В соответствии с приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 28 января 2022 года N 134 "Об организации работы по развитию механизмов управления качеством образования в Удмуртской Республике в 2022 году" и в целях повышения эффективности управления образовательными организациями приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
2. Определить региональным оператором проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики "Институт развития образования" (Сударикова Н.А.).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление правового и кадрового обеспечения Министерства образования и науки Удмуртской Республики (Квачегина Т.Л.).
Министр |
С.М. Болотникова |
Положение
о проведении оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
(утв. приказом МОиН УР от 22 июня 2022 г. N 984)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы и порядок проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций (далее - Положение).
1.2. Профессиональные компетенции руководителя образовательной организации (далее - профессиональные компетенции, оценка профессиональных компетенций) представляют комплекс профессиональных знаний, умений, навыков, личностных качеств, способов мышления, педагогической, управленческой культуры, необходимых для эффективной управленческой деятельности руководителя образовательной организации.
Профессиональные компетенции являются важной составляющей эффективности руководителя образовательной организации, оказывая влияние на качество управления образовательной деятельностью.
1.3. Настоящее Положение разработано на основании следующих документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 года N Р-76 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников";
- национальный проект "Образование";
- приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 21 июля 2021 года N 1077 "Об утверждении Концепции создания единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Удмуртской Республике".
1.4. Результаты оценки профессиональных компетенций могут быть использованы:
- при проведении аттестации руководителей образовательных организаций;
- при проведении мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
- в качестве основы для объективного выявления перспектив использования потенциальных возможностей руководителей образовательных организаций, в том числе при формировании команды лидеров, осуществляющих перевод образовательной организации в эффективный режим развития;
- для проведения аттестации лиц, состоящих в кадровом резерве руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций;
- при ротации управленческих кадров образовательных организаций.
2. Цели и задачи проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
2.1. Оценка профессиональных компетенций проводится в целях:
содействия повышению эффективности управления образовательными организациями за счет выявления у руководителей образовательных организаций уровня профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональных функций, и определения приоритетных направлений дальнейшего профессионального развития руководителей образовательных организаций;
совершенствования механизмов сопровождения профессионального развития руководителей образовательных организаций на республиканском уровне;
обеспечения образовательных организаций квалифицированными руководящими кадрами.
2.2. Проведение оценки профессиональных компетенций направлено на решение следующих задач:
диагностика профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций; выявление сильных сторон и профессиональных дефицитов;
определение потребностей развития руководителей образовательных организаций в области решения профессиональных задач;
формирование адресных рекомендаций по устранению выявленных профессиональных дефицитов;
создание основы для тематической и адресной дифференциации и актуализации дополнительных профессиональных программ, направленных на формирование и развитие профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
формирование базы руководителей образовательных организаций в целях организации транслирования опыта управленческой деятельности в сфере образования.
2.3. Оценка профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций строится на основе следующих принципов:
соблюдение норм профессиональной этики всеми субъектами процедуры оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
равные возможности участников оценочных процедур за счет единых требований и подходов к организации процедур оценки, единства систем оценки, контрольно-измерительных материалов, критериев оценивания;
объективность процедуры оценки за счет исключения субъективизма и коррупции при проведении оценочных процедур;
открытость процедуры оценки, связанная с информированием профессионального сообщества о состоянии и задачах профессионального развития руководителей образовательных организаций;
персонифицированность, заключающаяся в получении руководителями образовательных организаций адресных рекомендаций с учетом конкретных затруднений на основе результатов оценки профессиональных компетенций.
3. Участники проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
3.1. Участниками процедуры оценки профессиональных компетенций являются действующие руководители государственных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики, и муниципальных образовательных организаций в Удмуртской Республике (далее - участники).
4. Оператор проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
4.1. Оператором проведения оценки профессиональных компетенций в Удмуртской Республике является АОУ ДПО УР "Институт развития образования" (далее - Оператор).
