18 марта 2021 г. |
Дело N А56-45727/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Судас Н.Е., судей Пастуховой М.В. и Старченковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Маликовым А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети" Новосельцева Н.И. (доверенность от 11.01.2021 N 1), от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А. (доверенность от 11.01.2021 N 01-13-6/21-0-0) и Колбаса А.С. (доверенность от 11.01.2021 N 01-13-5/21-О-О), от публичного акционерного общества "РОССЕТИ Ленэнерго" Леонтьевского В.А. (доверенность от 17.10.2019 N 381-19), от акционерного общества "КировТЭК" Воскобойника С.С. (доверенность от 11.01.2021 N 11),
рассмотрев 11.03.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по тарифам Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020, а также публичного акционерного общества "РОССЕТИ Ленэнерго" и акционерного общества "КировТЭК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А56-45727/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети", адрес: Санкт-Петербург, Антоновская ул., д. 14, корп. 2, лит. А, пом. 5Н, оф. 6, ОГРН 1197847207568, ИНН 7804659741 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга, адрес: Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 14/52, лит. А, ОГРН 1037851017973, ИНН 7826692894 (далее - Комитет) о признании незаконным приказа Комитета от 09.06.2020 N 111 "Об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "Региональная Сетевая Компания "Распределительные Электрические Сети" на территории Санкт-Петербурга на 2020 год методом экономически обоснованных расходов" (далее - Приказ) и обязании Комитета в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решения по вопросам установления Обществу необходимой валовой выручки (далее - НВВ) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2020 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361.
Решением суда от 14.08.2020 Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 решение от 14.08.2020 отменено, заявление Общества удовлетворено.
Комитет, а также не привлеченные к участию в деле публичное акционерное общество (далее - ПАО) "РОССЕТИ Ленэнерго", адрес: Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Компания), и акционерное общество "КировТЭК", адрес: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 301, ОГРН 1027802714389, ИНН 7805060502 (далее - АО "КировТЭК"), обжаловали названные судебные акты в кассационном порядке.
В кассационной жалобе Комитет указывая на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 16.11.2020, оставить в силе решение от 14.08.2020.
Компания и АО "КировТЭК" также ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на то, что решением от 14.08.2020 и постановлением от 16.11.2020 затрагиваются их права, просят отменить названные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как полагают податели кассационных жалоб, апелляционный суд не учел положения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), а также Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования и Правила N 1178 соответственно), согласно которым индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии может быть установлена с начала периода регулирования и при условии представления Обществом договоров на осуществление регулируемой деятельности.
По мнению Компании и АО "КировТЭК", требования Общества направлены на перераспределение котловой выручки не в соответствии с принятым на 2020 год тарифным решением и, как следствие, нарушают права Компании как "котлодержателя" в действующей на территории Санкт-Петербурга котловой системе расчетов за услуги по передаче электрической энергии.
АО "КировТЭК" также полагает, что возмещение недополученных Компанией в 2020 году доходов в последующих периодах регулирования будет возложено на иные сетевые организации, включая АО "КировТЭК".
В отзыве на кассационную жалобу Компании Общество просит оставить ее без удовлетворения.
Компания представила письменные пояснения.
Определением суда кассационной инстанции от 18.02.2021 судебное заседание было отложено на 11.03.2021.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" сведения о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб по настоящему делу размещены на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа http://fasszo.arbitr.ru.
В судебном заседании представители Комитета, Компании и АО "КировТЭК" настаивали на удовлетворении кассационных жалоб своих представляемых, представитель Общества просил оставить кассационные жалобы без удовлетворения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в нем не явился, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 20.02.2020 N 76-И об установлении НВВ на 2020 год методом экономически обоснованных расходов (затрат) в размере 131 891 руб. 73 коп. и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В обоснование заявления Общество сослалось на наличие у него на праве собственности объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии.
Приказом Комитет установил отсутствие оснований для утверждения Обществу тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, поскольку в нарушение подпункта 13 пункта 17 Правил N 1178 Общество не представило документы на осуществление регулируемой деятельности, присвоение статуса территориальной сетевой организации в силу пункта 18 названных Правил допускается с начала очередного расчетного периода регулирования.
