблюдаемое при использовании ЛП в рекомендуемых дозах.
Наиболее часто нежелательные реакции связаны с назначением антибиотиков, химиотерапевтических средств, анальгетиков, психотропных средств, сердечных гликозидов, мочегонных, инсулина, препаратов калия. Большинство осложнений при использовании ЛП - предотвратимо.
В меморандуме ВОЗ по национальной стратегии в области безопасных ЛС и надлежащего их использования отмечено, что в мире нежелательные лекарственные реакции являются причиной госпитализации до 20% больных, в результате чего на проблемы, связанные с ЛП, тратится до 15-20% бюджета здравоохранения*(4).
Для снижения частоты нежелательных явлений на уровне медицинской организации необходимо:
- Создание и эффективная работа системы обеспечения лекарственной безопасности в МО;
- Система контроля качества ведения документации/электронная система;
- Контроль всех этапов использования ЛП - хранение, назначение, дозирование (с учетом особенностей фармакокинетики у больных на ЗПТ), оптимальный путь введения и т.д.;
- Обеспечение преемственности медицинской помощи;
- Эффективное взаимодействие врача и медицинской сестры с пациентом.
5 Безопасность обращения медицинских изделий при осуществлении медицинской деятельности
Медицинскими изделиями (МИ) являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Медицинские изделия, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации, подлежат мониторингу безопасности в целях выявления и предотвращения побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, нежелательных реакций при его применении, особенностей взаимодействия медицинских изделий между собой, фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.
Мониторинг безопасности медицинских изделий осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на всех этапах обращения таких изделий на территории Российской Федерации.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" постановлением Правительства России от 02.05.2012 N 413 государственная функция по проведению мониторинга безопасности медицинских изделий, находящихся в обращении в Российской Федерации, возложена на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Субъекты обращения медицинских изделий обязаны сообщать в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.
По результатам осуществления мониторинга безопасности медицинских изделий при получении и подтверждении информации о побочных действиях, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации зарегистрированных медицинских изделий, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти рассматривает вопрос о приостановлении применения или об изъятии из обращения такого медицинского изделия и принимает соответствующее решение.
Руководитель медицинской организации, в рамках работы по организации системы внутреннего контроля качества и безопасности, организует систему безопасного обращения медицинского изделия. В рамках данной работы в МО будет необходимо разработать правила обращения медицинских изделий в медицинской организации, в том числе требования монтажу, наладке, применению, эксплуатации, в том числе техническому обслуживанию, предусмотренному нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя, а также ремонту, утилизации или уничтожению медицинских изделий, а также предусматривает меры по обеспечению прав пациентов медицинской организации в сфере обращения медицинских изделий.
6. Безопасность при организации экстренной и неотложной медицинской помощи
Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Неотложная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
На 5Д (диализной) стадии хронической болезни почек, вероятность смерти от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в 10-30 раз выше.*(2)
Риск ССЗ у пациента с ХБП5Д обусловлен тяжелым течением сахарного диабета, гипертензией и гипертрофией миокарда левого желудочка, а также нетрадиционными факторами риска, такими как хроническая перегрузка жидкостью, гиперфосфатемией, анемией, оксидативным стрессом и другими факторами уремического окружения.
Распространенность внезапной сердечной смерти среди диализных пациентов высока и встречается с частотой 49 на 1000 пациенто-лет на программном гемодиализе, и 36 на 1000 пациенто-лет на перитонеальном диализе. По данным USRDS 2013 года, остановка сердца и аритмии являются причиной примерно 25% всех случаев смерти у диализных пациентов. Экстренная кардиореанимация, согласно рекомендациям Advanced cardiac life support (ACLS), показана всем пациентам с нестабильным ритмом, и все диализные центры должны иметь автоматизированные переносные дефибрилляторы, а персонал должен быть обучен их использовать. В стандарт оснащения отделения диализа медицинской организации согласно Приложению N 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. N 17н входят набор для оказания реанимационной помощи, дефибриллятор, укладки для оказания помощи при шоке и анафилактическом шоке.
