В соответствии с пунктами 6 и 13 статьи 64 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Требования к проведению дистанционного электронного голосования (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
Н.А. Бударина |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 8 июня 2022 г. N 86/715-8
Требования
к проведению дистанционного электронного голосования
1. Общие положения
1.1. Требования к проведению дистанционного электронного голосования разработаны в соответствии с пунктами 6 и 13 статьи 64 1Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
1.2. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, доступ к которому избирателю, участнику референдума предоставляется на специальном портале в сети Интернет, в том числе с использованием специального мобильного приложения.
1.3. Дистанционное электронное голосование проводится с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем.
1.4. Дистанционное электронное голосование проводится в соответствии с порядком дистанционного электронного голосования, утверждаемым соответствующей избирательной комиссией согласно пунктам 9-12 статьи 64 1 Федерального закона N 67-ФЗ.
1.5. При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателя, участника референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления.
1.6. Принять участие в дистанционном электронном голосовании имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на соответствующих выборах, правом на участие в соответствующем референдуме, являющийся пользователем федеральной государственной информационной системы и (или) региональной государственной информационной системы с действующей подтвержденной учетной записью в этой системе, данные которой сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы" на комплексе средств автоматизации ГАС "Выборы", а также соответствующий условиям (требованиям), определенным решением о проведении дистанционного электронного голосования (зарегистрированный по месту жительства на территории, где проводится дистанционное электронное голосование).
1.7. На выборах в федеральные органы государственной власти для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и региональные государственные информационные системы.
На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и (или) региональные государственные информационные системы.
1.8. Для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и региональные государственные информационные системы, прошедшие сертификацию и соответствующие требованиям:
к защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах первого класса защищенности;
к защите персональных данных при их обработке в государственных информационных системах по третьему или выше уровню защищенности.
При этом должна быть проведена оценка соответствия системы защиты информации государственной информационной системы требованиям по защите информации в форме аттестации, а также оценка эффективности реализованных в рамках системы защиты персональных данных мер по обеспечению безопасности персональных данных.
1.9. Для обеспечения проведения дистанционного электронного голосования ЦИК России (избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с ЦИК России) вправе сформировать одну или несколько территориальных комиссий дистанционного электронного голосования (далее - ТИК ДЭГ).
ТИК ДЭГ формируется на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.
В случае если ТИК ДЭГ не формируется, полномочия по обеспечению проведения дистанционного электронного голосования устанавливаются в соответствии с порядком дистанционного электронного голосования.
1.10. При принятии соответствующей комиссией решения о проведении дистанционного электронного голосования в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней проведение дистанционного электронного голосования является обязательным на всей территории, на которой проводятся указанные выборы и (или) референдумы.
1.11. Порядок дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы на выборах в федеральные органы государственной власти утверждается ЦИК России на основании предложений соответствующих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
2. Требования к составлению списка участников дистанционного электронного голосования и к списку принявших участие в дистанционном электронном голосовании
2.1. Список участников дистанционного электронного голосования (далее - список участников ДЭГ) составляется в электронном виде по каждому избирательному округу (каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные (территориальные) группы), каждому округу референдума не позднее чем в день, предшествующий дню (первому дню) голосования, на основании заявлений об участии в дистанционном электронном голосовании (далее - заявление ДЭГ).
В случае если участие в дистанционном электронном голосовании осуществляется без подачи заявления ДЭГ, на основании информации о фактическом участии избирателей, участников референдума в дистанционном электронном голосовании формируется список (списки) принявших участие в дистанционном электронном голосовании (далее - список принявших участие в ДЭГ).
2.2. Избиратель, участник референдума, включенный в список участников ДЭГ, исключается из списка избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
В случае участия в дистанционном электронном голосовании без подачи заявления ДЭГ избиратель, участник референдума, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, исключается из списка избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
2.3. Список (списки) участников ДЭГ, список (списки) принявших участие в ДЭГ должны содержать следующие данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, номер мобильного телефона, поле для отметки о доступе к электронному бюллетеню (электронным бюллетеням), где проставляются серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации участника дистанционного электронного голосования (далее - участник ДЭГ).
2.4. Список участников ДЭГ подписывается электронными подписями председателя и секретаря ТИК ДЭГ.
2.5. Со списком (списками) участников ДЭГ, списком (списками) принявших участие в ДЭГ вправе ознакомиться члены соответствующих комиссий и наблюдатели за дистанционным электронным голосованием.
3. Требования к электронным бюллетеням
3.1. Электронные бюллетени формируются в соответствии с порядком дистанционного электронного голосования на основании форм и текстов бюллетеней, утвержденных соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума.
3.2. Содержание электронных бюллетеней должно соответствовать требованиям к бюллетеням, установленным Федеральным законом N 67-ФЗ.
3.3. Внесение изменений в электронный бюллетень после начала дистанционного электронного голосования не допускается.
