Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 января 2002 г. N КА-А40/8088-01
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 июня 2002 г. N КА-А40/3439-02
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда 01.11.2001, признано недействительным решение Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ) N 12/11-1-Р от 14.03.01 о включении ЗАО "Трансэк ЛТД" в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что ответчик не имел законных оснований для включения истца в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, поскольку истец не оказывает и не может оказывать услуги порта, поскольку портом не является, а лишь арендует движимое и недвижимое имущество, необходимое для проведения погрузо-разгрузочных работ, расположенное на одном из причалов порта у ОАО "Владивостокский морской торговый порт". Также суды указали на то, что погрузо-разгрузочные работы выполняются истцом на основании заключенных с портом договоров субподряда по установленным портом тарифам.
В кассационной жалобе МАП РФ просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: ст.ст. 3, 4, 10 ФЗ "О естественных монополиях", Положения о реестре субъектов естественных монополий на транспорте, постановления Правительства РФ N 641.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ЗАО "Трансэк ЛТД", возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции находит, что решение от 20.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2001 по делу N А40-25163/01-17-140 Арбитражного суда г. Москвы подлежат отмене по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 175 АПК РФ, как недостаточно обоснованные.
Согласно ст. 125 АПК РФ арбитражный суд при вынесении решения обязан оценить в соответствии со ст. 59 АПК РФ собранные по делу доказательства, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, дать правильную правовую квалификацию отношений сторон, определить права и обязанности лиц, участвующих в деле, после чего вынести законное и обоснованное решение.
Ни суд первой, ни суд апелляционной инстанции данные требования закона не выполнили.
Выводы судов об отсутствии оснований для включения истца в реестр естественных монополий на транспорте сделаны с нарушением норм материального права и по недостаточно исследованным обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях естественной монополией является состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос в данном товарным рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Статья 4 Закона о естественных монополиях дает исчерпывающий перечень сфер деятельности субъектов естественной монополии. К ним относятся, в том числе, услуги портов, которые, как указывает заявитель, оказывает ЗАО "Трансэк" на основании лицензий N 012554, N 012553, N 014934, 0113530 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, на осуществление агентского обслуживания морских судов, на осуществление складских операций в морских портах, осуществление экспедиторского обслуживания судов.
Действие хозяйствующего субъекта в сфере, указанной в ст. 4 Закона РФ "О естественных монополиях", является по определению ст. 3 Закона более эффективной в отсутствие конкуренции, особенности оказания услуг в указанных сферах позволяют увеличивать объем их производств, существенно понижая издержки, а услуги, оказываемые в данных сферах, по своему характеру не могут быть заменены услугами иного рода.
Таким образом, хозяйствующий субъект, действующий в сфере естественной монополии, действует, в силу Закона о естественных монополиях, в условиях естественной монополии.
Согласно п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.99 N 793 "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" МАП России формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
В соответствии с п. 4.1 Положения о реестре в реестр подлежат включению хозяйствующие субъекты, занятые оказанием услуг в сферах, отнесенных законодательством Российской Федерации к услугам естественно монопольного характера. Согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях услуги портов относятся к сфере услуг естественных монополий, что подтверждается п. 2.2 Положения о реестре.
Статья 9 Кодекса торгового мореплавания определяет порт как комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
На основании договора аренды от 03.01.2001 N Д-190/01-А, заключенного между истцом и ОАО "Владивостокский морской торговый порт", ЗАО "Трансэк ЛТД", владеет единым производственным перегрузочным комплексом общей площадью 47 643 кв.м, включающим в себя как движимое, так и недвижимое имущество. Пункт 2 Положения о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.98 N 641 устанавливает, что для получения лицензий на транспортно-экспедиционное обслуживание, погрузочно-разгрузочные работы, складские операции на территориях и акваториях морских портов, соискателю на лицензию необходимо предоставить в лицензирующий орган, помимо прочих документов, характеристики погрузочно-разгрузочного оборудования и причалов.
В случае аренды данного оборудования предоставляются договоры аренды.
Следовательно, оказание услуг, обычно оказываемых в порту на основании лицензий, без прав владения или распоряжения соответствующим имущественным комплексом невозможно.
В силу п. 4.2 Положения о реестре для принятия Правлением МАП России решения о включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий на транспорте необходимо хотя бы одно из следующих оснований: результаты анализа деятельности хозяйствующего субъекта, свидетельствующие об осуществлении данным хозяйствующим субъектом деятельности в сфере услуг естественных монополий на транспорте, наличие лицензии на предоставляемые услуги.
Как уже было отмечено выше, истец имеет лицензии на осуществление вышеперечисленных услуг.
Однако, вопрос о предоставлении истцом данных услуг остался неисследованным.
В деле отсутствует анализ деятельности ЗАО "Трансэк ЛТД", в связи с чем суд кассационной инстанции лишен возможности сделать вывод о том, что истец обладает всеми необходимыми характеристиками, которые согласно Положению о реестре позволяют внести его в реестр субъектов естественных монополий.
В постановлении суда апелляционной инстанции указано, что объемы номенклатуры обязательств истца по договорам, ставки и тарифы на выполненные работы и оказанные услуги устанавливает ОАО "Владивостокский морской торговый порт", включенный в реестр субъектов естественных монополий, следовательно, истец лишен возможности самостоятельно устанавливать цены на услуги, а значит, не создает конкуренции и не ограничивает возможности другого предприятия заниматься такой же деятельностью.
Данный вывод апелляционной инстанции сделан на основании неправильного применения норм материального права, поскольку суд фактически установил новые признаки субъекта естественной монополии, а именно: субъект естественной монополии, по мнению суда апелляционной инстанции, должен самостоятельно устанавливать цены на свои услуги, создавать конкуренцию, ограничивать возможности другого предприятия заниматься такой же деятельностью.
Вместе с тем ни ст. 3, ни ст. 4 Закона о естественных монополиях, не закрепляют подобных квалифицирующих признаков субъектов естественной монополии.
В данном случае МАП РФ осуществляет функцию по включению хозяйствующих субъектов в реестр естественных монополий, а не применяет к субъектам естественных монополий методов регулирования.
Включение субъекта естественной монополии в реестр субъектов естественных монополий не является методом регулирования субъектов естественных монополий, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 6 Закона о естественных монополиях.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 20.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2001 по делу N А40-25163/01-17-140 Арбитражного суда г. Москвы отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 января 2002 г. N КА-А40/8088-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании