Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9
Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с государственными органами и институтами гражданского общества
9.1. Взаимодействие с государственными органами
Взаимодействие с государственными органами выступает необходимым условием результативности в деятельности Уполномоченного. Оно осуществляется при рассмотрении обращений граждан, в вопросах совершенствования законодательства о правах и свободах человека и гражданина, в правовом просвещении и международном сотрудничестве.
В своей правозащитной деятельности Уполномоченный взаимодействует с различными государственными органами. Наиболее интенсивно деловое общение осуществляется с органами прокуратуры, органами следствия и дознания, федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию социальных прав граждан (рис. 151).
Достаточно сказать, что за год в адрес государственных органов Уполномоченным направлено около 29 тыс. обращений, ходатайств, предложений в защиту прав граждан. Совместными усилиями мы смогли разобраться в ситуациях и принять меры по восстановлению нарушенных прав.
По наиболее сложным и системным правозащитным проблемам Уполномоченный обращается к Президенту Российской Федерации.
В 2020-2021 гг. в связи с обращениями Уполномоченного Президентом Российской Федерации были даны соответствующие поручения по вопросам: дополнения программы переселения российских граждан с территории комплекса "Байконур" в Россию; постановки на жилищный учет вынужденных переселенцев; распространения фиксированной повышенной выплаты к страховой пенсии на всех граждан, более 30 лет трудившихся в сфере сельского хозяйства; недопустимости выселения бывших сотрудников правоохранительных органов из специализированных жилых помещений по окончании службы без выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до разрешения жилищной проблемы; участия института уполномоченных по правам человека в реализации мер по противодействию распространению коронавируса. Все поручения выполнены, приняты нормативные правовые акты, позволившие обеспечить более высокий уровень гарантий прав людей*(573).
Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами осуществляется в разных форматах (рис. 152).
Развитию плодотворного сотрудничества с государственными органами способствуют соответствующие соглашения. В 2021 году заключены соглашения с Пенсионным фондом Российской Федерации и Минюстом России.
Оказание помощи при рассмотрении жалоб граждан
Важной формой взаимодействия Уполномоченного с государственными органами является оказание ими помощи при рассмотрении жалоб граждан.
К Уполномоченному от сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы поступило 225 обращений об оказании содействия в рассмотрении жалоб граждан, о позиции Уполномоченного по поводу законопроектов и по другим вопросам правозащитной тематики (201 обращение от депутатов и 24 обращения - от сенаторов). Преимущественно эти обращения касались вопросов соблюдения и защиты прав человека в местах лишения свободы, при проведении дознания и предварительного следствия, а также трудовых, жилищных, семейных и некоторых иных прав.
Обратился депутат Государственной Думы в интересах граждан У. и П., которых отстранили от работы без сохранения заработной платы ввиду непрохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19. По результатам проверки, проведенной по просьбе Уполномоченного прокуратурой области, факты подтвердились: должности, на которых граждане осуществляли свои трудовые обязанности, не относятся к сфере, при работе в которой граждане подлежат обязательной вакцинации. В связи с выявленными нарушениями органами прокуратуры в интересах граждан направлены иски в суд о признании приказов об отстранении незаконными, а также взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула (вх. N кл-2960 от 20.08.2021).
В 2021 году продолжилось конструктивное взаимодействие Уполномоченного с судебными органами по различным направлениям деятельности. Уполномоченный является одним из немногих государственных органов, по ходатайству которого могут проверяться материалы по постановлениям об отказе в возбуждении уголовного дела и пересматриваться вступившие в силу приговоры, решения суда. В 2021 году половина (4 из 8) таких ходатайств Уполномоченного была удовлетворена.
Житель Ростовской области Н. был осужден на один год лишения свободы. В этой связи ему аннулировали вид на жительство, депортировали и запретили въезд в Россию на пять лет. По факту осуждение Н. являлось формальным основанием для депортации, однако при этом не были учтены его семейное положение (Н. женат и воспитывает пятерых детей - граждан Российской Федерации), уплата им налогов, положительные характеристики с места проживания, а также отсутствие на территории Украины родственников и жилья. Поэтому Уполномоченный обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с ходатайством проверить обоснованность решений об аннулировании вида на жительство и о запрете въезда в страну, подтвержденных Белокалитвинским городским судом Ростовской области, судебной коллегией по административным делам Ростовского областного суда, кассационной судебной коллегией по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции. Результат был положительным. Верховный Суд Российской Федерации 17 ноября 2021 г. отменил решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16 апреля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 13 июля 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2021 г., распоряжение Минюста России от 7 сентября 2018 г. о нежелательности пребывания (проживания), решение ГУВМ МВД России по Ростовской области от 29 января 2020 г. о депортации за пределы Российской Федерации, решение ГУВМ МВД России по Ростовской области от 5 февраля 2020 г. о неразрешении въезда в Россию (кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2021 г. по делу N 41-КАД21-19-К4).
Уполномоченный готовит заключения по конкретным правовым вопросам, отзывы на законопроекты, поступающие из Верховного Суда Российской Федерации, направляет обращения с просьбой провести анализ судебной практики по актуальным вопросам правозащиты, участвует в заседаниях судейского сообщества, в деятельности рабочих групп по разработке постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
В связи с предложением Уполномоченного провести анализ судебной практики по делам, связанным с освобождением от наказания в связи с болезнью, в 2021 г. внесены изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания"*(574).
В декабре 2021 года Уполномоченный приняла участие в пленарном заседании Совета судей Российской Федерации.
По запросам судей Конституционного Суда Российской Федерации подготовлены заключения, положения которых были учтены при принятии итоговых судебных решений*(575).
Отмечаем плодотворное сотрудничество с органами прокуратуры Российской Федерации в вопросах рассмотрения жалоб граждан. Всего за 2021 год в органы прокуратуры направлено 10 556 обращений, в том числе 10 491 - с просьбами о проведении проверок по поступившим к Уполномоченному жалобам граждан на нарушения их прав, из них в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации - 687. Основные темы обращений Уполномоченного в органы прокуратуры и результаты прокурорского реагирования на них в 2021 году представлены на рис. 153.
Например, на реке Усмань в Воронежской и Липецкой областях сложилась настоящая экологическая катастрофа: из-за загрязнения сточными водами массово гибла рыба и растительность. После обращения Уполномоченного в Генпрокуратуру России и Росприроднадзор были проведены проверки и приняты меры, направленные на устранение нарушений: ОГУП "Липецкий районный водоканал" привлечено к административной ответственности, им осуществлены строительно-монтажные работы очистных сооружений. На ООО "Овощи Черноземья" в судебном порядке возложена обязанность возместить вред в размере 2 995 269,76 руб., причиненный реке Усмань (исх. N ТМ 11680-221 от 22.03.2021; вх. N 75/2-294-2021 от 21.04.2021).