3.4. Отображение электронного бюллетеня производится на экране технического устройства (персонального компьютера, планшетного компьютера, смартфона или другого технического устройства) с учетом его технических характеристик.
4. Требования к порядку участия в дистанционном электронном голосовании
4.1. Для участия в дистанционном электронном голосовании участник ДЭГ обращается на специальный портал в сети Интернет, в том числе с использованием специального мобильного приложения, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
4.2. В ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления участником ДЭГ изменение волеизъявления (повторное волеизъявление) не допускается.
4.3. При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления участника ДЭГ по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в соответствующей базе данных. Зашифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа зашифрования. Расшифрование результатов волеизъявления с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования.
4.4. До дня (первого дня) голосования производится формирование ключа зашифрования и ключа расшифрования, разделение ключа расшифрования на отдельные части. Количество частей ключа расшифрования определяется решением ТИК ДЭГ.
4.5. При формировании ключа зашифрования и ключа расшифрования, разделении ключа расшифрования на отдельные части вправе присутствовать члены ТИК ДЭГ, а также члены ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, сформировавших ТИК ДЭГ, представители средств массовой информации, указанные в пункте 1 2 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ.
4.6. Избиратель, участник референдума, включенный в список участников ДЭГ или в список принявших участие в ДЭГ и получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень (бюллетени) на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
При проведении дистанционного электронного голосования избирателю, участнику референдума должна быть предоставлена возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании в помещении для голосования избирательного участка, участка референдума или ином помещении, оборудованном для дистанционного электронного голосования, определенном порядком дистанционного электронного голосования. Сведения о таких помещениях размещаются на сайте соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в сети Интернет не позднее чем за десять дней до дня голосования.
5. Требования к порядку установления итогов дистанционного электронного голосования и их учета при определении результатов выборов (установления итогов голосования на соответствующей территории), результатов референдума
5.1. Итоги дистанционного электронного голосования устанавливаются по завершении дистанционного электронного голосования и отражаются в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования.
5.2. В случае если для участия в дистанционном электронном голосовании подавались заявления ДЭГ, при установлении итогов дистанционного электронного голосования по соответствующему округу (территории) формируется список участников ДЭГ по состоянию на момент завершения дистанционного электронного голосования, где должно проставляться число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент завершения голосования, и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ.
Каждый список участников ДЭГ подписывается электронной подписью председателя и секретаря ТИК ДЭГ.
5.3. В случае если для участия в дистанционном электронном голосовании подавались заявления ДЭГ, электронная копия списка (списков) участников ДЭГ формируется и записывается на внешний носитель информации.
После записи указанной копии на внешний носитель информации внесение изменений в список (списки) участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий копию списка (списков) участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место.
5.4. После завершения работы со списком (списками) участников ДЭГ (в случае, если для участия в дистанционном электронном голосовании подавались заявления ДЭГ) производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей, после чего с использованием собранного ключа запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ.
После расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ председатель ТИК ДЭГ формирует в электронном виде протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования.
Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования должен содержать следующие данные по соответствующему округу (территории):
число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования (в случае, если для участия в дистанционном электронном голосовании подавались заявления ДЭГ);
число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ;
число электронных бюллетеней, использованных участниками ДЭГ;
число недействительных электронных бюллетеней;
число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата (каждое избирательное объединение), за и против вопроса (вопросов) референдума.
Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования должен быть подписан электронной подписью каждым присутствующим членом ТИК ДЭГ и размещен на портале наблюдения в сети Интернет.
5.5. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по соответствующему округу (территории) признаются ТИК ДЭГ недействительными. В этом случае в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования делается соответствующая отметка.
5.6. Данные об итогах дистанционного электронного голосования по соответствующему округу (территории) передаются с использованием информационно-телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в избирательную комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов (устанавливающую итоги голосования на соответствующей территории), комиссию референдума, определяющую результаты референдума.
5.7. В избирательной комиссии, определяющей результаты соответствующих выборов (устанавливающей итоги голосования на соответствующей территории), комиссии референдума, определяющей результаты референдума, данные об итогах дистанционного электронного голосования по соответствующему округу (территории) распечатываются, подписываются председателем, секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы".
5.8. Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу о результатах выборов (об итогах голосования), о результатах референдума отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе о результатах выборов (об итогах голосования), о результатах референдума согласно утвержденным формам протокола и сводной таблицы.
5.9. В случае если итоги дистанционного электронного голосования были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу о результатах выборов (об итогах голосования), о результатах референдума и не учитываются в протоколе о результатах выборов (об итогах голосования), о результатах референдума.
6. Требования к хранению и уничтожению избирательной документации, документации референдума и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставлению доступа к указанной документации и информации
6.1. Протоколы заседаний, решения ТИК ДЭГ и документы, приложенные к ним, хранятся в ТИК ДЭГ до окончания срока ее полномочий, после чего передаются в комиссию, принявшую решение о проведении дистанционного электронного голосования, для последующего хранения в соответствии с установленным порядком.
