Деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей в 2021 году осуществлялась в соответствии с нормативными правовыми актами, направленными на профилактику и недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Вопросы оздоровления детей неоднократно рассмотрены на совещаниях краевого уровня, в том числе в ходе заседаний Законодательного Собрания Краснодарского края, оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, межведомственной комиссии Краснодарского края по организации отдыха и оздоровления детей и иных мероприятий.
В организациях отдыха детей и их оздоровления различного типа отдохнуло и оздоровилось 289,5 тысяч детей, из них: 186,5 тысяч детей Краснодарского края и 103 тысячи детей из иных регионов и стран (в 2019 г. - 409,5 тысяч: 262,5 краевых детей; 147 из иных субъектов). Это на 120 тысяч меньше (-29,3%), чем в 2019 году и на 262,2 тысячи больше, чем в 2020 году.
При организации отдыха и оздоровления в первую очередь внимание уделялось детям социально-незащищенных категорий. Дети-инвалиды и дети, один из родителей (законных представителей) которых является инвалидом, имеют первоочередное право на получение путевок. Преимущественное право на получение бесплатных путевок (курсовок) имеют дети, находящиеся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из малоимущих и многодетных семей.
Детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охвачено 132,8 тысяч человек (73,7%) от 180 тысяч детей, состоящих на учете в управлениях социальной защиты населения. В основном дети указанной категории оздоравливались по путевкам министерства труда и социального развития Краснодарского края. В 2019 году всеми формами организованного отдыха, оздоровления и туризма было охвачено порядка 175 тысяч детей - 98,8% от проживающих в крае 177 тысяч детей, состоящих на учете в управлениях социальной защиты населения.
Краевой бюджет, запланированный на приобретение путевок для детей сохранен. В соответствии с государственной программой "Дети Кубани", утвержденной постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 964, предусмотрено региональное финансирование на отдых и оздоровление 31 тысячи детей на сумму 900 млн рублей, в том числе порядка 24 тысяч - для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Министерством заключено 34 государственных контракта с 14 организациями. В 2020 году в крае впервые были заключены трехгодичные контракты. Для стационарных оздоровительных организаций - это гарант загрузки на 3 года вперед.
По состоянию на 22 ноября оздоровлено 30 521 ребенок на общую сумму 786 млн 688 тысяч рублей.
Также, в рамках реализации мер государственной поддержки родителям, сохранены социальные выплаты на общую сумму 33 млн рублей в целях компенсации затрат за самостоятельно приобретенные путевки для 3 тысяч детей.
Прием организованных групп детей на территории Краснодарского края осуществляли 1 469 организаций отдыха детей и их оздоровления, сведения о которых внесены в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края (далее - реестр), в том числе:
95 стационарных круглогодичных и сезонных организаций отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием (далее - стационарные оздоровительные организации);
988 лагерей, организованных на базе образовательных организаций с дневным пребыванием;
386 детских лагерей труда и отдыха.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края" работа детских лагерей палаточного типа в 2021 году запрещена.
Все организации, принимающие группы детей, получили положительные санитарно-эпидемиологические заключения службы Роспотребнадзора о соответствии деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Не приняли детей по различным причинам 13 стационарных оздоровительных организаций из числа функционирующих в 2019 - 2020 годах. Среди причин - риски распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, маркетинговая политика собственника, в том числе решения о приеме детей исключительно с целью проведения спортивных мероприятий, которые не регулируются законодательством в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Краснодарский край сохраняет сеть краевых и муниципальных детских организаций.
Проектная мощность подведомственных учреждений позволит ежегодно оздоравливать порядка 5 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
В рамках поддержки работы 14 муниципальных лагерей в 11 муниципальных образованиях предусмотрено финансирование из средств краевого бюджета в размере 40 млн рублей. В соответствии с заключенными соглашениями о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края плановое значение подлежащих оздоровлению детей составляло 3 506 (с учетом 75% загрузкой). Фактически в муниципальных лагерях было охвачено отдыхом и оздоровлением 3 945 детей.
Всего в 2021 году на организацию и проведение детской оздоровительной кампании было запланировано 2,3 млрд рублей бюджетных средств: краевой бюджет - 1 млрд 676,7 млн рублей, муниципальные бюджеты - 656,1 млн рублей.
Муниципальными образованиями дополнительно привлечено 755,7 млн рублей внебюджетных средств (профсоюзы, предприятия, спонсоры, родительские средства).
В части решения вопроса сохранения сети стационарных оздоровительных организаций в 2021 году Законом Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" для данных организаций на отчетный период 2021 года пролонгирована льгота по налогу на имущество организаций с 2,2% до 0,01%.
