Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5
Защита прав человека в административном процессе и местах принудительного содержания
5.1. Защита прав человека при производстве по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях занимает особое место в структуре юрисдикционной деятельности государства. Несмотря на ужесточение мер ответственности, административные правонарушения совершаются чаще других. Ежегодно многочисленными уполномоченными органами составляется более 160 млн протоколов об административных правонарушениях, и только 0,35% из них отменяются*(388). Количество дел об административных правонарушениях, рассмотренных в 2021 году судами общей юрисдикции, возросло на 18%, судами арбитражной юрисдикции - на 16%. Административные наказания в виде штрафа назначены 4720 тыс. лиц на общую сумму 56,8 млрд рублей*(389).
Безусловно, производство по делам об административных правонарушениях призвано защищать нарушенные права и интересы граждан, общества и государства. Но также очевидно, что восстановление прав всех пострадавших от административных правонарушений должно осуществляться цивилизованно, в рамках установленного порядка. К сожалению, не всегда и не всеми государственными органами эти требования выполняются. Поэтому участники производства по делам об административных правонарушениях вынуждены обращаться в компетентные органы за защитой своих прав.
К Уполномоченному, по сравнению с другими инстанциями (вышестоящими органами, прокуратурой, судами), граждане обращаются не так часто, но количество жалоб ежегодно растет, что наглядно видно на рис. 93.
Прирост в 2021 году по сравнению с предыдущим годом на четверть произошел в основном за счет жалоб на привлечение к ответственности за нарушение правил проведения публичных мероприятий*(390) и правил поведения в период действия режима повышенной готовности. Граждане также заявляли о необоснованности назначения административных наказаний за нарушение правил дорожного движения, таможенных правил, причинение побоев, совершения хулиганства, неповиновения законным требованиям сотрудника полиции и другие нарушения (рис. 94). Положительное разрешение получили 35 жалоб граждан, в том числе 3 коллективные, на нарушения в сфере производства по делам об административных правонарушениях*(391).
Тематика обращений охватывает различные виды правоотношений и стадии производства по делам об административных правонарушениях (см. рис. 94-95).
Применение мер обеспечения по делам об административных правонарушениях
Самая большая группа обращений касалась вопросов применения мер обеспечения по делам об административных правонарушениях, их количество за год увеличилось более чем в два раза. В жалобах заявители указывали на недопуск адвокатов к задержанным, необоснованное применение физической силы и специальных средств, задержание транспортных средств.
Обратился С. с жалобой на его незаконное задержание в здании администрации г. Белгорода за участие в несогласованном публичном мероприятии. По обращению Уполномоченного прокуратурой Белгородской области проведена проверка, которая показала, что допущены нарушения при оформлении протокола об административном доставлении С., начальнику УМВД России по г. Белгороду внесено представление (вх. N С-562 от 15.03.2021).
Возбуждение дел об административных правонарушениях
Следующую группу составляют жалобы, связанные с возбуждением дел об административных правонарушениях, их количество уменьшилось на 25%, что обусловлено одновременным ростом жалоб на наложение административных наказаний. Заявители не согласны с основаниями составления протоколов об административных правонарушениях, излагают свою версию обстоятельств дела.
Гражданин К. пожаловался на действия сотрудников Заволжского отдела полиции УМВД России по г. Твери, которые, по его мнению, не осуществили надлежащую процессуальную проверку по заявлению о нанесении ему телесных повреждений. После обращения в прокуратуру Тверской области проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение сотрудниками полиции порядка возбуждения дела об административном правонарушении, ввиду чего срок привлечения виновного к административной ответственности истек. Начальнику УМВД России по г. Твери внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено (вх. N К-3148 от 03.09.2021).
Новая проблема, которая появилась в период пандемии, - соблюдение тишины и покоя граждан в дневное время. В настоящее время в административном законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие требования к соблюдению тишины и покоя граждан в жилых помещениях в дневное время. Полагаем, что эти вопросы могут быть урегулированы на региональном уровне путем закрепления соответствующих норм в законодательстве об административных правонарушениях.
В 2021 году участились жалобы на привлечение к административной ответственности по статье 12.7 КоАП РФ граждан России, управляющих транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, полученного им в государстве своей прежней гражданской принадлежности. Такая ситуация вызвана тем, что в настоящее время законодательно не закреплен порядок и сроки обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения лицами, получившими гражданство Российской Федерации. Они продолжают управлять автотранспортом на основании ранее выданных иностранных водительских удостоверений. Полагаем целесообразным снять имеющиеся на этот счет неясности путем принятия соответствующего законодательного акта.
Большая группа жалоб касалась обоснованности привлечения к административной ответственности за нарушение ограничительных мер, направленных на противодействие коронавирусу. Граждане жаловались на привлечение к ответственности за отказ от ношения в общественном транспорте перчаток, отсутствие защитной маски при посещении магазинов и иных общественных мест, а также за нарушение режима самоизоляции.
Главным образом у людей вызывает возмущение избирательность выбора объекта административного воздействия (привлекают к ответственности одного человека без маски или перчаток, притом что рядом проходят другие, также без средств индивидуальной защиты), непредоставление возможности исправить ситуацию на месте (надеть маску, перчатки), непропорциональная реакция должностных лиц на нарушение карантинных мер гражданами (например, задержание, применение физической силы за отсутствие маски).
Поступила жалоба инвалида II группы С. на его задержание сотрудниками полиции в магазине "Магнит" в г. Елабуга Республики Татарстан для составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. По результатам обращения в МВД по Республике Татарстан (вх. N 5114 от 22.03.2021) получен ответ, что на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы постановление по делу об административном правонарушении в отношении С. прекращено (вх. N С-81 от 19.01.2021).
В правоприменительной практике имеют место случаи привлечения к административной ответственности несовершеннолетних за нарушение правил поведения в период действия режима повышенной готовности.
Обратился уполномоченный по правам человека в Курганской области Б.С. Шалютин о практике привлечения несовершеннолетних к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ. В результате нашего обращения прокуратурой Курганской области проведена проверка, по результатам которой установлены нарушения прав 16 несовершеннолетних, выразившиеся в необоснованном привлечении их к административной ответственности. Внесены представления в адрес УМВД России по г. Кургану, 7 сотрудников полиции привлечены к дисциплинарной ответственности. В Курганский городской суд направлено 16 протестов на постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Курганской области (вх. N 9237 от 18.05.2021).
Надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, должны являться не сами несовершеннолетние, допустившие нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности, а их родители (лица, их заменяющие), на которых нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации возложена обязанность обеспечить выполнение детьми названных правил*(392). В такой ситуации невыполнение несовершеннолетним правил поведения при введении режима повышенной готовности автоматически означает невыполнение родителем обязанности по недопущению такого нарушения его ребенком. Это оправдано, ибо несовершеннолетние, как правило, не имеют самостоятельного заработка.
Назначение административных наказаний
В своих жалобах граждане сообщали о необоснованном привлечении к административной ответственности, рассмотрении дел в их отсутствие, неверном исчислении штрафов, а также о проблемах обеспечения неотвратимости наказания виновных. Их количество увеличилось практически на треть.
Гражданин Р. пожаловался на привлечение его к административной ответственности на основании материалов, составленных судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области. По результатам рассмотрения обращения Уполномоченного УФССП России по Иркутской области сообщено, что указанные действия судебного пристава-исполнителя признаны незаконными, состоявшееся в отношении Р. постановление по делу об административном правонарушении отменено (вх. N Р-476 от 22.06.2021).
Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях
Предметом обращений, связанных с обжалованием постановлений по делам об административных правонарушениях, являлись вопросы обоснованности отказов в удовлетворении апелляционных и кассационных жалоб, восстановлении пропущенных сроков обжалования (каждое восьмое обращение).
Поступила жалоба Т. на решения вышестоящих судебных инстанций, отказавших в удовлетворении его жалобы на необоснованное административное наказание. Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции отказано в удовлетворении жалобы Т. на постановление по делу об административном правонарушении в сфере таможенного дела. Однако кассационный суд не учел ошибку при определении судом первой инстанции размера наказания. Было направлено ходатайство в Верховный Суд Российской Федерации, который постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции отменил. По результатам пересмотра дела об административном правонарушении назначенный Т. штраф снижен в 6 раз (вх. N Т-16 от 15.01.2021).
Еще одна тема, которая поднимается заявителями, связана со справедливостью и обоснованностью санкций за организацию и проведение публичного мероприятия без подачи уведомления о его проведении. Предусмотренное частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ наказание в виде административного ареста не исключает возможность его назначения гражданину за организацию либо проведение несогласованного публичного мероприятия даже в тех случаях, когда такое мероприятие не повлекло наступление каких-либо вредных последствий.
Поступило обращение в защиту прав С., привлеченного к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ за размещение в социальной сети "ВКонтакте" сообщения с призывом прийти на несогласованную публичную акцию 23 февраля 2021 г. в г. Пензе. Постановлением Ленинского районного суда г. Пензы С. назначено наказание в виде 2 суток административного ареста (вх. N С-413 от 25.02.2021).
В этой связи правоприменительная практика в указанной сфере нуждается в совершенствовании. Полагаем, что назначение административного ареста по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ возможно лишь в случае, если совершение данного правонарушения повлекло причинение какого-либо ущерба.
Обращение постановлений по делам об административных правонарушениях к исполнению
Количество жалоб по вопросам исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях увеличилось более чем в два раза. В них граждане просят помочь в отсрочке или рассрочке наказаний, замене иным видом наказания, освобождении от наказания в связи со сложной жизненной ситуацией, а также в возврате ошибочно или излишне уплаченного штрафа. Также поступают просьбы сообщить место отбытия наказания в виде административного ареста родственниками заявителей.
Жительница г. Москвы В. обратилась по вопросу возврата дважды уплаченного административного штрафа за одно правонарушение, постановление о назначении которого заявительнице направлен МАДИ двумя электронными письмами. По нашему обращению Управление Федерального казначейства по г. Москве признало факт переплаты по административному штрафу и оказало заявительнице содействие в возврате излишне уплаченных денежных средств (вх. N В-425 от 03.06.2021).
В настоящее время завершается подготовка нового федерального законодательства об административных правонарушениях. Соответствующие предложения, связанные с усилением гарантий прав участников производства по делам об административных правонарушениях, были внесены в Минюст России еще в 2020 году.
Считаем важным еще раз обратить внимание Правительства Российской Федерации на целесообразность включения в новый КоАП РФ положений, предусматривающих:
- ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации;
- ответственность за нарушение режима тишины и покоя граждан в ночное время;
- ответственность за нарушение права граждан на образование;
- ответственность за незаконное взимание платы за оказание медицинской помощи;
- ответственность за нарушение законодательства в части осуществления социальных выплат, помощи и услуг;
- ответственность за нарушение прав инвалидов на бесплатную медицинскую помощь, на доступ к информации, на обеспечение жилой площадью, на социально-бытовое обслуживание;
- расширение прав прокурора по участию в делах любой категории и вступления в процесс на любой стадии;
- случаи обязательного участия защитника в судебном заседании по делам об административных правонарушениях;
- предоставление задержанным права на телефонный звонок для уведомления о факте задержания и местонахождении;
- незамедлительное признание лица потерпевшим;
- осуществление видеофиксации действий сотрудников полиции при направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- закрепление особого порядка изъятия мобильных электронных устройств;
- расширение составов правонарушений, по которым возможна уплата административного штрафа с 50-процентной скидкой;
- установление запрета административного ареста мужчин, имеющих на иждивении 14-летних детей;
- установление возможности электронного обжалования постановлений.
Кроме того, требует законодательного совершенствования порядок допуска адвокатов к задержанным во время незаконных публичных мероприятий. Полагаем возможным рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о приведении части 4 статьи 25.5 КоАП РФ в соответствие с положениями Федерального закона "О полиции"*(393) и закрепить в новой редакции КоАП РФ право гражданина пользоваться услугами защитника с момента фактического задержания, а не с момента возбуждения дела об административном правонарушении, как это установлено в настоящее время в КоАП РФ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в соответствующем параграфе настоящего Доклада*(394).
5.2. Защита прав человека в местах временного содержания
Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию
под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких
основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены
законом.
Международный пакт о гражданских
и политических правах 1966 года (п. 1 ст. 9)
Актуальность темы гарантий прав лиц, находящихся в местах кратковременного принудительного содержания (далее также - места временного содержания) (рис. 96) предопределена тем фактом, что в них пребывает значительное число граждан (ежегодно более миллиона человек). На время пребывания эти лица могут подвергаться определенным ограничениям в реализации своих прав, но не во всех случаях администрация мест временного содержания такие ограничения осуществляют в рамках правового поля. По этой причине возникают правовые конфликты.
