Письмо Министерства просвещения РФ от 30 мая 2022 г. N ДГ-1349/07
"О направлении Концепции и плана"
Минпросвещения России направляет Концепцию развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года и план мероприятий на 2022-2025 годы по ее реализации, утвержденные Министром просвещения Российской Федерации 20 мая 2022 г. N СК-7/07вн, для использования в работе и исполнения в части компетенции.
В соответствии с пунктом 4 плана мероприятий на 2022-2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, предусматривающего разработку (актуализацию) в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, Минпросвещения России просит представить указанные планы (комплексы мер) в адрес Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в срок до 30 ноября 2022 года.
Приложения: на 34 л. в 1 экз.
|
Д.Е. Грибов |
УТВЕРЖДАЮ
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С. Кравцов
20 мая 2022 г.
Концепция N СК-7/07вн
развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года
I. Общие положения
Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
Концепция базируется на нормах Конституции Российской Федерации, разработана с учетом федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, затрагивающих сферы образования, семейной, молодежной, национальной политики, международных документов в сфере защиты прав детей и молодежи, ратифицированных Российской Федерацией, а также учитывает пункт 112 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р, предусматривающего развитие психологической службы в системе образования.
Концепция развивает положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающие реализацию права каждого человека на образование (статья 5); наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования полномочиями по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (пункт 12 части 1 статьи 8); предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (пункт 2 части 1 статьи 34); оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления (часть 1 статьи 42); организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79).
Изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных актов в сфере образования диктуют не только необходимость корректировки целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы обучающихся, но и совершенствование психологического обеспечения образовательной деятельности с учетом новых требований к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ.
Современные научные исследования констатируют неравномерность психического развития в детской популяции, рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии, снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения. Актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; десоциализация, виктимность, явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся; вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение; раннее начало половой жизни; межэтническая напряженность и межнациональные конфликты.
Подобные тенденции связаны в том числе с перестройкой семьи как социального института, что порождает новую социальную ситуацию развития обучающихся, а также с расширением границ доступности средств массовой информации и иных ресурсов при низком уровне безопасности информационной среды для обучающихся.
Целью Концепции является формирование единого пространства психологического сопровождения (нормативного, организационного, управленческого, методического) в системе общего образования и среднего профессионального образования для повышения доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений при реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).
Концепция основывается на следующих принципах:
приоритет равной доступности качественной профессиональной психологической помощи для участников образовательных отношений во всех субъектах Российской Федерации;
преемственность психологического сопровождения несовершеннолетних обучающихся на всех уровнях образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования);
непрерывность и преемственность профессионального развития кадров с учетом актуальных научных исследований повестки современного детства и достижений мировой науки;
понимание роли педагога-психолога (психолога в сфере образования) как обязательного участника педагогической команды для обеспечения психологически благоприятной образовательной среды;
взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных объединений, иных юридических лиц по вопросам совершенствования психологического сопровождения образовательного процесса.
Основными задачами Концепции являются:
разработка и совершенствование нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений с учетом отечественного и зарубежного опыта для обеспечения единства его применения с учетом специфики субъектов Российской Федерации;
обеспечение качества подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования), а также эффективной системы межуровневого и межведомственного взаимодействия со специалистами иных организаций и органов;
разработка стандартов оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;
повышение престижа деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) и повышение уровня доверия родителей (законных представителей) обучающихся к деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.
В Концепции под психологической службой понимается организационная структура, осуществляющая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений в системе общего образования и среднего профессионального образования, в состав которой входят:
педагоги-психологи (психологи в сфере образования) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых несовершеннолетних;
главные внештатные педагоги-психологи в субъектах Российской Федерации;
центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
федеральные и региональные ресурсные центры психологического сопровождения в системе образования;
главные внештатные педагоги-психологи в федеральных округах Российской Федерации, главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Российской Федерации.
Ресурсами развития психологической службы являются научные организации, осуществляющие научные исследования и разработки в ее интересах, образовательные организации высшего образования, а также образовательные организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров психологической службы.
Анализ современного состояния деятельности психологической службы обнаруживает целый комплекс проблем, требующих решения:
значительная неравномерность уровня и качества оказания психолого-педагогической помощи, а также состояние ее инфраструктуры в субъектах Российской Федерации;
отсутствие единого подхода в определении целей, задач, содержания, методов деятельности психологической службы, места и статуса педагога-психолога (психолога в сфере образования);
отсутствие стандартов оказания психолого-педагогической помощи, включая стандарт применения диагностического инструментария;
несформированность единой системы взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования;
отсутствие в системе общего образования и среднего профессионального образования необходимой численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).