Плодотворным было в 2021 году взаимодействие Уполномоченного с МВД России. В адрес МВД России и его территориальных органов было направлено 814 писем и ходатайств в связи с обращениями граждан. В основном Уполномоченный обращалась в МВД России по жалобам граждан, которые касались: нарушений прав в административном процессе, в сфере экологии и природопользования, в жилищной сфере; защиты избирательных прав; защиты имущественных прав; защиты прав иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам легализации проживания в Российской Федерации, приобретения гражданства, ограничения въезда, пересечения границы в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, а также по вопросам защиты прав человека в уголовном процессе. Была признана обоснованной 121 жалоба, оказано содействие в восстановлении прав 257 гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Совместно с ГУВМ МВД России оказано содействие в приеме в гражданство Российской Федерации заявителю С., проживавшему в Ивановской области на основании вида на жительство и признанному носителем русского языка. В связи с истечением срока действия национального паспорта гражданину С. было отказано как в продлении регистрации, так и в приеме заявления о принятии в гражданство Российской Федерации. Гражданин ранее оформлял и направлял в Посольство Украины в Российской Федерации нотариально заверенный отказ от гражданства Украины и по политическим мотивам опасался обращаться в полномочные органы Украины по вопросу выдачи нового национального паспорта. Уполномоченным доводы заявителя признаны обоснованными и направлено письмо в ГУВМ МВД России с просьбой вернуться к рассмотрению данного вопроса. В результате гражданин С. принят в российское гражданство (вх. N С-1668 от 17.09.2020).
В адрес МВД России Уполномоченным в порядке статьи 27 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" направлялись заключения по конкретным уголовным делам. По результатам рассмотрения заключений были привлечены к ответственности должностные лица, допустившие нарушения в уголовном судопроизводстве*(576).
Продолжилось активное взаимодействие Уполномоченного с ФСИН России. В адрес службы и ее территориальных органов направлено 1760 писем, ходатайств и предложений по различным вопросам защиты прав граждан. Уполномоченным направлялись обращения во ФСИН России по вопросам защиты прав лиц, находящихся в учреждениях УИС, для защиты прав человека в административном процессе и в местах временного содержания, для защиты иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в учреждениях УИС, по вопросам легализации проживания в России, приобретения гражданства, ограничения въезда. В результате восстановлены права 2212 лиц (по 398 обращениям граждан).
Уполномоченный по правам человека в Смоленской области А.М. Капустин обратился с просьбой о переводе осужденного Д., отбывающего наказание в ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области, для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение на территории Смоленской области. Выяснилось, что положительно характеризующийся Д. ранее ходатайствовал перед судом о смягчении наказания. Обращение было удовлетворено: из СИЗО в Смоленской области Д. был переведен в колонию-поселение в Орловской области. Удаленность места отбывания наказания оказалась тяжелой для четырех сыновей Д., которые не смогли общаться с отцом из-за ограничительных мер в связи с эпидемией COVID-19. Результатом обращения Уполномоченного в ФСИН России стало решение о переводе Д. для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение Смоленской области, ближе к месту жительства родственников (вх. N Д-152* от 17.02.2021).
В 2021 году Уполномоченным активно осуществлялось взаимодействие с ФССП России. По жалобам, поступившим от граждан, в адрес ФССП России направлено 749 просьб: об осуществлении проверок и принятии мер в оказании содействия в невыселении из служебного жилья; о необходимости погашения задолженности по заработной плате; об обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; о взыскании алиментов. По данным вопросам оказано содействие в восстановлении прав 42 гражданам*(577).
Жительница Московской области К. пожаловалась на игнорирование судебным приставом-исполнителем Истринского РОСП ГУ ФССП России по Московской области обращений по факту необоснованного наложения запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства заявительницы. В результате обращения Уполномоченного в Главное управление ФССП России по Московской области судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об отмене запрета на регистрационные действия в отношении названного автомобиля и направлены для исполнения в ОГИБДД России (вх. N К-487 от 10.02.2021).
Совместные приемы граждан
В 2021 году Уполномоченным проведено 9 приемов граждан совместно с государственными органами (рис. 154). По результатам приемов оказано содействие в восстановлении прав 16 гражданам.
Так, по итогам совместного приема граждан с участием председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции В.И. Пискарева и руководства Республики Мордовия обратившимся к нам гражданам Ч., В. и Ц., ранее относившимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, руководством Республики Мордовия оперативно предоставлены жилые помещения для временного проживания. Позже дополнительно выделено более 26 млн руб. в виде субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам (вх. N Ч-306 от 29.06.2021).
Проведение совместных проверок
Традиционной формой сотрудничества Уполномоченного с государственными органами является проведение совместных проверок состояния соблюдения прав граждан в конкретных организациях. В этом направлении наиболее тесно настроена работа с органами прокуратуры, ФСИН России, органами следствия.
В 2021 г. омбудсменом и сотрудниками ФСИН России проведены совместные проверки пенитенциарных учреждений: Исправительной колонии N 5 УФСИН России по Московской области; Колонии-поселения N 19 ГУ ФСИН по Красноярскому краю; Следственного изолятора N 2 УФСИН России по г. Москве; Следственного изолятора N 4 УФСИН по г. Москве; Исправительной колонии N 22; Следственного изолятора N 6.
Сложилась практика совместных с органами прокуратуры выездов для проверки соблюдения прав граждан, содержащихся в учреждениях ФСИН России*(578).
Например, в связи с жалобой к Уполномоченному гражданина В. на отказ в переводе его в безопасное место совместно с начальником отдела прокуратуры г. Москвы по соблюдению закона в ИУ и СИЗО А.Н. Зязевым и его помощником С.Г. Стружанским организован ряд проверок соблюдения прав граждан, содержащихся в следственных изоляторах г. Москвы. В результате по представлению прокуратуры администрацией учреждения приняты незамедлительные меры по обеспечению личной безопасности В., кроме того, были приняты меры по восстановлению нарушенных прав 9 граждан непосредственно на месте.
Направление предложений в адрес государственных органов
По результатам мониторинга и рассмотрения обращений граждан Уполномоченный вносит предложения по совершенствованию деятельности государственных органов для принятия мер в интересах обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Такие рекомендации в 2021 году направлены, в частности, в адрес Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по итогам проведения всероссийских координационных советов уполномоченных по правам человека, проведенных в мае и ноябре 2021 года*(579).
Продолжена практика направления в органы прокуратуры, дознания и следствия заключений о выявленных нарушениях при изучении в связи с жалобами граждан материалов доследственных проверок об отказе в возбуждении уголовного дела. Изучено более 40 материалов, направлено 15 заключений, по результатам которых в 9 случаях принято решение о начале или возобновлении уголовного преследования*(580).
Совместные правопросветительские проекты и мероприятия
Важной формой сотрудничества Уполномоченного с государственными органами являются совместные правопросветительские проекты и мероприятия*(581).
Профильные ведомства (Минпросвещения России, Минобрнауки России, Росмолодежь, Пенсионный фонд Российской Федерации, Департамент образования и науки г. Москвы) активно вовлекаются в работу со школьниками, молодыми людьми, пенсионерами и оказывают Уполномоченному необходимую методическую, организационную, информационную поддержку.
В 2021 г. при содействии Минпросвещения России и Минобрнауки России проведен традиционный Всероссийский единый урок "Права человека" - масштабная образовательная акция Уполномоченного, которая проходит ежегодно во всех регионах страны для школьников и студентов и в которой приняли участие более 5 млн человек.