По вопросам защиты прав человека в местах временного содержания к Уполномоченному в 2021 году поступило 309 обращений, что на 29% больше показателя предыдущего года (в 2020 году - 240 обращений). Темы обращений касались самых разнообразных вопросов - от жалоб на условия содержания до просьб об оказании содействия в освобождении (см. рис. 97). Количество обращений из разных мест временного содержания показано на рис. 98.
Соблюдение прав человека в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел
Чуть более 40% обращений поступило в защиту прав лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Их количество увеличилось более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. Предметом жалоб были: действия персонала ИВС, в том числе с применением физической силы и специальных средств; бытовые условия содержания в ИВС, включая качество питания, температурный режим, проветривание и влажность в камерах, освещенность, гигиена и спальные места; несогласие с основаниями помещения в ИВС; медицинское обеспечение; получение консультаций и документов; нарушение сроков содержания.
Поступили обращения С. по вопросу проведения проверки по факту превышения предельного срока содержания в ИВС со стороны сотрудников ОМВД России по г.о. Жуковский Московской области. Для проведения проверки направлено обращение в прокуратуру Московской области. В связи с нарушениями условий и режима содержания С. в ИВС прокуратурой г. Лыткарино начальнику ОМВД России по г.о. Жуковский внесено представление об устранении нарушения законодательства, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (вх. N С-328 от 30.03.2021).
Много обращений поступает по условиям содержания, надлежащей материально-технической базы ИВС. Граждане заявляют о несоблюдении санитарных, гигиенических и технических норм и норм безопасности, о несоответствующем температурном режиме, об отказах в осуществлении прогулок, о ненадлежащем качестве постельных принадлежностей, об отсутствии емкости с водой для питья, о низкой освещенности, о совместном нахождении с лицами, больными инфекционными заболеваниями, об отсутствии в ИВС медицинских работников, об ограничениях в доступе к душу и других подобных отступлениях от установленных правил.
Гражданин И. пожаловался на условия содержания в ИВС ОМВД России по Абанскому району Красноярского края. В изоляторе отсутствовал душ. В результате нашего обращения в ГУ МВД России по Красноярскому краю проведена проверка, которая показала, что информация, указанная в обращении И., нашла свое подтверждение. В рамках капитального ремонта помещений ИВС запланировано обустройство душевой комнаты (вх. N И-446 от 20.08.2021).
Отдельные лица, содержащиеся в ИВС, жаловались на необоснованное применение персоналом физической силы, однако проведенные по ним проверки не подтвердили данные факты.
Обратился гражданин М. в связи с его избиением начальником ИВС УМВД России по г. Набережные Челны. По обращению Уполномоченного Прокуратурой г. Набережные Челны проведена проверка, по результатам которой изложенные в обращении М. сведения не подтвердились (вх. N М-1813 от 13.10.2021).
Факты применения физической силы и специальных средств выявляются, как правило, при телесном осмотре лиц, поступающих из ИВС. В каждом таком случае администрация должна протоколировать наличие телесных повреждений и направлять материалы в органы прокуратуры, что, однако, на практике не всегда делается. В этой связи важно в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел*(395) закрепить обязанности персонала ИВС по обеспечению надлежащего опроса и физического осмотра квалифицированным медицинским персоналом всех лиц в день поступления в ИВС и каждый раз, когда задержанный возвращается в камеру ИВС; по проведению всех медицинских осмотров вне зоны слышимости и видимости сотрудников полиции; по составлению полного отчета по результатам медицинского освидетельствования задержанных в ИВС лиц, с указанием степени соответствия между любыми сделанными утверждениями и полученными объективными медицинскими данными; по направлению отчетов в адрес органов следствия при регистрации травмы, свидетельствующей о жестоком обращении.
В этом аспекте положительной оценки заслуживают внесенные в 2021 году изменения в Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел*(396), обязывающие сотрудников ИВС сообщать в возможно короткий срок близким родственникам или близким лицам подозреваемых, обвиняемых об оказании последним первой помощи или направления их в медицинскую организацию с внесением соответствующей отметки в журнал медицинских осмотров.
Соблюдение прав человека в специальных приемниках для содержания лиц, подвергнутых административному аресту
Количество обращений в защиту прав лиц, находящихся в специальных приемниках для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, увеличилось в 8 раз (2021 год - 47, 2020 год - 6), что объясняется увеличившимися в начале прошлого года случаями привлечения к административной ответственности участников несанкционированных публичных мероприятий*(397). Большая часть обращений содержала жалобы на принятое решение, послужившее основанием для помещения в спецприемник, бытовые условия содержания, медицинское обеспечение.
Поступило обращение Ш. с просьбой оказать содействие в установлении местонахождения ее дочери, Б., подвергнутой административному аресту. В ходе телефонных переговоров с руководством ГУ МВД России по г. Москве установлено место отбывания наказания Б., о чем было сообщено заявителю (N КЛ-396 от 04.02.2021).
Соблюдение прав человека в центрах временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства
Наоборот, количество обращений из центров временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - ЦВСИГ) по сравнению с прошлым годом уменьшилось почти в два раза (2021 год - 47, 2020 год - 88).
Снижение связывается с уменьшением числа лиц, содержащихся в этих учреждениях (рис. 99), и урегулированием миграционного статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории Российской Федерации и не имеющих документов, удостоверяющих личность (предусмотрен соответствующий порядок документирования)*(398).
Жалобы в основном касались обоснованности оснований для помещения в ЦВСИГ, административного выдворения и депортации. Кроме этого, заявители обращались с жалобами на длительное содержание в ЦВСИГ, на условия содержания, с просьбами об ускорении исполнения решения об административном выдворении или депортации.
Уполномоченный по правам человека в Забайкальском крае Н.Н. Хлызов обратился с просьбой об оказании содействия гражданину Китайской Народной Республики Ц., находящемуся в ЦВСИГ УМВД России по Забайкальскому краю, в возвращении на родину. Для оказания содействия в решении данного вопроса направлено ходатайство в МВД России. 23.04.2021 гражданин Ц. убыл с территории России в пункте пропуска "Шереметьево" (вх. N КЛ-383 от 03.02.2021).
Не решенным до конца остается вопрос сроков содержания иностранных граждан в ЦВСИГ, включая сроки исполнения решений, послуживших основанием для помещения в спецучреждение, на что обращалось внимание в ежегодном Докладе за 2020 год. В период пандемии и ограничительных мер данный вопрос обострился, поскольку граждане долгое время находятся в местах принудительного содержания, создавая тем самым дополнительную эпидемиологическую нагрузку.
