Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив материалы истребованного дела и кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области (г. Тюмень) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.08.2021, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2022,
установил:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Уватнефтегаз" (далее - Общество) об обязании в срок до 01.08.2021 разработать и предоставить в Департамент проект лесовосстановления и проект лесоразведения на лесной участок площадью 118,0653 га, в срок до 01.10.2021 провести работы по лесовосстановлению и лесоразведению на лесном участке площадью 118,0653 га.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.08.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2022, исковые требования Департамента оставлены без удовлетворения.
Департамент, ссылаясь на существенные нарушения судами норм права, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о пересмотре в кассационном порядке указанных судебных актов.
Дело истребовано из Арбитражного суда Тюменской области.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение либо об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 12.09.2018 N 63-45-18.
Пунктами 1.1 - 1.3 договора установлено, что арендодатель на основании приказа Департамента от 22.08.2018 N 05/220 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять по временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 686,003 га, местоположение: Тюменская область, Уватский район, Уватское лесничество, Верхне-Демьянское участковое лесничество, кадастровый номер 72:18:0000000:124/5700, с целью использования для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Срок действия договора установлен с даты подписания и составил 11 месяцев (пункт 6.1 договора).
В исковом заявлении Департамент указал, что в соответствии с представленным Обществом отчетом об использовании лесов (по форме 1-ИЛ) за январь - август 2019 года площадь сплошной рубки на лесных участках по договору аренды составила 118,0653 га.
Письмом от 11.02.2020 N 861-20 истец обратился к Обществу с указанием на необходимость выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению в порядке статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) на лесном участке в площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
Истец в данном письме сослался на пункт 11 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (далее - Правила N 566), которым для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, установлен срок подачи заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению - 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости.
Соответствующее заявление поступило от Общества в Департамент 19.02.2020.
Постановлением начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента от 02.12.2020, оставленным без изменения вступившим в законную силу решением Уватского районного суда Тюменской области от 09.02.2021 по делу N 12-8/2021, Общество признано виновным в том, что в период январь-август 2019 года, осуществив рубку лесных насаждений на площади 118,0653 га по лесной декларации от 28.11.2018 сроком действия с 01.01.2019 по 12.08.2019 в нарушение части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса, пунктов 1-5 Правил N 566 не выполнило обязательные работы по лесовосстановлению и лесоразведению в границах Тюменской области на площади, равной площади вырубленных им лесных насаждений, не позднее, чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Данные действия Общества квалифицированы административным органом по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Поскольку в добровольном порядке работы не выполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесного кодекса и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ) Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, часть 1 которой устанавливает, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Закон N 212-ФЗ вступил в силу с 01.01.2019 (статья 4).
Как следует из пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Исходя из пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса закон, принятый после заключения договора и устанавливающий иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе это прямо установлено.
Поскольку на дату заключения договора аренды лесных участков статья 63.1 отсутствовала в Лесном кодексе, суды пришли к выводу, что положения части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса не действовали на момент заключения данного договора и разработки проекта освоения лесов, что исключает распространение соответствующей обязанности на арендатора по спорному договору после введения статьи 63.1 Лесного кодекса.
Подпунктом "л" пункта 3.4 договора предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Проектом освоения лесов от 2018 года лесовосстановление не предусмотрено, обязанностей по лесовосстановлению у ответчика не возникло.
Следовательно, на момент заключения спорного договора Лесной кодекс не предусматривал обязанность выполнять работы по лесовосстановлению на арендованном лесном участке либо ином лесном участке и такая обязанность не вытекала из договора и проекта освоения лесов, разработанного и получившего положительное заключение государственной экспертизы.
Публичный характер статьи 63.1 Лесного кодекса не может возлагать на арендатора дополнительные обязательства, не предусмотренные договором аренды, если об этом прямо не указано в данной норме права.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты, отменить их и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на следующее.
Согласно статье 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Пунктом 28 приказа Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса на основании договора аренды лесного участка.
Данный приказ, по мнению заявителя, содержит необходимую информацию о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов только относительно арендуемого в соответствии с договором аренды лесного участка и не относится к компенсационному лесовосстановлению, предусмотренному статьей 63.1 Лесного кодекса.
Проект лесовосстановления и проект лесоразведения являются самостоятельными документами, предусмотренными статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса, состав и порядок разработки которых ранее был установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 25.03.2019 N 188 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений" (в настоящее время действует приказ Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений") и приказом Минприроды России от 28.12.2018 N 700 "Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки" (в настоящее время действует приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 541 "Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки").
Таким образом, Департамент считает, что проект лесовосстановления представляет собой самостоятельный документ (статья 62 и 89.1 Лесного кодекса), как и проект лесоразведения (статья 63 и 89.2 Лесного кодекса). При этом компенсационное лесовосстановление, предусмотренное статьей 63.1 Лесного кодекса, осуществляется арендаторами не на основании проекта освоения лесов (документ касается лишь самого арендованного лесного участка по договору аренды), а на основании проекта лесовосстановления и лесоразведения.
По мнению заявителя, обязанность по компенсационному лесовосстановлению вытекает не из положений договора, а из действующего лесного законодательства и факта проведения рубки лесных насаждений. Отсутствие в договоре аренды прямо предусмотренной обязанности арендатора провести работы по лесовосстановлению, не освобождает последнего от исполнения такой обязанности, возложенной на него законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса утверждены Правила N 566.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.
В пункте 5 Правил N 566 установлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Согласно письму Минприроды России от 03.09.2020 N 16-29/22839 и письму Рослесхоза от 12.07.2019 N НК-09-27/12651 "О выполнении компенсационного лесовосстановления (лесоразведения)" обязанность по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) в соответствии с действующим лесным законодательством при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса возникает у лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений после 01.01.2019, вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Приведенные в жалобе доводы о существенном нарушении судами норм права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 12 июля 2022 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 2 июня 2022 г. N 304-ЭС22-3799 по делу N А70-10453/2021
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 412-ПЭК22
03.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8084/2021
16.11.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11958/2021
26.08.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10453/2021