В связи с поступающими запросами Межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (далее - Межрегиональные инспекции) относительно возможности применения ими пункта 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении решений Управлений ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), перешедших на двухуровневую систему управления (далее - Управления, перешедшие на двухуровневую систему), ФНС России сообщает следующее.
Как следует из пункта 3 статьи 31 Кодекса вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
В связи с переходом ряда Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации на двухуровневую систему управления, соответствующие Управления должны руководствоваться позицией, изложенной в пункте 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57.
Согласно вышеуказанной позиции по смыслу статей 101 и 101.4 Кодекса после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого такое решение было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок.
В то же время следует признать допустимым внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
О принятом решении незамедлительно информируется Управление досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России.
При этом не подлежит применению для Управлений, перешедших на двухуровневую систему, письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 "О применении отдельных положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57" в части вывода о возможности отмены решения, несоответствующего законодательству о налогах и сборах, в случае если такая отмена улучшает положение налогоплательщика.
Действительный государственный советник |
В.В. Бациев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия решений законодательству о налогах и сборах. ФНС разъяснила порядок применения данной нормы в отношении решений Управлений ФНС по региону (субъектам, находящимся в границах федерального округа), перешедших на двухуровневую систему управления.
Согласно позиции ВАС РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок.
Однако допускается вносить в названные решения изменения, а также полностью отменять их, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
При этом для управлений, перешедших на двухуровневую систему, не применяются разъяснения о возможности отмены решения, которое не соответствует законодательству о налогах и сборах, если такая отмена улучшает положение налогоплательщика.
Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2022 г. N БВ-4-7/5869 "Об отмене решений в порядке пункта 3 статьи 31 НК РФ при двухуровневой системе управления"
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 14-20 июня 2022 г. N 23