Гражданин Украины О. обратился с просьбой об оказании содействия в ускорении депортации из Российской Федерации гражданина Украины П., длительное время находящегося в ЦВСИГ ГУ МВД России по Новосибирской области. Для оказания заявителю содействия в решении обозначенного вопроса в ГУ МВД России по Новосибирской области направлено соответствующее обращение. Вопрос решен положительно. П. выехал за пределы России (вх. N 11407 от 17.06.2021).
ЕСПЧ в постановлениях, объединенных в группу дел "Ким" (Kim), установил нарушение российскими властями подпунктов 1 и 4 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с незаконным лишением заявителей свободы в ходе проведения процедур административного выдворения, выразившееся в отсутствии в судебном постановлении конкретных сроков содержания заявителей в центре временного содержания иностранных граждан и чрезмерно длительном содержании заявителей в соответствующем учреждении. При этом ЕСПЧ обратил внимание на отсутствие в законодательстве Российской Федерации норм, предусматривающих сроки ограничения свободы в целях административного выдворения и депортации, а также норм, регламентирующих порядок обжалования правомерности применения данной меры.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23 мая 2017 г. N 14-П*(399) признал не соответствующими Конституции Российской Федерации нормы статей 31.7 и 31.9 КоАП РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешать в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
В целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 г. N 14-П, а также постановлений, объединенных в группу дел "Ким", в 2017 году Государственной Думой принят в первом чтении разработанный Правительством Российской Федерации законопроект, регламентирующий вопросы установления, продления и приостановления сроков содержания лиц в специальных учреждениях в целях административного выдворения и депортации, а также порядок обжалования соответствующих решений*(400). Для исключения нарушения прав иностранных граждан представляется необходимым включить указанные положения в проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наряду с указанной проблемой в этом году встал вопрос обеспечения условий содержания в ЦВСИГах лиц, подвергнутых административному аресту за несогласованные публичные мероприятия, которые прошли в январе, феврале и апреле 2021 года в городе Москве*(401).
Соблюдение прав лиц, содержащихся в помещениях для административно задержанных
Каждое двенадцатое обращение касалось соблюдения прав лиц, содержащихся в помещениях для административно задержанных (2021 год - 24, 2020 год - 32). Люди обращались с жалобами на нарушение сроков содержания, неудовлетворительные бытовые условия, неоказание медицинской помощи и по иным вопросам.
В. пожаловался на условия содержания в специальном помещении для задержанных лиц отдела МВД России по городскому округу Солнечногорск Московской области (на отсутствие спального места, свежего воздуха, несоблюдение норм размещения задержанных на единицу площади помещения). В связи с нашим обращением по данному вопросу в ГУ МВД России по Московской области проведена служебная проверка, указанные факты подтвердились, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности (вх. N В-316 от 26.04.2021).
Несколько обращений было на условия содержания в помещениях судов. Граждане заявляли, что размещение в клеточных камерах, особенно длительное нахождение в них, является унижением человеческого достоинства, высказывались против запретов на общение подсудимых в зале суда с адвокатами и родственниками, были недовольны удалением из зала суда.
В связи с поступающими в данном секторе обращениями сохраняет актуальность вопрос о запрете использования в залах судебных заседаний в ходе производства по уголовному делу металлических защитных кабин для помещения в них подозреваемых, обвиняемых, подсудимых*(402).
Количество жалоб в адрес Уполномоченного по вопросам пребывания в психоневрологических интернатах в 2021 году незначительно сократилось и составило 55 (2020 год - 67)*(403). Граждане жаловались на введение ограничительных мероприятий в связи с COVID-19, выражали несогласие с назначенным лечением, с запретом курения, просили оказать содействие в улучшении условий проживания, в переводе в другие психоневрологические интернаты.
Гражданин М., проживающий в Бирском психоневрологическом интернате, пожаловался на нарушение его права, а также прав других граждан, находящихся в данном учреждении, на действия администрации ПНИ по расходованию денежных средств проживающих в психоневрологическом интернате. После нашего обращения в министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан проведена внеплановая проверка в Бирском ПНИ. Проверкой установлены отдельные нарушения по расходованию личных доходов недееспособных граждан, проживающих в данном учреждении. К руководителю Бирский ПНИ применено дисциплинарное взыскание (вх. N М-385 от 02.03.2021).
В ноябре 2021 года сотрудники Аппарата Уполномоченного посетили государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 5 Департамента здравоохранения города Москвы" в целях выяснения условий проживающих там лиц. Установлено, что на принудительном лечении в нем находятся 4 несовершеннолетних пациента, ни один из которых не получает общего образования. Более 130 совершеннолетних пациентов изъявили желание получить среднее профессиональное образование, в том числе по профессиям швеи, штукатура-маляра, ландшафтного дизайнера, уборщика. В настоящее время возможности получения ими такого образования по избранным профессиям в данном учреждении не имеется. В этой связи Уполномоченный обратился в Правительство Москвы рассмотреть означенную ситуацию (исх. N ТМ 64930-32 от 29.12.2022)*(404). Вместе с тем представляется, что это системная проблема для пациентов психиатрических больниц, и она должна решаться на общегосударственном уровне.
Совершенствование правового регулирования деятельности мест временного принудительного содержания
Анализ рассмотрения поступающих к Уполномоченному обращений, обобщение правоприменительной практики позволяют выделить ряд тем, связанных с совершенствованием правового регулирования деятельности отдельных мест временного принудительного содержания в целях усиления гарантий прав находящихся там лиц.
Так, нормативно не закреплены права лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел, на получение питьевой воды, и соответственно у дежурных отсутствуют обязанности по обеспечению такой водой доставленных туда лиц. В то же время такое право установлено для лиц, находящихся в ИВС (согласно приказу МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950) и спецприемниках (согласно приказу МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83*(405)). МВД России рекомендуется принять соответствующий нормативный акт.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона "О порядке отбывания административного ареста"*(406) установлено правило о раздельном размещении в камерах мужчин и женщин, здоровых и лиц, нуждающихся в медицинском наблюдении, по возможности курящих и некурящих. Наши посещения спецприемников показывают, что эти требования, как правило, выдерживаются.
