Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ставрополь-Авто" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "Ставрополь-Авто" (далее - ООО "Ставрополь-Авто") оспаривает конституционность части 2 статьи 14.5 КоАП Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, с которым согласились вышестоящие суды, требования ООО "Ставрополь-Авто" об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП Российской Федерации, были удовлетворены в части снижения административного штрафа. Как указали арбитражные суды, общество было обязано обеспечить применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с физическими лицами-продавцами автомобилей. При этом довод ООО "Ставрополь-Авто" о том, что его действия надлежит квалифицировать по части 4 статьи 14.5 КоАП Российской Федерации, арбитражными судами был отклонен.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует преамбуле Конституции Российской Федерации, а также ее статьям 19 (часть 1), 49, 50 (часть 1), 54 (часть 2), 55 (часть 3) и 75.1, поскольку позволяет произвольно привлекать юридическое лицо к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов за приобретаемые товары.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении вопросов, связанных с проверкой конституционности законоположений, регулирующих применение контрольно-кассовой техники, неоднократно указывал, что такие законоположения имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. Применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере подлежащих уплате налогов. Федеральный законодатель, определяя порядок осуществления наличных денежных расчетов, в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации вправе в пределах своих конституционных полномочий ввести некоторые ограничения в целях защиты прав и законных интересов других лиц (определения от 5 ноября 2003 года N 348-О, от 17 октября 2006 года N 436-О, от 26 апреля 2021 года N 641-О и др.).
Вводя в части 2 статьи 14.5 КоАП Российской Федерации административную ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, законодатель учитывал конституционно закрепленные цели и охраняемые законом права и интересы граждан и их объединений и исходил из необходимости обеспечения вытекающего из Конституции Российской Федерации общего режима правомерного поведения, включая соблюдение правопорядка в области торговли и финансовой отчетности.
Таким образом, оспариваемое законоположение, не предполагающее возможности произвольного привлечения к административной ответственности лица без установления его вины в совершении административного правонарушения и без установления всех обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП Российской Федерации), не может рассматриваться как нарушающее конституционные права ООО "Ставрополь-Авто" в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ставрополь-Авто", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 мая 2022 г. N 1183-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ставрополь-Авто" на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Опубликование:
cайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)