4.2. Оператор осуществляет информационное, организационно-методическое обеспечение и консультативное сопровождение участников оценки профессиональных компетенций.
4.3. При проведении оценки профессиональных компетенций Оператор обеспечивает:
наличие контрольно-измерительных материалов для проведения оценки профессиональных компетенций в электронном формате или на бумажных носителях;
формирование группы участников проведения оценки профессиональных компетенций по согласованию с учредителями образовательных организаций;
консультирование субъектов проведения оценки профессиональных компетенций;
организацию и проведение процедуры оценки профессиональных компетенций;
взаимодействие с Министерством образования и науки Удмуртской Республики, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, разработчиками программного обеспечения по вопросам организации и проведения оценки профессиональных компетенций;
сбор, обработку, анализ результатов оценки профессиональных компетенций;
ведение базы данных руководителей образовательных организаций, содержащей сведения о сроках и результатах прохождении ими оценки профессиональных компетенций.
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Для проведения оценки компетенций руководителей используются контрольно-измерительные материалы, позволяющие учитывать особенности специфики системы образования.
При формировании контрольно-измерительных материалов определяется перечень профессиональных компетенций, выделенных на основе функциональных областей управления (кадры, ресурсы, процессы, результаты, информация) и содержащихся в квалификационной характеристике и профессиональном стандарте руководителя образовательной организации.
5.2. Для проведения диагностических процедур по оценке профессиональных компетенций используются следующие виды контрольно-измерительных материалов: тесты; кейсы; кейс-тесты.
5.3. Контрольно-измерительные материалы разрабатываются Оператором и утверждаются распорядительным актом Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
5.4. Для проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций могут быть использованы автоматизированные технологии сторонних разработчиков с готовым набором контрольно-измерительных материалов, прошедшие экспертизу и имеющие официальное экспертное заключение.
6. Проведение оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
6.1. Организация и проведение оценочных процедур осуществляются в соответствии с Порядком проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций (приложение 1 к настоящему Положению).
7. Обработка результатов
7.1. После обработки и анализа Оператором результатов выполнения участниками заданий заключение о результатах оценки профессиональных компетенций руководителя образовательной организации и адресные рекомендации по устранению выявленных профессиональных дефицитов направляются каждому участнику персонально.
7.2. Дополнительно Оператор осуществляет подготовку аналитических материалов по показателям эффективности руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций Удмуртской Республики в части оценки уровня сформированности профессиональных компетенций для дальнейшего использования в соответствии с целями и задачами оценки профессиональных компетенций, а также подготовку и направление методических рекомендаций органам местного самоуправления по работе с управленческими кадрами подведомственных образовательных организаций.
7.3. Система региональных показателей по результатам оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и методика их расчета приведены в приложении 3 к настоящему Положению.
Приложение 1
к Положению о проведении оценки
профессиональных компетенций
руководителей образовательных
организаций
Порядок
проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций (далее - Порядок, оценка профессиональных компетенций) разработан в соответствии с Положением о проведении оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
1.2. Порядок устанавливает сроки, формы и последовательность действий при проведении оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
1.3. Организационно-методическую, информационную и консультативную функции по проведению оценки профессиональных компетенций выполняет оператор проведения оценки профессиональных компетенций в Удмуртской Республике, определяемый распорядительным актом Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее - Оператор).
2. Сроки проведения оценочных процедур, состав участников
2.1. Участниками процедуры оценки профессиональных компетенций являются руководители образовательных организаций (далее - участники).
2.2. Персональный состав участников формируется Оператором ежегодно на основании базы данных руководителей образовательных организаций, содержащей сведения о сроках и результатах прохождении ими оценки профессиональных компетенций.
Периодичность прохождения процедуры оценки профессиональных компетенций составляет один раз в пять лет для каждого участника.
До направления информации о персональном составе участников в Министерство образования и науки Удмуртской Республики на утверждение, но не позднее чем за 14 календарных дней до проведения процедуры оценки профессиональных компетенций, Оператор предварительно проводит письменное согласование списка участников с учредителями образовательных организаций.