Необходимо отметить и недостаточную разработанность нормативной правовой базы, регулирующей деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования), организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых несовершеннолетних.
Таким образом, в системе общего образования и среднего профессионального образования Российской Федерации не сформирована целостная, соответствующая современным вызовам психологическая служба, оказывающая качественную психолого-педагогическую помощь всем участникам образовательных отношений, включая следующие категории детей: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с отклоняющимся поведением и нормотипичные дети.
II. Цели, задачи деятельности психологической службы и приоритетные направления ее развития
Реализация Концепции вносит вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом N 474.
В рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "возможности для самореализации и развития талантов" сформулирована цель деятельности психологической службы - создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Достижение поставленной цели на современном этапе развития психологической службы требует решения следующих актуальных задач:
обеспечение доступности психолого-педагогической помощи всем категориям детей независимо от их места проживания;
обеспечение качества психолого-педагогической помощи для всех категорий детей;
совершенствование управления качеством психолого-педагогической помощи и определение критериев оценки эффективности деятельности психологической службы;
проведение научных исследований;
развитие межуровневого и межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи детям;
совершенствование качества инструментария оказания психологической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования;
содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья, а также развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;
реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей;
участие педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды;
проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;
диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
сотрудничество педагогов-психологов (психологов в сфере образования) с иными педагогическими работниками по вопросам обеспечения достижения целевых ориентиров дошкольного образования, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;
содействие в позитивной социализации детей;
организация мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
профилактика социального сиротства;
содействие реализации программ воспитания обучающихся;
участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению никотинсодержащей, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, иных психоактивных веществ;
психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;
психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;
психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.
Обозначенные цель и задачи деятельности психологической службы определяют необходимость ее эффективного функционирования в каждом субъекте Российской Федерации, совершенствование психодиагностического, развивающего и коррекционного инструментария психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, нормативной правовой базы, регулирующей деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования), и других аспектов деятельности психологической службы.
Модели организации психолого-педагогической помощи в системе общего и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации создаются для реализации цели и задач Концепции.
На основе анализа ключевых проблем и ресурсов развития психологической службы определяются следующие приоритетные направления ее развития:
совершенствование управления деятельности психологической службы;
совершенствование нормативного правового регулирования деятельности по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений;
кадровое обеспечение деятельности психологической службы;
методическое обеспечение деятельности психологической службы;
научное обеспечение деятельности психологической службы (научные исследования и разработки);
информационное обеспечение деятельности психологической службы;
материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы.
Совершенствование управления деятельности психологической службы (федеральный, региональный, муниципальный, институциональный уровень) предполагает деятельность по созданию единого пространства оказания психолого-педагогической помощи в целях ее функционирования. Для этого предусматривается:
организация деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации в целях организационного, экспертно-методического сопровождения деятельности психологической службы;
организация деятельности Научно-методического совета по вопросам развития психологической службы в целях обеспечения проведения научных исследований в интересах деятельности психологической службы;
разработка (актуализация) региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы с учетом положений, закрепленных в Концепции;
проведение мониторинга реализации региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы.
Совершенствование нормативного правового регулирования деятельности по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений предполагает подготовку предложений для внесения изменений в нормативные правовые акты с целью совершенствования законодательства Российской Федерации в части оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Кадровое обеспечение психологической службы предполагает организацию повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования), проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов-психологов (психологов в сфере образования), совершенствование системы оплаты труда педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций. Необходимо разработать последовательность ступеней профессионального карьерного развития педагога-психолога (психолога в сфере образования).
Методическое обеспечение деятельности психологической службы предполагает оказание содействия организации экспертно-методического сопровождения деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса и направлено на:
стандартизацию и адаптацию методов психологической диагностики для оценки целевых ориентиров дошкольного образования в целях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и оценки метапредметных компетенций и личностных результатов освоения образовательных программ в целях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и управления качеством образования;
разработку и адаптацию новых коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ различной направленности;
формирование реестра стандартизированного психодиагностического инструментария в целях обеспечения качества диагностической деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования);
создание электронного психодиагностического, развивающего и психокоррекционного инструментария;
разработку и внедрение оптимальных моделей организации и предоставления психолого-педагогической помощи детям на разных уровнях и видах образования и при различных формах получения образования и формах обучения;
разработку критериев оценки эффективности деятельности психологической службы.
