Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8
Международное сотрудничество
8.1. Международный компонент защиты прав человека
В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" развитие международного сотрудничества в области прав человека является одним из основных направлений деятельности Уполномоченного.
В 2021 году эта работа велась с учетом нескольких значимых событий общемирового масштаба: объявления 2021 года Организацией Объединенных Наций Международным годом мира и доверия*(533) и юбилеев Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года*(534) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года*(535), закрепивших универсальные стандарты в сфере основополагающих прав человека.
Международная деятельность Уполномоченного многоаспектна и решает разные задачи. В первую очередь она направлена на реализацию основополагающих принципов защиты прав и свобод человека, провозглашенных человечеством после окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.
О недопустимости реабилитации нацистских преступников и их пособников
Семьдесят пять лет назад завершил работу Международный военный трибунал в Нюрнберге, который вынес однозначный приговор нацистским преступникам и их пособникам. К сожалению, в настоящее время мы становимся свидетелями попыток реабилитировать и обелить бывших членов нацистских организаций и коллаборационистов. Особенно горько признавать тот факт, что лидерами движения по реабилитации нацизма являются страны - наследницы Великой Победы: Латвия и Украина, в которых прошли ежегодные парады и чествования легионеров СС*(536), и "Марш вышиванок", организованный украинскими националистами в честь годовщины образования дивизии СС "Галичина".
Консолидированное противодействие реабилитации нацистских преступников и их пособников должно стать одним из основных направлений правозащитной деятельности на международной арене для всех цивилизованных государств. Этот постулат был подтвержден и в принятой 17 декабря 2021 г. по инициативе Российской Федерации Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости", за которую проголосовало 130 государств*(537).
Осуждение нацизма является отправной точкой в формировании и развитии прав человека. Это первый шаг, без которого невозможно двигаться вперед. В этой связи уже не вызывают удивления последовательные факты нарушений прав и свобод человека, наблюдающиеся в отдельных странах. Анализ таких нарушений дается в ежегодных докладах Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с правами человека в отдельных странах*(538).
Аккредитация уполномоченного высшим международным статусом "А"
Важнейшим событием 2021 года стало подтверждение аккредитации Уполномоченного Глобальным альянсом национальных правозащитных институтов (ГАНРИ) при ООН со статусом "А", которое состоялось в июне 2021 года и подтвердило соответствие правового положения, компетенции и результатов деятельности Уполномоченного Парижским принципам*(539).
Впервые Уполномоченный была аккредитована со статусом "А" в 2008 году. Согласно процедуре, установленной ГАНРИ, данный статус (самый высший из существующих) переподтверждается каждые пять лет. Для его получения необходимо было доказать независимость национального правозащитного института от органов государственной власти и его полное соответствие Парижским принципам. На основании специального вопросника ГАНРИ Уполномоченным был представлен развернутый отчет о работе института за период, прошедший с момента последней аккредитации, включающий информацию о результатах работы Уполномоченного по защите прав граждан и совершенствованию законодательства, о правовом обеспечении института государственной правозащиты, соответствии Парижским принципам, ежегодных и специальных докладах Уполномоченного.
Высший аккредитационный статус "А" наделяет Уполномоченного рядом прав в рамках международного взаимодействия и характеризует институт Уполномоченного как прочный, плюралистический, заслуживающий доверия и полностью независимый институт, на который с уверенностью могут полагаться как универсальные, так и региональные системы защиты прав человека (см. рис. 142).
Дискриминация российских соотечественников за рубежом
К большому сожалению в 2021 году дискриминация соотечественников за рубежом продолжилась. Мы выражали свою позицию против притеснения прав русскоязычных СМИ, ограничения доступа к альтернативной точке зрения за рубежом в официальных обращениях в адрес Верховного комиссара ООН по правам человека М. Бачелет, Генерального секретаря Совета Европы М. Пейчинович-Бурич, Комиссара Совета Европы по правам человека Д. Миятович и других*(540).
Повышенное беспокойство вызывает деятельность крупнейших социальных сетей, осуществляющих произвольную цензуру с использованием непрозрачных инструментов модерации контента. Информация о наших действиях по защите прав в данной сфере приведена выше*(541).
Уполномоченный выступала против продолжающейся политики языковой сегрегации, проводимой Прибалтийскими странами и Украиной по отношению к русскоязычному населению.
Российские соотечественники, проживающие в Эстонии и Латвии, не имеют возможности получать образование на родном языке, использовать его для обращения в органы государственной власти, запрашивать официальную информацию даже в местах компактного проживания русскоязычного населения.
Особенно горько видеть непрекращающиеся нарушения прав русского и русскоязычного населения на территории современной Украины, в которой попираются основополагающие права человека, свобода слова и выражения мнений, право пользоваться родным языком.