По получении списка участников учредитель образовательных организаций в двухдневный срок ответным письмом согласует список участников. В случае необходимости внесения обоснованных изменений в список участников учредитель образовательных организаций письменно уведомляет об этом Оператора так же в двухдневный срок.
2.3. Персональный состав участников и график проведения оценочных процедур ежегодно утверждаются распорядительным актом Министерства образования и науки Удмуртской Республики и доводятся Оператором до руководителей образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, информационным письмом.
3. Формы проведения оценки профессиональных компетенций. Документы, необходимые для регистрации участников
3.1. Оценка профессиональных компетенций может осуществляться как в автоматизированной форме, так и с использованием бумажных носителей. Форма проведения оценочных процедур устанавливается распорядительным актом Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
3.2. До начала процедуры оценки профессиональных компетенций участники заполняют:
согласие на обработку персональных данных на бумажном носителе (приложение 1);
форму регистрации с опросным листом с использованием инструмента "Яндекс.Формы" (приложение 2). В случае объективной невозможности использования инструмента "Яндекс.Формы" опросный лист заполняется на бумажном носителе.
В случае проведения процедуры оценки в автоматизированной форме документы, оформленные на бумажном носителе, в виде скан-копий направляются Оператору электронной почтой на адрес и в сроки, указанные в информационном письме, с досылкой оригиналов в срок не позднее 10 рабочих дней со дня участия в процедуре оценки.
В случае проведения процедуры оценки на бумажном носителе, документы, оформленные на бумажном носителе, участники представляют организатору в пункте проведения процедуры оценки профессиональных компетенций при регистрации.
4. Проведение оценки профессиональных компетенций в автоматизированной форме
4.1. Проведение оценочных процедур в автоматизированной форме предполагает выполнение участником заданий в дистанционном режиме в установленные сроки, указанные в информационном письме (фиксированные дата и время или период, в течение которого участник может выполнить задание).
4.2. Перед началом проведения оценки профессиональных компетенций каждому участнику на адрес электронной почты, указанный в опросном листе, уполномоченный сотрудник Оператора направляет ссылку для скачивания и установки приложения для выполнения диагностической работы, инструкцию по порядку ее выполнения, логин и пароль для входа в автоматизированную систему.
4.3. После получения материалов, указанных в п. 3.4, и установки приложения участник приступает к выполнению заданий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п.3.2. раздела 3 настоящего Порядка
Выбор заданий для каждого участника осуществляется автоматически случайным образом из имеющейся электронной базы программного обеспечения.
4.4. Порядок и продолжительность выполнения заданий, включая возможность интервального выполнения, порядок действий участника по завершении выполнения заданий определяются параметрами автоматизированной системы (программного обеспечения), используемой для проведения процедуры оценки профессиональных компетенций, с учетом п. 4.1 настоящего Положения.
Характер заданий, используемых при проведении оценки профессиональных компетенций в автоматизированной форме, исключает целесообразность использования участником внешних источников информации для выполнения заданий.
5. Проведение оценки профессиональных компетенций с использованием бумажных носителей
5.1. Проведение оценки профессиональных компетенций с использованием контрольно-измерительных материалов на бумажном носителе осуществляется в установленном пункте проведения оценки профессиональных компетенций (далее - пункт проведения).
Пункт проведения устанавливается распорядительным актом Министерства образования и науки Удмуртской Республики по согласованию с учредителем (учредителями) образовательных организаций, руководители которых являются участниками процедуры оценки профессиональных компетенций.
Выполнение диагностической работы осуществляется участниками в кабинетах (аудиториях) пункта проведения. Для каждого участника должно быть оборудовано рабочее место (индивидуальный стол и стул).
5.2. Группа для проведения оценки профессиональных компетенций формируется в количестве не более 25 человек.
Участники прибывают в пункт проведения оценки профессиональных компетенций согласно графику, установленному распорядительным актом Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
Во время регистрации, при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и при наличии в регистрационных, списках участник предоставляет информированное согласие на обработку персональных данных и заполненный опросный лист в случае его заполнения на бумажном носителе.
