Приказ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 31 мая 2022 г. N 107
"Об организации работы школ ухода для граждан, осуществляющих родственный уход, при организациях социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе"
В целях реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы школ ухода для граждан, осуществляющих родственный уход, при организациях социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее соответственно - Положение, Школа ухода).
2. Директору бюджетного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения" Саламатовой Е.Г. организовать деятельность Школ ухода в соответствии с Положением.
Министр |
О.В. Лубнина |
Положение
об организации работы школ ухода для граждан, осуществляющих родственный уход, при организациях социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики
(утв. приказом Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 31 мая 2022 г. N 107)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок создания и работы школ ухода для граждан, осуществляющих родственный уход, при организациях социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее соответственно - Школа ухода, Учреждение), в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе.
2. Основной целью создания Школы ухода является обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами и иными маломобильными гражданами, нуждающимися в уходе (далее соответственно - граждане, осуществляющие уход, граждане, нуждающиеся в уходе), навыкам ухода, приемам адаптации жилых помещений под нужды граждан, нуждающихся в уходе, приемам формирования безопасной, комфортной среды и созданию благоприятной атмосферы, методам альтернативной и дополнительной коммуникации.
В Школе ухода также могут обучаться граждане пожилого возраста, инвалиды и иные маломобильные граждане, не утратившие навыков самообслуживания, с учетом диагноза и степени функциональных нарушений маломобильных граждан.
3. Основными задачами Школы ухода являются:
обучение навыкам ухода за гражданами, нуждающимися в уходе;
информирование и консультирование по вопросам ухода, реабилитации, факторах риска и осложнений сопутствующей патологии;
создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, профилактика стрессовых состояний;
формирование личностных предпосылок для адаптации граждан, осуществляющих уход, и граждан, нуждающихся в уходе (далее также - участники Школы ухода), к изменяющимся условиям и мотивация на здоровье;
консультирование в организации домашнего пространства для адаптации его к потребностям гражданина, нуждающегося в уходе;
обучение практическим навыкам и методам использования технических средств реабилитации, дополнительного оборудования и вспомогательных средств.
4. Школа ухода создается и ликвидируется приказом Учреждения.
Школа ухода создается и функционирует при Учреждении, не является самостоятельным структурным подразделением.
5. Занятия в Школе ухода проводятся сотрудниками Учреждения, обладающими соответствующими цели обучения опытом и образованием, регулярно проходящими обучение и повышающими уровень профессионального мастерства.
К проведению занятий в Школе ухода могут привлекаться специалисты медицинских организаций, органов социальной защиты и других организаций.
6. Школа ухода осуществляет свою деятельность на основании Положения, утверждаемого локальным актом Учреждения.
7. Основными направлениями деятельности Школы ухода являются:
1) информирование:
информация о Школе ухода размещается на информационных стендах в различных социальных учреждениях, в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
на информационных стендах и официальном сайте Учреждения размещаются нормативные документы, регламентирующие деятельность Школы ухода, программа обучения, планы занятий, график работы;
Учреждение осуществляет информирование при участии в процессе проведения оценки степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности у граждан, нуждающихся в уходе;
Учреждением разрабатываются и распространяются информационные и практические материалы Школы уходы (памятки, буклеты, листовки, шпаргалки);
2) обучение:
обучение проводится по программе, утвержденной Учреждением с учетом Примерной программы обучения согласно приложению;
для обеспечения максимальной эффективности и доступности обучения применяются индивидуальные и групповые (не более 10 чел.) формы работы, занятия проводятся очно, заочно и с выездом на дом (при необходимости);
участники Школы ухода могут пройти полный курс программы или посетить разовое занятие (консультацию) по интересующей теме;
3) консультирование:
консультирование проводится индивидуально в отношении конкретного гражданина, нуждающегося в уходе, с выдачей рекомендаций в устном или письменном виде участнику Школы уходу;
4) психологическая помощь и поддержка:
психологическая помощь и поддержка оказывается участникам Школы ухода в виде социально-психологического консультирования, психологических тренингов и др.