Деятельность по научному обеспечению психологической службы (научные исследования и разработки) предполагает деятельность научных организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, и направлена на:
организацию и проведение регулярных общероссийских популяционных исследований современных детей в Российской Федерации в целях стандартизации психологических методов диагностики, оценки индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся в разные периоды обучения;
организацию и проведение лонгитюдных исследований для оценки влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и здоровье обучающихся.
Информационное обеспечение деятельности психологической службы направлено на популяризацию деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, включая в себя:
разработку и реализацию Концепции цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям);
информирование населения о возможностях получения психолого-педагогической, в том числе экстренной психологической помощи.
Материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы направлено на создание условий для оказания доступной и качественной психолого-педагогической помощи обучающимся, в том числе испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, и включает в себя:
оборудование кабинетов педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению в условиях цифровой образовательной среды.
III. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает повышение доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений на основе решения ключевых проблем в организации и содержании деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).
Результатами развития психологической службы станут:
к 2023 году:
в субъектах Российской Федерации разработаны (актуализированы) региональные планы (комплексы мер) по развитию психологической службы в системе общего, среднего профессионального образования;
в субъектах Российской Федерации организованы курсы повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования и профессионального обучения, а также центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
к 2024 году:
разработаны критерии оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования (осуществлена пилотная апробация не менее чем в 8 субъектах Российской Федерации);
разработаны протоколы организации деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включая протоколы межведомственного взаимодействия;
разработано примерное положение об организации межведомственного взаимодействия в интересах психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования;
разработаны стандарты оказания психологической помощи участникам образовательных отношений в системе общего и среднего профессионального образования;
укреплено доверие к педагогам-психологам (психологам в сфере образования), выраженное в увеличении запросов на психологическую помощь от участников образовательных отношений (на основе данных социологических исследований);
к 2025 году:
для 100% участников образовательных отношений обеспечена доступность психологической помощи;
психологическая служба обеспечена научно-методической поддержкой, повышением квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования);
повышено качество инклюзии и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социум (на основе данных мониторинга инклюзивной образовательной среды);
традиционная модель психологической службы модернизирована и дополнена цифровыми помощниками, создана цифровая система сетевого взаимодействия профессионального сообщества педагогов-психологов, решающая задачи быстрого реагирования в кризисных ситуациях, оперативной методической помощи педагогам-психологам (психологам в сфере образования), модернизации профессионального инструментария и обеспечения межведомственного взаимодействия при оказании психологической помощи.
IV. Механизмы и ресурсы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться посредством:
нормативного обеспечения деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования);
разработки вариативной модели организации деятельности психологической службы, включающую в себя модели межведомственного и межуровневого взаимодействия педагогов-психологов (психологов в сфере образования), внедрения в практику протоколов и алгоритмов организации межуровневого и межведомственного взаимодействия;
разработки модели психологического сопровождения, в том числе организации деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций с учетом различных форм организации образовательной деятельности, в том числе включая электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, а также при обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
учета задач по реализации Концепции при определении объема финансирования государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
учета в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации функций по формированию соответствующей системы управления психологической службой и ее кадрового обеспечения, включая подготовку образовательными организациями высшего образования педагогов-психологов (психологов в сфере образования), а также организацию их дополнительного профессионального образования с учетом потребностей субъектов Российской Федерации;
методологического и методического обеспечения деятельности психологической службы на федеральном уровне с целью создания равных возможностей получения психолого-педагогической помощи обучающимися дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций на всей территории Российской Федерации с учетом региональных особенностей;
информационного обеспечения, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода и оценки эффективности реализации Концепции;
научно-методического обеспечения деятельности психологической службы, ориентированного на: разработку эффективных технологий и механизмов, научных исследований в сфере оказания психолого-педагогической помощи обучающимся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, на распространение инновационного опыта работы, обобщение и внедрение лучших моделей деятельности психологической службы с учетом особенностей и традиций субъектов Российской Федерации;
информационной поддержки деятельности психологической службы.