По завершении процедур, указанных в п. 4.2, участник получает пакет контрольно-измерительных материалов и бланк(и) для выполнения задания и занимает место в кабинете (аудитории). Пакет контрольно-измерительных материалов формируется в аудитории посредством осуществления участником случайного выбора заданий из общего числа вариантов, включенных в электронную базу программного обеспечения, представленных на бумажном носителе.
5.3. Выполнение диагностической работы осуществляется участниками в присутствии организатора - уполномоченного сотрудника Оператора.
Организатор - уполномоченный сотрудник Оператора инструктирует участников по процедуре оценки профессиональных компетенций, работе с контрольно-измерительными материалами и требованиям к заполнению бланков ответов. Устанавливает общее время для выполнения заданий.
Во время выполнения диагностической работы участникам запрещается использовать средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из кабинета (аудитории) на бумажном или электронном носителях и фотографировать задания; переговариваться друг с другом, отвлекать других участников, вставать с места, пересаживаться без разрешения организатора, требовать предоставления дополнительного времени для выполнения задания.
По завершении выполнения диагностической работы или по истечении времени, отведенного на его выполнение, участник сдает заполненные бланки организатору и покидает аудиторию.
6. Обработка результатов
6.1. Обработка результатов и формирование итоговых документов оценки профессиональных компетенций в автоматизированном режиме осуществляются на единой ЭВМ Оператора. Конкретные режимы доступа к этим данным, включая индивидуальные и обобщенные данные, регулируются уполномоченными сотрудниками Оператора.
На обработку ответов одного участника отводится до одного астрономического часа.
Общее время на обработку результатов и формирование итоговых документов определяется техническими характеристиками ЭВМ Оператора и спецификой программного обеспечения, используемого для проведения оценки профессиональных компетенций.
6.2. В случае проведения оценки профессиональных компетенций с использованием бумажных носителей обработка заполненных бланков и формирование итоговых документов по одной группе участников (до 25 чел.) осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем проведения оценки компетенций сотрудниками Оператора.
Персональные результаты и адресные рекомендации передаются участнику способом, указанным им в опросном листе.
6.3. Обобщенные результаты оценки профессиональных компетенций могут быть использованы в соответствии с Положением о проведении оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
Приложение 1
к Порядку проведения оценки
профессиональных компетенций
руководителей образовательных
организаций
Согласие
на обработку персональных данных
Я _______________________________________________________________ (Ф.И.О.), в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", даю свое согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку моих персональных данных, а именно на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных Автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики "Институт развития образования" (далее - АОУ ДПО УР "ИРО") в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, проверки на соответствие требованиям, предъявляемым АОУ ДПО УР "ИРО" при условии, что их обработка осуществляется уполномоченным АОУ ДПО УР "ИРО" лицом, принявшим обязательства о сохранении конфиденциальности указных сведений.
Настоящее согласие действует с момента его подписания и не устанавливает предельных сроков обработки данных.
Я согласен получать информационные рассылки от АОУ ДПО УР "ИРО".
Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес АОУ ДПО УР "ИРО" по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручен лично под расписку уполномоченному представителю АОУ ДПО УР "ИРО".
В случае получения моего письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных, АОУ ДПО УР "ИРО" в течение 5 (пяти) рабочих дней обязано прекратить их обработку.
