Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 апреля 2022 г. N 03-02-06/32816
В Минфине России рассмотрено обращение от 29.03.2022 и по вопросам, отнесенным к компетенции Минфина России, сообщается следующее.
В настоящее время реализуется национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее - НП МСП), включающий различные мероприятия по финансовой и нефинансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
В рамках НП МСП осуществляется перечень кредитно-гарантийных мер поддержки субъектов МСП, в том числе:
1) программа льготного кредитования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке" (далее - Программа N 1764), позволяющая субъектам МСП заключить кредитный договор на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, развитие предпринимательской деятельности или рефинансирование по льготной ставке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2022 N 441 внесены изменения в Программу N 1764, направленные на нивелирование последствий, вызванных ограничительными мерами в отношении Российской Федерации, в рамках которых предусматривается расширение доступа субъектам МСП к кредитам по льготной ставке.
Так, в соответствии с изменениями Программы N 1764 ставка для конечного заемщика установлена на уровне 13,5% для средних предприятий и 15% для малых предприятий и не зависит от ключевой ставки Банка России. Указанные ставки субсидирования установлены с учетом баланса интересов кредиторов и заемщиков.
Дополнительно сообщаем, что Советом директоров Банка России 05.03.2022 принято решение о создании временного специализированного механизма предоставления ликвидности, направленного на поддержку кредитования субъектов МСП в текущих экономических условиях. В рамках указанного механизма кредитные организации получают фондирование Банка России под 9,5% годовых для предоставления кредитов субъектам МСП по льготным ставкам - не более 15% для малых предприятий и не более 13,5% для средних предприятий. Фондирование Банком России осуществляется по двум программам: прямое фондирование без обеспечения сроком на 365 дней и фондирование по программе стимулирования кредитования субъектов МСП, реализуемой совместно с АО "Корпорация "МСП", сроком до трех лет;
2) гарантии АО "Корпорация "МСП" по кредитам субъектов МСП в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 1820 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", г. Москва, в целях исполнения обязательств по гарантиям и поручительствам, предоставленным в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам".
АО "Корпорация "МСП" предоставляются независимые гарантии и "зонтичные" поручительства субъектам МСП для обеспечения кредитования (выдачи займов) на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств и рефинансирование кредитов при недостаточности залогового обеспечения. АО "Корпорация "МСП" выступает гарантом исполнения субъектами МСП своих кредитных и заемных обязательств и разделяет с финансовыми организациями риски, связанные с ухудшением финансового состояния заемщика и его неспособностью надлежащим образом обслуживать кредит.
Учитывая вышеизложенное, осуществляемая в настоящее время поддержка субъектов МСП позволяет обеспечить заявляемые финансовые потребности хозяйствующих субъектов.
Понятие "налоговые каникулы" законодательством о налогах и сборах не установлено, в связи с чем указанное предложение требует конкретизации.
При принятии решения о введении новых механизмов налогового стимулирования необходимы детальная проработка предлагаемых мер, а также оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот. Без проведения соответствующего анализа последствий предлагаемых мер оценить необходимость их введения не представляется возможным.
В случае если лицо нуждается во временном снижении налоговой нагрузки, оно вправе обратиться в уполномоченный орган (статья 63 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)) с заявлением о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, регулируемых Кодексом, при наличии оснований, установленных пунктом 2 статьи 64 Кодекса, и соблюдении условий, предусмотренных статьями 61, 62, 64 Кодекса.
Такая отсрочка (рассрочка) предоставляется на основании заявления заинтересованного лица и документов, указанных в пунктах 5 - 5.1 статьи 64 Кодекса.
На основании пункта 12 статьи 64 Кодекса законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов.
Кроме того, в рамках предоставленных на период 2022 года нормой статьи 4 Кодекса полномочий Правительство Российской Федерации своим решением:
продлило на месяц срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль организаций, уплата которого приходилась на 28 марта, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 286 Кодекса (постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2022 N 470 "Об изменении срока уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль организаций в 2022 году");
продлило на шесть месяцев срок уплаты налога по упрощенной системе налогообложения за 2021 год и авансового платежа по нему за I квартал 2022 года для представителей наиболее пострадавших отраслей экономики с последующей полугодовой рассрочкой уплаты отсроченных платежей (постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2022 N 512 "Об изменении сроков уплаты налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году").