8. Консультирование и психологическая помощь и поддержка оказываются участникам Школы ухода во время прохождения обучения.
9. Граждане, желающие стать участниками Школе ухода, обращаются в Учреждение с заявлением о приеме в Школу ухода.
10. Обучение в группах осуществляется по расписанию, на дому - по индивидуальному графику, утвержденным Учреждением.
11. При формировании групп и выборе формы обучения учитываются диагноз и степень функциональных нарушений граждан, нуждающихся в уходе, их зависимость от граждан, осуществляющих уход.
12. При организации работы Школы ухода необходимо наличие оснащенных надлежащим образом помещений (зон) для проведения практических занятий.
Занятия проводятся с использованием демонстрационного оборудования, технических средств реабилитации и расходных материалов.
Оснащение помещений (зон) для проведения практических занятий, а также демонстрационное оборудование, технические средства реабилитации и расходные материалы приобретаются Учреждением за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, а также иных источников, не противоречащих законодательству.
13. Сотрудники Учреждения, обеспечивающие функционирование Школы ухода, обязаны:
подбирать эффективные методы и средства обучения;
оценивать результаты обучения и вносить необходимые изменения в методологию процесса;
определять потребности участников Школы ухода;
выстраивать позитивную коммуникацию с участниками Школы ухода;
не допускать разглашение информации об участниках Школы ухода.
14. Участники Школы ухода имеют право:
на уважительное и гуманное отношение со стороны сотрудников Учреждения, в том числе привлеченных работников сторонних организаций;
обращаться за помощью к руководителю и сотрудникам Учреждения, осуществляющим функционирование Школы ухода;
знакомиться с программой обучения, пользоваться учебной и методической литературой, информационными материалами;
вносить предложения, направленные на улучшение работы Школы ухода;
обмениваться информацией с другими участниками Школы ухода;
отказаться от получения услуг Школы ухода.
15. Участники Школы ухода обязаны:
уважать честь и достоинство сотрудников Учреждения, других участников Школы ухода;
посещать занятия согласно расписанию (соблюдать индивидуальный график);
бережно относиться к имуществу Учреждения;
соблюдать при проведении занятий Школы ухода на территории Учреждения правила внутреннего распорядка Учреждения и правила пожарной безопасности.
Приложение
к Положению об организации работы
школ ухода для граждан,
осуществляющих родственный уход,
при организациях социального
обслуживания, подведомственных
Министерству социальной политики
и труда Удмуртской Республики
Примерная программа обучения
N |
Наименование темы (количество академических часов) |
Содержание |
1 |
Составные компоненты процесса ухода на дому (1 час) |
Основные принципы ухода за тяжелобольным человеком. Паллиативный уход. Пирамида потребностей (по Маслоу). Принципы ухода (по М. Кровинкель). Паллиатив: помощь=уход. Активизация человека и поддержание его самостоятельности при осуществлении ухода на дому |
2 |
Организация пространства для тяжелобольного в доме (1 час) |
Основное и вспомогательное оборудование и его размещение. Профилактика падений. Безопасное перемещение в помещении. Основы безопасности и правильная организация жилого пространства |
3 |
Осложнения, риски и профилактика заболеваний маломобильных и немобильных граждан (3 часа) |
Проблемы и риски осложнений у маломобильных граждан. Профилактика вирусных заболеваний и пневмонии у немобильных. Граждан. Профилактика пролежней. Нарушение глотания. Патологическое изменение суставов (контрактура). Обезвоживание - профилактика и контроль. Инфекции мочевыводящих путей: причины возникновения инфекции мочевыводящих путей, группы риска, симптомы, профилактика. Профилактика кишечных заболеваний |
4 |
Оборудование и вспомогательные средства, облегчающие уход, перемещение маломобильных и немобильных граждан (2 часа) |