_____________________ (подпись), ______________________________ (ФИО)
_____________________ (дата)
Приложение 2
к Порядку проведения оценки
профессиональных компетенций
руководителей образовательных
организаций
Опросный лист
(Форма регистрации на Яндекс. Формах)
1. Общие сведения |
|
Имя |
|
|
|
Фамилия |
|
|
|
Отчество |
|
|
|
Наименование образовательной организации в соответствии с уставом |
|
2. Личные данные |
|
Дата и год рождения |
|
3. Контактная информация 1 |
|
|
|
|
|
Контактный телефон |
|
Способ получения результатов (отметив выбранную позицию "да" в графе напротив): |
|
- электронная почта |
|
- лично |
|
- другой способ (указать) |
|
4. Профессиональный статус 2 |
|
Должность |
|
|
|
Образование |
|
|
|
Стаж работы на педагогических должностях |
|
|
|
Стаж работы на руководящих должностях |
|
|
|
В должности руководителя образовательной организации (общий) |
|
|
|
Удостоверения/дипломы о повышении квалификации/ переподготовке (за последние три учебных года) |
|
|
|
5. Краткое описание личных достижений в формировании внутришкольных механизмов повышения качества образования (за последние три учебных года) |
|
|
|
1) Для направления заключения о результатах оценки компетенций 2) В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. N 761н) и/или профессиональным стандартом "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией") (утв. приказом Минтруда России от 19.04.2021 г. N 250н). |
Приложение 2
к Положению о проведении оценки
профессиональных компетенций
руководителей образовательных
организаций
Методика
проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
Методика оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций (далее - Методика) составлена в целях обеспечения единого подхода к оценке профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике.
Данная Методика используется для установления уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций с учетом функциональных областей управления образовательной организацией: кадры, ресурсы, процессы, результаты, информация. Результаты оценки профессиональных компетенций позволяют выявить профессиональные дефициты руководителей образовательных организаций для последующего построения индивидуальной траектории повышения квалификации.
Перечень оцениваемых компетенций составлен на основе:
нормативных требований Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н;
основных положений приказа Минтруда России от 19.04.2021 г. N 250н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)" в части характеристик трудовых функций;
компонентов основных управленческих компетенций руководителя образовательной организации, сформированных в рамках освоения образовательных программ нормативно требуемого образования, в частности федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 и 38.04.02 Менеджмент, уровень бакалавриата и магистратуры (Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. N 952 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент"; приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12.08.2020 г. N 970 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент").
Профессиональные компетенции руководителей образовательных организаций, подлежащие оценке, с индикаторами проявления
Компетенции |
Индикаторы проявления |
Стратегическое мышление |
Способность и готовность целостно и глубоко анализировать, выявлять, точно формулировать проблемы образовательного учреждения и находить из наибольшего числа альтернативных подходов наиболее целесообразные и альтернативные решения, прогнозировать развитие событий в долгосрочной перспективе |
Лидерство |
Способность эффективно взаимодействовать с педагогическим коллективом, родителями для достижения высоких образовательных результатов, расстановка приоритетов в соответствии с целями и задачами, стоящими перед образовательной организацией, брать на себя ответственность |
Принятие управленческих решений |
Способность создавать эффективную команду, наполнять образовательную организацию квалифицированными кадрами, создание условий для постоянного непрерывного повышения их квалификации, а также проведение объективной оценки результатов деятельности каждого работника как основы дальнейшей мотивации его труда |
Организация работы и контроль |
Способность управлять многофункциональной командой, распределять ответственность между участниками команды, четко ставить задачи и контролировать их исполнение, координировать действия внутри команды |
Работа с информацией |
Знание особенностей обработки основных видов информации (текстовой, числовой, графической, звуковой), осуществление сбора и аналитической обработки информации, использование информационных технологий в процессе принятия управленческих решений, а также дальнейшая реализация этих решений, как один из инструментов достижения конкурентных преимуществ |
Командное взаимодействие |
Способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач |
Персональная эффективность |
Способность принимать ответственность за персональные и коллективные решения сложных и долгосрочных образовательных задач, планировать работу с ориентацией на конечный результат, отслеживать персональную эффективность рабочих процессов, изменять их добиваясь максимальной результативности, стремление к профессиональному саморазвитию |
Гибкость и готовность к изменениям |
Способность предвидеть возможные перемены, ориентация на поиск новых путей и средств решения проблем, возникающих в образовательном учреждении и самой педагогической деятельности, развитие у сотрудников позитивной установки в отношении изменений |
Финансово-правовая грамотность |
Обеспечение экономической стабильности образовательной организации путем регулирования ресурсного обеспечения в соответствии со стратегией ее развития |
Нормативно-правовая |
Обеспечение реализации нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, касающихся функционирования и развития образовательной организации |
Психолого-педагогическая |
Владение базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач; умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с участниками образовательного процесса, создавать благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе |
Процедура оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций может осуществляться в двух вариантах: в автоматизированной форме и с использованием бумажных носителей, - в соответствии с Порядком проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
Оценка профессиональных компетенций в автоматизированной форме (онлайн-формат)
Организатор - уполномоченный сотрудник Оператора, получив данные о регистрации участника и скан-копию согласия на обработку персональных данных, направляет участнику на адрес электронной почты, указанный в опросном листе, ссылку для скачивания и установки приложения для выполнения диагностической работы, инструкцию о порядке ее выполнения, логин, пароль, а также дату и время для входа в автоматизированную систему.
