Приказ Федеральной налоговой службы от 24 июня 2022 г. N ЕД-7-9/514@
"Об утверждении Порядка формирования и ведения группы справочников, реализуемых в рамках задачи "Туннельный сценарий"
В целях эффективной реализации прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего автоматизацию технологического процесса 201.02.00.00.0140 "Анализ эффективности принятия решений налоговых органов", в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, приказываю:
1. Утвердить Порядок формирования и ведения группы справочников, реализуемых в рамках задачи "Туннельный сценарий", согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего и контролирующего деятельность по досудебному урегулированию споров между налоговыми органами Российской Федерации и налогоплательщиками.
Руководитель Федеральной |
Д.В. Егоров |
УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 24 июня 2022 г. N ЕД-7-9/514@
Порядок формирования и ведения группы справочников, реализуемых в рамках задачи "Туннельный сценарий"
I. Основные положения
1. Перечень сокращений, терминов, обозначений.
Для целей настоящего Порядка используются следующие термины, сокращения, обозначения:
Термин, сокращение, обозначение |
Определение |
Справочник |
Справочник, сформированный и проводимый в рамках задачи "Туннельный сценарий" |
Порядок |
Порядок формирования и ведения группы справочников, реализуемых в рамках задачи "Туннельный сценарий" |
ПО |
Программное обеспечение |
Риск (маркер риска) |
Оцениваемое событие (совокупность событий) в будущем, которое, по мнению налогового органа, потенциально (с высокой степенью вероятности) может привести к наступлению негативных последствий для бюджета |
Нарушение |
Несоблюдение налогоплательщиком нормы законодательства о налогах и сборах, приводящее к наступлению негативных последствий для бюджета |
НПА |
Нормативный правовой акт |
Норма |
Глава, статья, пункт, подпункт НК РФ или иного НПА, выбираемая пользователями ПО, реализованного в рамках задачи "Туннельный сценарий" |
НО |
Налоговые органы - ФНС России и ее территориальные органы, определяемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", предоставляющие государственные услуги и осуществляющие функции по государственному контролю (надзору) |
ИАС КБ |
Информационно-аналитическая система контрольного блока |
ПП КНП |
Прикладная подсистема "Камеральные налоговые проверки" |
ПП КР |
Прикладная подсистема "Контрольная работа" |
ПП ППА |
Прикладная подсистема "Проведение предпроверочного анализа налогоплательщика" |
СП ЦА |
Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России |
ТНЛ |
Туннельный сценарий |
ТНО |
Территориальный налоговый орган (Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу Российской Федерации, Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) |
УДУНС |
Управление досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России |
Пакет изменений справочника |
Откорректированные (измененные) записи таблиц справочника, объединенные в одну группу и предназначенные для последующего внесения в эталонный экземпляр справочника |
СЦВ НСИ |
Система централизованного ведения нормативно-справочной информации АИС "Налог-3" ФНС России |
ФАП ФНС России |
Фонд алгоритмов и программ Федеральной налоговой службы |
Эталонный экземпляр справочника |
Справочник, входящий в состав СЦВ НСИ |
2. В рамках задачи "Туннельный сценарий" формируются и ведутся три справочника:
- Справочник налоговых нарушений для туннельного сценария (СНТНЛ);
- Справочник рисков для туннельного сценария (СРТНЛ);
- Справочник соответствия налоговых нарушений и рисков для туннельного сценария (ССНРТНЛ).
Целью формирования и ведения группы справочников в СЦВ НСИ является учет и описание рисков/нарушений законодательства о налогах и сборах для формирования и ведения механизма выявления проблемных вопросов в налоговом администрировании.
3. Объекты учета или классификации справочника СНТНЛ.
Объектами учета справочника СНТНЛ являются налоговые правонарушения, отражаемые налоговым органом в итоговых документах по результатам осуществленных мероприятии налогового контроля, в том числе выносимых на этапах досудебного и судебного урегулирования споров.
4. Технологические процессы, в рамках которых осуществляется сбор информации для формирования и ведения справочника СНТНЛ:
- 103.06.09.00.0020 "Проведение предпроверочного анализа отобранных налогоплательщиков и подготовка предложений по включению в План ВНП/приглашению на Комиссию налогового органа по побуждению налогоплательщика к добровольному уточнению своих налоговых обязательств";
- 103.06.09.00.0010 "Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа";
- 103.06.00.00.0160 "Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок".
5. В процессе ведения справочников участвуют ТНО и СП ЦА.
