Решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 сентября 2021 г. по делу N 3а-130/2021
Настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2022 г. N 66а-316/2022
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Витушкиной Е.А, при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П А О "Р Л" об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 287-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 625-р" (далее - Распоряжение, оспариваемый акт) постановлено внести в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 625-р "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015 - 2024 годы" следующие изменения:
- в наименовании и пунктах 3 и 5 распоряжения цифры "2024" заменить цифрами "2025" (пункт 1.1);
- дополнить распоряжение пунктом 4.6 следующего содержания:
"4.6. Установить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2021 год согласно приложениям 4.6 и 5.6 к настоящему распоряжению" (пункт 1.2);
- дополнить распоряжение пунктом 8.6 следующего содержания:
"8.6. Тарифы, установленные в пункте 4.6 настоящего распоряжения, действуют с 01.01.2021 по 31.12.2021 с календарной разбивкой" (пункт 1.3);
- Приложения 1, 2 и 3 к распоряжению изложить в редакции согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему распоряжению (пункт 1.4);
- дополнить распоряжение приложениями 4.6 и 5.6 в редакции согласно приложениям 4 и 5 к настоящему распоряжению (пункт 1.5).
Согласно пункту 2 Распоряжение вступает в силу с 01.01.2021, но не ранее дня его официального опубликования.
Приложением 1 к Распоряжению установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020 - 2025 годы
В Приложении 2 к Распоряжению установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), в том числе пунктом 12 для ООО "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети" на 2021 года в размере 79733,49 тыс. рублей.
Приложением 3 к Распоряжению определены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Санкт-Петербурга
Приложением 4 к Распоряжению определены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, поставляемой прочим потребителям на 2021 год
В Таблице 1 Приложения 4 к Распоряжению установлен размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга на 2021 год; согласно пункту 13 необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации для ООО "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети", составляет 79733,49 тыс. рублей; в графе "всего" определен совокупный размер необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) сетевых организаций, учтенный при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 44258622,68 тысяч рублей.
Приложением 5 к Распоряжению установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Санкт-Петербурга, на 2021 год.
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 30.12.2020 года, издании "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга", IV квартал, 30.12.2020 (т.2 л.д.182-241).
ПАО "Р Л" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением и просит признать недействующими:
- пункт 12 Приложения N 2 к Распоряжению в части необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ООО "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети" в размере 79 733,49 тыс. рублей;
- пункт 13 таблицы 1 Приложения N 4 к Распоряжению в части НВВ ООО "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети" в размере 79 733,49 тыс. рублей;
- строку "всего" таблицы 1 Приложения N 4 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.12.2020 в части совокупного размера НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 44258622,68 тыс. рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что оспариваемым актом установлены размеры необходимой валовой выручки 13 сетевых организаций Санкт-Петербурга на 2021 год, в том числе ПАО "Р Л", которое является "котлодержателем" на территории Санкт-Петербурга, и ООО "Региональная сетевая компания "Распределительные электрические сети" (далее - ООО "РСК "РЭС") и индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между 10 сетевыми организациями и ПАО "Р Л", несмотря на учет НВВ ООО "РСК "РЭС" в единых (котловых) тарифах, индивидуальный тарифы для взаиморасчетов между ООО "РСК "РЭС" с ПАО "Россети Ленэнерго" или иной сетевой организацией, входящей в "котел" не установлен. Административный истец полагает, что установленная законодательством "котловая" система взаиморасчётов не предусматривает возможности учета НВВ сетевой организации региона в "котловой" схеме взаиморасчетов и не установление индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между сетевыми организациями; оспариваемое Распоряжение допускает удержание ООО "РСК "РЭС" денежных средств, полученных от потребителей по "котловому" тарифу и подлежащих перераспределению между 13 сетевыми организациями, необходимая валовая выручка которых учтена при формировании котлового тарифа, и приводит к неосновательному обогащению ООО "РСК "РЭС", чем нарушается принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электроэнергии и баланс интересов всех сетевых организаций, участвующих в котловой модели расчетов, установленный статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Также административный истец полагает, что Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) при рассмотрении тарифного дела нарушены требования пункта 2 статьи 23 вышеуказанного Закона об электроэнергетике, подпункта 13 пункта 17 Правил N 1178, подпункта 13 пункта 5 Регламента установления цен (тарифов), утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2018 N 834/2018, пунктов 47-51 Методических указаний от 06.08.2004 N 20-э/2, поскольку представленными с заявлением об установлении тарифа ООО "РСК "РЭС" документами не подтвержден переход прав по договору на оказание услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 09.06.2017 N 1280/П от стороны этого договора ООО "Распределительная сетевая компания "Региональные электрические сети" (ИНН 7804488461) к лицу, в отношении которого оспариваемым актом установлена НВВ - ООО "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети" (ИНН 7804659741).