Обучение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) для работников медицинской организации становится неотъемлемой частью организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Сердечно-лёгочная реанимация - это экстренная медицинская процедура, направленная на восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из состояния клинической смерти. Успех реанимации во многом зависит от времени, прошедшего с момента остановки кровообращения до начала реанимации. Следует помнить, что время, в течение которого можно рассчитывать на успешное восстановление сердечной деятельности, ограничено. Реанимация в обычных условиях может быть успешной, если начата немедленно, или впервые минуты после наступления остановки кровообращения. Основным принципом реанимации на всех этапах ее проведения является положение, что реанимация должна продлевать жизнь, а не затягивать смерть.
Отработка навыков СЛР в медицинской организации осуществляющей оказание медицинской помощи пациентам с ХБП 5Д должна вестись на регулярной основе.
Экстренная помощь требует слаженности в работе всего коллектива, как медицинских сотрудников, так и вспомогательных служб, обеспеченности полным комплектом необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий и бесперебойной работы оборудования и т.д.
Особенности течения заболеваний и их осложнений у больных на заместительной почечной терапии часто становятся определяющими при выборе подходов к лечению и тактики ведения, иногда радикально отличающейся при стереотипных клинических проявлениях, в том числе при оказании помощи при неотложных состояниях. На такой случай в медицинской организации должны быть разработаны алгоритмы, инструкции, СОПы, определяющие порядок действий персонала и минимизирующих риски развития жизнеугрожающих состояний.
7 Преемственность оказания медицинской помощи, безопасность при организации перевода пациентов в рамках одной медицинской организации и/или транспортировки в другие медицинские организации
Организация преемственности медицинской помощи населению по профилю Нефрология определена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.01.2012 г. N 17н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология". Задачей региональных систем здравоохранения РФ заключаются в том, чтобы эффективно и экономично использовать имеющиеся ресурсы, увеличить доступность и повысить качество медицинской помощи пациентам, получающим заместительную почечную терапию. Как правило, данные нормы закрепляются региональными нормативными актами, в которых прописывается маршрутизация в регионе.
Интересы пациента, требуют обеспечения оптимального взаимодействия всех участников оказания медицинской помощи, реализации единой политики организации медицинской помощи, адекватного по этапам оказания медицинской помощи при обеспечении преемственности по вертикали и горизонтали органов и медицинских организаций. Преемственность в работе нефрологического центра стационара, поликлиники и диализного центра занимает приоритетное значение в медицинском обслуживании населения. От того, в какой мере и насколько качественно решаются задачи, стоящие перед поликлиникой, зависит объем работы и других медицинских организаций, в частности диализного центра и стационара.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь методами диализа в амбулаторных условиях оказывается врачом-нефрологом и включает:
- лечение одним из методов диализа через сформированный доступ для диализа больных, нуждающихся в заместительной почечной терапии, в соответствии с клиническими рекомендациями, стандартами и протоколами лечения;
- регулярный осмотр, оценку и мониторинг доступа для диализа;
- составление первоначальной диализной программы, изменение программы лечения методами диализа в зависимости от жалоб пациента, клинического состояния, развития осложнений, функции доступа для диализа;
- назначение и оценку лабораторного и инструментального обследования для обеспечения контроля качества лечения методами диализа;
- динамическое наблюдение больных, получающих лечение методами диализа, проведение физикального осмотра, антропометрии, измерение артериального давления, пульса, температуры тела, состояния гидратации или верификация величины "сухого веса", дозы диализа, эффективного времени диализа, не восполняемой ультрафильтрации и других параметров процедуры диализа;
- назначение и оценку эффективности лекарственной терапии основных уремических синдромов (анемического синдрома, синдрома минерально-костных нарушений, синдрома белково-энергетической недостаточности и др.) и немедикаментозной терапии;
- оценку риска развития осложнений, связанных с оказанием медицинской помощи методами диализа;
- консультацию врачей других специальностей по вопросам оказания медицинской помощи методами диализа;
- госпитализацию больных, находящихся на амбулаторном гемо- или перитонеальном диализе, при наличии медицинских показаний (осложнения диализного доступа и/или диализной терапии; осложнения терминальной хронической почечной недостаточности, в том числе инфекционные, кардиоваскулярные и др.) и необходимости коррекции режима диализа.
- др.