6. Справочники ведутся в СЦВ НСИ, в ФАП ФНС России не размещаются.
7. Описание структуры справочников и порядка их ведения представлено в главах 2, 3, 4 настоящего Порядка.
2.# Справочник налоговых нарушений для туннельного сценария (СНТНЛ)
Справочник СНТНЛ актуализируется ежедневно на постоянной основе 2-мя способами: пользователем вручную и автоматизировано путем загрузки данных из паспортов рисков ИАС КБ. Автоматическая загрузка данных осуществляется по мере утверждения паспортов рисков.
Обратная связь из Справочника СНТНЛ в ИАС КБ не предусмотрена.
Порядок ведения Справочника СНТНЛ пользователем описан в п. 2.2 настоящего Порядка.
2.1. Структура справочника
Справочник СНТНЛ состоит из двух таблиц (разделов):
- основной: Справочник налоговых нарушений для туннельного сценария (TNLNAR);
- вспомогательный: Справочник нормативных правовых актов (НПА) для туннельного сценария (TNLNPA).
Таблица N 1. Описание структуры таблицы Справочника налоговых нарушений для туннельного сценария TNLNAR
NN |
Код реквизита |
Длина |
Тип поля |
Алгоритм заполнения реквизита |
Наименование реквизита |
Источник данных для заполнения реквизита |
Описание/примечание |
1 |
KODNAR |
30 |
Текстовое значение |
Формируется автоматически на основании заполненных значений KODNPA:STATY: PUNKT: PODPUNKT: NOM |
Код нарушения |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Имеет структуру, состоящую из следующих полей: Код НПА, Статья, Пункт, Подпункт, Номер нарушения Одно нарушение обозначается "1". Поля разделяются знаком ":". В случае отсутствия значения какого-либо из полей ставится ":0:" |
2 |
KODNPA |
3 |
Текстовое значение |
Выбирается из вспомогательного справочника НПА |
Код НПА |
Вспомогательный справочник Реквизит N 1 Таблицы N 2 |
Справочник НПА содержит отдельные поля: Номер НПА, Дата НПА, наименование НПА. |
3 |
GLAVA |
120 |
Текстовое значение |
Заполняется автоматически из паспортов риска ИАС КБ. При отсутствии данных в паспортах риска заполняется вручную |
Глава |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Соответствует наименованию исходного НПА |
4 |
STATY |
8 |
Текстовое значение |
Заполняется автоматически из паспортов риска ИАС КБ. При отсутствии данных в паспортах риска заполняется вручную |
Статья |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Соответствует наименованию исходного НПА В случае автоматизированного наполнения данными из паспортов риска ИАС КБ формируется автоматически |
5 |
PUNKT |
8 |
Текстовое значение |
Заполняется автоматически из паспортов риска ИАС КБ. При отсутствии данных в паспортах риска заполняется вручную |
Пункт |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Соответствует наименованию исходного НПА В случае автоматизированного наполнения данными из паспортов риска ИАС КБ формируется автоматически. |
6 |
PODPUNKT |
8 |
Текстовое значение |
Заполняется автоматически из паспортов риска ИАС КБ. При отсутствии данных в паспортах риска заполняется вручную |
Подпункт |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Соответствует наименованию исходного НПА В случае автоматизированного наполнения данными из паспортов риска ИАС КБ формируется автоматически. |
7 |
NOM |
2 |
Текстовое значение |
Автоматически проставляется при вводе описания нарушения |
Номер нарушения |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Заполняется автоматически при добавлении описания нарушения. Если реквизиты код НПА, глава, статья, пункт, подпункт, повторяются, то номер увеличивается на 1. |
8 |
OPIS |
1000 |
Текстовое значение |
Выбирается вручную из предложенных вариантов, полученных из Справочника налоговых правонарушений |
Описание нарушения |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Описание нарушения выбирается из справочника СНП (справочник видов ответственности) |
10 |
KODIST |
1 |
Текстовое значение |
Вводится пользователем вручную или формируется автоматически в процессе импорта данных для наполнения Справочника из ИАС КБ или ПП ППА |