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил основания требований, указывая на то, что судебным постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.03.2021 по делу А56-45727/2020 установлено, что отсутствие технологического присоединения, в том числе опосредованного, объектов электросетевого хозяйства ООО "РСК "РЭС" к объектам электросетевого хозяйства ПАО "Р Л" само по себе не могло служить основанием для применения в отношении ООО "РСК "РЭС" порядка тарифного регулирования, отличного от порядка, применяемого в отношении территориальных сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых имеют такое технологическое присоединение, что имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Также административный истец указал, что Комитет необоснованно учел в НВВ ООО "РСК "РЭС" затраты на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" в размере 13 892 360 рублей, при том, что договор между ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "РСК "РЭС" (ИНН 7804659741) не заключен, заявленная мощность ООО "РСК "РЭС" не участвовала в формировании совокупной мощности в сводном прогнозном балансе потребителей услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС на 2021 год на территории Санкт-Петербурга. ООО "РСК "РЭС" не соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, в соответствии с которыми наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению является обязательным.
Представители административного истца К. К.В, Ц Д.В. Ш Е.Г. в суд явились, поддержали заявленные требования.
Представители административного ответчика Комитета по тарифам СПб В А.А, К А.С. представили возражения на заявленные требования. Пояснили, что в Санкт-Петербурге реализуется котловая модель взаиморасчетов между субъектами розничного рынка электроэнергии, которая предусматривает суммарную НВВ всех сетевых организаций, на основании которой рассчитываются единые (котловые) тарифы, и в которую включаются все НВВ сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории региона; ПАО "Россети Ленэнерго" является "котлодержателем", перераспределяющим выручку между сетевыми компаниями, с которым имеет положительный сальдо-переток, осуществляя с ними взаиморасчеты по установленным Комитетом индивидуальным тарифам ("котел сверху"); выручку по "котлу снизу" получают территориальные сетевые организации, у которых нет положительного сальдо-перетока электрической энергии с ПАО "Россети Ленэнерго" или иными входящими в "котел" сетевыми организациями, они осуществляют взаиморасчеты со сбытовыми компаниями напрямую по единым (котловым) тарифам без участия иных сетевых организаций.
При поступлении от ООО "РСК "РЭС" соответствующего заявления и предоставления им необходимых документов, в том числе договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.10.2020 N Т-1, заключенного между ООО "РСК "РЭС" и ООО "Сбытовая компания "Вымпел", по которому ООО "РСК "РЭС" выступал исполнителем услуг по передаче электрической энергии, а сбытовая организация заказчиком этих услуг, у Комитета отсутствовали основания для отказа в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии; поскольку при этом ООО "РСК "РЭС" не был представлен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с территориальной сетевой организацией, оснований для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги в отношении ООО "РСК "РЭС" не имелось.
Представитель заинтересованного лица ООО "РСК "РЭС" Н. Н.И. представил возражения на административный иск, полагая, что ООО "РСК "РЭС" соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, её объекты электросетевого хозяйства присоединены непосредственно к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" - организации, входящей в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, основания для отказа в установлении НВВ для ООО "РСК "РЭС" у Комитета отсутствовали, также как и основания для установления индивидуального тарифа в связи с отсутствием смежных границ между электрическими сетями ООО "РСК "РЭС", и ПАО "Россети Ленэнерго" либо остальных сетевых организаций, входящих в "котел", и сальдо-перетоков электрической энергии и мощности из их электрических сетей в сети ООО "РСК "РЭС". Пояснил, что в материалах тарифного дела ООО "РСК "РЭС" были представлены, в том числе документы, подтверждающие, что ООО "Распределительная сетевая компания "Региональные электрические сети" (ИНН N...) было реорганизовано путем выделения из него ООО "РСК "РЭС" (ИНН N...), которое является правопреемником прав и обязанностей реорганизованного общества по договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети с ПАО "ФСК "ЕЭС" от 09.06.2017 N 1280/П, в рамках которого лицом, оказывающим услугу, вступает ПАО "ФСК "ЕЭС"; полагает, что какие-либо убытки в результате принятия оспариваемого акта у административного истца не возникают, его действия направлены на недопущение заинтересованного лица на рынок оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга.
