Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 апреля 2002 г. N КА-А40/1746-02
Иск заявлен ООО "Бут-Рутэкс" к Инспекции МНС РФ N 33 по Северо-западному административному округу г. Москвы о признании недействительным решения N 91-1 от 10.09.01 и требования об уплате налога N 03/38 от 10.09.01 в части доначисления НДС и начисления пени.
Решением от 17.01.2002 г. Арбитражный суд г. Москвы исковые требования удовлетворил.
В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.
Законность и обоснованность решения и постановления суда проверяется в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 33, в которой ответчик просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с неправильным применением норм материального права, в иске ООО " Бут-Рутэкс" отказать.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от НДС освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации.
В подпункте "а" пункта 12 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.1995 N 39 конкретизировано, что под экспортируемыми товарами (работами, услугами) в данном случае понимаются товары (работы, услуги), экспортируемые за пределы стран-участников СНГ.
Данное положение Инструкции действует с учетам пункта 2 статьи 10 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", согласно которому особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств-участников Содружества Независимых Государств, могут устанавливаться межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения.
Подобное соглашение с Украиной в отношении налога на добавленную стоимость у России отсутствует, поскольку подписанное рядом государств-участников СНГ Решение от 13.11.1992 о необходимости согласования взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за реализуемые на территории государств - участников Содружества товары, работы и услуги Правительством Украины не подписано.
В случае отсутствия межгосударственного соглашения порядок и условия применения налога в отношении указанных товаров (работ, услуг) определяются федеральным законом на основе взаимности применительно к каждому отдельному государству-участнику СНГ (п. 2 ст. 10 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость").
Принимая решение по делу, суд ссылается на Постановление Верховного Совета Украины от 31.05.1995 N 0184/ВР "О неприменении ставок налога на добавленную стоимость при поставках товаров в страны СНГ с Украины", которым установлено, что хозяйствующие субъекты Украины осуществляют расчеты за реализуемые в Российскую Федерацию товары без увеличения их на сумму НДС, а также на п. 6.2 ст. 6 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", в соответствии с которым при продаже товаров, работ, услуг, вывезенных (экспортированных) налогоплательщиком за пределы таможенной территории Украины, налог считается по нулевой ставке.
В связи с этим судом правомерно сделан вывод, что законодательством Украины для товаров (работ, услуг), реализуемых в РФ не установлена повышенная по сравнению с действующей в РФ ставка НДС и потому судом не принято во внимание письмо Минфина РФ и ГНС РФ от 14.04.93 г. N ВЗ-4-05/55Н в той части, в которой оно принято в развитие п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 29.01.93 N 44071 "О применении Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
Суд правомерно указал, что между Правительством РФ и Правительством Украины заключено Соглашение о свободной торговле от 24.06.1993, которым предусмотрено неприменение Договаривающимися Сторонами таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие на экспорт и (или) импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории другой Договаривающейся Стороны (с. 1 Соглашения).
Изъятие касается лишь товаров, которые в соответствии со ст. 1 Соглашения и ст. 1 Протокола к указанному Соглашению подпадают под действие российского законодательства об экспортном тарифе, а также законодательства о лицензировании и квотировании экспорта товаров (работ, услуг), действующего на момент проведения таможенного оформления товаров, при их экспорте из Российской Федерации в Украину.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, российский налогоплательщик при осуществлении поставок товаров на Украину вправе применять правила действующих международных договоров, в том числе Соглашения о свободной торговле от 24.06.1993.
Суд, исследовав характер экспортированного истцом товара на основе счетов-фактур, ГТД, накладных, установил, что вывезенные товары не подпадают под изъятие, предусмотренное Соглашением о свободной торговле.
Исходя из изложенного доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными и противоречат нормам действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177, 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 17.01.2002 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-42760/01-33-471 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 33 по СЗАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2002 г. N КА-А40/1746-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании