Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья от 2 июня 2022 г. N 24/1
на проект федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (об установлении единого тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23.05.2022 N 40/69 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел по вопросам своего ведения проект федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (об установлении единого тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях создания универсального механизма исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, включающего единый круг застрахованных лиц и единую облагаемую базу по всем взносам.
Законопроект внесен в пакете с проектом федерального закона N 127389-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и другими законопроектами.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в соответствии с которыми с I января 2023 года устанавливаются:
- единая предельная и облагаемая база для исчисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды;
- единый тариф страховых взносов для основной категории плательщиков - лиц, работающих по трудовому договору, - на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам;
- объединение категорий плательщиков страховых взносов, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, в три группы (с тарифами 15%, 7,6%, 0,0% и определением периода действия указанных тарифов).
Кроме этого, законопроектом во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 апреля 2022 г. N Пр-622 (часть 3 подпункта "а" пункта 1) устанавливается ежемесячное предоставление работодателями в налоговый орган данных персонифицированного учета по заработной плате застрахованных лиц.
Также положения Налогового кодекса приводятся в соответствие с проектом федерального закона N 127389-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
В целях унификации базы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды законопроектом предусмотрено включение в базу для исчисления страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования:
выплат в пользу лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (в настоящее время не облагаемых страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);
выплат в пользу постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, а также временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан (за исключением высококвалифицированных специалистов) (в настоящее время не облагаемых страховыми взносами на обязательное медицинское страхование);
выплат в пользу студентов за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам (в настоящее время не облагаемых страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование).
Соответствующие изменения, предусматривающие расширение круга застрахованных лиц, учтены в проекте федерального закона N 126990-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым вносятся изменения в федеральные законы о конкретных видах обязательного социального страхования.
В настоящее время согласно статье 425 Налогового кодекса тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:
на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22,0% и свыше указанной предельной величины базы - 10,0%;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 2,9%; в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8%;
на обязательное медицинское страхование со всего фонда оплаты труда - 5,1%.
Таким образом, обязанность уплаты сумм свыше предельной величины базы для исчисления страховых взносов закреплена только в отношении обязательного пенсионного страхования и соответствует 10% сверх установленного предела.
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2022 года установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 1951 и составляет:
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 032 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2022 года;
на обязательное пенсионное страхование в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 565 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2022 года.
Такой порядок будет действовать до конца 2022 года.
Согласно предлагаемым изменениям в статью 425 Налогового кодекса, начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов): в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30%, свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1%.
Поскольку прокуроры, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, судьи федеральных судов, мировые судьи не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, для плательщиков, производящих выплаты в пользу указанных лиц, начиная с 2023 года устанавливается отдельный порядок исчисления и уплаты страховых взносов: на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по тарифу 2,9% и на обязательное медицинское страхование по тарифу 5,1%.
Для плательщиков, не производящих выплаты иным лицам, законопроектом предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 рублей за расчетный период 2023 года в случае, если величина дохода не превышает 300 000 рублей. В случае если величина дохода превышает указанную сумму, то дополнительно к страховым взносам, уплачиваемым в совокупном фиксированном размере, взыскивается 1% от суммы доходов плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период.
Законопроектом с 1 января 2023 года предусматривается изменение периодичности представления плательщиками страховых взносов в налоговые органы расчета по страховым взносам с ежеквартальной на ежемесячную. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, это необходимо для оперативного использования таких данных при предоставлении мер социальной поддержки нуждающимся лицам, для отнесения граждан к категории работающих/неработающих.
Законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон от 25 февраля 2022 года N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", предусматривающие установление с 1 января 2023 года для организаций и индивидуальных предпринимателей в период применения специального налогового режима единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 0,0%.
Предлагаемый подход предусматривает распределение сумм страховых взносов Федеральным казначейством по видам обязательного социального страхования в единой пропорции, применяемой ко всем плательщикам, включая льготные категории, и установленной в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит сократить количество показателей в отчетности по страховым взносам и количество платежных документов, увеличить размеры пособий, выплачиваемых за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обеспечить указанными пособиями граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, реализовать право на медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам, работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам, являющимся высококвалифицированными специалистами.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" и рекомендует принять его в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 2 июня 2022 года (протокол N 24/1).
Председатель Комитета |
Д.А. Хубезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.