Представитель заинтересованного лица ПАО "ФСК ЕЭС" М Ю.А. и представитель заинтересованного лица АО "КировТЭК" В С.С. поддержали заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил пояснения, согласно которым заявленная мощность ООО "РСК "РЭС" не участвовала в формировании совокупной мощности в сводном прогнозном балансе потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС на 2021 года на территории Санкт-Петербурга.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Как установлено Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) цены (тарифы) в электроэнергетике - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.
Законодательство, регулирующее правоотношения по передаче электроэнергии, исходит из того, что в силу естественно-монопольной деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии (тарифы) устанавливается государством путем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения об установлении тарифа.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках, в частности, подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) регулируемые цены (тарифы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), включая цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, включают в себя:
- цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф);
- индивидуальную цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (далее - индивидуальный тариф);
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя (моносетевых организаций).
В силу пункта 81 Основ ценообразования указанные тарифы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов), которому переданы полномочия по установлению соответствующих тарифов, является Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, действующий на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга".
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, опубликован в порядке, установленном пунктом 1.3 Порядка официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 865.
Согласно пункту 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Во исполнение закрепленных законодателем принципов государственного регулирования в субъектах Российской Федерации подлежит реализации котловая экономическая модель взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии (Приказ ФСТ России от 31.07.2007 N 138-э/6, Информационное письмо ФСТ России от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии").
В условиях котловой модели конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку (НВВ) всех сетевых организаций региона, входящих в "котел"; при модели "котел снизу" услуги оплачиваются сетевой организации, к которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя; при модели "котел сверху" - одной из сетевых организаций, участвующих в котловой модели, определенной регулирующим органом (котлодержателю). Поскольку фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, а также различны модели построения договорных отношений, в том числе с потребителями (гарантирующим поставщиком), для перераспределения недостатка/избытка денежных средств в целях получения сетевыми организациями экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования, пункты 8, 34 - 42 Правил N 861, пункт 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2).
Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.
Из приведенных норм не следует, что для установления индивидуального тарифа наличие общей границы электрических сетей является обязательным.
Указанная позиция нашла свое законодательное закрепление в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 N 496, которым в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, добавлен пункт 8(2) согласно которому в целях обеспечения равенства единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), из числа тех, в отношении которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), а также в целях исполнения обязательств гарантирующих поставщиков по договорам поставки электрической энергии и мощности перед потребителями электрической энергии и мощности, территориальная сетевая организация заключает договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) с иной территориальной сетевой организацией при соблюдении следующих обязательных условий:
- иная территориальная сетевая организация соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;
- иная территориальная сетевая организация присоединена к территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства организаций, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
- для территориальной сетевой организации и иной территориальной сетевой организации были установлены индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями в предыдущем периоде регулирования.
Этой же нормой установлен порядок определения в заключенном договоре объема услуг, оказанных иной территориальной сетевой организацией.
Из пояснительной записки к проекту Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 N 496 следует, что акт урегулирует вопросы заключения договоров между территориальными сетевыми организациями, электрические сети которых не имеют взаимного соединения, с целью обеспечения применении в отношении потребителей услуг в субъекте Российской Федерации единых (котловых) тарифов, а в расчетах между территориальными сетевыми организациями - индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Доводы административного ответчика и ООО "РСК "РЭС" о том, что названная норма вступила в силу после принятия оспариваемого акта, в отношении ООО "РСК "РЭС" не осуществлялось государственное регулирование тарифов в предыдущем периоде регулирования, не могут быть приняты судом, поскольку, как указано выше, действующее на момент принятия оспариваемого акта правовое регулирование не определяло, что для установления индивидуального тарифа наличие общей границы электрических сетей является обязательным, отсутствие установленных индивидуальных тарифов в предыдущем периоде регулирования не является препятствием в заключении соответствующего договора.
Следует также учитывать, что Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.03.2021 N Ф07-16347/2020 по делу N А56-45727/2020 оставлено без изменения решения суда первой инстанции, которым ООО "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети" (ИНН N...) отказано в удовлетворении заявления к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга о признании незаконным приказа Комитета от 09.06.2020 N 111 "Об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети" на территории Санкт-Петербурга на 2020 год методом экономически обоснованных расходов" и обязании Комитета в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решения по вопросам установления Обществу необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2020 год.