В декабре 2021 г. посетила Спецприемник N 1 ГУ МВД России по г. Москве. В целом условия содержания граждан в названном учреждении соответствуют требованиям действующего законодательства. Административно арестованными отмечается уважительное отношение к ним со стороны сотрудников спецприемника, осуществляется ежедневный осмотр медицинским персоналом, обеспечивается качественное трехразовое питание. В учреждении имеется библиотека, которой пользуются арестованные, их ежедневно выводят на прогулку. Вместе с тем выявлено совместное содержание в камерах курящих и некурящих граждан. Спальные места имеют жесткую металлическую конструкцию с крупными ячейками, причиняющую неудобства во время сна. Арестованным выдаются столовая посуда и столовые приборы не из нержавеющей стали, а из алюминия (материал столовой посуды не регламентирован).
При этом законом, а также Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста*(407) не предусмотрено раздельное содержание арестованных от лиц, имеющих судимость за совершенные преступления, как это, в частности, предусмотрено при размещении подозреваемых и обвиняемых (статья 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений")*(408). Отсутствие такого правила может не только препятствовать профилактическому воздействию административного наказания, но и способствовать криминализации арестованных. Полагаем, что законодательный пробел нуждается в восполнении.
Посещение спецприемников выявило еще один вопрос - проблему трудовой занятости содержащихся там лиц. Нередко административно-арестованные изъявляют желание трудиться. Однако такой возможности у них нет. Правила внутреннего распорядка допускают лишь уборку помещений для отбывания административного ареста. Названная ситуация лишает арестованных возможности выполнять добровольный общественно полезный труд, убираться даже на территории для прогулок, что во многом снижает превентивный эффект назначенного им наказания. Думается, что ситуация требует законодательного урегулирования.
Имеется коллизия между положениями федерального закона и подзаконными нормативными правовыми актами в части оснований, препятствующих отбыванию наказания в виде административного ареста.
Так, КоАП РФ в части 2 статьи 3.9 закрепляет, что административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к инвалидам I и II групп. Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. N 1358*(409) утвержден перечень заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста, в котором указана только инвалидность I группы. В этой связи названный подзаконный акт нуждается в приведении в соответствие с административным законодательством.
В целях повышения гарантий прав граждан предлагаем на уровне закона урегулировать вопросы компенсации за нарушения условий содержания в изоляторах временного содержания. Такая компенсация возможна для лиц, содержащихся в СИЗО и исправительных учреждениях. В соответствии со статьей 227 1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решениями, действиями (бездействиями) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, установленных законодательством. Такой особый порядок компенсации может быть предусмотрен и для лиц, содержащихся в ИВС.
5.3. Защита прав человека в учреждениях УИС
Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение
и уважение достоинства, присущего человеческой личности.
Международный пакт о гражданских
и политических правах 1966 года (п. 1 ст. 10)
Российское государство проводит последовательный курс на гуманизацию уголовной политики и избирательного применения репрессивных мер по отношению к лицам, впервые совершившим преступления, загладившим причиненный вред, доказавшим своим поведением стремление к социально-полезной жизни. Следствием такой политики является снижение из года в год количества лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
Однако, несмотря на снижение числа лиц, находящихся в учреждениях УИС (рис. 100), сокращения количества жалоб на нарушение их прав не наблюдается. Более того, их количество растет (см. рис. 101), что свидетельствует как о системных проблемах, имеющихся в УИС, так и о возрастающей требовательности заключенных и осужденных к условиям своего содержания и отбывания наказания в самом широком смысле слова.
Рост обращений в 2021 году по сравнению с предыдущим годом (на 20,7%) произошел в основном за счет увеличения количества обращений по вопросам условий содержания в СИЗО и исправительных учреждениях, перевода в иное учреждение, медицинского обеспечения, несогласия с действиями персонала. Их тематика показана на рис. 102. По результатам рассмотрения данных обращений оказана адресная поддержка в защите прав по 397 жалобам*(410).
Медицинское обеспечение
Самая многочисленная группа обращений связана с вопросами медицинского обеспечения. Их количество по сравнению с предыдущим годом увеличилось на четверть (24,4%). Обращения затрагивают разные темы (рис. 103), но самые злободневные вопросы касаются доступности медицинского обеспечения: сложности в приеме врачом, в обследовании и направлении на стационарное лечение.
В обращении гражданки П. содержалась жалоба на неоказание медицинской помощи в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России Пензенской области и просьба о содействии в организации лечения. Нами направлено обращение во ФСИН России с просьбой разобраться в ситуации. П. взята на диспансерный учет МСЧ-58 "Больница", ей проведены необходимые медицинские исследования и обеспечено лечение (вх. N П-1066 от 19.06.2021).
Полагаем, что часть вопросов, имеющихся в медицинском обеспечении заключенных и осужденных, снимут новые Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, исправительных учреждений, воспитательных колоний и исправительных центров. Над этим документом работает межведомственная группа, в состав которой входят и представители Уполномоченного.
В числе наших предложений: осуществление приема в медицинской организации УИС по записи не позднее 1 суток с момента обращения, а при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме без предварительной записи незамедлительно; разрешение подозреваемым, обвиняемым и осужденным хранить лекарственные препараты в соответствии с листом назначений медицинских работников любых медицинских организаций; предоставление права подозреваемым, обвиняемым и осужденным знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние их здоровья.
Действия сотрудников УИС
В 2021 году почти на пятую часть (на 19%) увеличилось количество обращений на действия сотрудников УИС. Спектр обжалуемых действий достаточно широк (см. рис. 104). Самая, пожалуй, острая проблема здесь - это пытки, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение или наказание. Часто осужденные просят также проверить справедливость наказаний за нарушение установленного порядка, поскольку, на взгляд заявителей, при их назначении не учтены характер нарушений и обстоятельства дела.
Уполномоченный держит в поле своего внимания ход расследования вопиющих случаев беззакония в отношении осужденных, содержащихся в учреждениях ГУФСИН России по Иркутской области и УФСИН России по Саратовской области.
Уполномоченный осуществляет мониторинг хода расследования уголовного дела по факту совершения пыток в отношении осужденных с целью понуждения к даче ложных показаний в связи с расследованием дела о массовых беспорядках в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области.
Поводом для возбуждения уголовного дела по факту совершения пыток в отношении осужденных ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области послужило обращение к Уполномоченному на личном приеме одного из бывших осужденных. Материалы обращения и ходатайство Уполномоченного о возбуждении уголовного дела были направлены в Следственный комитет Российской Федерации. Расследование уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, проводится Следственным управлением Следственного комитета России по Иркутской области.