Полномочиями по продлению в порядке и на условиях, установленных статьей 4 Кодекса, в 2022 году сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1, 2 и 5 пункта 2 статьи 18 Кодекса, региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора наделены высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса в настоящее время содержит широкий спектр налоговых преференций в части налогообложения прибыли организаций для предприятий, осуществляющих инвестиции в развитие производства.
Указанные преференции заключаются в праве регионов законами субъектов Российской Федерации устанавливать на различные сроки для конкретной категории налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции, пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, которые могут быть уменьшены до нуля (например, для участников региональных инвестиционных проектов, участников специальных инвестиционных контрактов).
При этом ставка по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в случае принятия упомянутых законов субъекта Российской Федерации устанавливается в размере 0 процентов.
Также налогоплательщики, инвестирующие средства в развитие производства, могут воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом (далее - ИНВ) в рамках налога на прибыль организаций, согласно которому налогоплательщик вправе уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при наличии соответствующего решения субъекта Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации вправе определять категорию налогоплательщиков, а также категорию объектов основных средств, в отношении которых предоставляется право применения ИНВ.
Таким образом, в части налога на прибыль организаций меры государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиции в развитие производства, в достаточной степени урегулированы главой 25 Кодекса и не требуют дополнительного регулирования.
При этом налог на прибыль организаций ежегодно является одним из основных бюджетообразующих налоговых источников для доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, поступивший в федеральный бюджет налог на прибыль организаций по ставке 1% подлежит направлению на оказание финансовой поддержки регионов.
Доходы от указанной централизации 1 процентного пункта налога на прибыль организаций являются источником увеличения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Снижение ставки по налогу на прибыль организаций приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, что, согласно принципу самостоятельности бюджетов, предусмотренному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, потребует соответствующей компенсации, объемы которой не представлены.
Реализация предложения также приведет к снижению источника финансовой поддержки регионов, в связи с чем не может быть поддержана.
В части освобождения от уплаты арендных платежей сроком на 10 лет сообщаем, что доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, относятся согласно статьям 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и зачисляются по нормативу 100 процентов в бюджет собственника соответствующего имущества (федеральный, региональный или муниципальный).
Введение на федеральном уровне арендных каникул в отношении государственного и муниципального имущества приведет к нарушению принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и принципа самостоятельности бюджетов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, самостоятельно принимают решения об установлении льгот по аренде регионального и муниципального имущества.
Обращаем внимание, что решения, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно, не должны повлечь риски несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В части освобождения от уплаты земельного налога сроком на 10 лет сообщаем, что земельный налог является местным налогом, доходы от которого зачисляются в местные бюджеты по нормативу 100 процентов.
Указанные налоговые поступления в существенной степени обеспечивают сбалансированность местных бюджетов.
Следует отметить, что вопросы укрепления финансовой обеспеченности муниципальных образований и создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения местных бюджетов, в том числе в связи со сложной макроэкономической ситуацией, находятся на постоянном контроле федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отмена земельного налога приведет к выпадающим доходам местных бюджетов, что потребует компенсации в соответствующем объеме.
В соответствии с положениями Кодекса органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы по местным налогам, при этом данные решения не должны повлечь риски несбалансированности местных бюджетов.
Заместитель директора |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В России реализуется нацпроект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", включающий различные мероприятия по финансовой и нефинансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Действует программа льготного кредитования, позволяющая заключить кредитный договор на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, развитие предпринимательской деятельности или рефинансирование по льготной ставке. Недавно ставка для конечного заёмщика была установлена на уровне 13,5% для средних предприятий и 15% для малых предприятий. Она не зависит от ключевой ставки Банка России.
Действуют гарантии АО "Корпорация МСП" по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Продлён на месяц срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль организаций, уплата которого приходилась на 28 марта.
Продлён на 6 месяцев срок уплаты налога по упрощенной системе налогообложения за 2021 г. и авансового платежа по нему за I квартал 2022 г. для представителей наиболее пострадавших отраслей экономики с последующей полугодовой рассрочкой уплаты отсроченных платежей.
Налогоплательщики, инвестирующие средства в развитие производства, могут воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом в рамках налога на прибыль организаций.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 апреля 2022 г. N 03-02-06/32816
Опубликование:
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 13 июня 2022 г. N 12
журнал "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", июнь 2022 г. N 6