В своих ежегодных докладах Уполномоченный неоднократно поднимала указанные вопросы. К сожалению, эти дискриминационные тенденции в 2021 году продолжились. 1 июля 2021 г. Верховная Рада Украины приняла закон "О коренных народах Украины", из которого следует, что русские на Украине не могут считаться коренным народом, а следовательно, не имеют права на уважение их самобытности, защиту языковой принадлежности, создание своих учебных заведений с обучением на родном языке. Таким образом, русский язык подвергается двойной дискриминации: с одной стороны - по отношению к утвержденным коренным народам Украины, а с другой - к иным национальным меньшинствам, совместно проживающим на территории Украины.
11 июня 2021 г. Уполномоченным было направлено обращение к должностным лицам ООН и Совета Европы, а также к своей украинской коллеге после представления президентом Украины В.А. Зеленским законопроекта о коренных народах, в соответствии с которым русские не относятся к числу коренных народов Украины. Уполномоченным было указано на ущемление прав русскоязычного населения на Украине: "Призываю Верховного комиссара ООН по правам человека М. Бачелет, Генерального секретаря Совета Европы М. Пейчинович-Бурич, Комиссара Совета Европы по правам человека Д. Миятович и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Л. Денисову отреагировать на открытое нарушение прав и свобод огромного количества людей".
Тревогу вызывают и вступившие в силу 16 июля 2021 г. поправки в закон Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", кардинальным образом ограничившие культурные права почти половины населения Украины.
Все эти нововведения вступают в противоречие с нормами международного права и существенным образом препятствуют полноценной реализации прав русскоязычного населения, проживающего на территории Украины, ставят его в дискриминационное положение перед представителями других народов.
Вопросы дискриминации русскоязычных СМИ и языковой сегрегации в Прибалтике и на Украине постоянно поднимались Уполномоченным на встречах с руководителями международных организаций, в частности, с Верховным комиссаром ООН по правам человека М. Бачелет, директором БДИПЧ ОБСЕ М. Мекаччи, членами делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы, Послом Европейского союза в Российской Федерации М. Эдерером.
Ответом на дискриминационную политику, проводимую украинскими властями, стало обращение Российской Федерации 22 июля 2021 г. в Европейский суд по правам человека с межгосударственной жалобой против Украины*(542).
Обращение призвано привлечь внимание Европейского Суда и всего мирового сообщества к грубым и систематическим нарушениям прав человека украинскими властями, зафиксировать в международно-правовом поле многочисленные факты преступных деяний, провести надлежащее расследование и немедленно привлечь виновных лиц к ответственности, восстановить мир и согласие на территории Украины. Мы намерены добиваться его скорейшего рассмотрения.
Уполномоченный на протяжении многих лет занимается отстаиванием права на свободу ряда наших соотечественников: Константина Ярошенко, Виктора Бута, Олега Кошкина и других россиян, незаконно осужденных на территории США к различным срокам лишения свободы. Анонсированное президентами России и США решение о проведении консультаций о возможном обмене осужденными лицами вселяет надежду на скорейшее возвращение россиян на родину.
Так, благодаря проведенным переговорам, слаженной работе МИДа России и российских спецслужб при поддержке других органов государственной власти и Уполномоченного 21 декабря 2021 г. россиянин Олег Никитин вернулся из США на родину.
Пандемия и права человека
Вопреки многим ожиданиям 2021 год прошел под знаком продолжающейся пандемии COVID-19. Если в 2020 году основными проблемами гуманитарной сферы были обеспечение права на получение квалифицированной медицинской помощи, соблюдение баланса между ограничительными мерами, направленными на недопущение распространения инфекции, и правами человека, воссоединение семей и возвращение граждан на территорию государств их гражданской принадлежности, то в 2021 году перед мировым сообществом остро встал вопрос обеспечения равного доступа для населения всех стран к имеющимся вакцинам против COVID-19.
Согласно заявлению генерального директора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедроса Аданома Гебрейесуса, на начало 2021 года иммунизация от COVID-19 проводилась лишь в 50 странах, "почти все из которых - богатые государства". При этом 75% всей вакцины сосредоточено "всего в 10 странах"*(543).
В рамках Совета Европы 22 января 2021 г. Руководящий комитет по биоэтике опубликовал рекомендации, в которых призвал государства-члены разработать стратегии, направленные на предупреждение дискриминации в предоставлении доступа к вакцине*(544). Парламентская ассамблея Совета Европы в своей Резолюции от 27 января 2021 г. N 2361 указала на то, что вирус не знает границ, в связи с чем в интересах каждого государства сотрудничать в обеспечении глобального равенства в доступе к вакцинам против COVID-19*(545). К сожалению, на сегодняшний день проблема обеспечения равного доступа к вакцине не решена*(546).
Следуя рекомендациям международных организаций, Россия активно предоставляет свою вакцину за рубеж, занимая, по данным Всемирной торговой организации и Международного валютного фонда, пятое место по ее производству и экспорту*(547). При этом Европейский союз до сих пор не признает российских наработок в этой области, за что подвергается критике со стороны своих же евродепутатов*(548). Мы намерены обратиться к главе Европейского бюро ВОЗ об ускорении решения вопроса о признании российской вакцины. Полагаем, что это найдет отклик у мирового сообщества и послужит верным шагом на пути борьбы с пандемией.