Ресурсами реализации Концепции являются:
ведущие научные организации;
образовательные организации высшего образования и дополнительного профессионального образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для психологической службы, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации;
центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Источниками финансирования реализации основных мероприятий Концепции являются:
федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на выполнение мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" по федеральным проектам "Современная школа", "Цифровая образовательная среда";
бюджеты субъектов Российской Федерации с учетом задач по реализации Концепции в рамках исполнения полномочий, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
V. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа: I этап - 2022-2023 годы, II этап - 2024-2025 годы.
На I этапе предусматривается:
подготовить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
провести мониторинг эффективности деятельности психологической службы в субъектах Российской Федерации;
актуализировать в субъектах Российской Федерации региональные планы (комплексы мер) по развитию психологической службы с учетом положений, закрепленных в Концепции;
разработать стандарты оказания психологической помощи участникам образовательных отношений в системе общего и среднего профессионального образования;
разработать методические рекомендации по порядку формирования антикризисных подразделений на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи субъектов Российской Федерации;
разработать методические рекомендации по созданию и обеспечению системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования;
разработать методические рекомендации по проведению "Недели психологии" в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования;
подготовить реестр коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования);
подготовить предложения по актуализации профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
разработать и апробировать критерии оценки эффективности деятельности психологической службы;
подготовить предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования;
подготовить федеральный реестр дополнительных профессиональных программ для педагогов-психологов (психологов в сфере образования);
организовать проведение научных исследований по проблемам семей с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития, с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения;
организовать проведение лонгитюдных исследований для оценки влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и здоровье обучающихся;
разработать Концепцию цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям).
На II этапе реализации Концепции предполагается:
провести мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию деятельности психологической службы с учетом положений, закрепленных в Концепции;
разработать примерный проект функциональной модели деятельности психологической службы, предусматривающий ее управление на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях (в разрезе типов образовательных организаций), а также вариативные модели организации деятельности психологической службы;
осуществить адаптацию, стандартизацию методик психологической диагностики для оценки целевых ориентиров дошкольного образования и метапредметных компетенций и личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования;
организовать проведение общероссийских популяционных исследований современных детей и молодежи в Российской Федерации в целях стандартизации психологических методов диагностики, оценки индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся в разные периоды обучения;
внедрить цифровую систему сетевого взаимодействия профессионального сообщества педагогов-психологов (психологов в сфере образования), решающую задачи быстрого реагирования в кризисных ситуациях, оперативной методической помощи педагогам-психологам (психологам в сфере образования), модернизации профессионального инструментария и обеспечения межведомственного взаимодействия при оказании психологической помощи.
УТВЕРЖДАЮ
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С. Кравцов
20 мая 2022 г.
План мероприятий N СК-7/07вн
на 2022-2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года
N |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители и соисполнители |
Ожидаемый результат |
I. Совершенствование управления психологической службой в системе общего образования и среднего профессионального образования
| ||||
1. |
Организация деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации |
декабрь 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России |
Отчет о деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) |
2. |
Организация деятельности Научно-методического совета по вопросам развития психологической службы |
II квартал 2022 г. |
ФГБУ "Российская академия образования", Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минздрав России, научные организации |
Отчет о деятельности Научно-методического совета по вопросам развития психологической службы на базе ФГБУ "Российская академия образования", размещенный в сети Интернет |
3. |
Организация работы Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования |
II и IV кварталы 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, научные организации |
Протоколы заседаний Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования |
4. |
Разработка (актуализация) в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования |
декабрь 2022 г. |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Региональные планы (комплексы мер) по развитию психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, направленные в Минпросвещения России |
5. |
Проведение Всероссийского конкурса региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования |
ноябрь 2022 г., ноябрь 2024 г. |
Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Отчет о проведении Всероссийского конкурса региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, размещенный в сети Интернет |
6. |
Проведение Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации |
декабрь 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Отчет о проведении Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации, размещенный в сети Интернет |