С целью своевременного обсуждения проблемных вопросов и тенденций развития отрасли, внедрения передовых практик осуществляется взаимодействие с общественной организацией - Ассоциация детских лагерей и здравниц Краснодарского края.
За истекший период 2021 года чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев, приведших к гибели детей в период их нахождения в составе организованных групп в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо во время перевозки детей к местам отдыха и обратно, а также вспышек инфекционных заболеваний не установлено.
Вместе с тем в ходе проведения детской оздоровительной кампании в ряде муниципалитетов вводился режим чрезвычайной ситуации в связи с неблагоприятными погодными условиям. Ряд лагерей Азово-Черноморского побережья попали в зону подтопления. Благодаря оперативным действиям уполномоченных органов, служб и ведомств угроза жизни и здоровью детей отсутствовала.
Несанкционированных лагерей не установлено.
В текущем году министерством проводились мероприятия по реализации механизма осуществления из федерального бюджета единовременных социальных выплат гражданам в целях частичной компенсации затрат, связанных с оплатой туристских услуг в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края. Всего на Единый портал государственных услуг и функций поступило порядка 94 тысяч заявлений, из них 16 тысяч в Краснодарский край.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 732 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления" министерством образованы комиссии по обследованию и категорированию стационарных оздоровительных организаций, в составе представителей территориальных отделов УФСБ России по Краснодарскому краю, ФГКУ УВО ВНГ России по Краснодарскому краю, ГУ МЧС России по Краснодарскому краю. Осуществлено обследование и категорирование 88 стационарных оздоровительных организаций.
Заслушав информацию министерства труда и социального развития Краснодарского края, обсудив представленные материалы, Краснодарская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений решила:
1. Министерству труда и социального развития Краснодарского края:
1.1. Не допустить снижения финансирования детской оздоровительной кампании 2022 года на основные цели;
1.2. Организовать выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности детей в период оздоровительной кампании;
1.3. Продолжить работу по сохранению и модернизации организаций отдыха детей и их оздоровления, независимо от форм собственности, недопущению их перепрофилирования;
1.4. Продолжить проведение разъяснительной работы по вопросам включения сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления в реестр; административной ответственности организаций, не включенных в реестр, за оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей;
1.5. Рассмотреть возможность проведения инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
2. Министерству курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края:
2.1. Подготовить и принять нормативный правой акт, определяющий порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на проведение ПЦР-тестирования персонала организаций отдыха детей и их оздоровления в 2021 году;
2.2. Продолжить работу во взаимодействии с ГУ МВД России по Краснодарскому краю по выявлению неорганизованных детских групп, прибывающих на отдых, обеспечив их сопровождение в установленном порядке;
2.3. Осуществлять мониторинг принятия дополнительных мер государственной поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления, направленных на стабилизацию их финансового состояния. Информировать о вновь принятых мерах министерство труда и социального развития Краснодарского края.
3. Заинтересованным органам исполнительной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
3.1. Не допустить снижения бюджетных средств, направленных на отдых и оздоровление детей;
3.2. Принять меры по обеспечению максимального охвата отдыхом и оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3.3. Предусмотреть финансирование мероприятий, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы подведомственных организаций отдыха детей и их оздоровления;
3.4. Осуществлять мониторинг организаций отдыха детей и их оздоровления независимо от форм собственности на предмет готовности/качества оказания услуг, а также их перепрофилирования.
4. Объединению работодателей Краснодарского края доводить до сведения работодателей информацию о необходимости отражения в коллективных договорах положений об организации и финансировании отдыха и оздоровления детей.
5. Краснодарскому краевому профобъединению, координационным советам организаций профсоюзов в муниципальных образованиях края продолжить работу по включению в коллективные договоры обязательств работодателей по финансированию отдыха и оздоровления детей работников организаций, а также организации детского отдыха за счет средств профсоюзного бюджета.
6. Направить настоящее решение краевой трехсторонней комиссии органам исполнительной власти Краснодарского края, главам муниципальных образований Краснодарского края, территориальным организациям профсоюзов, объединению работодателей Краснодарского края для реализации.
7. Опубликовать настоящее решение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" министерства труда и социального развития Краснодарского края, Союза "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов" и Ассоциации "Объединение работодателей Краснодарского края".
Заместитель главы |
А.А. Минькова |
Председатель Союза |
С.В. Бессараб |
Президент Ассоциации |
В.К. Бударин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 ноября 2021 г. N 9-1 "Об итогах летней детской оздоровительной кампании 2021 года в Краснодарском крае"
Текст решения опубликован не был