Совместная работа по подготовке законодательных предложений
Значимые результаты в сфере защиты прав и свобод граждан приносит совместная работа по подготовке соответствующих законопроектов и законодательных предложений. В этих целях представители Уполномоченного широко представлены в составе межведомственных групп комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, Минюста России и других государственных органов (по подготовке комплексных изменений Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"; по разработке законопроекта о расширении возможностей для освобождения тяжелобольных осужденных; по разработке законопроекта "О системе пробации в Российской Федерации" и др.)*(582).
Проведение совместных мероприятий и взаимное участие в проводимых мероприятиях
Еще одной формой взаимодействия с государственными органами является проведение совместных мероприятий и взаимное участие в проводимых мероприятиях. Представители государственных органов постоянно участвуют в мероприятиях, проводимых Уполномоченным. В свою очередь, Уполномоченный и сотрудники Аппарата принимают участие в круглых столах, конференциях, слушаниях, совещаниях и других форумах, осуществляемых по линии других государственных органов. В 2021 году проведено более 50 таких совместных мероприятий. Основные из них показаны на рис. 155.
В течение 2021 года Уполномоченный и сотрудники Аппарата приняли участие в 14 заседаниях комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также в 17 проводимых ими круглых столах и конференциях.
Традиционной формой взаимодействия с органами государственной власти стало участие Уполномоченного и сотрудников Аппарата в заседаниях коллегий и совещаниях федеральных органов государственной власти: Росгвардии (март 2021 года); ФССП России (март 2021 года), ФСИН России (март 2021 года); совещаниях судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации (февраль и июль 2021 года).
Положительный коммуникационный эффект дает участие Уполномоченного и сотрудников Аппарата в работе различных комиссий и рабочих групп, создаваемых по линии государственных органов.
Уполномоченный входит в состав: Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам, Общественной комиссии при Президенте Российской Федерации по определению кандидатур на присуждение Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности, Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы, Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В свою очередь, представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, депутаты Государственной Думы и сенаторы Российской Федерации, руководители федеральных органов государственной власти постоянно принимают участие в работе координационных советов уполномоченных по правам человека, круглых столах, совещаниях и других мероприятиях, организованных Уполномоченным.
Так, на Всероссийском координационном совете уполномоченных по правам человека в ноябре 2021 г. с докладами по вопросам защиты жилищных прав граждан и обеспечения условий для их осуществления выступили представители Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Министерства строительства Российской Федерации, Совета Федерации и др.*(583).
Рабочие встречи Уполномоченного с руководителями государственных органов и главами субъектов
Важной формой взаимодействия являются рабочие встречи Уполномоченного с руководителями государственных органов и главами субъектов. В 2021 году проведено более 20 таких встреч.
Рабочие встречи состоялись: с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по делам предпринимателей Б.Ю. Титовым (февраль 2021 г.); Генеральным прокурором Российской Федерации И.В. Красновым (апрель 2021 г.); Министром юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко (апрель, сентябрь 2021 г.); Председателем Счетной палаты Российской Федерации А.Л. Кудриным (июнь 2021 г.); Губернатором Красноярского края А.В. Уссом (май 2021 г.); Председателем ЦИК России Э.А. Памфиловой (август 2021 г.); Председателем Пенсионного фонда Российской Федерации А.С. Кигимом (август 2021 г.); Губернатором Калужской области В.В. Шапшой (сентябрь 2021 г.); Губернатором Нижегородской области Г.С. Никитиным (сентябрь 2021 г.); Губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко (ноябрь 2021 г.); Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львовой-Беловой (ноябрь 2021 г.); Министром иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым (декабрь 2021 г.) и др.
Консультации по вопросу согласования кандидатур на должность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и консультации при освобождении данных должностных лиц от должности ранее срока
В соответствии с законом Уполномоченный проводит с руководителями органов государственной власти регионов консультации по вопросу согласования кандидатур на должность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и консультации при освобождении данных должностных лиц от должности ранее срока*(583).
Такие согласования проводились с руководством Брянской области, Оренбургской области, Свердловской области, г. Севастополя, Республики Калмыкия, Республики Башкортостан, Республики Коми, Удмуртской Республики, Камчатского края, Амурской области, Воронежской области, Саратовской области, Сахалинской области, Орловской области, Чукотского автономного округа, г. Санкт-Петербурга, Еврейской автономной области, Рязанской области, Новгородской области, Хабаровского края, Тверской области, Чеченской Республики, Костромской области, Калининградской области, Новосибирской области, Ненецкого автономного округа.
Пути совершенствования взаимодействия с государственными органами
За последние годы достигнут высокий уровень сотрудничества Уполномоченного с государственными органами, и год от года он продолжает расти (рис. 156). Пандемия внесла свои коррективы в работу - широкое распространение получило применение в коммуникациях информационных и цифровых технологий, включая систему видео-конференц-связи.
Уполномоченный и Аппарат активно вовлечены в эти процессы. Всячески развиваем информационное взаимодействие с государственными органами в цифровом формате. Так, заключено соглашение о подключении Уполномоченного к Платформе обратной связи (ПОС), которая позволяет гражданам направлять обращения, участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях через форму на портале "Госуслуги", мобильное приложение "Госуслуги. Решаем вместе".
Решен вопрос о подключении Уполномоченного к федеральной информационной системе, предназначенной для организации взаимодействия систем электронного документооборота (МЭДО) участников межведомственного электронного документооборота и о присоединении Уполномоченного к Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - информационной системе, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям (банкам), внебюджетным фондам обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде.
В предыдущих ежегодных докладах обращалось внимание на случаи, когда Уполномоченным на свои обращения получены ответы из государственных органов за подписью ненадлежащих должностных лиц. Сейчас такие случаи крайне редки. Но нормативное закрепление этой обязанности на уровне Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" способствовало бы повышению ответственности государственных органов во взаимоотношениях с Уполномоченным.
Кроме того, есть примеры, когда ответы даются с превышением сроков, установленных статьями 34 и 35 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В этой связи заслуживает распространения подход Федеральной службы судебных приставов, которая в апреле 2021 года утвердила Регламент Федеральной службы судебных приставов, в котором установлены сокращенные сроки ответа на запросы Уполномоченного*(584).
9.2. Партнерство с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации
Общие задачи, возложенные на уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, единые принципы работы, схожий инструментарий в условиях их неподчиненности друг другу объективно заставляют Уполномоченного и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации тесно сотрудничать в решении разнообразных вопросов, связанных с признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина. Это сотрудничество осуществляется в различных форматах (рис. 157).
Взаимная помощь при рассмотрении обращений граждан
Важнейшей формой партнерства Уполномоченного и региональных коллег является оказание взаимной помощи при рассмотрении обращений граждан. В 2021 году к Уполномоченному поступило 489 обращений (за 2020 год - 558) от региональных уполномоченных по правам человека с просьбами оказать содействие в рассмотрении жалоб граждан о нарушении их прав.
Как видно из рис. 158, чаще всего региональные уполномоченные по правам человека обращались за помощью к Уполномоченному по вопросам защиты прав человека в местах принудительного содержания, защиты прав человека в уголовном процессе, защиты прав иностранных граждан в сфере миграции. Меньше обращений было по вопросам защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь, права на социальное обеспечение, жилищных прав граждан.