В Российской Федерации, благодаря усилиям отечественных ученых и органов государственной власти, зарегистрированы и используются четыре национальные вакцины: Гам-КОВИД-Вак ("Спутник V") и "Спутник Лайт", разработанные Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Минздрава России, "ЭпиВакКорона", созданная Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии "Вектор", и "КовиВак", которую разработал Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова Российской академии наук*(549).
На декабрь 2021 года в России уровень коллективного иммунитета к COVID-19 составляет 61,1%, более 78 млн россиян получили первую дозу вакцины от COVID-19*(550), что на сегодняшний момент отражает общемировую статистику*(551).
Полагаем, и это мнение уже было озвучено публично*(552), что в условиях продолжающейся пандемии важно принять международно-правовой акт, который бы регламентировал механизмы международного и межгосударственного сотрудничества в вопросах соблюдения и защиты прав и свобод человека в условиях пандемии и других чрезвычайных ситуаций, вызванных распространением опасных инфекционных заболеваний, и предусматривал бы право на свободный доступ к вакцинам и иным лекарственным средствам.
Защита прав уязвимых категорий граждан
В эпоху глобальных испытаний сложнее всех приходится наиболее незащищенным социальным группам - женщинам, детям, мигрантам, инвалидам, пожилым. В этой связи особое внимание всего правозащитного сообщества должно быть привлечено именно к указанным категориям населения.
В 2021 году исполнилось 15 лет со дня принятия Конвенции ООН по правам инвалидов*(553). Конвенция отражает социальную модель инвалидности, на первое место возводятся принципы защиты и обеспечения прав людей с ограниченными возможностями, а само понятие инвалидности приобретает социальный окрас*(554). Данный международно-правовой инструмент ратифицирован Российской Федерацией в 2012 году*(555), что позволило имплементировать нормы международного права в российское законодательство и открыть возможности для новой правоприменительной практики.
В свете вышесказанного считаем своевременным принятие Парламентской ассамблеей Совета Европы 21 апреля 2021 г. Резолюции 2373 (2021) о дискриминации в отношении лиц, страдающих хроническими и затяжными заболеваниями*(556), которая призывает государства - члены Совета Европы приложить больше усилий для надзора за устранением препятствий на пути реализации прав лиц, страдающих хроническими и длительными заболеваниями, в том числе надзора за действиями предприятий частного сектора.
В 2021 году особое внимание уделялось защите и продвижению прав инвалидов.
27 мая 2021 г. Уполномоченный обратилась к участникам XII Ежегодной конференции Международного института омбудсменов "Предоставить слово безмолвным" с докладом на тему защиты прав лиц с ограниченными возможностями*(557). Защите прав инвалидов было посвящено ежегодное заседание Евразийского Альянса Омбудсменов и V Международная научно-практическая конференция по правам человека.
Санкционный режим продолжают испытывать на себе и другие страны, включая Российскую Федерацию. Уполномоченный твердо убеждена, что применение односторонних санкций в отношении государств, в особенности в кризисных ситуациях, противоречит принципам гуманизма, препятствует эффективному и плодотворному двустороннему и международному сотрудничеству, нанося сокрушительный удар по основополагающим правам человека.
В описанной непростой гуманитарной ситуации в мире Уполномоченный продолжает наращивать и развивать сотрудничество с ведущими международными организациями, интеграционными объединениями омбудсменов и зарубежными коллегами-омбудсменами в целях поощрения, укрепления и защиты прав и свобод человека и гражданина.
8.2. Взаимодействие с международными организациями
Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в
индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества,
в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных
пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно
полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими
способами, включая, в частности, принятие законодательных мер.
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах 1966 года (п. 1 ст. 2)
В соответствии с Парижскими принципами, касающимися статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека, от 20 декабря 1993 г.*(558), одной из их функций является сотрудничество с Организацией Объединенных Наций и учреждениями системы ООН и Совета Европы, региональными интеграционными объединениями сообществ омбудсменов.
Направления и формы взаимодействия
Развитие международного сотрудничества в области прав и свобод человека является одним из важнейших направлений деятельности Уполномоченного. В 2021 году оно осуществлялось по различным направлениям и в разных форматах (см. рис. 144).
Взаимодействие с органами организации объединенных наций
Большое значение для Уполномоченного традиционно имеет эффективное взаимодействие с правозащитными органами системы ООН.
В адрес договорных органов по правам человека системы ООН в силу наличия статуса "А" нами направлен альтернативный доклад о соблюдении Российской Федерацией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин)*(559), в котором представлена информация, в том числе о реализации Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017-2022 годы*(560).
Кроме того, лучший отечественный правозащитный опыт и позиции по актуальным для российских граждан вопросам доводились нами до международного сообщества в ходе выступлений на высоких площадках ООН по вопросам ликвидации дискриминации в отношении женщин (ноябрь 2021 года, Женева) и по вопросам старения (март 2021 года, Нью-Йорк)*(561).