7. |
Проведение мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования |
II квартал 2024 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Аналитический отчет, размещенный в сети Интернет |
8. |
Разработка методических рекомендаций, содержащих протоколы организации деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы и образовательные программы среднего профессионального образования, и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включая протоколы межведомственного взаимодействия |
март 2023 г. |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Методические рекомендации, содержащие протоколы организации деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), межведомственные протоколы взаимодействия, направленные в субъекты Российской Федерации |
9. |
Разработка методических рекомендаций по формированию антикризисных подразделений на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи субъектов Российской Федерации |
март 2023 г. |
Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Методические рекомендации по формированию антикризисных подразделений на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, направленные в субъекты Российской Федерации |
10. |
Разработка и апробация критериев оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования |
апрель 2023 г. |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования" |
Критерии оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, направленные методическим письмом на апробацию в не менее чем 8 субъектов Российской Федерации |
11. |
Проведение мониторинга эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации |
октябрь 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Аналитический отчет по итогам мониторинга эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации, размещенный в сети Интернет |
12. |
Разработка примерного проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, предусматривающего ее реализацию на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях, (в разрезе типов образовательных организаций), а также вариативные модели организации психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования |
II квартал 2024 г. |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Примерный проект функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования Российской Федерации, размещенный в сети Интернет |
II. Совершенствование нормативного регулирования организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений в системе общего образования и среднего профессионального образования
| ||||
13. |
Подготовка предложений по актуализации профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" |
I квартал 2023 года |
Минпросвещения России, Минтруд России, Общероссийская общественно-государственная просветительская организация "Российское общество "Знание", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованные организации |
Предложения, направленные в Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования на базе Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание" |
III. Кадровое обеспечение психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
| ||||
14. |
Проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России" |
ежегодно |
Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Информационные материалы о проведении Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России", размещенные в сети Интернет |
15. |
Организация повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи |
III квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования", |
Отчеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленные в Минпросвещения России |
16. |
Подготовка предложений по совершенствованию системы оплаты труда педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования |
июнь 2023 г. |
Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
17. |
Формирование федерального реестра дополнительных профессиональных программ для педагогов-психологов (психологов в сфере образования) |
IV квартал 2023 г. |
Минпросвещения России, Минобрнауки России, ФГБУ "Российская академия образования" |
Федеральный реестр дополнительных образовательных профессиональных программ для педагогов-психологов (психологов в сфере образования), размещенный в сети Интернет |
IV. Методическое обеспечение деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
| ||||
18. |
Проведение совещаний, конференций, семинаров, иных мероприятий по актуальным вопросам деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования |
ежегодно |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Информация о мероприятиях, размещенная в сети Интернет |
19. |
Разработка методических рекомендаций по проведению "Недели психологии" в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования |
апрель 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России |
Методические рекомендации по проведению "Недели психологии", направленные в субъекты Российской Федерации |
20. |
Разработка примерных коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) |
декабрь 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
Примерные коррекционно-развивающие, коррекционно-реабилитационные и профилактические программы для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), размещенные в сети Интернет |
21. |
Разработка методических рекомендаций по созданию и обеспечению системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования |
II квартал 2023 г. |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Методические рекомендации по созданию и обеспечению системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, направленные в субъекты Российской Федерации |
22. |
Актуализация методических рекомендаций по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в части проработки вариативных моделей деятельности указанных центров (письмо Минпросвещения России от 5 января 2021 г. N ДГ-492/07) |
II квартал 2023 г. |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Актуализированные методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, направленные в субъекты Российской Федерации |
По-видимому, в предыдущей строке допущена опечатка. Дату названного письма следует читать как "5 марта 2021 г."
