Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья от 2 июня 2022 г. N 24/3
на проект федерального закона N 126990-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации") внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23.05.2022 N 40/73 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел по вопросам своего ведения проект федерального закона N 126990-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации") (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект внесен в пакете с законопроектами по вопросам совершенствования обязательного социального страхования, повышения эффективности механизмов социальной защиты граждан и направлен на приведение положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с проектом федерального закона N 127389-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Законопроектом предусматривается внесение изменений в 11 законодательных актов:
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
Федеральный закон от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ);
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Изменения в указанные законодательные акты во многом носят технический характер и связаны с изменением наименований Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из сущностных изменений положений законодательства по вопросам своего ведения Комитет отмечает следующие.
В статье 10 Федерального закона N 326-ФЗ в перечень лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, в дополнение к уже имеющимся категориям иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранный гражданин) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации, предлагается включить:
временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации иностранных граждан;
постоянно или временно проживающих в Российской Федерации и осуществляющих трудовую деятельность иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ (далее соответственно - высококвалифицированный специалист), и работающих членов их семей.
Из проектируемых положений законодательства следует, что обязанность по добровольному медицинскому страхованию сохранится у следующих категорий иностранных граждан:
временно пребывающих в Российской Федерации высококвалифицированных специалистов и неработающих членов их семей (временно пребывающих, постоянно или временно проживающих);
иностранных граждан, направляемых иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации.
Корреспондирующие изменения вносятся в статьи 13, 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ. Так, предлагается признать утратившим силу пункт 10 статьи 13 об обязанности иностранных работников иметь действующий на территории Российской Федерации полис добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем договор с медицинской организацией о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг.
В статье 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ в качестве обязательного условия трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации высококвалифицированным специалистом закрепляется наличие договора (полиса) медицинского страхования либо соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи высококвалифицированным специалистом и прибывшими в Российскую Федерацию неработающими членами его семьи.
Из изменений, которые вносятся в статью 16 Федерального закона N 326-ФЗ следует, что временно пребывающие и осуществляющие трудовую деятельность на территории Российской Федерации иностранные граждане будут иметь право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования. При этом постоянно или временно проживающие высококвалифицированные специалисты также будут иметь право на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Из других изменений в статьи 16 и 46 Федерального закона N 326-ФЗ следует, что временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность иностранным гражданам полис обязательного медицинского страхования на материальном носителе не выдается, а предоставляется в виде штрихового кода посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в день подачи застрахованным лицом или его представителем заявления о включении в единый регистр застрахованных лиц. Соответственно у них не возникает обязанность предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, а у страховых медицинских организаций не возникает обязанность информировать застрахованное лицо в письменной форме о факте страхования и необходимости получения полиса обязательного медицинского страхования.
Новый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы наделяются полномочиями осуществлять персонифицированный учет, сбор, обработку, передачу и хранение сведений в сфере обязательного медицинского страхования. Законопроектом определяется порядок обмена сведениями об изменении статуса (работающий, неработающий) в отношении временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность иностранных граждан между Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В случае утраты статуса "работающий" временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории Российской Федерации иностранным гражданином полис обязательного медицинского страхования признается недействительным со дня поступления сведений об изменении статуса (работающий, неработающий) из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
По мнению Комитета, проектируемые положения законопроекта вызывают ряд вопросов и требуют дополнительного обсуждения.
1. Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается без полиса медицинского страхования, действительного на территории Российской Федерации (под которым понимается полис добровольного медицинского страхования). В указанный Федеральный закон изменений не вносится.
В соответствии с законопроектом при устройстве на работу временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам гарантируется полис обязательного медицинского страхования. Представляется, что при этом не исключена двойная страховая нагрузка по оплате медицинских услуг.
2. Не ясно, почему постоянно или временно проживающие в Российской Федерации высококвалифицированные специалисты подлежат обязательному медицинскому страхованию, а временно пребывающие - нет.
3. Не понятно, почему не предусмотрен обмен сведениями об изменении статуса (работающий, неработающий) в отношении постоянно или временно проживающих высококвалифицированных специалистов и работающих членов их семей между Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
4. По мнению Комитета, целесообразно дополнительно урегулировать вопрос об обязанности иметь действительный на территории Российской Федерации полис добровольного медицинского страхования для дальнейшего законного нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации после утраты им статуса "работающий" и признании его полиса обязательного медицинского страхования недействительным.
5. Комитет обращает внимание, что отдельные изменения вносятся в положения Федерального закона N 326-ФЗ, которые еще не вступили в силу, и в настоящее время обсуждается вопрос о продлении срока их вступления в силу (например, пункт 1 части 2 и пункт 2 части 7 статьи 16, часть 2 статьи 46, части 1 и 3 статьи 49).
6. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит обосновывающих расчетов увеличения численности застрахованных по обязательному медицинскому страхованию и оценок прогнозируемых доходов от страховых взносов на их страхование при условии введения предлагаемых законопроектом изменений.
В случае принятия законопроекта потребуется внесение изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которые необходимы для уточнения положений законодательства в связи с включением в перечень лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан (за исключением высококвалифицированных специалистов), а также осуществляющих трудовую деятельность постоянно и временно проживающих в Российской Федерации высококвалифицированных специалистов.
Также потребуется внести изменения в целый ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в том числе в следующие акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 1337 "Об утверждении Правил определения численности застрахованных лиц в целях формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования";
приказ Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. N 29н "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования";
приказ Минздрава России от 28 февраля 2019 г. N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 126990-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом изложенных замечаний и рекомендует принять его в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 2 июня 2022 года (протокол N 24/3).
Председатель Комитета |
Д.А. Хубезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.