Выбор заданий для каждого участника осуществляется автоматически случайным образом из имеющейся электронной базы программного обеспечения, обеспечивая равные возможности участникам при проведении процедуры оценки профессиональных компетенций. Для оценки каждой компетенции предусмотрено выполнение одного задания.
Проведение оценочных процедур в автоматизированной форме предполагает выполнение участником заданий в установленные сроки (фиксированные дата и время или период, в течение которого участник может выполнить задание) согласно Порядку проведения оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
При проведении оценки в онлайн-формате проверка осуществляется в автоматическом режиме сразу после завершения работы участником.
Оценка профессиональных компетенций с использованием бумажных носителей (офлайн-формат)
При проведении оценки профессиональных компетенций в офлайн-формате участник в аудитории осуществляет случайный выбор заданий из общего числа вариантов, включенных в электронную базу программного обеспечения, представленных на бумажном носителе. Тем самым обеспечиваются равные возможности участникам при проведении процедуры оценки профессиональных компетенций. Для оценки каждой компетенции предусмотрено выполнение одного задания. Ответы фиксируются на бланках для ответов, выдаваемых каждому участнику.
Максимальное время для выполнения заданий в офлайн-формате составляет четыре астрономических часа.
При проведении оценки в офлайн-формате проверку заполненных бланков с ответами осуществляют уполномоченные сотрудники Оператора.
Оценивание профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
Оценивание профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций осуществляется с помощью метода балльной оценки. Каждому уровню сформированности профессиональных компетенций соответствует определенный балл:
3 балла - повышенный уровень;
2 балла - базовый уровень;
1 балл - начальный уровень;
0 баллов - компетенция проявлена не в полном объёме/участник не приступал к выполнению задания.
Задание считается выполненным верно, если в ответе правильно указаны требуемая позиция из предложенных вариантов или дан правильный и полный ответ.
Тестовые задания оцениваются исходя из доли правильных ответов в каждом задании:
3 балла - не менее 85% правильных ответов;
2 балла - от 70 до 84% правильных ответов;
1 балл - от 50 до 69% правильных ответов;
0 баллов - менее 50% правильных ответов.
Кейсовые задания оцениваются как за правильность, так и за полноту ответа по каждому заданию:
3 балла - ответ правильный и полный;
2 балла - ответ правильный, но неполный;
1 балл - ответ частично верный;
0 баллов - ответ неверный или ответ отсутствует.
Уровень сформированности оцениваемых профессиональных компетенций в целом определяется по сумме набранных баллов за выполнение всех заданий:
1-16 баллов - компетенции сформированы не в полном объёме;
17 - 23 баллов - начальный уровень сформированности компетенций;
24 - 28 балла - базовый уровень сформированности компетенций;
29 - 33 балла - повышенный уровень сформированности компетенций.
Максимальное количество баллов, которое может быть набрано участником: 33 балла.