В рамках взаимодействия с Верховным комиссаром ООН по правам человека М. Бачелет и Управлением (УВКПЧ ООН) в ходе личных контактов и в результате переписки Уполномоченным ставились проблемы системного характера и поднимались конкретные правозащитные вопросы: о продолжающейся дискриминации русскоязычного населения на Украине и в Прибалтике; о защите прав журналистов, осуществляющих свою деятельность на территории иностранных государств; о неприемлемой санкционной политике некоторых стран в отношении граждан Российской Федерации; о необходимости ухода от политизации правозащитной повестки в целях оказания реальной помощи людям, которые в ней нуждаются; о совершенствовании подходов к решению вопросов защиты прав женщин; о нечеловеческих условиях содержания россиян в местах лишения свободы в США.
Верховный комиссар ООН по правам человека М. Бачелет традиционно участвует в ежегодной Международной научно-практической конференции "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов" и направляет приветственное обращение в адрес ее участников*(562).
С 2016 года Уполномоченный принимает активное участие в реализации магистерской программы "Международная защита прав человека", осуществляемой УВКПЧ ООН совместно с Консорциумом университетов России при поддержке МИДа России. В 2021 году оно реализовывалось в форматах VIII Летней школы по правам человека "Права человека для будущих поколений"*(563), круглого стола по теме "Роль уполномоченных по правам человека в достижении целей в области устойчивого развития" (Татарстан, июнь 2021 года), а также в форме лекционных и семинарских занятий, мастер-классов в рамках практикума-лектория для студентов Консорциума (февраль-май 2021 года, Москва).
Взаимодействие с органами совета Европы
На основе принципов доверия и взаимопонимания строятся контакты с органами Совета Европы. Уполномоченный и сотрудники Аппарата принимали участие в ряде мероприятий по линии Совета Европы, посвященных укреплению роли институтов омбудсмена и посредника в поощрении и защите прав человека, благого управления и верховенства права" (апрель 2021 года, онлайн-семинар); исполнению государствами - членами Совета Европы обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы (июнь 2021 года, встреча Уполномоченного с содокладчиками Комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по исполнению государствами - членами Совета Европы, обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы); предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (сентябрь 2021 года, встреча с членами делегации ЕКПП) и др.
Помимо этого, в рамках сотрудничества с Советом Европы в его Комиссию по борьбе с расизмом и нетерпимостью в марте 2021 года направлены справочно-аналитические материалы о выполнении рекомендаций, вынесенных ею в отношении Российской Федерации в 2019 году.
Продолжалась практика взаимодействия с Генеральным секретарем Совета Европы М. Пейчинович-Бурич по широкому кругу вопросов: защите прав российских соотечественников, проживающих за рубежом и находящихся в местах лишения свободы; закрытия русскоязычных школ в странах Прибалтики; санкционной политики в отношении жителей Крыма; реализации совместных проектов, включая программу "Сотрудничество в области реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы". По запросу Генерального секретаря Совета Европы обстоятельный диалог велся относительно ситуации вокруг дела А.А. Навального, Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" и Межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал".
Особое внимание Уполномоченным уделяется мониторингу исполнения постановлений Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ). В Аппарате Уполномоченного ведется список решений ЕСПЧ, по каждому из них осуществляется мониторинг за выплатой компенсаций.
На контроле Уполномоченного продолжает оставаться исполнение решения по делу "Свинаренко и Сляднев против Российской Федерации" 2014 года*(564), в котором ЕСПЧ выразил правовую позицию, что содержание заявителей в зале суда в клетке нарушает статью 3 Европейской конвенции по правам человека и не соответствует нормам цивилизованного поведения в демократическом обществе. В 2019 году Уполномоченным было направлено заключение по данному делу в Комитет министров Совета Европы с позицией о необходимости изменения процедуры содержания граждан в клетках в залах судебных заседаний. Проект федерального закона по данному вопросу*(565) дорабатывается в Государственной Думе.
В связи с замечанием Правительства Российской Федерации в части доработки финансово-экономического обоснования внесения изменений проект федерального закона в настоящее время не рассматривается. В этой связи Уполномоченный полагает целесообразным, учитывая затратный характер предложения, не помещать подозреваемых, обвиняемых или подсудимых по делам, не связанным с тяжкими и особо тяжкими преступлениями насильственного характера, в защитные кабины в процессуальной зоне залов судебных заседаний, а размещать их на скамьях первого ряда.
Нами поддерживается решение Минстроя России о подготовке новой редакции правил проектирования федеральных судов, согласно которой вместо клеток из железных прутьев в зале суда подсудимые теперь будут находиться в кабинах из пулестойкого стекла*(566). Подробнее данный вопрос рассмотрен в соответствующем параграфе настоящего Доклада*(567).
Взаимодействие с иными международными организациями
В 2021 году продолжены контакты Уполномоченного с Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее - БДИПЧ ОБСЕ), Международным Комитетом Красного Креста (далее - МККК) и Европейским союзом.
Состоялся ряд рабочих встреч с руководством этих организаций, в ходе которых Уполномоченным обсуждались актуальные вопросы защиты прав российских граждан за рубежом.
В феврале - с исполнительным директором Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества М.С. Баттом; в мае - с директором БДИПЧ ОБСЕ М. Мекаччи; в марте - с Послом Европейского союза в Российской Федерации М. Эдерером; в июне - с Главой делегации МККК в Сирии Ф. Шперри.
Уполномоченный и ее представители принимали постоянное участие в публичных дискуссиях, организованных данными организациями по различным вопросам правозащитной тематики.
В числе тем этих дискуссий: проблемы и вызовы цифровых технологий для прав человека (июль 2021 г., международная встреча БДИПЧ ОБСЕ); предотвращение и борьба с насилием в отношении женщин и девочек (ноябрь 2021 г., семинар БДИПЧ ОБСЕ); оказание содействия в поиске и оказании необходимой гуманитарной помощи российским гражданам в Сирии (регулярные встречи и консультации с представителями региональной делегации МККК в Российской Федерации, Беларуси и Молдове, июнь-декабрь 2021 г.).
Взаимодействие с международными интеграционными объединениями, занимающимися защитой прав и свобод человека и гражданина
Активно развивается Евразийский Альянс Омбудсменов (далее - ЕАО, Альянс), учрежденный в 2017 году.
В настоящее время в состав Альянса входят Защитник прав человека Республики Армения, Генеральная инспекция Исламской Республики Иран, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики, Национальная комиссия по правам человека Монголии, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Защитник граждан (Омбудсмен) Республики Сербия, Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан.
Проводимые на регулярной основе (два раза в год) заседания ЕАО позволяют членам Альянса не только обмениваться лучшими практиками, но и более эффективно оказывать помощь своим соотечественникам на территории государств, институты омбудсменов которых входят в Альянс, согласовывать свою деятельность в интересах наиболее эффективной реализации задач, закрепленных в меморандуме ЕАО. В этой связи сложилась практика определения тематических рамок каждого заседания.
В 2021 году участниками ЕАО проведено два заседания, в ходе которых рассматривались вопросы защиты прав лиц с ограниченными возможностями и мигрантов, обеспечения прав человека в контексте пандемии COVID-19, реализации права на историческую память в связи с 75-летием Победы во Второй мировой войне, продвижения прав молодежи и др.
Члены ЕАО приняли участие в качестве экспертов в ходе выборов в Государственную Думу в сентябре 2021 года*(568).
Кроме членов Альянса в его заседаниях приняли участие в качестве наблюдателей главы национальных институтов защиты прав человека Бахрейна, Узбекистана и Национального центра по правам человека в Республике Узбекистан.
Непременным условием работы ЕАО является реализация совместно выработанных инициатив и договоренностей на практике. В 2021 году реализован ряд совместных проектов: уроки для школьников и студентов, посвященные вопросам защиты права на историческую память; возвращение домой граждан, оказавшихся за пределами своей страны в условиях ограничения передвижения в периоды эпидемии или иных чрезвычайных обстоятельств; внесение рекомендаций правительствам своих стран об ускорении в период пандемии оформления въездных документов для граждан других стран, оказавшихся за границей, если в отношении них приняты решения об административном выдворении, депортации или реадмисии.
Беспрерывный и практико-ориентированный формат партнерства, избранный членами ЕАО, привлекателен для правозащитных учреждений, действующих на евразийском пространстве. В летнем заседании ЕАО 2021 года в качестве наблюдателей приняли участие представители Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека Республики Узбекистан, Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, а также делегации Международного Комитета Красного Креста в России, Беларуси и Молдове и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (в г. Москве, Московской, Ярославской, Рязанской областях, Республике Саха (Якутия), Ненецком автономном округе). Открытость Альянса к подобным форматам сотрудничества свидетельствует о его заинтересованности и готовности расширять географию своей деятельности.
Как показывает анализ практической деятельности Альянса в 2021 году, подобный формат взаимодействия способствует оперативному решению вопросов оказания содействия в разрешении сложных жизненных ситуаций.
Интенсивно развивалось сотрудничество с Глобальным альянсом национальных правозащитных институтов (ГАНРИ) и Европейской сетью ГАНРИ.
Уполномоченный и его представители приняли участие в ряде мероприятий по линии ГАНРИ: в онлайн-семинаре, посвященном развитию и укреплению эффективных, плюралистических и независимых национальных правозащитных учреждений (апрель 2021 года); в ежегодной встрече ГАНРИ, на которой состоялся обмен лучшими практиками, выработанными в период распространения и борьбы с пандемией COVID-19 (июль 2021 года) и др.
В докладе Европейской сети ГАНРИ "Положение в области верховенства права в Европе", опубликованном в июне 2021 года, нашел отражение опыт деятельности Уполномоченного в сфере совершенствования законодательства, направленного на укрепление независимости и эффективности федерального и региональных уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, а также наиболее значимые меры, предпринятые Уполномоченным для поддержания верховенства закона и защиты прав человека в Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19*(569).
