Во исполнение приказа департамента образования и науки Брянской области от 12 июля 2021 года N 909/1 приказываю:
1. Утвердить Аналитическую справку об итогах реализации в 2021 году в Брянской области Мониторинга качества дошкольного образования (МКДО-2021).
2. Отделу развития общего и дошкольного образования довести результаты Мониторинга до сведения муниципальных органов управления образования для изучения и принятия мер.
3. Контроль исполнения данного приказа возложить на заместителя директора департамента В.М. Ширяева.
Приложение: 3 л. в 1 экз.
Врио по руководству департаментом |
Н.В. Чернякова |
Аналитическая справка
об итогах реализации в 2021 году в Брянской области модели Мониторинга качества дошкольного образования (МКДО-2021)
В Брянской области в списочный состав МКДО-2021 вошли 52 организации, реализующие программы дошкольного образования.
Количество муниципальных координаторов, зарегистрировавшихся в системе, -21.
Количество координаторов от ДОО, зарегистрировавшихся в системе, - 52.
Количество экспертов, зарегистрировавшихся в системе, - 49.
Количество педагогов, заполнивших лист самооценки педагога, - 397.
Количество групп ДОО, в которых была проведена процедура самооценки по шкалам МКДО, - 202.
Количество групп ДОО, в которых была проведена процедура экспертной оценки по шкалам МКДО, - 50.
Количество родителей (законных представителей воспитанников), которые заполнили анкеты родителя, - 2620.
В 2021 году МКДО реализовался в 4 этапа.
1 этап - подготовка к проведению МКДО на федеральном и региональном уровнях, в том числе формирование перечня образовательных организаций от региона для проведения репрезентативной выборки федеральным координатором, назначение регионального и муниципальных координаторов, координаторов ДОО, экспертов муниципального и регионального уровней.
Федеральным координатором организовано 16 обучающих семинаров для каждой категории участников, проведено тестирование для экспертов различных уровней. После прохождения успешного тестирования и получения удостоверений федерального уровня эксперты допускаются к проведению экспертного этапа.
2 этап - внутренний мониторинг качества дошкольного образования в образовательной организации, в том числе сбор заявительной информации от руководителей, администрации, координаторов, воспитателей и узких специалистов ДОО о качестве дошкольного образования на уровне всех групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом, назначение рабочей группы ДОО для проведения внутренней оценки в соответствии со Шкалой МКДО;
3 этап - внешний мониторинг качества дошкольного образования в образовательной организации, в том числе анкетирование родителей (законных представителей), организация выездного и дистанционного экспертных этапов;
4 этап - внешняя оценка качества работы системы дошкольного образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, размещение количественных результатов МКДО в личных кабинетах участников, формирование итоговых отчетов экспертами, муниципальными и региональным координаторами.
На каждом этапе предусмотрено предварительное обсуждение результатов и возможность улучшить результаты оценки, включить в итоговый отчет комментарии и план повышения качества дошкольного образования в ДОО, муниципалитете, регионе и Российской Федерации в целом. Всем дошкольным образовательным организациям доступны рекомендации муниципальных экспертов (экспертов ДОО).
Мониторинговая процедура считается законченной после проведения экспертной оценки экспертом федерального уровня, который назначается федеральным координатором из числа экспертов регионального уровня для проведения внешней экспертной работы в другом регионе (от каждого региона выбирается по 1 эксперту РСДО).
Основные результаты.
Внутренняя оценка основных образовательных программ дошкольного образования (далее - ООП ДО)
Область качества/группа показателей |
Внутренняя оценка ООП |
Внешняя оценка ООП |
Образовательные ориентиры |
3,15 |
3,18 |
Образовательная программа |
НП |
НП |
Содержание образовательной деятельности |
3,05 |
3,20 |
Социально-коммуникативное развитие |
3,29 |
3,30 |
Познавательное развитие |
3,24 |
3,24 |
Речевое развитие |
2,93 |
2,79 |
Художественно-эстетическое развитие |
3,17 |
3,17 |
Физическое развитие |
3,36 |
3,32 |
Образовательный процесс |
3,21 |
3,08 |
Образовательные условия |
3,09 |
3,07 |
Квалификация педагогов и совершенствование педагогической работы |
3,16 |
3,03 |
Рабочая нагрузка и условия труда |
2,85 |
3,09 |
Материально-техническое обеспечение |
3,26 |
3,12 |
Информационное обеспечение |
3,07 |
3,03 |
Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами |
1,30 |
1,75 |
Взаимодействие с родителями |
3,14 |
3,15 |
Здоровье, безопасность и повседневный уход |
3,39 |
3,17 |
Здоровье и повседневный уход |
3,33 |
3,16 |
Безопасность |
3,45 |
3,17 |
Управление и развитие |
3,22 |
2,95 |
Итоговая оценка |
2,96 |
2,94 |
Результаты в разрезе областей качества и укрупненных групп показателей с комплексной оценкой 4-5 баллов (превосходное качество), отсутствуют.
Практически по всем показателям отмечается значение комплексной оценки 3 балла (базовый уровень).
Значения 2-3 балла (качество стремится к базовому) выявлены по шкалам "Речевое развитие", "Рабочая нагрузка и условия труда".
Наиболее низкие показатели выявлены по шкале "Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами".
Самооценка
Область качества/группа показателей |
Самооценка педагогов |
Образовательные ориентиры |
2,96 |
Образовательная программа |
2,40 |
Содержание образовательной деятельности |
3,05 |
Социально-коммуникативное развитие |
3,15 |
Познавательное развитие |
3,10 |
Речевое развитие |
2,79 |
Художественно-эстетическое развитие |
3,02 |
Физическое развитие |
3,17 |
Образовательный процесс |
3,05 |
Образовательные условия |
3,06 |
Материально-техническое обеспечение |
3,13 |
Информационное обеспечение |
2,99 |
Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами |
1,93 |
Взаимодействие с родителями |
3,17 |
Здоровье, безопасность и повседневный уход |
3,16 |
Здоровье и повседневный уход |
3,13 |
Безопасность |
3,19 |
Управление и развитие |
3,13 |
Итоговая оценка |
2,88 |
Анализ результатов самооценки педагогов показал более негативные значения, как по отдельным шкалам, так и по показателю в целом. Наиболее низкие значения отмечаются по шкале "Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами" (1,93 балла).
2-3 балла получили шкалы "Образовательные ориентиры" (2,96 баллов), "Образовательная программа" (2,40 баллов), "Речевое развитие" (2,79 баллов), "Информационное обеспечение" (2,99 баллов).
Сопоставление показателей, полученных в ходе внутренней и внешней оценки по шкалам МКДО
В процессе самооценки по шкалам МКДО было оценено 202 группы ДОО из 51 ДОО; в процессе внешней оценки по шкалам МКДО экспертами было оценено 50 групп ДОО из 50 ДОО
Область качества/группа показателей |
Внутренняя оценка ДОО |
Внешняя оценка ДОО |
Образовательные ориентиры |
3,15 |
2,98 |
Образовательная программа |
2,51 |
2,86 |
Содержание образовательной деятельности |
3,21 |
2,89 |
Социально-коммуникативное развитие |
3,33 |
3,02 |
Познавательное развитие |
3,24 |
3,00 |
Речевое развитие |
2,91 |
2,63 |
Художественно-эстетическое развитие |
3,24 |
2,90 |
Физическое развитие |
3,32 |
2,92 |
Образовательный процесс |
3,12 |
2,85 |
Образовательные условия |
2,95 |
2,84 |
Квалификация педагогов и совершенствование педагогической работы |
3,08 |
2,90 |
Рабочая нагрузка и условия труда |
3,09 |
2,85 |
Материально-техническое обеспечение |
3,01 |
2,89 |
Информационное обеспечение |
2,80 |
2,76 |
Финансовые условия |
2,75 |
2,82 |
Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами |
1,88 |
2,66 |
Взаимодействие с родителями |
3,21 |
2,95 |
Здоровье, безопасность и повседневный уход |
3,17 |
2,88 |
Здоровье и повседневный уход |
3,16 |
2,85 |
Безопасность |
3,18 |
2,91 |
Управление и развитие |
2,97 |
2,80 |
Итоговая оценка |
2,91 |
2,86 |
Значительные расхождения в результатах отмечены по шкале "Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами", по результатам внутренней оценки ДОО данный показатель ставил 1,88 баллов, по результатам экспертной оценки - 2,66 баллов.
Результаты анкетирования родителей (законных представителей)
В процессе мониторинга анкеты по качеству образования в ДОО заполнило 2620 родителей (законных представителей) из 51 ДОО. Наиболее высокие показатели отмечены по категории шкал "Степень удовлетворенности родителей", здесь все показатели, кроме шкалы "Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами", превышают 4 балла, то есть находятся в пределах значений "выше базового".
Область качества/группа показателей |
Степень удовлетворенности родителей |
Степень вовлеченности родителей |
Образовательные ориентиры |
4,15 |
3,88 |
Образовательная программа |
4,22 |
3,91 |
Содержание образовательной деятельности |
4,24 |
4,04 |
Образовательный процесс |
4,28 |
4,06 |
Образовательные условия |
4,14 |
3,93 |
Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами |
3,01 |
2,73 |
Взаимодействие с родителями |
4,36 |
4,25 |
Здоровье, безопасность и повседневный уход |
4,36 |
4,25 |
Управление и развитие |
4,21 |
3,98 |
Итоговая оценка |
4,11 |
3,89 |
Распределение образовательных организаций - участников МКДО по уровням оценки:
- для 47,0% ДОО (24 организации) отмечается базовый уровень, который свидетельствует о системной работе образовательной организации, реализация ФГОС ДО обеспечивается в полном объеме, образовательная деятельность воспитанников дошкольного возраста выстраивается с учетом их потребностей и возможностей образовательной организации, которая поддерживает инициативы детей и их родителей, а управленческие решения принимаются в соответствии с принципами ФГОС ДО,
- для 43,1% (22 ДОО) образовательных организаций присущ уровень 2-3 балла (качество стремится к базовому), что свидетельствует о практически полном выполнении требований ФГОС ДО, обеспечивается соответствие образовательной деятельности ФГОС ДО к отдельным процессам, в наличии процессное понимание к реализации отдельных показателей или областей качества, но для достижения базового уровня необходимо перейти к системной организации всего образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО,
- для 5,9% участников МКДО (3 ДОО) требуется серьезная работа по повышению качества дошкольного образования; данный уровень не позволяет обеспечить выполнение требований ФГОС ДО, в связи с тем, что в образовательной деятельности детского сада присутствуют только отдельные элементы системы дошкольного образования, заложенные ФГОС ДО.