По данным JCI, наиболее частой причиной (60-70%) проблем, связанных с преемственностью помощи, является плохая коммуникация, прежде всего между медицинским работниками: врачами и сестрами, медперсоналом отделения и консультантами, врачами различных специальностей при оказании помощи в сложных случаях и т.д.*(5) Улучшить коммуникацию можно за счет стандартизации процесса передачи дежурств, что особенно важно для отделений неотложной помощи, отделения помощи на дому поликлиник. Одним из эффективных подходов оказалось внедрение алгоритма SBAR, в частности внедрение алгоритма общения.
Данный алгоритм может быть использован и в амбулаторно-поликлинической практике диализного центра, например, при передаче дежурств, передачи информации о вызове на дом к пациенту участковому врачу, при обсуждении сложных клинических случаев.
Кроме вербальной коммуникации, важным компонентом обеспечения преемственности помощи является правильно оформленные (в полном объеме), вовремя доставленные до адресата, например, до участковой службы поликлиники письменные документы: выписки, результаты исследований. Разработка и использование стандартных форм медицинской документации, переход на электронный документооборот может повысить степень преемственности помощи.
В медицинской организации можно выделить следующие важные аспекты соблюдения преемственности:
- организация преемственности оказания медицинской помощи при госпитализации пациентов по экстренным показаниям из диализного центра в стационар и передаче пациента бригаде скорой медицинской помощи;
- организация преемственности лечения, профилактических мероприятий после выписки пациентов из стационаров;
- соблюдение преемственности лечения по месту жительства пациента участковыми врачами в случае передачи активов и т.д.
- соблюдение преемственности лечения после госпитализации в дневной стационар.
Безопасность транспортировки пациента внутри медицинской организации при обращении пациента зачастую зависит от самых простых вещей, например, наличия в нужный момент кресла-коляски, исправного лифта, выполнения персоналом правил сопровождения пациента и т.д. Выполнение алгоритма может свести возможные риски к нулю, а, значит, предотвратить тяжелые травмы и даже смертельные исходы.
8. Безопасность воды для диализа
Медицинские технологии направлены не только на спасение жизни человека, но и на поддержание приемлимого качества жизни при тяжёлых заболеваниях. Примером такой технологии служит гемодиализ, позволяющий регулярно проводить внешнее очищение крови при хронической почечной недостаточности при помощи аппарата "искусственная почка" (АИП).
Основой гемодиализа является не только диализатор с полупроницаемой мембраной для очистки крови от токсичных веществ. Кроме него АИП готовит специализированный диализирующий раствор, позволяющий удалять уремические токсины и нормализовать кислотно-щелочной и электролитный баланс крови. Для приготовления диализирующего раствора необходима очищенная вода, а также кислотный и щелочной компоненты концентрата солей.
Пациент за время проведения гемодиализа контактирует со 120-200 литрами воды (диализирующего раствора) каждый сеанс. Любые низкомолекулярные загрязнители диализного раствора могут легко проникать в кровь и накапливаться в теле человека в условиях отсутствия почечной экскреции. Использовать неочищенную водопроводную воду для гемодиализа недопустимо. Следовательно, важна и химическая, и микробиологическая чистота диализного раствора для предотвращения неблагоприятных последствий.
Диализный раствор готовится из очищенной воды и концентратов, последний содержит электролиты необходимые для создания назначенного состава раствора. За чистоту воды, используемой для приготовления диализного раствора или растворения концентратов из порошка несет ответственность медицинская организация (диализный центр)*(2).
Для обеспечения безопасности городского водоснабжения применяются определённые вещества, данные вещества не представляют риск для человека в имеющихся концентрациях, но могут нанести вред пациенту с почечной недостаточностью, если не очистить от них воду для диализа. Поэтому, все городские источники водоснабжения следует рассматривать как содержащие опасные для диализного пациента вещества. С этой целью во всех медицинских организациях, имеющих в своем составе отделения для проведения гемодиализа, должна быть предусмотрена система очистки воды. При проведении сеансов лечения должна использоваться вода, по химической и бактериологической чистоте удовлетворяющая требованиям соответствующего стандарта (ГОСТ Р 52556-2006 Государственный стандарт. Вода для гемодиализа). Стандарты качества воды для диализа определены также Международной организацией по стандартизации (ISO), где разработаны минимальные стандарты по чистой воде для диализа и конечных диализных растворов. Стандарты устанавливают максимальные уровни веществ, известных как токсичные для диализных пациентов, и максимальные уровни для бактерий и их эндотоксинов (Вода должна содержать менее 100 КОЕ/мл бактерий, и менее 0,25 EU/мл эндотоксина. Максимальные уровни 100 КОЕ/мл и 0,5 EU/мл соответственно).