Помимо продолжения эффективного сотрудничества в рамках таких многосторонних интеграционных объединений омбудсменов, как Международный институт омбудсменов и Европейский институт омбудсменов, Уполномоченный в 2021 году стала участником нового правозащитного союза - Ассоциации омбудсменов стран Средиземноморья.
В рамках данных интеграционных объединений омбудсменов в 2021 году прошел ряд публичных мероприятий, в которых принимала участие Уполномоченный.
Так, МИО в апреле 2021 г. провел семинар, посвященный обеспечению прав граждан в местах лишения свободы, а в мае 2021 г. - защите прав лиц с ограниченными возможностями. В сентябре и октябре 2021 г. прошли заседания ЕИО, на которых состоялось принятие новых членов организации и избрание руководящих органов.
Существующие в настоящее время интеграционные объединения омбудсменов, в рамках которых осуществляется обмен мнениями по широкому кругу вопросов и оказания содействия в деле восстановления нарушенных прав человека и гражданина, доказали свою эффективность на практике. Убеждены, что создание новых подобных сообществ могло бы способствовать дальнейшему укреплению и повышению эффективности правозащитной деятельности на международном, региональном и национальном уровнях.
В этой связи весьма востребованным представляется вернуться к вопросу о создании Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). При учреждении СНГ в 1991 году главами России, Белоруссии и Украины данная инициатива уже рассматривалась, было разработано положение о Комиссии. Однако этот проект не был воплощен в жизнь. Полагаем, что подобный формат сотрудничества стал бы дополнительной гарантией прав человека в государствах - участниках СНГ.
В 2021 году под эгидой Уполномоченного свою работу продолжил международный форум - Международная научно-практическая конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов". В ходе конференции были рассмотрены вопросы защиты прав лиц с ограниченными возможностями и прав человека на благоприятную окружающую среду. Кроме того, в рамках конференции на первом ее этапе был проведен круглый стол, посвященный вопросам обеспечения избирательных прав граждан.
В мероприятии, которое открылось приветствием Президента Российской Федерации В.В. Путина, приняли участие более 250 человек, среди которых зарубежные омбудсмены и руководители национальных правозащитных учреждений из 26 государств.
Помимо традиционных партнеров из Азербайджана, Албании, Армении, Бахрейна, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Индонезии, Казахстана, Катара, Киргизии, Южной Кореи, Марокко, Монголии, России, Сербии, Таджикистана, Турции и Узбекистана в конференции приняли участие коллеги из Австралии, Италии, Люксембурга, Монако, Румынии, Финляндии и Хорватии, руководство международных организаций и интеграционных объединений омбудсменов (ООН, Совет Европы, ГАНРИ, Международный и Европейский институты омбудсменов, Евразийский Альянс Омбудсменов, Ассоциация омбудсменов стран Средиземноморья, Международный Комитет Красного Креста, Международная организация по миграции), уполномоченные по правам человека из 72 субъектов Российской Федерации, представители органов государственной власти, научного сообщества и правозащитники.
Нацелена на дальнейшее расширение взаимодействия с международными организациями и интеграционными объединениями омбудсменов в интересах наиболее эффективного поощрения и защиты прав человека по всему спектру правозащитной повестки на началах полной деполитизации вопросов защиты прав человека, паритета и взаимоуважения.
8.3. Сотрудничество с омбудсменами зарубежных стран
Взаимодействие с омбудсменами иностранных государств направленно на повышение эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина. Основные формы такой работы показаны на рис. 145.
Заключение соглашений о сотрудничестве
Взаимодействие с зарубежными омбудсменами на основе соглашений и меморандумов не только повышает эффективность деятельности института, но и является формой продвижения российской правозащитной повестки, опыта и мировоззрения в контексте международных отношений. В некоторых случаях этот канал в условиях сложностей межгосударственных отношений оказывается уникальным гуманитарным инструментом.
В настоящее время действует 21 соглашение (меморандум) с иностранными омбудсменами зарубежных государств, их национальными правозащитными учреждениями (рис. 146).
В 2021 году подписано пять двусторонних документов о взаимопонимании. В их числе меморандум о взаимопонимании между Уполномоченным и Национальным комитетом по правам человека Катара (март 2021 года); меморандум о взаимопонимании между Уполномоченным и Национальным институтом по правам человека Королевства Бахрейн (август 2021 года); меморандум о взаимопонимании между Уполномоченным и институтом омбудсмена Венгрии (сентябрь 2021 года); меморандум о взаимопонимании между Уполномоченным и Комиссией по защите от дискриминации Республики Болгария (сентябрь 2021 года); меморандум о взаимопонимании между Уполномоченным и институтом Омбудсмена Королевства Марокко (декабрь 2021 года).