Уполномоченным на протяжении последних лет регулярно поднималась тема пыток в связи с резонансными событиями в уголовно-исполнительной системе, выдвигались предложения по изжитию этой уродливой реальности*(411).
Как известно, тема пыток в учреждениях ФСИН России была поднята на встрече Президента Российской Федерации с членами Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшей 9 декабря 2021 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул необходимость принятия системных мер, которые бы искоренили такое недопустимое явление как пытки*(412). Эта тема поднималась также на пресс-конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина 23 декабря 2021 г.*(413)
Президент Российской Федерации рекомендовал Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть проект федерального закона, уточняющего понятие "пытка" в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 39/46 от 10 декабря 1984 г.) и устанавливающего усиление ответственности за совершение представителями власти уголовно наказуемого деяния с применением пытки в срок до 1 июля 2022 г.*(414)
В настоящее время на рассмотрении Государственный Думы находится проект федерального закона N 42307-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"*(415), подготовленный сенаторами и депутатами, в котором нашли отражение многие положения законопроекта, ранее разработанного рабочей группой Экспертного совета при Уполномоченном. В частности, восприняты подходы к понятию "пытки" и ужесточению санкций за их применение. Вместе с тем во избежание исключения уголовной ответственности за указанные деяния лиц, не являющихся сотрудниками правоохранительных органов (например, других осужденных), предлагаем не исключать из ч. 2 ст. 117 УК РФ п. "д", как это предложено в законопроекте.
Уполномоченный выступает также за усиление роли в предотвращении пыток и других злоупотреблений в местах лишения свободы общественных наблюдательных комиссий (ОНК).
Минюстом России подготовлен законопроект, предусматривающий создание механизма финансирования поездок общественных контролеров в места принудительного содержания, совершенствование порядка подбора и наделения полномочиями кандидатов в члены ОНК, обеспечение дополнительных гарантий независимости членов ОНК. Полагаем, что его скорейшее принятие также будет способствовать повышению уровня защищенности прав человека в местах принудительного содержания.
По мнению Уполномоченного, система общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания нуждается в дополнении. Происшедшие негативные события в учреждениях УИС подчеркивают актуальность предложения о создании в России национального превентивного механизма, предполагающего введение в практику системы посещений мест принудительного содержания без уведомления администрации. Это предложение нами неоднократно озвучивалось*(416).
Создание данного института возможно без ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток 1984 года*(417) по модели "Омбудсмен+", предусматривающей закрепление функции такого механизма за Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Это предполагает, что не только сам омбудсмен будет задействован в процессе мониторинга соблюдения прав человека в местах лишения свободы, но и Аппарат Уполномоченного, а также представители гражданского общества, которые, получив от Уполномоченного мандат, смогут проверять состояние законности в отношении заключенных и лиц, содержащихся под стражей. На наш взгляд, эта мера позволит обеспечить большую объективность проверок мест принудительного содержания граждан.
В целях выявления и пресечения незаконных методов воздействия сотрудников УИС к лицам, содержащимся под стражей, и осужденным к лишению свободы, в том числе с применением физической силы и специальных средств, полагаем целесообразным внести в ведомственные правовые акты следующие положения:
- о круглосуточном видеонаблюдении и совершенствовании порядка использования переносных видеорегистраторов либо иных аудиовизуальных средств фиксации обстановки и действий сотрудниками УИС;
- о размещении серверов с записями систем видеонаблюдения, находящихся в учреждениях УИС, в территориальных органах ФСИН России и/или органах прокуратуры;
- о постоянном мониторинге за обеспечением режима и надзора в учреждениях УИС и увеличении сроков хранения баз данных записей с видеорегистраторов.
Данные предложения направлены Министру юстиции Российской Федерации в целях их учета при выработке комплекса мер, направленных на защиту прав лиц, находящихся в учреждениях УИС от противоправных действий (исх. от N ТМ 65471-46 от 12.01.2021). Одновременно Уполномоченным предложено:
- ввести в практику организацию совместных приемов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, начальниками учреждений и органов УИС с уполномоченными по правам человека, а также сотрудниками их аппаратов;
- рассмотреть возможность предоставить право руководящим сотрудникам Аппарата Уполномоченного при предоставлении доверенности беспрепятственно посещать учреждения УИС и осуществлять личный прием осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
- закрепить право Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации при посещении мест содержания под стражей беседовать с находящимися в них лицами наедине в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места содержания под стражей видеть беседующих, но не слышать их;
- нормативно закрепить право Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации беседовать с лицами, находящимися в местах принудительного содержания, посредством видео-конференц-связи при создании соответствующей технической возможности.
Из года в год Уполномоченный получает от осужденных просьбы о содействии в получении необходимых документов (судебных решений, документов по жилищному обеспечению (например, детей-сирот), медицинских документов из медсанчасти для прохождения медицинского освидетельствования, "талона" о приеме корреспонденции, справок о заработной плате, характеристик и других). ФСИН России по нашей инициативе направил в территориальные органы соответствующее письмо о предоставлении всего пакета документов при освобождении. Полагаем, что вопрос о закреплении порядка и обязательности предоставления документов осужденным должен найти отражение в разрабатываемых правилах внутреннего распорядка учреждений УИС.
Перевод в иные учреждения
В 2021 году на 86,5% увеличилось количество обращений по вопросам перевода осужденных, что может быть связано с внесенными изменениями в законодательство, упрощающими порядок перевода осужденных из одного учреждения в другое. Чаще всего осужденные просили оказать содействие в переводе для отбывания наказания ближе к месту жительства родственников. Во многих случаях такую помощь удавалось оказать. Из 789 наших обращений во ФСИН России с просьбой оказать содействие в переводе ближе к месту жительства родственников положительное решение принято по каждому третьему (33% или 261 обращение).
Гражданка М. просила о содействии в переводе ее сына М., отбывающего наказание в учреждении УФСИН России по Республике Татарстан, для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию УФСИН России по Псковской области. После изучения доводов, обращений в ФСИН России выяснилось, что отказ в переводе основан на отсутствии в материалах личного дела осужденного информации о близких родственниках, проживающих в Псковской области. С помощью администрации учреждения необходимые документы были оформлены, и осужденный был переведен для отбывания наказания ближе к месту жительства родственников (вх. N М-446* от 15.03.2021).