По результатам выполнения заданий, участники набирают определенное количество баллов, которое позволяет определить уровень сформированности профессиональных компетенций. В итоге для каждого участника оценки исходя из невыполненных или не полностью выполненных заданий формируется перечень профессиональных дефицитов.
Заключение о результатах оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и адресные рекомендации по устранению выявленных профессиональных дефицитов направляются каждому участнику персонально на адрес электронной почты, указанный участником в опросном листе.
Приложение 3
к Положению о проведении оценки
профессиональных компетенций
руководителей образовательных
организаций
Региональные показатели
по результатам оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
Результаты оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций описываются системой региональных показателей. Данные показатели позволяют выделить группы руководителей образовательных организаций в зависимости от уровня сформированности профессиональных компетенций, выявить преобладающие профессиональные дефициты руководящих кадров, разработать и реализовать систему мер и мероприятий по устранению выявленных профессиональных дефицитов.
1. Результаты оценки уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
Показатель характеризует фактический уровень сформированности профессиональных компетенций для выявления профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций и определяется по итогам оценки профессиональных компетенций каждого руководителя образовательной организации:
,
где - значение показателя;
Опк - оценка уровня сформированности профессиональных компетенций.
2. Доля руководителей образовательных организаций, обладающих повышенным уровнем сформированности профессиональных компетенций.
Характеризует количество руководителей образовательных организаций с повышенным уровнем профессиональных компетенций относительно общего количества руководителей образовательных организаций, принявших участие в оценке уровня сформированности профессиональных компетенций:
,
где - значение показателя;
Рпу - количество руководителей образовательных организаций, принявших участие в исследовании, показавших повышенный уровень сформированности профессиональных компетенций;
Рпк - общее количество руководителей образовательных организаций, принявших участие в оценке уровня сформированности профессиональных компетенций.
Показатель рассчитывается на основании данных мониторинга результатов оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
3. Доля руководителей образовательных организаций, обладающих уровнем сформированности профессиональных компетенций ниже базового.
Характеризует количество руководителей образовательных организаций с уровнем профессиональных компетенций ниже базового относительно общего количества руководителей образовательных организаций, принявших участие в оценке уровня сформированности профессиональных компетенций:
,
где - значение показателя;
Рнб = Рно + Рну - общее количество руководителей образовательных организаций, принявших участие в исследовании, у которых профессиональные компетенции сформированы не в полном объеме (Рно) либо сформированы на начальном уровне (Рну);
Рпк - общее количество руководителей образовательных организаций, принявших участие в оценке уровня сформированности профессиональных компетенций.
Показатель рассчитывается на основании данных мониторинга результатов оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
4. Доля руководителей образовательных организаций, с уровнем профессиональных компетенций ниже базового, повысивших свой профессиональный уровень (за отчетный период).
Характеризует количество руководителей образовательных организаций, принявших участие в мероприятиях по устранению выявленных профессиональных дефицитов, относительно общего количества руководителей образовательных организаций, принявших участие в исследовании, с выявленным уровнем профессиональных компетенций ниже базового:
,
где - значение показателя;
Ро - количество руководителей образовательных организаций с уровнем профессиональных компетенций ниже базового, повысивших свой профессиональный уровень в отчетный период;
Рнб = Рно + Рну - общее количество руководителей образовательных организаций, принявших участие в исследовании, у которых профессиональные компетенции сформированы не в полном объеме (Рно) либо сформированы на начальном уровне (Рну).
Показатель рассчитывается на основании данных мониторинга результатов оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
Для целей мониторинга индексы показателей из п.п. 1-4 определяются как значение показателя относительно достигнутого максимального и минимального значения:
где - значение индекса показателя с указанием его вклада (+/-) в итоговую оценку эффективности руководителей образовательных организаций;
- достигнутое значение N-ого показателя;
- минимальное значение N-ого показателя;
- максимальное значение N-ого показателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 22 июня 2022 г. N 984 "Об утверждении Положения о проведении оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций"
Вступает в силу с 22 июня 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmedu.ru 22 июня 2022 г.