Уполномоченный по правам в Республике Саха (Якутия) С.М. Гурьева обратилась в защиту прав гр. С. По ее мнению, расследование уголовного дела осуществлялось необъективно, с нарушением разумных сроков уголовного судопроизводства. В результате обращения Уполномоченного в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) заместителем руководителя СО по г. Якутску СУ СК России по Республике Саха (Якутия) вынесено постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, вынесенного еще в 2014 г. в связи с отсутствием состава преступления. За гражданином С. признано право на реабилитацию (вх. N С-388 от 09.03.2021).
По всем обращениям, поступившим к Уполномоченному от региональных коллег, проводилась необходимая работа, направлялись обращения в государственные органы, давались требуемые разъяснения и консультации. Положительно решены вопросы и оказана необходимая правовая помощь в рамках мандата Уполномоченного в 48 случаях.
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзлякова обратилась в защиту прав военнослужащих Восточного военного округа, проходящих службу по контракту, по вопросу вымогательства у них денежных средств. В результате обращения Уполномоченного к заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору Российской Федерации органами военной прокуратуры и органами безопасности проведена проверка, факты вымогательства подтверждены, возбуждены уголовные дела. Военной прокуратурой Уссурийского гарнизона командиру вышестоящей воинской части внесено представление по факту нарушений законодательства (вх. N 387 от 18.01.2021, вх. N 3242 от 25.02.2021).
Уполномоченным, в свою очередь, направлено 338 обращений (в 2020 году - 260) к региональным коллегам по различным проблемам. Их тематика показана на рис. 159.
На горячую линию Уполномоченного поступило обращение гр. К. по вопросу организации медицинской помощи ее сестре гр. Р., находящейся в реанимационном отделении Смирныховской больницы Сахалинской области. В целях оперативной помощи больной мы обратились к уполномоченному по правам человека в Сахалинской области А.А. Крутченко. Благодаря его вмешательству была привлечена служба санитарной авиации и гр. Р. оказана необходимая медицинская помощь (вх. N Р-529 от 09.07.2021).
Проведение совместных приемов граждан
Проведение совместных приемов граждан - одна из наиболее эффективных форм сотрудничества в ситуациях, требующих особого внимания, позволяющая точечно разобраться в вопросе и оказать необходимую помощь. В 2021 году Уполномоченным проведено 8 личных приемов граждан с участием региональных коллег: в городе Москве (февраль 2021 года), в Республике Бурятия (июнь 2021 года), в Республике Мордовия по видеосвязи (июль 2021 года); во время выездов в Красноярский край (май 2021 года), в Республику Татарстан (июнь 2021 года), в Калужскую и Нижегородскую области (сентябрь 2021 года), в город Санкт-Петербург и Ленинградскую область (октябрь 2021 года). По результатам разрешены сложные жизненные ситуации, в которых порой оказываются наши граждане.
В июле 2021 г. проведен совместный личный прием Уполномоченного, председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции В.И. Пискарева и уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия В.Ф. Левина. Жители Чамзинского района Республики Мордовия жаловались на отсутствие современных методов медицинского исследования. По итогам согласованной работы в настоящее время медицинская помощь населению оказывается в полном объеме в ГБЗУ РМ "Ичалковская ЦРБ" и ГБЗУ РМ "Ардатовская РБ". В соответствии с утвержденным графиком организованы выезды мобильных лечебно-диагностических комплексов в поселок, в августе произведена замена санитарной машины в с. Сыреси (вх. N Т-545* от 29.06.2021).
Совместная реализация проектов в рамках правового просвещения
В 2021 году Уполномоченным в рамках правового просвещения совместно с региональными коллегами реализовывались как традиционные проекты "Единый урок "Права человека", Всероссийский конкурс "Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты"), так и новые форматы (Единый день оказания бесплатной юридической помощи для граждан пожилого возраста в рамках социально-просветительского проекта "Правовой марафон для пенсионеров", Всероссийский конкурс СМИ на лучшее освещение проблем защиты прав человека и правозащитной деятельности "В фокусе - права человека"). Такие правовые акции востребованы у пенсионеров, инвалидов, ветеранов, имеют много положительных откликов*(585).
Согласованная деятельность в сфере международного сотрудничества
В 2021 году продолжилась положительная практика совместного участия Уполномоченного и региональных уполномоченных по правам человека в работе различных интеграционных образований омбудсменов и в других формах международного сотрудничества. Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации принимали участие:
- в работе международных форумов, организуемых Уполномоченным (в V и VI заседаниях Евразийского Альянса Омбудсменов в июне и в октябре 2021 года; в заседании V Международной конференции по правам человека в сентябре и в октябре 2021 года и др.);
- в международных интеграционных объединениях омбудсменов (Европейский Институт Омбудсмена, Азиатская ассоциация омбудсменов и др.);
- в мероприятиях, проводимых международными организациями (в работе отчетно-выборной конференции Европейского Института Омбудсменов в сентябре 2021 года в городе Нови-Сад, Сербия, и др.);
- в мероприятиях по приглашению омбудсменов иностранных государств (так, в 2021 году ряд региональных коллег вошли в состав делегации международных наблюдателей за ходом президентских выборов в Республике Узбекистан).
Согласованная позиция уполномоченных, принимающих участие в работе международных организаций и в мероприятиях, достигается в ходе рабочих встреч, обмена мнениями.
Участие в заседаниях координационных советов уполномоченных по правам человека
Особое значение Уполномоченный придает выработке согласованной стратегии и тактики действий уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в области защиты прав человека. В режиме конструктивного диалога в целях поддержания высокого уровня функционирования государственной правозащиты проходят заседания Всероссийского координационного совета, в состав которого входят все уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, и Совета уполномоченных по правам человека, состоящего из председателей координационных советов уполномоченных по правам человека в федеральных округах.
В 2021 году проведено 2 заседания Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека: в городе Красноярске (май 2021 года) и в городе Москве (ноябрь 2021 года), в которых приняли участие региональные коллеги практически из всех регионов России, руководство Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители правозащитного и научного сообщества.
Ключевой темой заседания Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека в мае 2021 года стала тема ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы. По его результатам разработаны и представлены рекомендации органам публичной власти для исполнения поручения Президента Российской Федерации о распространении лучших практик в сфере ресоциализации*(586).
Заседание Всероссийского координационного совета в ноябре 2021 года было посвящено защите жилищных прав граждан и обеспечению условий для их осуществления*(587). Кроме того, в рамках повестки заседания обобщена практика реализации Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации"*(588) и определены пути совершенствования работы региональных уполномоченных по правам человека в социальных сетях*(589).
По итогам совместной работы уполномоченных были подготовлены и направлены рекомендации федеральным органам законодательной и исполнительной власти, главам субъектов Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Кроме того, в 2021 году состоялось 2 заседания Совета уполномоченных по правам человека (в мае и в ноябре), предметом обсуждения которых были вопросы совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека, принято решение о подготовке нового Положения о Всероссийском координационном совете уполномоченных по правам человека и Кодекса профессиональной этики уполномоченных по правам человека.
Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации вырабатывались согласованные позиции по осуществлению мониторинга соблюдения прав граждан в ходе выборов в Государственную Думу в сентябре 2021 года, при проведении несогласованных публичных мероприятий в январе-феврале 2021 года, а также по вопросам защиты жилищных прав граждан.