При этом судом установлено, что объекты электросетевого хозяйства ООО "РСК "РЭС", к которым присоединены потребители электрической энергии, имеют непосредственное присоединение к объектам электросетевого хозяйства ПАО "ФСК ЕЭС". В то же время отсутствие технологического присоединения, в том числе опосредованного, объектов электросетевого хозяйства ООО "РСК "РЭС" к объектам электросетевого хозяйства ПАО "Р Л", само по себе не могло служить основанием для применения в отношении ООО "РСК "РЭС" порядка тарифного регулирования, отличного от порядка, применяемого в отношении территориальных сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых имеют такое технологическое присоединение. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа, включающее как единый (котловой), так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные потребности всех электросетевых организаций, входящих в "котел". В силу нормативного характера тарифного решения и пункта 35 Правил N 1178 такое решение должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливался тариф. Таким образом, сетевая организация вправе претендовать на получение платы за услуги, оказанные посредством объектов электросетевого хозяйства, затраты на содержание и эксплуатацию которых учтены при утверждении тарифного решения.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные указанным вступившим в законную силу судебным актом, имеют преюдициальное значение для настоящего дела, в котором участвуют те же лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
При таких обстоятельствах суд полагает, что установление НВВ ООО "РСК "РЭС" для котловой схемы взаиморасчетов при отсутствии установленного индивидуального тарифа для взаиморасчетов между сетевыми организациями нарушает базовый принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электроэнергии, установленный в статье 6 Федерального закона N 35-ФЗ, соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).
Доводы административного ответчика о том, что наличие или отсутствии НВВ ООО "РСК "РЭС" в "котловой НВВ" при расчете единых (котловых) тарифов никак не затрагивает законные права и интересы других сетевых организаций, являются ошибочными, поскольку получаемая в этом случае сетевой организацией тарифная выручка очевидно не является равной НВВ этой сетевой организации, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии, принимая во внимание установленный порядок формирования котлового тарифа, при котором учитывается объем полезного отпуска и НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. В этой связи принцип компенсации затрат всем территориальных сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, реализуется через распределение "котловой" выручи посредством применения индивидуальных тарифов, которые устанавливаются региональным регулятором и учитывают НВВ конкретной сетевой организации, в противном случае нарушается баланс распределения и получения НВВ сетевыми организациями региона, независимо от использования модели "котел сверху", или "котел снизу".
Следует также учитывать, что Согласно пункту 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, который служит основой для расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемые ФАС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Вместе с тем, как следует из сообщения ФАС России заявленная мощность ООО "РСК "РЭС" не участвовала в формировании совокупной мощности в сводном прогнозном балансе потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС на 2021 год на территории города Санкт-Петербурга (т.5 л.д.84-87, 250), оснований не доверять указанным сведениям у суда не имеется.
Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемые положения противоречат приведенным федеральным нормам законодательства в сфере тарифного регулирования, имеют ограниченный срок действия, Распоряжение подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня принятия с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 35, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Суд полагает заслуживающими внимания доводы административного истца, ПАО "ФСК ЕЭС", АО "Киров ТЭК" относительно наличия сомнений в достоверности и полноте сведений, представленных ООО "РСК "РЭС" в Комитет, в составе заявления на установление тарифа, вместе с тем, следует учитывать, что действующий порядок установления тарифов не предполагает направление запросов в адрес третьих лиц для сопоставления данных, представляемых регулируемой организацией в орган регулирования с данными, представленными третьи лицам, в связи с чем эти доводы не могут являться основанием для признания оспариваемого акта недействующим, оценка соответствующих расхождений должна быть дана органом регулирования при принятии заменяющего акта.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление П А О "Р Л" об оспаривании в части Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 287-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от "дата" N 625-р" - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 12 приложения N 2 и пункт 13 таблицы 1 Приложения N 4 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 287-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 625-р" в части НВВ ООО "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети" в размере 79733,49 тыс. рублей и строку "всего" таблицы 1 приложения N 4 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 287-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 625-р" в части совокупного размера НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 44258622,68 тыс. рублей.
Обязать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Администрации Санкт-Петербурга сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 сентября 2021 г. по делу N 3а-130/2021
Текст решения опубликован не был