Зона развития, превышающая базовый уровень, свидетельствует о создании наилучших условий для образования детей дошкольного возраста и поощряется органами исполнительной власти в сфере образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Такое отмечено в 2 образовательных организациях (3,9% от количества организаций - участников), в которых результаты внутренней и внешней оценок совпадают и указывают на хорошее качество дошкольного образования (4 балла).
Таким образом, путем осуществления мониторинга апробированы единые подходы к оценке качества дошкольного образования, основанные на основных положениях Закона об образовании (N 273-ФЗ), ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога дошкольного образования и других действующих нормативных документов. Это позволяет провести оценку качества дошкольного образования с единых позиций на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и институциональном. Мониторинг дает возможность сопоставления результатов самооценки с внешней экспертной оценкой. Результаты мониторинга позволяют получить объективную информацию для выявления сильных и слабых сторон дошкольного образования на различных уровнях, что ложится в основу принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.
Выводы
Проведённый анализ позволил произвести комплексную оценку качества дошкольного образования в регионе и зафиксировать базовый уровень в образовательных организациях Брянской области. Образовательная деятельность в ДОО выстраивается в соответствии с принципами ФГОС ДО, с учетом потребностей и возможностей, интересов и инициативы воспитанников ДОО. В дошкольных организациях области создано образовательное пространство в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, обеспечена психологическая безопасность и эмоциональное благополучие. Управление и развитие в ДОО области осуществляется на основе нормативных документов, регулирующих контроль качества услуг по присмотру и уходу детей. С целью повышения компетентности родителей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста в регионе функционирует система консультационно-методической службы.
Участие в МКДО-2021 позволило обозначить дефицит материально-технических и финансовых условий для реализации общеобразовательной программы: здания образовательных организаций, в которых сложно создать современную предметно-пространственную развивающую образовательную среду, обеспечить необходимый набор помещений в соответствии с ФГОС.
Также имеется дефицит кадровых условий (высокий процент педагогических кадров с непрофильным образованием, прошедших профессиональную переподготовку в заочной форме).
В области реализации образовательных программ наблюдается недостаточная компетентность руководителей, старших воспитателей в части разработки образовательных программ; педагогические, психологические и методические дефициты в уровне квалификации педагогов; недостаточный уровень знаний педагогов психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
Несмотря на достаточно высокий уровень оценки родителями деятельности детских садов, имеются проблемы во взаимодействии с родителями: недостаточная активность родителей, низкий уровень мотивации к участию в реализации ООП ДОО.
Принятые меры
Анализ результатов МКДО-2021 показал, что наиболее низкие значения при внутренней и внешней оценке получили шкалы, связанные с обеспечением условий получения дошкольного образования детьми с ОВЗ и инвалидами.
В результате в ГАУ ДПО "БИПКРО" разработана и прошла успешную профессиональную экспертизу на федеральном уровне дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) "Организация и содержание коррекционно-образовательной деятельности воспитателя группы компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации".
Также разработана и введена в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования программа "Развитие конструктивных навыков детей дошкольного возраста на занятиях по LEGO-конструированию и образовательной робототехнике".
По итогам участия в МКДО-2021 в муниципальных образованиях проведены круглые столы с участием руководителей образовательных организаций, участвующих в мониторинге, экспертов и специалистов отделов (управлений) образования.
Задачи
Участие региона в процедуре МКДО-2021 дало возможность увидеть основные тенденции в развитии дошкольных образовательных организаций и выстроить планы работы с учетом выявленных дефицитов. Определены основные задачи:
- строительство современных дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями,
- создание современной предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОО,
- создание дошкольного образовательного информационного ресурса (по возможности),
- работа школ наставничества, клубов молодых педагогов и встречи с победителями (лауреатами) профессиональных конкурсов в целях трансляции успешного педагогического опыта,
- проведение консультаций по вопросам разработки ООП ДОО, части ООП ДОО, формируемой участниками образовательного процесса, рабочей программы воспитания как составной части ООП ДОО, дополнительных образовательных программ,
- постоянное повышение профессиональных компетенций педагогов по всем направлениям образовательной деятельности, в том числе с использованием ресурса взаимообучения, распространения опыта работы инновационных площадок,
- использование новых форм организации работы с родителями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента образования и науки Брянской области от 27 апреля 2022 г. N 551/1 "Об итогах проведения Мониторинга качества дошкольного образования (МКДО-2021) в Брянской области"
Вступает в силу с 27 апреля 2022 г.
Текст приказа опубликован не был