Задачам выработки согласованных действий служат координационные советы уполномоченных по правам человека в федеральных округах. В 2021 году заседания проходили в основном в онлайн-режиме. По отдельным вопросам, требующим дополнительного предметного обсуждения, Уполномоченный осуществляла взаимодействие с председателями координационных советов уполномоченных по правам человека в федеральных округах.
Так, в сентябре 2021 г. представители Уполномоченного приняли участие в заседании координационного совета уполномоченных по правам человека, входящих в состав Центрального федерального округа.
В августе-сентябре 2021 г. Уполномоченным проведен ряд встреч с председателями координационных советов уполномоченных по правам человека в федеральных округах по вопросам соблюдения и реализации избирательных прав граждан.
Во исполнение решения Всероссийского координационного совета в настоящее время созданной рабочей группой осуществляется подготовка Кодекса профессиональной этики уполномоченных по правам человека, который будет устанавливать рекомендательные нравственные ценности, принципы и правила поведения данных должностных лиц при осуществлении профессиональной деятельности. Проект кодекса планируется обсудить на Всероссийском координационном совете уполномоченных в мае 2022 года.
Совместная подготовка законодательных предложений
В своей деятельности региональные уполномоченные по правам человека нередко сталкиваются с недостатками федерального законодательства, которые приводят к нарушению прав жителей регионов. В этой связи они обоснованно ставят перед Уполномоченным вопросы о разработке или инициировании перед федеральными органами власти соответствующих предложений по совершенствованию законодательства.
В 2021 году от региональных уполномоченных поступило 54 таких предложения (в 2020 году - 38), подготовленных на основе анализа информации по поступившим обращениям граждан. Они касались совершенствования законодательства в сфере защиты жилищных, трудовых, социальных и иных прав граждан.
Предложения коллег тщательно прорабатываются с участием федеральных органов исполнительной власти, с депутатским корпусом. Для подготовки и обсуждения законопроектов региональные уполномоченные по правам человека с их согласия включаются в состав рабочих групп, в том числе создаваемых при профильных комитетах палат парламента. Они являются постоянными участниками заседаний секций Экспертного совета при Уполномоченном.
Многие предложения региональных уполномоченных по правам человека находят поддержку, учитываются в законопроектной деятельности Уполномоченного, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в работе комитетов Государственной Думы и Совета Федерации.
Так, выработанные по результатам личного приема граждан в Республике Бурятия совместно с уполномоченным по правам человека в Республике Бурятия Ю.В. Жамбаловой рекомендации Уполномоченного по совершенствованию законодательства учтены в принятом в июне 2021 г. законе, которым предусмотрен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в земли населенных пунктов в связи с установлением границ лесных поселков в пределах фактически занятой такими поселками территории; возможность приобретения в собственность граждан земельных участков в зонах хозяйственного назначения национальных парков*(590).
В партнерстве с региональными уполномоченными по правам человека идет процесс подготовки нового КоАП РФ.
Уполномоченный по правам человека в Новгородской области А.А. Бойцев обратился к Уполномоченному по вопросу дополнения КоАП РФ статьей об установлении ответственности за вмешательство в законную деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, или воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в иной форме. По имеющейся информации, данное предложение, поддержанное Уполномоченным, учтено в проекте нового КоАП РФ. Выражаем надежду на его скорейшее принятие*(591).
Выполняя рекомендации всероссийских координационных советов, просьбы Уполномоченного, региональные уполномоченные по правам человека активно участвуют в совершенствовании регионального законодательства.
Так, в течение 2020-2021 годов во всех субъектах Российской Федерации обновлены действующие или приняты новые законы об уполномоченных по правам человека. Такая рекомендация была высказана в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".
Кроме того, Уполномоченным и региональными уполномоченными по правам человека был осуществлен совместный мониторинг действия Федерального закона "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации". По итогам определены дальнейшие направления, требующие совершенствования законодательства*(592).
Оказание методической, информационной и правовой помощи
В рамках требований закона Уполномоченный оказывает своим региональным коллегам необходимую методическую, информационную и правовую помощь.
В целях повышения профессионализма и обмена опытом лучших практик правозащиты для региональных уполномоченных по правам человека и сотрудников их аппаратов Научно-образовательным центром по правам человека (НОЦ) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) проводятся обучающие мероприятия. Всего в 2021 году проведено 17 таких мероприятий (рис. 160).
Продолжился такой формат работы с вновь избранными региональными коллегами, как стажировка региональных уполномоченных по правам человека в Аппарате Уполномоченного.
По актуальным вопросам правозащитной деятельности для региональных омбудсменов готовились методические рекомендации:
- по мониторингу соблюдения избирательных прав граждан в период подготовки и проведения голосования на выборах в сентябре 2021 года*(593);
- по работе региональных уполномоченных по правам человека в социальных сетях.
Уполномоченный постоянно на связи с главами регионов по вопросам укрепления аппаратов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. При этом Уполномоченный придерживается позиции, что наличие у региональных уполномоченных по правам человека самостоятельных и полноценных аппаратов является необходимым условием обеспечения независимости института государственной правозащиты. Именно рабочий аппарат позволяет обеспечивать дистанцированность уполномоченного от всех ветвей власти, его беспристрастность и объективность в работе.
Обмен опытом в рамках участия в конференциях, круглых столах, семинарах и других форумах по правозащитной тематике
Сложилась и развивается практика взаимного участия уполномоченных по правам человека в различного рода конференциях, круглых столах, семинарах и других форумах по правозащитной тематике, проводимых ими.
В 2021 году Уполномоченный и сотрудники Аппарата принимали участие более чем в 100 мероприятиях подобного рода по линии региональных уполномоченных по правам человека. Наиболее значимые из них показаны на рис. 161.
В свою очередь, Уполномоченным совместно с региональными коллегами в 2021 году организован ряд конференций, круглых столов, совещаний (см. рис. 162).
20 октября 2021 г. по инициативе Уполномоченного состоялось специальное совещание по теме "Защита прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", в котором приняли участие сенатор Российской Федерации, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Г.П. Ледков, представитель Федерального агентства по делам национальностей, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченные по правам коренных малочисленных народов и представители общественных организаций*(594).
Обмен аналитической и справочной информацией
Проводится большая работа по взаимному обмену аналитической и справочной информацией. Уполномоченный и уполномоченные по правам человека в регионах направляют друг другу тематические доклады, обзоры, различную справочно-аналитическую информацию. На сайте Уполномоченного публикуются примеры успешной практики региональных уполномоченных по правам человека, а также размещается информация о значимых событиях из их деятельности, анонсы значимых мероприятий, проводимых уполномоченными по правам человека в регионах*(595).
Развитие партнерских отношений со своими коллегами из регионов Уполномоченный продолжает рассматривать как стратегическое направление своей деятельности и залог эффективной помощи людям.
Важным объединяющим началом и резервом роста результативности работы уполномоченных по правам человека, их тесного взаимодействия по актуальным правозащитным вопросам, повышения уровня партнерства с региональными уполномоченными по правам человека Уполномоченный видит в создании единой цифровой информационной системы уполномоченных по правам человека.