Оказание содействия на взаимной основе в защите прав граждан
Развитие международных двусторонних связей, рост взаимной осведомленности о компетенции друг друга, а также взаимного профессионального доверия позволяет зарубежным коллегам и мне обращаться друг к другу напрямую по тем вопросам, которые ранее или не имели решения в рамках национальных юрисдикций, или требовали продолжительной процедуры рассмотрения национальными органами власти при посредничестве внешнеполитических ведомств государств.
Такая помощь осуществляется во исполнение заключенных соглашений о сотрудничестве или на основе принципа взаимности. В 2021 году Уполномоченный направила своим иностранным коллегам 60 обращений с просьбами о содействии в защите прав граждан России, находящихся в их государствах. Количественные данные и тематические характеристики обращений представлены на рис. 147.
По абсолютному большинству просьб, направляемых к омбудсменам зарубежных государств, нами получена обратная информация и нередко вопросы решены положительно.
В свою очередь, в адрес Уполномоченного от зарубежных омбудсменов поступило 85 обращений (рис. 148). Все просьбы зарубежных омбудсменов внимательно рассматриваются, по ним проводится соответствующая работа и даются исчерпывающие ответы. По многим обращениям зарубежных омбудсменов удается помочь*(570).
Обратился гражданин Российской Федерации инвалид II группы Г. в защиту своего права на возобновление выплаты туркменской стороной компенсации "за возмещение вреда здоровью пожизненно", которое получил в Туркмении в 1984 году. В рамках работы по данному обращению направлено письмо Уполномоченному по правам человека в Туркменистане Я. Гурбанназаровой. Вопрос решен положительно, все денежные переводы отправлены на имя заявителя (вх. N Г-282* от 22.07.2021).
Поступило обращение Народного защитника Грузии в защиту прав гражданина Грузии Ц. В рамках работы по данному обращению Уполномоченным направлены необходимые обращения в компетентные органы Российской Федерации. По сообщению ФСИН России в соответствии с поручением Генпрокуратуры России Ц. был принят от правоохранительных органов Итальянской Республики и доставлен на территорию Российской Федерации. На основании постановления российского суда Ц. был заключен под стражу за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. Согласно данным МВД России он является российским гражданином, однако в деле имеется также паспорт гражданина Грузии, оформленный на другую фамилию. Народному защитнику Грузии были сообщены все запрашиваемые сведения о содержании Ц. в СИЗО, медицинском обслуживании и состоянии здоровья (исх. ТМ 28578-52 от 23.06.2021).
Двусторонние рабочие встречи и консультации
Важным направлением сотрудничества является проведение двусторонних рабочих встреч с зарубежными омбудсменами в целях обсуждения актуальных вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, а также рабочее взаимодействие по правозащитным вопросам с их аппаратами.
В 2021 году состоялись десятки контактов Уполномоченного с зарубежными коллегами в самых разнообразных формах - бесед лицом к лицу, встреч в формате видео-конференц-связи, телефонных переговоров, двусторонних встреч на полях международных мероприятий.
География этих контактов, которая определяется задачами, стоящими перед российским правозащитным институтом в сфере защиты прав и законных интересов граждан России, включала в себя встречи с руководителями национальных институтов защиты прав человека и омбудсменов Австрии, Азербайджана, Армении, Албании, Бахрейна, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Греции, Ирана, Ирландии, Италии, Казахстана, Катара, Киргизии, Марокко, Монголии, Румынии, Сербии, Таджикистана, Узбекистана, Финляндии, Южной Кореи, Южной Осетии и др.
В ходе этих встреч осуществлялся обмен опытом, рассматривались актуальные темы двустороннего и многостороннего гуманитарного сотрудничества, обсуждались конкретные правозащитные кейсы, намечались планы и формы взаимных контактов.
Так, в ходе встреч с омбудсменами Армении и Узбекистана были подняты вопросы совместных приемов граждан и практики функционирования различных форм национального превентивного механизма. Одной из тем разговора с омбудсменом Казахстана стало обсуждение совместной деятельности по борьбе с проявлениями языка ненависти в сети Интернет и вопросы правового просвещения. С омбудсменом Катара "сверили часы" по совместным задачам деятельности в рамках Глобального альянса национальных правозащитных институтов (ГАНРИ). С омбудсменом Бахрейна в рамках ранее заключенного меморандума был подписан Протокол о взаимодействии на 2022 год, который помимо прочего предусмотрел подготовку совместного обзора опыта по проблемам защиты прав женщин. С Председателем комиссии по защите от дискриминации Болгарии, омбудсменами Сербии, Боснии и Герцеговины, встречи с которыми состоялись в г. Москве, обсудили роль институтов омбудсмена в обеспечении избирательных прав граждан.
Во время рабочих визитов к омбудсменам зарубежных государств с помощью своих коллег старалась осуществлять визиты вежливости высшим должностным лицам государств и встречаться с руководителями государственных органов, занимающихся правозащитной деятельностью. Такие встречи позволяют на самом высоком уровне обозначить правозащитную позицию Российской Федерации, оценить возможности партнеров и, соответственно, выстроить двусторонние правозащитные связи со своими коллегами.