Оборудование для позиционирования и перемещения маломобильных и немобильных граждан. Перемещение в пределах кровати. Позиционирование в кровати. Оборудование для ходьбы. Сопровождение при передвижении вне дома. Помощь при падении маломобильных и немобильных граждан |
5 |
Организация питания маломобильных и немобильных граждан (2,5 часа) |
Оборудование и приспособление для приема пищи. Кормление подопечных с нарушением глотания. Проверка глотательного рефлекса. Прием для определения сокращения глотательных мышц. Кормление через зонд. Гастростома: чем кормить; уход за гастростомой. Синдром недостаточного питания у тяжелобольного человека. Подходы к организации питания: сбалансированность, безопасность приема пищи, важность для пожилого человека. Организация питьевого режима. Алгоритм кормления маломобильного и мобильного гражданина. Правила поведения ухаживающего при кормлении |
6 |
Коммуникация как центральный элемент ухода (2 часа) |
Общаться=ухаживать. Соблюдение достоинства подопечного и ухаживающего. Особенности коммуникации с лицами, имеющими когнитивные нарушения. Особенности коммуникации с гражданами с сенсорными дефицитами, когнитивными и психическими расстройствами. Коммуникации при паллиативном уходе. Позитивная коммуникация: условия и критерии |
7 |
Гигиена и личная безопасность ухаживающего и гражданина, нуждающегося в постороннем уходе (2,5 часа) |
Оборудование и вспомогательные средства для проведения гигиенических мероприятий и опорожнения. Мытье немобильного в кровати, ванной (душе). Оборудование для мытья в ванной (душе). Гигиена ушей, носа, глаз, ротовой полости. Последовательность действий при бритье. Маникюр. Педикюр. Смена подгузника. Постановка судна. Интимная гигиена. Смена постельного и нательного белья. Уход за больными со стомами: колостома, илеостома, уростома, нефростома, цистостома, гастростома, трахеостома. Уход за разными видами стом. Калоприемник. Виды калоприемников. Смена калоприемника. Мочевой катетер. Уход за катетером. Освобождение мочевого дренажного мешка. Инфекционная безопасность ухаживающего: гигиена рук, правила мытья; индивидуальные средства защиты |
8 |
Особенности ухода при заболеваниях, приводящих к дефициту самообслуживания, действия при неотложных состояниях (4 часа) |
Неотложные состояния: гипер- и гипогликемия, инфаркт миокарда, инсульт, актуальность распознавания их признаков. Алгоритм действия сотрудников при возникновении неотложных состояний. Инсульт: определение, статистические данные по России, факторы риска. Виды инсульта: геморрагический и ишемический. Симптомы инсульта. Первая доврачебная помощь. Недопустимые действия при оказании первой медицинской помощи. Принципы лечения больных инсультом. Профилактика первичная и вторичная. Инфаркт: определение, факторы риска, последствия, симптомы. Первая доврачебная помощь при инфаркте. Приемы сердечно-легочной реанимации. Гипогликемия и гипергликемия: определения, факторы риска, последствия. Использование глюкометра. Первая доврачебная помощь. Дыхательная гимнастика для лежачих больных. Элементы массажа и пассивная гимнастика для лежачих больных. Оказание первой помощи при кровотечении, при обмороке. Простейшие манипуляции в домашних условиях: измерение АД, измерение температуры тела |
9 |
Психологические проблемы, возникающие при длительном уходе. Эмоциональное выгорание ухаживающего (2 часа) |
Психологические особенности и состояния в пожилом возрасте. Особенности общения с человеком, имеющим дефицит самообслуживания. Правила этикета при общении с пожилыми людьми и инвалидами. Эмоциональное выгорание ухаживающего: риски, профилактика, симптомы, помощь. Приемы и методы саморегуляции лица, осуществляющего уход |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 31 мая 2022 г. N 107 "Об организации работы школ ухода для граждан, осуществляющих родственный уход, при организациях социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе"
Вступает в силу с 31 мая 2022 г.
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 30 августа 2023 г. N 125
Изменения вступают в силу с 30 августа 2023 г.