В 2021 году цифровизация стала главным трендом любых взаимодействий Уполномоченного не только с гражданами, но и с другими институтами государственной правозащиты, органами публичной власти.
В рамках реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", участником которой является Уполномоченный, завершается подготовка решения о создании единого цифрового профиля - Федеральной государственной информационной системы уполномоченных по правам человека (ФГИС "УПЧ"), которая обеспечит выход на качественно новый уровень открытости и прозрачности защиты прав человека в Российской Федерации. С созданием такого единого цифрового профиля будет сформирована новая уникальная модель взаимодействия института государственной правозащиты в цифровом пространстве*(596).
В целом же предстоит наращивать эффективность наработанных форм сотрудничества уполномоченных по правам человека и осуществлять поиск новых форматов согласованной и совместной деятельности в интересах защиты прав и свобод человека.
9.3. Взаимодействие с институтами гражданского общества
Гражданское общество России в современных условиях является фундаментом для эффективного решения задач по защите прав и свобод человека и гражданина. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, оно "чувствует суть запросов людей, их настроение, тоньше, чем представители власти, и предлагает свои подходы на основе внимательного, детального анализа"*(597).
Уполномоченный внимательно анализирует и учитывает в своей работе идеи, инициативы представителей гражданского общества, информацию об актуальных правозащитных вопросах. Общественные структуры, в свою очередь, получают поддержку омбудсмена. Синергия такого двустороннего формата работы позволяет повышать эффективность правозащитной деятельности в стране.
Взаимодействие осуществляется с широким кругом общественных структур. Конструктивные контакты сложились с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Общественной палатой РФ. В 2021 году были активизированы взаимосвязи с общественными наблюдательными комиссиями, благотворительными фондами, общественными организациями правозащитной направленности (рис. 163).
Сотрудничество с обозначенными и иными субъектами гражданской инициативы осуществляется по различным направлениям и в разных формах (рис. 164). В силу особенностей эпидемиологической обстановки расширена онлайн-составляющая в мониторинге ситуации и оказании консультативной и практической помощи.
Оказание взаимной помощи при рассмотрении жалоб граждан
Основной формой сотрудничества Уполномоченного с общественными институтами остается оказание им помощи при рассмотрении жалоб граждан. В 2021 году поступило 460 таких обращений (в 2020 году - 482, в 2019 году - 192). Больше всего - от членов Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Общественной палаты РФ (рис. 165).
Представители гражданского общества обращались за содействием в рассмотрении жалоб граждан практически по всему сектору правозащитной тематики, однако по-прежнему абсолютное большинство вопросов связано с защищенностью прав гражданина в уголовном процессе (рис. 166).
Более половины обращений (59%) затрагивали сферу защиты прав человека в уголовном процессе. Высказывались просьбы проверить обоснованность приговоров и других судебных решений, правомерность отказов в возбуждении уголовного дела. Внимание Уполномоченного обращалось также на нарушения прав человека в ходе дознания и предварительного следствия.
Председатель МРОО "Комитет против пыток", член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека И.А. Каляпин обратился в защиту прав К. и С. в связи с неоднократным отказом в возбуждении уголовного дела по их заявлению. Изучив доводы, Уполномоченный обратилась в прокуратуру Краснодарского края с просьбой провести проверку. Факты подтвердились. Руководителю следственного органа внесено требование об устранении нарушений федерального законодательства (вх. N КЛ-1191 от 06.04.2021).
Каждое седьмое обращение (17%) имело отношение к правам человека в местах принудительного содержания. Прежде всего, это были просьбы о проверке законности действий сотрудников УИС, оказании помощи в медицинском обеспечении заключенных и осужденных, в улучшении условий содержания в исправительных учреждениях, в переводе осужденных в иное исправительное учреждение, в освобождении от наказания (условно-досрочно либо по болезни).
В поступившем обращении члена Общественной палаты РФ Р. содержалась просьба о поддержке освобождения осужденной А. от отбывания наказания в связи с болезнью. После обращения Уполномоченного к директору ФСИН России 22 июля 2021 г. осужденной проведено повторное комиссионное медицинское освидетельствование, установившее наличие у нее заболевания, препятствующего дальнейшему отбыванию наказания. На основании заключения администрация ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области направила соответствующее ходатайство в суд. Решением суда от 1 сентября 2021 г. осужденная освобождена от отбывания наказания в связи с болезнью (вх. N 96 от 06.03.2021).
В секторе защиты социальных прав представители гражданского общества чаще всего просили оказать помощь в защите трудовых и жилищных прав. Поступали также обращения по вопросам социального обеспечения, права на образование.
Учредитель первой в Крыму общероссийской газеты "Закон и порядок - Юг", координатор медиапроекта "ЗАКОН и ПОРЯДОК", координатор в Крыму Межрегионального общественного движения "Потомки Бессмертного полка" О.М. Бондаренко заявил о нарушении прав детей на обучение по семейной форме. Заявитель сообщил, что в нарушение требований законодательства на сайтах ряда образовательных организаций не размещены локальные акты по вопросам организации семейного образования и самообразования. Уполномоченным направлено обращение в республиканскую прокуратуру с просьбой провести проверку. Нарушения подтвердились, приняты меры прокурорского реагирования, образовательными учреждениями ситуация исправлена. В частности, локальные акты по вопросам организации семейного образования и самообразования размещены на официальных сайтах учебных заведений, 14 локальных актов приведены в соответствие с требованиями законодательства. За допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено 45 должностных лиц (вх. N Б-158 от 29.01.2021).
Вопросы оказания помощи в переезде в Россию и в получении российского гражданства были основной темой обращений в сфере миграции.
Заместитель председателя Международного союза юристов, вице-президент Европейского Института Омбудсмена Н.И. Карпачева обратилась к Уполномоченному с просьбой оказать содействие во въезде в Российскую Федерацию гражданке Украины П. для специализированного медицинского лечения. П. была записана в Центр протонной терапии в г. Санкт-Петербурге, но въезд был ограничен. Изучив гуманитарную ситуацию, Уполномоченным было направлено соответствующее ходатайство в Пограничную службу ФСБ России. В результате гражданке Украины П. и сопровождающему ее лицу разрешили въезд на территорию Российской Федерации, где она, по информации инициатора обращения, прошла лечение в феврале 2021 г.
В 2021 году поступали также обращения от ликвидируемых общественных правозащитных организаций с просьбой вмешаться в эти процессы.
В ноябре 2021 г. поступило коллективное обращение ряда правозащитников в связи с ликвидацией Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" и Межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал" (организации включены Минюстом России в Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента в 2016 г. и 2014 г. соответственно) по причине невыполнения ими требований законодательства об иностранных агентах, в связи с неоднократным нарушением ими требований законодательства, предусматривающих маркировку распространяемых ими материалов указанием на то, что данные организации выполняют функции иностранного агента.
Мною в рамках своего мандата принимается комплекс мер по обеспечению прав граждан в данной сфере, осуществляется мониторинг, направляются сотрудники для участия в судебных заседаниях, высказывается позиция в СМИ (вх. N КЛ-3945* от 12.11.2021).