Участие на взаимной основе в конференциях, симпозиумах и других мероприятиях по правозащитной тематике
Важное значение придаю участию зарубежных омбудсменов в проводимых мною конференциях, круглых столах, семинарах и в других мероприятиях правозащитной направленности. При этом мы исходим из того, что такое участие взаимно обогащает друг друга, коллеги могут ознакомиться с российским опытом и поделиться своими достижениями в деле защиты прав и свобод человека и гражданина. В 2021 году омбудсмены из 25 зарубежных государств приняли участие в 19 наших мероприятиях (рис. 149).
В свою очередь, Уполномоченный и сотрудники Аппарата принимали активное участие в конференциях, симпозиумах, проводимых омбудсменами зарубежных государств, руководителями их интеграционных объединений и международных правозащитных организаций по их приглашению (рис. 150).
Иные формы взаимодействия
Инновационной формой международного обмена опытом омбудсменов в 2021 году стало экспертное наблюдение омбудсменами из восьми государств по приглашению Уполномоченного за мониторинговыми мероприятиями в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, прошедших 17-19 сентября.
Помимо этого приглашенные международные эксперты приняли участие в состоявшемся 17 сентября 2021 г. в Доме прав человека круглом столе "Обеспечение избирательных прав граждан: обмен лучшими практиками омбудсменов", в ходе которого омбудсмены рассмотрели вопросы защиты избирательных прав граждан, деятельности рабочей группы по мониторингу соблюдения прав граждан в период подготовки и проведения единого дня голосования, взаимодействие уполномоченных с избирательными комиссиями и институтами гражданского общества*(571).
В 2021 году продолжилась практика совместных приемов граждан своих стран. Так, в мае 2021 года в рамках меморандума о двустороннем сотрудничестве Уполномоченным и Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека (омбудсменом) Республики Узбекистан Ферузой Эшматовой состоялся прием граждан Узбекистана, содержащихся в ЦВСИГ в Сахарово. В ходе приема были предоставлены совместные юридические консультации более 20 трудовым мигрантам по вопросам обеспечения их прав и свобод.
Проблемы и перспективы взаимодействия с омбудсменами зарубежных государств
На масштабы и характер взаимодействия с коллегами из зарубежных государств, безусловно, повлияли карантинные ограничения в передвижении в условиях пандемии. Большинство контактов осуществлялось в режиме видео-конференц-связи. Приходится приспосабливаться к виртуальной реальности, но здесь порой возникают сложности организационно-технического плана. Конечно, такие формы не заменят живого общения.
При этом отмечаем, что взаимовыгодное сотрудничество омбудсменов в вопросах защиты прав людей возможно только на началах равенства, на основе признания верховенства закона и отказа от политической составляющей в контактах. К сожалению, приходится констатировать, что некоторые коллеги из соседних стран, с которыми сотрудничество объективно востребовано, не всегда руководствуются этими принципами.
Так, остается проблемой упорное стремление к политизации двусторонних отношений украинской коллеги. В порыве представить белое черным украинская сторона поселилась в виртуальной реальности, где силы уходят на политические причитания вместо столь необходимой совместной работы по восстановлению прав украинских и российских граждан.
Тем временем на Украине вступило в силу требование издавать печатные СМИ на государственном языке. Соответствующая норма закона о языке начала действовать 16 января 2022 г.*(572). Подобная политика - продолжение маниакального стремления выжечь русский язык, русскую культуру, столкнуть украинское и русское. Только невдомек украинским государственным лингвистам, что русский язык они этим не уничтожат, а вот свое подрастающее поколение загонят в стойло противоестественной моноязычности, лишат профессиональных и жизненных перспектив, отбросят за фронтир глубокой культурной провинциальности. Оценки этому катастрофическому для будущего молодых жителей Украины событию мы от украинского омбудсмена не слышим.
Остаются сложности с партнерами из стран Прибалтики, которым даже при их искреннем стремлении оказать содействие по нашим обращениям в защиту прав российских граждан приходится иметь в виду откровенно русофобский контекст их национальной политической реальности.
Несмотря на эти сложности мы намерены и далее оставаться открытыми для развития двусторонних отношений с любыми зарубежными коллегами в целях защиты прав наших граждан, продвижения универсальных идей защиты прав человека и гуманизма в соответствии с принципами взаимного партнерства, традициями дружбы и взаимопонимания.
В ближайшем будущем планируем экстенсивное и интенсивное движение по развитию двустороннего взаимодействия с зарубежными омбудсменами: заключение меморандумов о взаимопонимании, работу по подготовке совместных аналитических материалов по актуальным вопросам национальной правозащиты, проведение совместных приемов граждан, участие в семинарах, круглых столах, правозащитных форумах, а также реализацию совместных просветительских проектов.
Интересам защиты прав человека должно служить расширение географии рабочих контактов с коллегами из зарубежных стран. И здесь приоритеты будут отдаваться двусторонним связям на евразийском пространстве, со своими партнерами из стран СНГ, стран - участников БРИКС, с коллегами по Евразийскому Альянсу Омбудсменов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.