Код источника данных |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
1 - Из ПП ППА 2 - Из ИАС КБ 3 - Введен пользователем |
11 |
DATE_FROM |
10 |
Дата |
Заполняется автоматически из паспортов риска ИАС КБ. При отсутствии данных в паспортах риска заполняется вручную |
Дата начала действия нарушения |
Организационно-распорядительный документ ФНС России, являющийся основанием для внесения даты. |
Дата начала действия Формат даты: ДД.ММ.ГГГГ. В случае автоматизированного наполнения данными из паспортов риска ИАС КБ формируется автоматически по дате утверждения паспорта риска. |
12 |
DATE_TO |
10 |
Дата |
Заполняется датой удаления паспорта риска или в случае ее отсутствия датой обновления справочника нарушений, при котором выявлено удаление паспорта. При внесении новой записи автоматически принимает значение "01.01.3000". |
Дата окончания действия нарушения |
Организационно-распорядительный документ ФНС России, являющийся основанием для внесения даты |
Дата окончания действия По дате окончания (при визуализации справочника пользователю запись затемняется, не подлежит выбору) Формат даты: ДД.ММ.ГГГГ |
Таблица N 2. Описание структуры таблицы Справочника НПА для туннельного сценария TNLNPA
N |
Код реквизита |
Длина |
Тип поля |
Алгоритм заполнения реквизита |
Наименование реквизита |
Источник данных для заполнения реквизита |
Описание/примечание |
1 |
KODNPA |
3 |
Текстовое значение |
Проставляется автоматически при добавлении новой записи. При необходимости можно изменить вручную |
Код НПА |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Код НПА |
2 |
NAIM |
300 |
Текстовое значение |
Заполняется вручную |
Наименование НПА |
Организационно-распорядительный документ ФНС России |
Наименование формы |
3 |
NOM |
20 |
Текстовое значение |
Заполняется вручную |
Номер НПА |
Организационно-распорядительный документ ФНС России |
|
4 |
VID |
1 |
Вспомогательный справочник |
Выбирается из выпадающего списка |
Вид НПА |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
1 - НК часть 1 2 - НК часть 2 3 - Федеральный закон 4 - Постановление Правительства Российской Федерации 5 - Приказ ФНС России 0 - другое |
5 |
DATA |
10 |
Дата |
Заполняется вручную |
Дата НПА |
Организационно-распорядительный документ ФНС России |
Формат даты: ДД.ММ.ГГГГ |
6 |
DATE_FROM |
10 |
Дата начала действия записи |
Заполняется вручную |
Начало действия записи |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Дата начала действия записи |
7 |
DATE_TO |
10 |
Дата окончания действия записи |
Заполняется вручную |
Окончание действия записи |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Дата окончания действия записи |
2.2. Порядок ведения справочника СНТНЛ
1. В процессе ведения справочника СНТНЛ участвуют ТНО и СП ЦА:
- ТНО и СП ЦА подготавливают изменения справочника СНТНЛ, относящиеся к актуализации записей о нарушениях, которые необходимы для их работы в ПП КР и ПП КНП;
- УДУНС проверяет изменения справочника СНТНЛ, подготовленные ТНО, согласовывает их с СП ЦА согласно их компетенции, и акцептует для внесения в справочник СНТНЛ;
- В случае, если изменения в справочник СНТНЛ подготовлены СП ЦА, то УДУНС проверяет изменения справочника СНТНЛ, подготовленные СП ЦА, и акцептует их для внесения в справочник СНТНЛ.
2. Для ведения справочников в СЦВ НСИ предусмотрены следующие роли:
- Методолог Справочника нарушений ТНЛ,
- Эксперт Справочника нарушений ТНЛ.
3. Роль "Методолог Справочника нарушений ТНЛ" назначается сотрудникам СП ЦА, ТНО и предназначена для предварительной подготовки изменений справочника СНТНЛ, относящихся к актуализации записей о нарушениях, в случае обнаружения недостоверной или отсутствующей информации в справочнике, и установлению соответствия рисков и нарушений.
Под актуализацией записей о нарушениях понимается редактирование вида НПА, разделов НПА (глава, статья, пункт, подпункт), текстового описания нарушений, даты начала и даты окончания действия.
Порядок работы Методолога Справочника нарушений ТНЛ описан в п. 5 настоящего Порядка.