Посчитав Приказ не соответствующим законодательству в сфере электроэнергетики, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 6, 23, 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) пунктами 7, 12, 18 Правил N 1178, пунктом 63 Основ ценообразования, учтя разъяснения Федеральной антимонопольной службы (далее - Служба), данные в письме от 27.05.2020 N ВК/44793/20 на зарос Комитета, и непредставление Обществом подтверждающих осуществление регулируемой деятельности документов, суд первой инстанции признал Приказ соответствующим требованиям законодательства, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Установив, что при рассмотрении заявления Общества Комитет признал Общество соответствующим критериям территориальной сетевой организации, в подтверждение осуществления регулируемой деятельности Общество представило договор от 09.06.2917 N 1280/П (далее - Договор) с ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК"), у Общества отсутствует технологическое присоединение, в том числе опосредованное, к сетям Компании, а также, учтя определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 N 305-КГ15-1602, апелляционный суд отменил решение от 14.08.2020, удовлетворил заявление Общества.
При этом апелляционный суд исходил из того, что Основами ценообразования не установлен запрет на установление тарифа для сетевой организации, у которой нет технологического присоединения, в том числе опосредованного, к сетям котлодержателя, а отсутствие в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), порядка расчета тарифа для такой сетевой организации не может служить основанием для отказа в утверждении соответствующего тарифа. В этом случае, по мнению апелляционного суда, Комитету следовало установить Обществу тариф на услуги по передаче электрической энергии исходя из общего принципа организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики.
Арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права и исходя из доводов кассационных жалоб, считает, что постановление от 16.11.2020 подлежит отмене, решение от 14.08.2020 - оставлению в силе, производство по кассационным жалобам Компании и АО "КировТЭК" - прекращению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено Законом N 35-ФЗ, цены (тарифы) в электроэнергетике - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.
В силу пункта 1 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, подлежат государственному регулированию в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках, в частности, подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами N 1178 (пункт 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят регулируемые цены (тарифы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), включая цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке в соответствии с методическими указаниями.
Приведенными нормами права прямо предусмотрено, что указанные цены (тарифы) подлежат установлению в соответствии с Основами ценообразования, Правилами N 1178 и методическими указаниями.
Таким образом, вывод апелляционного суда о возможности утверждения Обществу тарифа, порядок расчета которого не установлен, противоречит приведенным нормам права и самой идее государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, предполагающей строгую регламентацию действий органов, осуществляющих государственное регулирование цен (тарифов) в данной сфере.
В силу пункта 12 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения об установлении тарифов, а именно - заявление об установлении тарифов с приложением обосновывающих материалов.
Согласно подпункту 13 пункта 17 Правил N 1178 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N1892 к указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности.
Определением от 02.03.2015 N 305-КГ15-1602 Верховный Суд Российской Федерации отказал Федеральной службе по тарифам Российской Федерации в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.12.2014 по делу N А40-2785/2014.
В названном деле Комитету было отказано в признании недействительными решения и предписания Службы, вынесенных в связи с признанием требования Комитета о представлении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии при утверждении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, тарифа на услуги по передаче электрической энергии организации, неправомерным.
При этом суды исходили из буквального толкования содержащихся в подпункте 13 пункта 17 Правил N 1178 слов и выражений в редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1892.
Названным постановлением с 30.12.2019 из подпункта 13 пункта 17 Правил N 1178 исключен союз "или", в связи с чем с указанной даты в подтверждение в том числе планируемого осуществления регулируемой деятельности должны прилагаться договоры на осуществление такой деятельности.
С заявлением об установлении тарифа Общество обратилось в Комитет в 2020 году, то есть после внесения в названную норму изменений.
Письмом от 12.03.2020 N 01-14-385/20-0-1 Комитет уведомил Общество об открытии дела об установлении регулируемых цен (тарифов) и отсутствии в представленных им документах договоров на осуществление регулируемой деятельности.
Как следует из материалов дела, Общество представило Комитету Договор.
Однако Договором предусмотрено оказание ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС") правопредшественнику Общества услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС).
Договоры, предусматривающие оказание Обществом услуг по передаче электрической энергии, Комитету не были представлены, что Общество не оспорило.
С 2008 года в субъектах Российской Федерации оплата услуг по передаче электроэнергии осуществляется по котловой экономической модели взаиморасчетов (приказ Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6, информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии").
Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), включая цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, включают в себя:
- цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф);
- индивидуальную цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (далее - индивидуальный тариф);
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя (моносетевых организаций).
Как указало Общество в поданном в суд заявлении, через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства осуществляется энергоснабжение расположенных на территории Санкт-Петербурга социально-значимых объектов, в том числе многоквартирных домов.
В поданном в Комитет заявлении Общество просило определить размер его НВВ с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 15 Методических указаний при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктом 47 Методических указаний расчетный объем НВВ сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, определяется исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии.
Согласно пункту 42 Правил N 861 и пункту 49 Методических указаний при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Пунктом 49 Методических указаний установлено, что расчет единых (котловых) на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.
При этом для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
В свою очередь индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Распоряжением Комитета от 30.12.2019 N 282-р внесены изменения в распоряжение Комитета от 30.12.2014 N 625-р, согласно которым на территории Санкт-Петербурга установлены единые (котловые) тарифы по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2020 год.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования период регулирования - это период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).
По общему правилу, установленному пунктом 12 Правил N 1178, предложения об установлении тарифов организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования.
Согласно пункту 7 Правил N 1178 цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев; при этом действие данного пункта не распространяется, в частности, на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), за исключением индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Как установлено пунктом 18 правил N 1178, для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от предусмотренного пунктом 12 этих Правил срока подачи материалов. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, за исключением индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.
В силу абзаца второго пункта 18 Правил N 1178 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1892 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с начала очередного расчетного периода регулирования.
Общество, настаивая на удовлетворении заявленных требований, и апелляционный суд исходили из отсутствия необходимости утверждения для Общества индивидуального тарифа для взаиморасчетов двух сетевых организаций ввиду отсутствия технологического присоединения, в том числе опосредованного, объектов электросетевого хозяйства Общества к объектам электросетевого хозяйства Компании, являющейся на территории Санкт-Петербурга "котлодержателем".
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицам, объекты электросетевого хозяйства Общества, к которым присоединены потребители электрической энергии, имеют непосредственное присоединение к объектам электросетевого хозяйства ПАО "ФСК ЕЭС".
При исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация (подпункт "а" пункта 41 Правил N 861).
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 21.03.2006 N 56-э/1.
Согласно пунктам 4 и 5 названных Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС осуществляется на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, в том числе для лиц, имеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенных в установленном порядке к ЕНЭС, используемой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС.
В то же время отсутствие технологического присоединения, в том числе опосредованного, объектов электросетевого хозяйства Общества к объектам электросетевого хозяйства Компании, само по себе не могло служить основанием для применения в отношении Общества порядка тарифного регулирования, отличного от порядка, применяемого в отношении территориальных сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых имеют такое технологическое присоединение.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа, включающее как единый (котловой), так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные потребности всех электросетевых организаций, входящих в "котел". В силу нормативного характера тарифного решения и пункта 35 Правил N 1178 такое решение должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливался тариф.
Таким образом, сетевая организация вправе претендовать на получение платы за услуги, оказанные посредством объектов электросетевого хозяйства, затраты на содержание и эксплуатацию которых учтены при утверждении тарифного решения.
Общество обратилось в Комитет с заявлением об утверждении тарифа на 2020 год после установления на территории Санкт-Петербурга единых (котловых) тарифов на этот период регулирования.
При утверждении названных тарифов затраты на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства Общества не учитывались, что участвующими в деле лицами не оспаривалось и подтверждено в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Полученная Обществом плата за услуги по передаче электрической энергии по утвержденному на 2020 год единому (котловому) тарифу в нарушение нормативного регулирования не перераспределялась бы между сетевыми организациями, НВВ которых была учтена при утверждении данных тарифов.
При рассмотрении заявления Общества Комитет обратился в Службу за разъяснениями по вопросу возможности утверждения Обществу НВВ на 2020 год для осуществления расчетов за оказываемые им услуги с энергосбытовой организацией по утвержденным на 2020 год единым (котловым) тарифам в отсутствие оснований установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между Обществом и Компанией.