Необходимо отметить, что между Уполномоченным и многими неправительственными организациями установлено эффективное взаимодействие. Хотя наши позиции не всегда совпадают, мы ведем содержательный и конструктивный диалог по актуальным проблемам защиты прав человека, взаимодействуем и принимаем меры по сигналам, поступившим от этих организаций по вопросам нарушений прав человека. В рамках Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации действует рабочая группа правозащитников, которая рассматривает широкий спектр вопросов. Совместно с членами Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" и Межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал" (организации включены Минюстом России в Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента в 2016 году и 2014 году соответственно) мы проводили ряд мероприятий по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, взаимодействовали по отдельным правозащитным кейсам. Но данное обстоятельство не снимает с неправительственных организаций обязанности действовать в строгом соответствии с законом.
Проведение мониторинга соблюдения прав человека
Уполномоченным совместно с правозащитными организациями практикуется проведение мониторинга соблюдения прав человека в различных сферах жизни. Такой мониторинг осуществлялся, в частности, за соблюдением избирательных прав граждан в ходе подготовки и проведения выборов в сентябре 2021 года. Было организовано взаимодействие с Мониторинговой рабочей группой СПЧ, члены которой выезжали в субъекты Российской Федерации для проведения мониторинга. Заключено соглашение о сотрудничестве с АНО "Независимый общественный мониторинг". Организован обмен информацией с различными участниками общественного контроля за выборами*(598).
В период подготовки и проведения единого дня голосования представители АНО "Независимый общественный мониторинг" приняли непосредственное участие в деятельности созданной в Аппарате Уполномоченного Мониторинговой рабочей группы, которая выявила отдельные нарушения избирательных прав граждан.
Участие представителей гражданского общества в конференциях, круглых столах, совещаниях и других мероприятиях по вопросам защиты прав и свобод человека, организуемых Уполномоченным
Взаимодействие с гражданским обществом предполагает наличие встречных векторов, движение в обоих направлениях. Участие представителей гражданского общества в конференциях, круглых столах, совещаниях и других мероприятиях по вопросам защиты прав и свобод человека, организуемых Уполномоченным и Аппаратом, стало доброй традицией. Правозащитники являются частыми гостями в Доме прав человека.
В списке мероприятий, в которых участвовали представители гражданского общества в 2021 г.: День правовой помощи гражданам, признанным жертвами политических репрессий (апрель 2021 г.), круглый стол на тему защиты прав человека в уголовном процессе в период развития цифровых технологий (июнь 2021 г.), круглый стол по вопросам обеспечения ресоциализации заключенных и лиц, освободившихся из мест принудительного содержания (июнь 2021 г.), круглый стол на тему социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений (июль 2021 г.), круглый стол, посвященный вопросам защиты избирательных прав граждан (сентябрь 2021 г.), совещание на тему защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (октябрь 2021 г.) и др.
Представители НКО и научно-экспертного сообщества - непременные участники ежегодной Международной конференции по защите прав человека на евразийском пространстве и различных международных мероприятиях.
Так, в V Международной конференции по правам человека "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов" принял участие и выступил с докладом председатель межрегиональной общественной правозащитной благотворительной организации "Комитет за гражданские права" А.В. Бабушкин, а также председатель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ А.В. Воронцов*(599).
Участие Уполномоченного и сотрудников аппарата в мероприятиях институтов гражданского общества
С другой стороны, Уполномоченный и сотрудники Аппарата также участвовали во многих конференциях, круглых столах и других мероприятиях, организованных Общественной палатой РФ, СПЧ, правозащитными НКО, общественными организациями (всего 23).
Некоторые из них: по вопросам ресоциализации и адаптации осужденных граждан в регионах России (февраль 2021 г., организован Общественной палатой РФ); совершенствования правового регулирования защищенности пострадавших от преступных посягательств (февраль 2021 г., организован Общественной палатой РФ); совершенствования системы МСЭ (апрель 2021 г., организован Общероссийским общественным движением "Народный фронт "За Россию"); призыва и набора по контракту на военную службу (апрель 2021 г., организован Общественной палатой РФ); защиты прав соотечественников (июнь 2021 г., организован международным общественным фондом "Российский фонд мира"); ревакцинации от коронавируса (июль 2021 г., организован международным клубом "Валдай"); соблюдения прав участников избирательного процесса (сентябрь 2021 г., организован Общественной палатой РФ); перспектив развития гражданского общества в России (декабрь 2021 г., организован Общественной палатой РФ) и др.
Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации
Важную роль в выявлении системных проблем в сфере прав человека и в поиске нового правозащитного инструментария играет Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, в состав которого входят представители научного сообщества, члены общественных правозащитных организаций.
В 2021 г. было проведено 13 расширенных заседаний специализированных секций Экспертного совета при Уполномоченном и заседание Малого экспертного совета. Темами обсуждения стали актуальные вопросы правозащитной тематики: смягчение ответственности за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и ужесточение ответственности для должностных лиц за пытки и жестокое обращение с человеком (апрель 2021 г.); обеспечение жизненно необходимыми лекарствами детей с редкими орфанными заболеваниями (июнь 2021 г.); совершенствование правового статуса института государственного правозащитника (июнь 2021 г.); обсуждение проекта "Исправительное учреждение объединенного типа" (июль 2021 г.); защита прав человека в административном процессе, в местах принудительного содержания (октябрь 2021 г.); актуальные проблемы правового просвещения и образования в области прав и свобод человека и гражданина (октябрь 2021 г.); защита прав граждан с нарушениями психического здоровья (октябрь 2021 г.); защита экономических и политических прав (ноябрь 2021 г.); совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина (ноябрь 2021 г.); укрепление международного сотрудничества в защите прав мигрантов, а также российских соотечественников за рубежом (декабрь 2021 г.) и др.
Молодежный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации
Для Уполномоченного особенно важно взаимодействие с молодежной аудиторией в вопросах защиты прав, свобод и законных интересов молодежи. Это наиболее активная и энергичная часть общества с новыми идеями и взглядами на решение глобальных вопросов. Они нуждаются в поддержке, создании благоприятных условий для развития их потенциала и обеспечении равных возможностей. С другой стороны, Уполномоченный полагает, что молодые правозащитники могут усилить потенциал института в вопросах правового просвещения и образования, в подготовке предложений по усилению гарантий прав молодежи, в популяризации правозащитной тематики.
Именно поэтому в сентябре 2021 года был сформирован Молодежный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, в состав которого вошли представители молодежных советов при региональных уполномоченных, молодежных, студенческих и иных общественных объединений, молодежного научного сообщества.
14 декабря 2021 г. в Доме прав человека представители молодежных организаций, органов государственной власти, молодые правозащитники и гражданские активисты собрались на первое заседание Молодежного совета, чтобы обсудить вопросы, которые волнуют сегодня молодежь. В основном они носят социальный характер: доступное и качественное образование, трудоустройство и достойная оплата труда, низкий размер стипендий, непредоставление общежитий, жилищное обеспечение детей-сирот и молодых семей, здравоохранение, проблемы обеспечения досуга, угрозы правам молодежи в цифровой среде и др.
Участие в Рабочей группе по формированию ОНК
Уполномоченный участвует в подборе кандидатов в члены ОНК через своих представителей в Рабочей группе по вопросам формирования и взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями. В 2021 году сформированы новые составы комиссий в 9 субъектах Российской Федерации, в 13 - прошли довыборы членов ОНК. Уполномоченным поддержано 2 кандидата по их обращениям, один из них вошел в состав ОНК Ставропольского края*(600).