Больным вопросом являются сроки переводов осужденных ближе к месту своего прежнего жительства или жительства родственников. В силу большого количества ходатайств ФСИН России порою не успевает в установленные сроки принять решение о переводе, что вызывает жалобы в наш адрес. Ситуация усугубляется тем, что зачастую осужденные ходатайствуют о переводе в регион, где не проживают их близкие родственники или об этом нет сведений в их личных делах, что влечет отказ в переводе по формальным основаниям.
Условия содержания
По-прежнему заключенных и осужденных остро волнуют условия содержания в учреждениях УИС. Количество жалоб по данной тематике увеличилось на 20,3%. Осужденные жалуются на качество пищи, работу магазинов в учреждениях УИС, несоблюдении санитарных, гигиенических и технических норм и норм безопасности, на несоответствующий температурный режим, отказы в осуществлении прогулок, ненадлежащее качество постельных принадлежностей, переполненность камер и т.д.
Осужденный К., отбывающий наказание в виде принудительных работ в исправительном центре при ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, пожаловался на ненадлежащие бытовые условия: не обеспечивается своевременная помывка, размеры жилой площади не соответствуют нормативам. Была инициирована проверка изложенных фактов прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа. Факты подтвердились, начальнику ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу и начальнику УФИЦ внесены представления об устранении нарушений и 2 виновных сотрудника привлечены к дисциплинарной ответственности (вх. N 7/9-564-2021 от 11.01.2021).
В течение ряда лет не удается полностью решить проблему перелимита в СИЗО г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что приводит к нарушению установленных российским законодательством нормативов площади камер на 1 человека 4 кв. метра. Данная проблема подтверждается в ходе посещения Уполномоченным следственных изоляторов. Проблему пытаются решить оборудованием камер дополнительными койко-местами. Однако необходимо системное решение. К сожалению, наметилась тенденция расширения практики применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, затягиваются сроки предварительного следствия, в силу большого объема материалов уголовных дел удлиняются сроки ознакомления с ними, является усложненной процедура получения вступивших в силу решений судов*(418).
Мною направлено обращение к Министру юстиции Российской Федерации (исх. N ТМ 65169-46 от 30.12.2021) с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в УПК РФ и Правила внутреннего распорядка СИЗО в части использования электронных книг, на которые возможно загружать материалы уголовных дел для ознакомления с ними обвиняемых, а также направления копий приговоров в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, путем использования системы межведомственного электронного взаимодействия.
В связи с обострением ситуации по ограничению в условиях пандемии COVID-19 прав заключенных, непосредственно влияющих на условия их содержания, Минюст России разработал законопроект, который определяет особенности реализации прав осужденных в условиях пандемии. При его обсуждении нами высказан ряд предложений следующего характера: о переносе приостановленных свиданий осужденных с родственниками на период после отмены режимов ограничений либо о предоставлении свиданий в режиме видео-конференц-связи; о предоставлении свиданий с адвокатами с соблюдением профилактических мер безопасности или в режиме видео-конференц-связи; о переносе возможности получения передач на период после отмены режима ограничений.
Полагаем, что эти меры могли бы способствовать достижению баланса интересов между соблюдением ограничений и недопущением снижения уровня гарантий прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Требует своего решения вопрос модернизации и увеличения количества транспортных средств, привлекаемых к перевозке заключенных. Необходимо помнить о заключенных, требующих особого внимания и отношения - маломобильных гражданах, больных заключенных и беременных женщинах.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, в которой нашли отражение и наши предложения, предусматривает в том числе принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания для различных категорий лиц, находящихся в местах принудительного содержания, при организации специальных перевозок. Особое внимание уделено тому, что должны неукоснительно соблюдаться стандарты полезной площади на одного человека и нормы питания*(419).
Считаем крайне важным шагом для повышения гарантий прав осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, детей-сирот, инвалидов I и II групп принятие федерального закона, которым закреплено право на бесплатное питание, одежду, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены для осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй групп, а также осужденных, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование, среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих или проходящих профессиональное обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, получающих высшее образование в образовательных организациях высшего образования по заочной форме обучения, осужденных, относящихся к категории лиц, потерявших в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих обоих родителей или единственного родителя*(420). Намерена вместе со своими коллегами из регионов осуществить мониторинг действия указанного закона.
Привлечение к труду, условия труда
Долгое время актуальным остается вопрос привлечения осужденных к труду и его достойная оплата. Количество жалоб по данной тематике в 2021 году увеличилось на 39,5%. К числу наиболее часто встречающихся вопросов в сфере трудоустройства осужденных относятся неучитываемая и неоплачиваемая работа, ненадлежащие условия труда, а также низкий размер заработной платы.
В поступившей коллективной жалобе осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, указывалось на грубые нарушения, связанные с оплатой и привлечением их к труду. Изучив существо жалобы, Уполномоченным направлено обращение во ФСИН России и в прокуратуру Тамбовской области для принятия мер реагирования. Инициированная нами проверка выявила реальные нарушения порядка оплаты и привлечения осужденных к труду. По результатам проведенной служебной проверки по фактам нарушений законодательства к дисциплинарной ответственности привлечены заместитель начальника колонии - начальник центра трудовой адаптации осужденных ИК-1, а также начальник планово-экономического отдела учреждения (вх. N КЛ-3211* от 08.09.2021).
Для улучшения ситуации в сфере трудоустройства осужденных полагаем необходимым усилить государственную поддержку производственной деятельности исправительных учреждений на уровне субъектов Российской Федерации, а также расширить сферу взаимодействия уголовно-исполнительной системы с бизнес-сообществом.
Ресоциализация
Много обращений к Уполномоченному поступает по вопросам пенитенциарной ресоциализации. Этой теме посвящен отдельный параграф настоящего Доклада*(421).
Освобождение от отбывания наказания
В 2021 году отмечено уменьшение на 24,4% количества обращений, связанных с освобождением от отбывания наказания. Наибольшее количество жалоб касалось условно-досрочного освобождения, освобождения от наказания в связи с болезнью, помилования, амнистии, а также предоставления отсрочки от отбывания наказания.
Поступило обращение о поддержке освобождения осужденной А. от отбывания наказания в связи с болезнью. После нашего обращения к директору ФСИН России в июле 2021 г. осужденной проведено повторное комиссионное медицинское освидетельствование, установившее наличие у нее заболевания, препятствующего дальнейшему отбыванию наказания. На основании заключения администрация ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области направила соответствующее ходатайство в суд. Решением суда в сентябре 2021 г. осужденная освобождена от отбывания наказания в связи с болезнью (вх. N 96 от 06.03.2021).