6.2. В ТИК ДЭГ хранятся до окончания срока ее полномочий, а затем передаются избирательной комиссии, сформировавшей ТИК ДЭГ, для хранения в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, на которых проводилось дистанционное электронное голосование, после чего подлежат уничтожению по акту следующие данные, содержащиеся на внешних носителях информации и (или) в распределенной базе данных:
данные для составления списка (списков) участников ДЭГ (в случае, если для участия в дистанционном электронном голосовании подавались заявления ДЭГ) ;
исходные данные для формирования электронных бюллетеней;
ключ зашифрования и ключ расшифрования;
цепочка блоков информации из распределенной базы данных;
электронная копия списка (списков) участников ДЭГ (списка (списков) принявших участие в ДЭГ).
6.3. Уничтожение документов (данных), связанных с проведением дистанционного электронного голосования, осуществляется по истечении срока их хранения в соответствии с пунктом 4.13 правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31 марта 2015 года N 526.
7. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием
7.1. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ с учетом особенностей такого голосования.
7.2. Наблюдателей за дистанционным электронным голосованием может назначить не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования:
политическая партия, либо ее структурное подразделение, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование;
зарегистрированный кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование;
инициативная группа по проведению референдума, на котором проводится дистанционное электронное голосование;
субъект общественного контроля, имеющий право назначения наблюдателей на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование.
Каждый из указанных субъектов имеет право назначить по три наблюдателя за дистанционным электронным голосованием, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием.
7.3. В случае выдвижения политической партией (ее структурными подразделениями) нескольких зарегистрированных кандидатов, зарегистрированных списков кандидатов на разных выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование, такая политическая партия вправе назначить наблюдателей за дистанционным электронным голосованием от всех выдвинутых ею (ее структурными подразделениями) зарегистрированных кандидатов (зарегистрированных списков кандидатов).
7.4. Списки наблюдателей с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого наблюдателя направляются в ТИК ДЭГ или иную комиссию не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования.
7.5. При проведении дистанционного электронного голосования наблюдателям за дистанционным электронным голосованием предоставляется доступ к отдельному узлу (ноде) распределенной базы данных.
7.6. Наблюдателям за дистанционным электронным голосованием предоставляется возможность ознакомления со списком (списками) участников ДЭГ, списком (списками) принявших участие в ДЭГ. При этом наблюдателям запрещается каким-либо образом копировать содержание списка (списков) участников ДЭГ, списка (списков) принявших участие в ДЭГ и распространять персональные данные участников ДЭГ.
7.7. В помещении ТИК ДЭГ на средствах отображения информации производится постоянное непрерывное отображение следующей информации:
число участников ДЭГ, включенных в список (списки) участников ДЭГ (в случае, если для участия в дистанционном электронном голосовании подавались заявления ДЭГ);
число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ;
число электронных бюллетеней, использованных участниками ДЭГ;
блоки информации, содержащие зашифрованные результаты волеизъявления участников ДЭГ;
информация о формировании цепочек блоков информации в распределенной базе данных;
доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании (получивших доступ к электронному бюллетеню (электронным бюллетеням), от общего числа участников ДЭГ, включенных в список (списки) участников ДЭГ.
7.8. При организации проведения дистанционного электронного голосования и установлении его итогов наблюдателям за дистанционным электронным голосованием обеспечивается возможность получения цепочек блоков информации и расшифровка их сумм по соответствующим выборам, референдуму.
7.9. На портале наблюдения в сети Интернет не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования будут отображаться следующие данные:
число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ (в случае, если для участия в дистанционном электронном голосовании подавались заявления ДЭГ), в том числе в разрезе избирательных участков (участков референдума);
число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков (участков референдума);
число электронных бюллетеней, использованных участниками ДЭГ;
доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании (получивших доступ к электронному бюллетеню (электронным бюллетеням), от общего числа участников ДЭГ, включенных в список (списки) участников ДЭГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Список участников дистанционного электронного голосования составляется в электронном виде по каждому избирательному округу не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, на основании заявлений об участии в таком голосовании. Он подписывается электронными подписями председателя и секретаря территориальной комиссии дистанционного электронного голосования.
Для участия в указанном голосовании участник обращается на специальный портал в сети Интернет, в том числе с использованием специального мобильного приложения, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
Избиратель, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на соответствующем избирательном участке.
Данные об итогах голосования по округу передаются с использованием ГАС "Выборы" в избирательную комиссию, определяющую результаты выборов, в которой они распечатываются, подписываются председателем и секретарём комиссии и вводятся в ГАС "Выборы".
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 8 июня 2022 г. N 86/715-8 "О Требованиях к проведению дистанционного электронного голосования"
Опубликование:
Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 2022 г. N 5