Письмом от 27.05.2020 N ВК/44793/20 Служба со ссылкой на пункт 42 Правил N 861, пункт 63 Основ ценообразования, пункты 17 и 24 Правил N 1178 и постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1892, которым в указанные нормативные акты внесены изменения, указала на то, что применение единых (котловых) тарифов в данном случае нарушит баланс интересов территориальных сетевых организаций и потребителей услуг по передаче электрической энергии; владелец объектов электросетевого хозяйства получает статус территориальной сетевой организации только с начала очередного расчетного периода регулирования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, учтя письмо Службы от 27.05.2020 N ВК/44793/20 и непредставление Обществом предусмотренных подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178 документов, правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Кроме того, как следует из материалов дела, в заявлении об уточнении требований Общество указало на то, что предметом спора является незаконное неустановление Комитетом Обществу индивидуальных тарифов на оказываемые им услуги для расчетов с энергосбытовой организацией, а не индивидуальных тарифов для взаиморасчетов с иной сетевой организацией.
Однако пунктом 81 Основ ценообразования установлено, что гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, применяют только цены (тарифы), выбранные обслуживаемыми ими потребителями.
Таким образом, установление индивидуальных тарифов для расчетов энергосбытовой организации с территориальной сетевой организацией за оказываемые последней услуги по передаче электрической энергии законодательством не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах, обязав Комитет утвердить индивидуальный тариф для Общества, требовавшего установить ему индивидуальный тариф для расчетов с энергосбытовой организацией, апелляционный суд фактически вынес судебный акт, не отвечающий требованию о его исполнимости.
На основании изложенного постановление от 16.11.2020 подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 14.08.2020.
В силу статьи 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде кассационной инстанции" (далее - Постановление N 13), указанные лица вправе обжаловать судебный акт в кассационном порядке, если данным судебным актом затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Если после принятия кассационной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 ПАК РФ производство по жалобе подлежит прекращению.
Поскольку Общество настаивало на утверждении тарифов, не предусмотренных для котловой модели взаиморасчетов, НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в силу действующего законодательства в области электроэнергетики является одним из основных экономических показателей, необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, и самостоятельного правового и экономического значения в отрыве от тарифов на услуги по передаче электрической энергии не имеет, постановление от 16.11.2020 нельзя признать принятым о правах и об обязанностях Компании и АО "КировТЭК".
Решением суда первой инстанции Обществу отказано в удовлетворении заявления Общества, при этом выводов о правах и об обязанностях Компании и АО "КировТЭК" решение не содержит.
При указанных обстоятельствах производство по кассационным жалобам Компании и АО "КировТЭК" подлежит прекращению.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения арбитражным судом производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Государственная пошлина, излишне уплаченная Обществом за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежит возврату.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения постановления от 16.11.2020 на основании определения Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.12.2020 подлежит отмене (часть 4 статьи 283 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 150, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А56-45727/2020 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2020 по настоящему делу.
Производство по кассационным жалобам публичного акционерного общества "РОССЕТИ Ленэнерго" и акционерного общества "КировТЭК" прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания "Распределительные электрические сети", адрес: Санкт-Петербург, Антоновская ул., д. 14, корп. 2, лит. А, пом. 5Н, оф. 6, ОГРН 1197847207568, ИНН 7804659741, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных платежным поручением от 19.08.2020 N 1073.
Возвратить публичному акционерному обществу "РОССЕТИ Ленэнерго", адрес: Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209, из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченных платежным поручением от 04.12.2020 N 35605.
Возвратить акционерному обществу "КировТЭК", адрес: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 301, ОГРН 1027802714389, ИНН 7805060502, из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченных платежным поручением от 16.02.2021 N 503.
Отменить приостановление исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А56-45727/2020, произведенное определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.12.2020.
Председательствующий |
Н.Е. Судас |
Судьи |
Н.Е. Судас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде кассационной инстанции" (далее - Постановление N 13), указанные лица вправе обжаловать судебный акт в кассационном порядке, если данным судебным актом затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
...
Поскольку Общество настаивало на утверждении тарифов, не предусмотренных для котловой модели взаиморасчетов, НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в силу действующего законодательства в области электроэнергетики является одним из основных экономических показателей, необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, и самостоятельного правового и экономического значения в отрыве от тарифов на услуги по передаче электрической энергии не имеет, постановление от 16.11.2020 нельзя признать принятым о правах и об обязанностях Компании и АО "КировТЭК".
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А56-45727/2020 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2020 по настоящему делу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 марта 2021 г. N Ф07-16345/20 по делу N А56-45727/2020