Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 мая 2022 г. N 03-07-07/44019
Вопрос: Предприятие общественного питания оказывает услуги общественного питания через объекты общепита, такие как: столовая, кафе, ресторан, бар, буфет, кафетерий (далее - объекты общепита), а также оказывает услуги общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
Условия применения освобождения от НДС в соответствии с пп. 38) п. 3 ст. 149 НК РФ соблюдены.
На указанных объектах общепита предприятие:
- приготавливает готовые к употреблению блюда (например, супы, салаты, гарниры, выпечка) и замороженные полуфабрикаты (например, замороженные котлеты, пельмени, которые перед непосредственным употреблением нужно подвергнуть обработке (жарке, варке и т.п.)) и в последующем их реализует;
- реализует пищевые товары, приобретённые у третьих лиц (например, сок пакетированный, шоколад, покупные полуфабрикаты - замороженные котлеты, пельмени);
- реализует непищевые товары, приобретённые у третьих лиц (например, спички, зажигалки, упаковочные товары для продуктов общепита (пакеты, ланч-боксы и прочую одноразовую посуду и т.д.)).
Реализация указанной продукции также осуществляется через вендинговые аппараты, размещенные на указанных объектах общепита и вне указанных объектов.
При этом в письмах Минфина РФ изложена разная информация касательно освобождения от НДС при реализации покупных товаров. Согласно письму Минфина РФ N 03-07-07/20 от 10.01.2022 организация, осуществляющая оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания и (или) вне этих объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), а также реализацию покупных товаров, вправе с 01.01.2022 применять освобождение от налогообложения НДС в отношении услуг общественного питания в случае соблюдения условий, предусмотренных в пп. 38) п. 3 ст. 149 НК РФ.
В то же время в письме Минфина РФ N 03-07-07/81801 от 08.10.2021 указано, что освобождение от налогообложения НДС не применяется в отношении покупных товаров, реализуемых предприятиями общественного питания через вендинговые аппараты на объектах общественного питания.
Распространяется ли освобождение от НДС согласно пп. 38) п. 3 ст. 149 НК РФ при соблюдении поименованных в указанном подпункте условий на следующие операции, оказываемые предприятием общественного питания:
1) Реализация собственно приготовленных полуфабрикатов (например, замороженные котлеты, пельмени) через объекты общепита и на выездном обслуживании?
2) Реализация собственно приготовленных полуфабрикатов (например, замороженные котлеты, пельмени) через вендинговые аппараты, размещенные на объектах общепита и вне мест объектов общепита?
3) Реализация покупных пищевых товаров (например, сок пакетированный, шоколад, покупные замороженные полуфабрикаты) и покупных непищевых товаров (например, спички, зажигалки) через объекты общепита и на выездном обслуживании?
4) Реализация покупных пищевых товаров (например, сок пакетированный, шоколад, покупные замороженные полуфабрикаты) и покупных непищевых товаров (например, спички, зажигалки) через вендинговые аппараты, размещенные на объектах общепита и вне мест объектов общепита?
Ответ: В связи с письмом о применении освобождения от налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" условие будет применяться с 1 января 2024 года).
Кроме того, положениями абзацев второго-четвертого подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса установлено, что в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услугами общественного питания не признается реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли, а также реализация продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость, либо занимающимся розничной торговлей.
Согласно пункту 41 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенному в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст, услугой общественного питания (индустрии питания) признается результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Таким образом, услугой общественного питания, в отношении которой применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, признается реализация предприятием общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания) и (или) вне этих объектов по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), потребителям продукции общественного питания, а также реализация потребителям покупных товаров при оказании указанных услуг общественного питания.
Что касается продукции общественного питания и покупных товаров, реализуемых через вендинговые аппараты, расположенные в том числе на территории объектов общественного питания, то на основании пунктов 60 и 88 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, одним из типов торговых предприятий является торговый автомат (вендинговый автомат): нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца, а торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, является формой розничной торговли.
В связи с этим в отношении продукции общественного питания и покупных товаров, реализуемых предприятием общественного питания через вендинговые аппараты, расположенные в том числе на территории объектов общественного питания, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установленное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не применяется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
От НДС освобождаются услуги общественного питания.
Как пояснил Минфин, в отношении продукции общественного питания и покупных товаров, реализуемых предприятием общепита через вендинговые аппараты, расположенные в том числе на территории объектов общепита, освобождение от НДС не применяется.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 мая 2022 г. N 03-07-07/44019
Текст письма опубликован не был