23. |
Разработка примерного положения об организации межведомственного взаимодействия в интересах психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования |
III квартал 2023 г. |
Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Примерное положение об организации межведомственного взаимодействия в интересах психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, направленное методическим письмом Минпросвещения России в субъекты Российской Федерации |
24. |
Актуализация методических рекомендаций по вопросам организации деятельности главных внештатных педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 17 сентября 2019 г. N ТС-2242/07) |
III квартал 2023 г. |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Методические рекомендации по вопросам организации деятельности главных внештатных педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации, направленные в субъекты Российской Федерации |
25. |
Формирование реестра коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) |
IV квартал 2023 г. |
Минпросвещения России, Минобрнауки России, ФГБУ "Российская академия образования" |
Реестр коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), рекомендованный Координационным советом Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования |
26. |
Разработка стандартов оказания психологической помощи участникам образовательных отношений в системе общего образования и среднего профессионального образования |
IV квартал 2023 г. |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации |
Стандарты оказания психологической помощи участникам образовательных отношений, рекомендованные Координационным советом Минпросвещения России по развитию психологической службы в системе образования, направленные методическим письмом в субъекты Российской Федерации |
27. |
Создание электронного стандартизированного психодиагностического, развивающего и психокоррекционного инструментария |
I квартал 2024 г. |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования", заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
Электронный стандартизированный психодиагностический, развивающий и психокоррекционный инструментарий, размещенный в сети Интернет |
28. |
Адаптация, стандартизация методик психологической диагностики для оценки целевых ориентиров дошкольного образования, метапредметных компетенций и личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования |
IV квартал 2024 г. |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования" |
Адаптированные, стандартизированные методики психологической диагностики для оценки целевых ориентиров дошкольного образования, метапредметных компетенций и личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, размещенные в сети Интернет |
V. Научное обеспечение психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования (научные исследования и разработки)
| ||||
29. |
Организация и проведение общероссийских популяционных исследований современных детей и молодежи в Российской Федерации в целях стандартизации психологических методов диагностики, оценки индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся в разные периоды обучения |
март 2024 г., далее - ежегодно |
ФГБУ "Российская академия образования", Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Аналитический отчет, размещенный в сети Интернет |
30. |
Проведение научных исследований по проблемам семей с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития, с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения |
март 2023 г., далее - ежегодно |
ФГБУ "Российская академия образования", Минпросвещения России, научные организации, образовательные организации высшего образования |
Аналитический отчет, размещенный в сети Интернет |
31. |
Организация и проведение лонгитюдных исследований для оценки влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и здоровье обучающихся |
март 2023 г., далее - ежегодно |
ФГБУ "Российская академия образования", Минпросвещения России, Минтруд России, научные организации, образовательные организации высшего образования |
Аналитический отчет, размещенный в сети Интернет |
VI. Информационное обеспечение психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
| ||||
32. |
Разработка Концепции цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям) |
сентябрь 2022 г. |
Минпросвещения России, Минцифры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
Концепция цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям), размещенная в сети Интернет |
33. |
Разработка цифровой системы сетевого взаимодействия профессионального сообщества педагогов-психологов (психологов в сфере образования) |
март 2024 г. |
Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Цифровая система сетевого взаимодействия профессионального сообщества педагогов-психологов (психологов в сфере образования), размещенная в сети Интернет |
34. |
Проведение мероприятий по популяризации и информированию населения о возможностях получения психолого-педагогической, в том числе экстренной психологической помощи |
ноябрь 2022 г., далее - ежегодно |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Отчеты о проведении в субъектах Российской Федерации мероприятий по популяризации и информированию населения о возможностях получения психолого-педагогической, в том числе экстренной психологической помощи, направленные в Минпросвещения России |
35. |
Обеспечение тиражирования положительного опыта по психологическому просвещению участников образовательных отношений |
ноябрь 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Информационные материалы, размещенные в сети Интернет |
VII. Материально-техническое обеспечение психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
| ||||
36. |
Разработка примерного проекта рекомендуемого материально-технического оснащения деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования |
III квартал 2023 г. |
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования" заинтересованные федеральные органы власти, организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Примерный проект рекомендуемого материально-технического оснащения деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, направленный в субъекты Российской Федерации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профобразования на период до 2025 г. и план мероприятий по ее реализации.
В состав психологической службы входят:
- педагоги-психологи (психологи в сфере образования) образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых несовершеннолетних;
- главные внештатные педагоги-психологи в субъектах Федерации;
- центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- федеральные и региональные ресурсные центры психологического сопровождения в системе образования;
- главные внештатные педагоги-психологи в федеральных округах, главный внештатный педагог-психолог Минпросвещения.
К задачам службы, в частности, относятся профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников, психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития, профилактика социального сиротства, содействие реализации программ воспитания обучающихся, участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности, содействие в позитивной социализации детей.
До 30 ноября 2022 г. регионы должны представить в Минпросвещения свои планы развития психологической службы.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30 мая 2022 г. N ДГ-1349/07 "О направлении Концепции и плана"
Опубликование:
Вестник образования России, июль 2022 г. N 14 (без Плана мероприятий)
журнал "Администратор образования", июль 2022 г. N 14 (без Плана мероприятий)
бюллетень "Официальные документы в образовании", август 2022 г. N 24
Письмом Минпросвещения России от 1 июля 2024 г. N ДГ-1105/07 настоящий документ прекратил действие с 1 июля 2024 г.