Постановление Верховного Суда РФ от 19 мая 2022 г. N 78-АД22-7-К3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Новицкого Антона Олеговича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 115 Санкт-Петербурга от 11 сентября 2019 года N 5-397/2019-115, решение судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 02 сентября 2021 года N 12-134/21 и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2022 года N 16-505/2022, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного учреждения "Служба заказчика муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" Новицкого Антона Олеговича (далее - Новицкий А.О.),
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 115 Санкт-Петербурга от 11 сентября 2019 года N 5-397/2019-115 директор муниципального казенного учреждения "Служба заказчика муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" Новицкий А.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 12-211/2019 постановление мирового судьи отменено, производство по делу в отношении Новицкого А.О. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04 декабря 2020 года N 16-4020/2020 решение судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 12-211/2019 оставлено без изменения.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2021 года N 78-АД21-9-К3, решение судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 12-211/2019 и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04 декабря 2020 года N 16-4020/2020, отменены. Дело возвращено в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения, решением судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 02 сентября 2021 года N 12-134/21 постановление мирового судьи судебного участка N 115 Санкт-Петербурга от 11 сентября 2019 года N 5-397/2019-115 оставлено без изменения.
Постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2022 года N 16-505/2022, постановление мирового судьи судебного участка N 115 Санкт-Петербурга от 11 сентября 2019 года N 5-397/2019-115 и решение судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 02 сентября 2021 года N 12-134/21, оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Новицкий А.О. ставит вопрос об отмене принятых в отношении него судебных актов и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Новицкого А.О. к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ) работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Как усматривается из материалов дела, постановлением заместителя прокурора Ломоносовского района от 22 июля 2019 года в отношении Новицкого А.О. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном указанной выше нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи со следующим.
Новицкий А.О., являясь директором муниципального казенного учреждения "Служба заказчика муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области", в нарушение положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ в установленный десятидневный срок (до 13 марта 2017 года) не направил уведомление в администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о заключении 02 марта 2017 года трудового договора с X., замещавшей до 28 февраля 2017 года в названном муниципальном органе должность, относящуюся к должностям муниципальной службы, при замещении которой муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и своих супругов, а также несовершеннолетних детей, и подпадающую под ограничения, установленные частью 1 статьи 12 названного выше закона.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, в числе которых постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 3-6); распоряжение о приеме X. на муниципальную службу (л.д. 24); должностная инструкция (л.д. 25-28); приказ о приеме на работу X. (л.д. 10); трудовой договор от 02 марта 2017 года, заключенный названным выше муниципальным казенным учреждением в лице директора Новицкого А.О. с X. (л.д. 7-9); приказ (распоряжение) о назначении последней на должность главного специалиста в отдел закупок указанного учреждения (л.д. 10); уведомление от 09 июля 2018 года о направлении главе указанного муниципального органа сведений о заключении трудового договора от 02 марта 2017 года с X., подписанное и.о. директора учреждения А. (л.д. 11-12), а также иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом действия Новицкого А.О. верно квалифицированы мировым судьей по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания совершенного директором муниципального казенного учреждения "Служба заказчика муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" Новицким А.О. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Новицкого А.О. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 115 Санкт-Петербурга от 11 сентября 2019 года N 5-397/2019-115, решение судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 02 сентября 2021 года N 12-134/21 и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2022 года N 16-505/2022, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного учреждения "Служба заказчика муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" Новицкого А.О., оставить без изменения, а жалобу Новицкого А.О. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 19 мая 2022 г. N 78-АД22-7-К3
Текст постановления опубликован не был