4. Роль "Эксперт Справочника нарушений ТНЛ" назначается сотрудникам УДУНС и предназначена для обработки изменений справочника СНТНЛ, подготовленных Методологом Справочника нарушений ТНЛ (п.3). Эксперт Справочника нарушений ТНЛ проверяет корректность изменений справочника в полученных пакетах изменений. В обязательном порядке проверке подлежат записи как основной таблицы СНТНЛ, так и вспомогательной СНПАТНЛ (Справочник нормативных правовых актов для туннельного сценария), так как она имеет определяющее значение для основного раздела. При необходимости Эксперт Справочника нарушений ТНЛ редактирует записи, при необходимости согласовывает их с СП ЦА согласно их компетенции и далее акцептует изменения посредством выполнения операции "Опубликовать" или возвращает обратно Методологу Справочника нарушений ТНЛ на доработку посредством выполнения операции "Отклонить".
5. Порядок действий Методолога Справочника нарушений ТНЛ в СЦВ НСИ. Внесение изменений в справочник СНТНЛ выполняется в течение 3 рабочих дней с даты вступления в силу организационно-распорядительных документов, являющихся основанием для его актуализации.
Для подготовки изменений справочника СНТНЛ Методолог Справочника нарушений ТНЛ:
1) создает пакет изменений с указанием основания внесения изменений в справочник;
2) в зависимости от таблицы и типа изменений выполняет следующие операции:
- в таблице Справочника налоговых нарушений для туннельного сценария (TNLNAR):
- "Ввести" для добавления новой записи о нарушении;
- "Изменить" (она же "Изменить -> Актуальную") для корректировки данных записи о нарушении (для редактирования доступны поля: Описание нарушения, Глава, Дата окончания);
- "Аннулировать" для аннулирования записи о нарушении, введённой по ошибке, в таблице Справочника НПА для туннельного сценария (TNLNPA);
- "Ввести" для добавления новой записи о НПА.
3) после внесения всех изменений выполняет операцию "Отправить" в отношении пакета изменений.
3. Справочник рисков для туннельного сценария (СРТНЛ)
Справочник СРТНЛ актуализируется ежедневно на постоянной основе автоматически на основании сведений, полученных из ИАС КБ и ПП ППА.
Обратная связь из Справочника СРТНЛ в ИАС КБ не предусмотрена.
3.1. Структура справочника
Справочник СРТНЛ состоит из одной таблицы (раздела).
Таблица N 3. Описание структуры таблицы Справочника рисков для туннельного сценария TNLRISK
NN |
Код реквизита |
Длина |
Тип поля |
Алгоритм заполнения реквизита |
Наименование реквизита |
Источник данных для заполнения реквизита |
Описание/примечание |
1 |
KODRISK |
30 |
Текстовое значение |
Заполняется автоматически путем автоматизированного наполнения данными из паспортов риска ИАС КБ или автоматически при автоматизированном наполнении данными о кодах риска из ПП ППА. |
Код риска |
ПП ППА ИАС КБ |
Код риска |
2 |
KODIST |
1 |
Текстовое значение |
Формируется автоматически в процессе импорта данных для наполнения Справочника из ИАС КБ или ПП ППА |
Код источника данных |
ПП ППА ИАС КБ |
1 - Риск из ПП ППА 2 - Риск из ИАС КБ |
3 |
NAIM |
300 |
Текстовое значение |
Формируется автоматически из паспорта риска ИАС КБ или автоматически при автоматизированном наполнении данными о кодах риска из ПП ППА |
Наименование риска |
ПП ППА ИАС КБ |
Наименование риска |
4 |
DATE_FROM |
10 |
Дата начала |
Заполняется вручную |
Начало действия записи |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Дата начала действия записи |
5 |
DATE_TO |
10 |
Дата окончания |
Заполняется вручную |
Окончание действия записи |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Дата окончания действия записи |
4. Справочник соответствия налоговых нарушений и рисков (ССНРТНЛ)
Справочник ССНРТНЛ актуализируется ежедневно на постоянной основе 2-мя способами: вручную пользователем и автоматизировано путем загрузки данных из паспортов рисков ИАС КБ. Порядок ведения справочника пользователем описан в п. 4.2 настоящего Порядка.
Обратная связь из Справочника ССНРТНЛ в ИАС КБ не предусмотрена.
4.1. Структура справочника
Справочник ССНРТНЛ состоит из одной таблицы (раздела).