Водоподготовка для гемодиализа - это высокая ответственность, так как качество воды для гемодиализа влияет на отдаленную выживаемость больных на заместительной почечной терапии. Особенно это стало важно при применении технологии приготовления замещающего раствора из диализирующей жидкости аппаратом "онлайн", когда пациенту вводят замещающий раствор внутривенно. При проведении процедур ГДФ он-лайн рекомендовано использовать ультрачистый диализат, что достигается наличием дополнительных инкорпорированных ультрафильтров в диализном аппарате в системе подачи диализата.
Система очистки воды для диализа обычно формируется из трех компонентов: предочистка, основная очистка мембранами обратного осмоса и система распределения воды до точки использования. Существующие стандарты безопасности и мониторинга требуют тщательного соблюдения процедур и документирования условий функционирования каждой части системы водоподготовки. ISO и европейские рекомендации представляют стандарты для оборудования, используемого для очистки воды, которые обеспечивают максимальную безопасности для пациента. Они включают в себя химическую чистоту воды и диализных растворов. Уровень свободного и связанного хлора проверяется как минимум ежедневно. Отсутствие других токсических компонентов также следует подтверждать на регулярной основе. Как воду, так и диализные растворы следует мониторировать на наличие бактериального роста и присутствие эндотоксинов высокочувствительными методами. Следует регулярно проводить дезинфекцию петли водораспределения, мембран обратного осмоса и отводов к аппаратам для предотвращения бактериального роста. Для обеспечения показателей качества воды и диализирующей жидкости в отделении диализа (диализа центре) должна иметься рабочая программа мониторинга, определяющая спектр и частоту исследований*(6).
В рамках построения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, оказывающей заместительную почечную терапию методом гемодиализа необходимо предусматривать систему безопасности, предусматривавшую непрерывный мониторинг различных частей системы водоподготовки, документировать результаты такого мониторинга, проводить анализ тревог, разрабатывать систему обучения технического персонала, иметь план действий в случае неблагоприятных событий.
9. Безопасность среды в медицинской организации
Оказывая пациенту медицинскую помощь и надлежащий уход, персонал медицинской организации должен ориентироваться в том, какие вредные факторы среды медицинской организации могут приводить к событиям, создающим риски неблагоприятных исходов, как во время лечения пациента, так и во время нахождения пациента в медицинской организации. Данные факторы для каждой МО являются индивидуальными, определив их, можно разработать и выстроить систему безопасной среды, которая позволит защитить медицинского работника и пациента от них и разработать необходимые профилактические мероприятия.
В связи с расширением показаний и отменой критериев отбора, заместительную почечную терапию начинает все больше пожилых, ослабленных и мультиморбидных пациентов. Тяжесть основного заболевания, развитие минерально-костных нарушений и В2-мг - амилоидоза, других отдаленных осложнений почечной недостаточности определяют существенные ограничения жизнедеятельности значительного числа больных, получающих ЗПТ.
Среди диализных пациентов немало маломобильных пациентов, пациентов с нарушениями зрения и слуха. Медицинская организация является важным социально значимым объектом, где должна быть сформирована полноценная доступная среда для людей с ограничениями возможностями, и в полной мере это касается отделений диализа (диализных центров). Такая доступность должна определяться как специальными архитектурно-планировочными решениями (расширение проемов дверей, отсутствие порогов, др.), так и разработкой внутренних стандартов и перечня действий персонала при обслуживании таких пациентов*(7).
Обеспечение антитеррористической защищенности медицинских объектов (независимо от форм собственности и организационно-правовой формы) сегодня является необходимым требованием в организации безопасной среды. Обязанностью руководителя МО, становится организация безопасной работы МО, сведение к минимуму вероятности совершения террористических актов и минимизация их последствий*(8).
Также, важным мероприятием, направленным на минимизацию рисков, связанных с медицинской деятельностью, является надлежаще организованная охрана труда. Инструкции по технике безопасности и охране труда, разработанные согласно требованиям законодательства, надлежащее их выполнение со стороны работника минимизируют возникновение вероятных инцидентов.