Наиболее часто поднимаемой темой является освобождение от наказания по болезни. К сожалению, во многом она связана с несовершенством действующего законодательства по данному вопросу.
В 2021 году судами удовлетворено только 46% ходатайств об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного. В выступлении на совещании судей 9 февраля 2022 г. Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев подчеркнул, что в освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного не может быть отказано на том основании, что осужденный отрицательно характеризуется администрацией исправительного учреждения, или не имеет поощрений за время отбывания, наказания либо у него отсутствуют постоянное место жительства или социальные связи*(422). В сегодняшней практике суды отказывают в освобождении тяжело больным осужденным за нарушения режимных требований в период отбывания наказания, негативное отношение к лечению, невыполнение медицинских рекомендаций, отсутствие постоянного места жительства и отсутствие родственников или близких лиц, которые согласны осуществлять за ним уход*(423).
В этой связи необходимо законодательно урегулировать вопросы, связанные с освобождением от отбывания наказания тяжелобольных осужденных. Обращения Уполномоченного в 2021 году к Министру юстиции Российской Федерации помогли возобновить работу по подготовке законопроекта о внесении изменения в часть 2 статьи 81 УК РФ, который предусматривает упрощение процедуры освобождения от наказания по болезни. По инициативе и с участием Уполномоченного предложения по решению данной проблемы обсуждались на межведомственных совещаниях с представителями Минюста России, Минздрава России, правозащитников и ученых. Подготовлен проект федерального закона, в котором учтен ряд предложений Уполномоченного, в том числе содержащихся в ежегодных докладах.
Злободневным является вопрос о пределах усмотрения при вынесении решения об освобождении от отбывания наказания по болезни. Проблема обсуждалась на заседании Экспертного совета при Уполномоченном. Эксперты полагают, что суд в определенных случаях может отказать тяжелобольному человеку в освобождении (отсутствие жилья при невозможности его найма или приобретения, отсутствие финансовых средств для лечения и в других случаях), но это должно быть не обязанностью суда, а его правом. Со своей стороны, согласны с этой позицией и предлагаем такую конструкцию закрепить в законе.
Нередко к нам обращаются родители, жены с просьбами поддержать или выйти с ходатайством о помиловании осужденного. Снижению количества обращений по этому поводу к нам способствовало принятие в декабре 2020 года Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации*(424), которое подробно регламентирует процедуру подачи и рассмотрения ходатайств о помиловании и определяет участие в ней различных должностных лиц.
Изменение вида исправительного учреждения
Следующая группа обращений касалась вопросов изменения вида исправительного учреждения. Количество жалоб по данной тематике осталось на том же уровне. Наибольшее количество обращений поступило по вопросам замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания на основании статьи 80 УК РФ, а также по вопросу замены места отбывания лишения свободы с исправительной колонии на колонию-поселение.
Поступило обращение Ч. с просьбой изучить обоснованность постановлений суда об отказе в удовлетворении ходатайства ее мужу, отбывающему наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. По результатам изучения представленных материалов направлено ходатайство в Пятый кассационный суд общей юрисдикции о проверке вступившего в законную силу постановления Георгиевского городского суда Ставропольского края и апелляционного постановления Ставропольского краевого суда. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам указанные постановления отменены, дело направлено на новое судебное рассмотрение в Георгиевский городской суд Ставропольского края в ином составе. Постановлением этого суда ходатайство осужденного Ч. о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания - принудительными работами удовлетворено (вх. N Ч-314* от 13.07.2020).
Основной проблемой замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания является противоречивая судебная практика условно-досрочного освобождения после подобной замены. Обусловлено это тем, что право на замену более мягким видом наказания у осужденного возникает немного ранее, чем право на условно-досрочное освобождение. Суды в этих случаях применяют различные подходы исчисления фактически отбытого такими осужденными срока наказания, предоставляющего возможность применения условно-досрочного освобождения.
По нашему мнению, при рассмотрении вопроса о возможности применения УДО в отношении осужденного, к которому ранее применены положения статьи 80 УК РФ, должна учитываться вся фактически отбытая им часть наказания, так как действующее законодательство предусматривает механизм, в соответствии с которым у осужденного, в первую очередь, возникает право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами, а в дальнейшем - право на условно-досрочное освобождение. То есть рассматриваемые институты являются по своему характеру взаимодополняющими и направлены на поэтапную ресоциализацию осужденных.
Данное положение важно закрепить на уровне закона. В этой связи поддерживается разработанный Минюстом России проект федерального закона, которым предлагается исчислять срок наказания, после фактического отбытия которого может быть применено условно-досрочное освобождение к осужденному, и которому неотбытая часть наказания ранее заменена более мягким видом наказания, с момента начала срока отбывания наказания, назначенного по приговору суда*(425).
Предоставление и разъяснение нормативных правовых актов
Обращения граждан, содержащие просьбы о предоставлении или разъяснении нормативных правовых актов, на протяжении последних трех лет стабильно составляют 4-5% всех жалоб из учреждений УИС. Осужденные обращаются с просьбами разъяснить порядок условно-досрочного освобождения, смягчения наказания, помилования. К сожалению, администрация учреждений УИС не всегда разъясняет осужденным порядок и сроки подачи ходатайств о помиловании, смягчении наказания, УДО. Информацию, касающуюся лично каждого (начало и конец срока, возможный срок смягчения наказания, возможный срок изменения вида исправительного учреждения, возможный срок замены лишения свободы исправительными работами, возможный срок УДО и т.д.) осужденные должны получать сразу после прибытия в исправительную колонию. Это позволит избежать переписки по этому поводу.
Часть обращений содержит просьбы предоставить актуальные тексты уголовного и уголовно-исполнительного кодексов, других правовых актов, так как в библиотеках учреждений нормативная литература обновляется не так часто. В случае, если текст запрашиваемого акта небольшой, Аппарат Уполномоченного распечатывает его и направляет заявителю.
Зачастую лица, лишенные свободы, запрашивают многостраничные кодифицированные нормативные правовые акты, и тогда нам приходится обращаться к уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в территориальные органы ФСИН России, благотворительные фонды или некоммерческие организации по месту нахождения с просьбой помочь заявителю.
Возможным путем решения проблемы является использование периодически обновляемых электронных текстов нормативных правовых актов в терминалах СИЗО без доступа в Интернет либо загруженных на электронные книги по аналогии с предложениями об использовании электронных книг в СИЗО для загрузки материалов уголовных дел.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.