Таблица N 4. Описание структуры таблицы Справочника соответствия налоговых нарушений и рисков TNLRISKNAR
NN |
Код реквизита |
Длина |
Тип поля |
Алгоритм заполнения реквизита |
Наименование реквизита |
Источник данных для заполнения реквизита |
Описание/примечание |
1 |
KODNAR |
30 |
Текстовое значение |
Выбирается Экспертом по рискам из Таблицы N 1. Каждому коду нарушения будут соответствовать все возможные коды риска. В случае автоматизированного наполнения Справочника из ИАС КБ заполняется автоматически |
Код нарушения |
Вспомогательный справочник (Табл. N 1) |
Каждому коду нарушения будут соответствовать все возможные коды риска |
2 |
KODRISK |
30 |
Вспомогательный справочник |
Выбирается Экспертом по рискам из Таблицы N 3. Каждому коду риска будут соответствовать все возможные коды нарушений. В случае автоматизированного наполнения Справочника из ИАС КБ заполняется автоматически |
Код риска |
Вспомогательный справочник Кодов риска (Табл. N 3) |
Каждому коду риска будут соответствовать все возможные коды нарушений |
3 |
KODIST |
1 |
Текстовое значение |
Вводится пользователем вручную или формируется автоматически в процессе импорта данных для наполнения Справочника из ИАС КБ или ПП ППА |
Код источника данных |
ПП ППА ИАС КБ |
1 - Из ПП ППА 2 - Из ИАС КБ 3 - Введен пользователем |
4 |
DATE_FROM |
10 |
Дата начала |
Заполняется вручную |
Начало действия записи |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Дата начала действия записи |
5 |
DATE_TO |
10 |
Дата окончания |
Заполняется вручную |
Окончание действия записи |
Нормативная документация, являющаяся основанием разработки/использования формы |
Дата окончания действия записи |
4.2. Порядок ведения справочника
Процесс ведения Справочника соответствия нарушений и рисков (ССНРТНЛ) аналогичен порядку ведения Справочника СНТНЛ, который изложен в п.2.2 настоящего Порядка.
1. В процессе ведения справочника участвуют УДУНС, СП ЦА и ТНО.
Для ведения Справочника соответствия нарушений и рисков (ССНРТНЛ) в СЦВ НСИ используются роли:
- Методолог Справочника нарушений ТНЛ,
- Эксперт Справочника нарушений ТНЛ,
которые назначаются сотрудникам УДУНС, СП ЦА и ТНО.
2. Для внесения изменений в справочник соответствия налоговых нарушений и рисков (ССНРТНЛ):
1) ТНО и СП ЦА подготавливают изменения справочника ССНРТНЛ, относящиеся к установлению соответствия между кодами рисков и кодами нарушений;
2) УДУНС проверяет изменения, подготовленные ТНО и СП ЦА, и акцептует для внесения в справочник ССНРТНЛ.
Приложение
к Порядку формирования и ведения
группы справочников, реализуемых в
рамках задачи "Туннельный сценарий",
утвержденному приказом ФНС России
от 24 июня 2022 г. N ЕД-7-9/514@
Перечень шаблонов доступа и ролей в них для формирования и ведения группы справочников, реализуемых в рамках задачи "Туннельный сценарий"
Шаблон |
Категория пользователей шаблона |
Роль |
Описание роли |
Методологи ТНО.АР.Справочник СНТНЛ |
Специалисты ТНО ФНС России, ответственные за внесение изменений в справочник |
Методолог Справочника нарушений ТНЛ |
Создание, заполнение и отправка заявок на изменение Справочника нарушений для туннельного сценария (СНТНЛ) |
Методологи СП ЦА ФНС.АР.Справочник СНТНЛ |
Специалисты СП ЦА ФНС России, ответственные за актуализацию справочника |
Эксперт по нарушениям ТНЛ |
Актуализация Справочника нарушений для туннельного сценария (СНТНЛ) с использованием функций редактирования |
Методологи УДУНС.АР.Справочник СНТНЛ |
Специалисты СП ЦА ФНС России, ответственные за обработку заявок на изменение справочника |
Эксперт Справочника нарушений ТНЛ |
Обработка (корректировка/акцептование/отклонение) заявок на изменение Справочника нарушений для туннельного сценария (СНТНЛ) |
Методологи СП ЦА ФНС.АР.Справочник ССНРТНЛ |
Специалисты СП ЦА ФНС России, ответственные за актуализацию справочника |
Эксперт Справочника рисков ТНЛ |
Актуализация справочника соответствия нарушений и рисков для туннельного сценария (ССНРТНЛ) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной налоговой службы от 24 июня 2022 г. N ЕД-7-9/514@ "Об утверждении Порядка формирования и ведения группы справочников, реализуемых в рамках задачи "Туннельный сценарий"
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной налоговой службы от 1 сентября 2022 г. N ЕД-7-9/806@
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 г.