С целью обеспечения безопасности в МО, в ней должна быть создана система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, входящая в систему управления качеством медицинской организации, включающая не только нормативные документы (алгоритмы, СОП, инструкции) контрольные журналы, но и систему организационных мероприятий, в том числе - образовательных.
10. Безопасность при организации ухода за пациентами, в том числе профилактики падений
Профилактика травм как среди пациентов, так и медработников - одна из задач, стоящая перед управлением медицинской организации. Частота падений пациентов во многих странах принята как объективный показатель безопасной организации пространства и качества медицинской помощи в целом.
Падение - происшествие, при котором человек внезапно оказывается на земле или на другой низкой поверхности, за исключением случаев, являющихся следствием нанесенного удара, потери сознания, внезапного паралича или эпилептического припадка.*(9)
По данным из нескольких источников, чаще всего падения случаются в лечебных отделениях (52-82% всех падений): из них в 37-50% - в палате (чаще, когда пациент идет в туалет), 8-25% в ванной или душевой, 6-74% на лестнице или в коридоре, в 8-16% случаев пациенты падают со стула.*(10)
Выделяют группы больных с повышенным риском падений. Это пожилые пациенты, дети, больные после операций и т.д.
В международных системах аккредитации МО учет всех случаев падений один из контролируемых стандартных показателей. Падения сопровождаются травмами, тем более смертельными исходами. Разбор всех случаев падений позволяет эффективно предотвращать их в будущем.
Эффективность гемодиализа во многом зависит и от функционирующего сосудистого доступа. Разработка внутренних инструкций, содержащих рекомендации для пациента по уходу за артериовенозной фистулой, сосудистым протезом или катетером способствуют длительному функционированию сосудистого доступа, безопасной жизнедеятельности пациента с наличием постоянного сосудистого доступа.
11. Организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины. Соответствие клиническим рекомендациям (протоколам лечения)
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, на основе клинических рекомендаций, а также с учетом стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Организация и оказание медицинской помощи на основе клинических рекомендаций будет осуществляться с 01.01.2022. Одобренные и утвержденные научно-практическим советом рекомендации размещаются на портале Минздрава РФ (http://cr.rosminzdrav.ru/)
До 31.12.2021 применяются клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (Федеральный закон от 25.12.2018 N 489-ФЗ). Актуальные клинические рекомендации по профилю нефрология и заместительной почечной терапии размещены на порталах профессиональных некоммерческих организаций: Российского диализного общества (www.nephro.ru), Общества нефрологов России (http://nonr.ru), Ассоциации нефрологов России (www.rusnephrology.org).
Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируются с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Клинические рекомендации создаются на основании определенной методологии, которая гарантирует их современность, достоверность, обобщение лучшего мирового опыта и знаний, а также возможность применения на практике и удобство в использовании. Все это обеспечивает преимущество клинических рекомендаций перед традиционными источниками информации (учебники, монографии, руководства). Клинические рекомендации составляются в соответствии с современными международными и отечественными публикациями, основанными на результатах систематических обзоров и метаанализов релевантных клинических исследований, наилучшей клинической практикой, а также накопленном на сегодняшний день отечественном опыте адаптации международных рекомендаций к условиям российского здравоохранения.
Необходимость клинических рекомендаций обусловлена тем, что сегодня в условиях лавинообразного роста медицинской информации, появления все большего числа новых диагностических методов и терапевтических алгоритмов у врача остается все меньше времени для поиска, анализа и применения этой информации на практике, тем более при отсутствии специальных навыков. При составлении клинических рекомендаций эти этапы уже выполнены разработчиками, кроме того в отечественных рекомендациях учтены локальные регуляторные аспекты применения лекарственных средств и медицинских изделий.
Для медицинской организации при организации оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины целесообразно создать локальные документы на основе клинических рекомендаций. Это могут быть стандартные операционные процедуры (СОП), внутренние стандарты организации (СТО), инструкции, рабочие протоколы, клинические алгоритмы, положения, регламенты. Немаловажным аспектом является разработка программ обучения, проведение тренингов и оценка знания сотрудников.
<< Назад |
||
Содержание Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.