Обучение в сфере прав и свобод человека
В рамках совместной деятельности Уполномоченного и Научно-образовательного центра по правам человека на базе МГЮА имени О.Е. Кутафина продолжилось обучение представителей гражданского общества по вопросам защиты прав и свобод человека.
В 2021 г. было проведено 5 обучающих семинаров для членов ОНК: актуальные вопросы деятельности общественных наблюдательных комиссий по защите прав человека в местах принудительного содержания (2 апреля 2021 г. в г. Рязани, 1-2 июня 2021 г. в г. Астрахани, 14 сентября 2021 г. в г. Владивостоке); актуальные вопросы формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания; особенности фиксации членами ОНК нарушений соблюдения прав человека в местах принудительного содержания (26-27 апреля 2021 г. в г. Тамбове, 28-29 сентября 2021 г. в г. Калининграде).
Участие гражданского общества в реализации правопросветительских проектов
Продолжена практика участия гражданского общества в реализации правопросветительских проектов, направленных на повышение правовой грамотности населения, отдельных его групп.
Среди таких проектов: социально-просветительский проект "Правовой марафон для пенсионеров" (при поддержке Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" и регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" по г. Москве), правозащитный онлайн-марафон "Студенческий дозор" (по инициативе Общероссийской общественной организации "Всероссийский студенческий союз"), фестиваль "Интеграция" для людей с инвалидностью" (в партнерстве с некоммерческой организацией "Ассоциация инклюзивных вузов"), Всероссийский конкурс СМИ "В фокусе - права человека" (совместно с Общероссийской общественной организацией "Союз журналистов России")*(601).
Поддержка некоммерческих социально ориентированных организаций, занимающихся защитой прав человека и помощью гражданам
Одним из приоритетов в работе Уполномоченного является поддержка некоммерческих социально ориентированных организаций, занимающихся защитой прав человека и помощью гражданам. Такая поддержка осуществляется в различных формах - от моральной поддержки до оказания помощи в решении конкретных жизненных проблем.
Уполномоченный является членом Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества*(602), организует работу Общественной комиссии при Президенте Российской Федерации по определению кандидатур на присуждение Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности*(603).
Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности в области благотворительной деятельности в 2021 году Указом Президента Российской Федерации были удостоены член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова и директор НКО "Агентство социальной информации", председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, президент фонда спасения тяжелобольных детей "Линия жизни" Фаина Захарова*(604).
Традиционно Уполномоченный продолжает осуществлять правозащитный социально-просветительский проект "Спешите делать добро", который объединяет вокруг себя людей, смыслом жизни которых стали добро, гуманизм, милосердие. Проект направлен на поддержание деятельности правозащитных организаций и людей, искренне неравнодушных к чужому горю. Ежегодно на конкурс выдвигается более 100 номинантов. Лауреаты награждаются одноименной медалью Уполномоченного "Спешите делать добро" за большой вклад в дело защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Торжественная церемония вручения медали проходит ежегодно 10 декабря, в День празднования принятия Всеобщей декларации прав человека.
В 2021 году она прошла 10 декабря в Доме прав человека. Нескольких лауреатов смогли приехать и получить награду из рук Уполномоченного. Другим номинантам в связи с пандемией вручение награды осуществили в регионах уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Всего в 2021 году награду получили 11 человек из 103 номинантов:
- Ардеева Ангелина Сергеевна, член Совета старейшин коренных малочисленных народов Севера при Администрации Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономный округ);
- Белов Олег Константинович, руководитель театра-студии "Счастливый случай" при государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Самарская областная клиническая психиатрическая больница" (Самарская область);
- Богачева Ирина Викторовна, президент Фонда помощи талантливым детям, молодежи и инвалидам, поддержки и продвижения социальных, образовательных, культурных и спортивных проектов "Возрождение и Надежда" (город Москва);
- Глухих Зоя Александровна, исполнительный директор Свердловской региональной общественной организации социализации и реабилитации детей "Пеликан" (Свердловская область);
- Дещица Анна Олеговна, врач-стоматолог, ортопед стоматологической клиники "Акварель", которая многие годы бесплатно оказывает стоматологическую помощь малообеспеченным людям (Нижегородская область);
- Заборовская Алена Владимировна, доброволец поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт Ямал" (Ямало-Ненецкий автономный округ);
- Квасов Юрий Иванович, пенсионер, экоактивист, занимающийся распространением экологических знаний среди молодежи (Алтайский край);
- Лебедев Александр Анатольевич, генеральный директор Регионального фонда социальной поддержки населения (Орловская область);
- Питиримова Татьяна Николаевна, президент Владимирского областного общественного благотворительного фонда содействия защите материнства и детства "МАМА" (Владимирская область);
- Смирнов Евгений Вадимович, генеральный директор Краснодарской региональной общественной организации "Социальный спортивно-творческий центр "Инклюзия" (Краснодарский край);
- Терентьев Михаил Борисович, председатель Всероссийского общества инвалидов, которое объединяет более 1,5 млн человек, состоит из 83 региональных организаций и более 2 тыс. местных общественных объединений (город Москва).
Конструктивный диалог с институтами гражданского общества и их поддержка будут продолжены. Уполномоченный выступает за расширение направлений и форм участия гражданского общества в общественном контроле за соблюдением прав и свобод граждан органами государственной власти, их должностными лицами.
Сохраняется ряд вопросов и в части совершенствования нормативно-правового обеспечения деятельности ОНК. Уполномоченный выступает за усиление роли общественных наблюдательных комиссий в предотвращении пыток и других злоупотреблений в местах лишения свободы. Минюстом России подготовлен законопроект, предусматривающий создание механизма финансирования поездок общественных контролеров в места принудительного содержания, совершенствование порядка подбора и наделения полномочиями кандидатов в члены ОНК, обеспечение дополнительных гарантий независимости членов ОНК. Полагаем, что его скорейшее принятие также будет способствовать повышению уровня защищенности прав человека в местах принудительного содержания*(605).
Необходимо проработать вопрос о включении в число объектов общественного контроля специальных транспортных средств, используемых для этапирования, а также конвойные помещения судов, которые по-прежнему остаются вне сферы общественного контроля. О необходимости таких изменений отмечалось ранее в докладах о деятельности Уполномоченного*(606). К сожалению, законодатель не включил эти спецобъекты в число объектов общественного контроля*(607).
Также предлагается нормативно закрепить возможность ознакомления членов ОНК с книгами учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России. Нередко в отделах полиции отказывают в предоставлении таких книг, ссылаясь на приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83, согласно которому они предназначены для служебного пользования и не названы в перечне документов, предоставляемых членам ОНК*(608).
Отказ в предоставлении членам ОНК документа, в котором подлежит отражению информация о лицах, доставленных в дежурную часть отдела полиции, и при наличии предоставленного Федеральным законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"*(609) права посещения "закрытых" для доступа иных лиц, не наделенных специальными полномочиями, помещений, в которых осуществляется принудительное содержание граждан, сведения о которых должны находиться в таком документе, противоречит смыслу, принципам и целям осуществления общественного контроля, затрудняет его проведение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.