Минпросвещения России совместно с Ростуризмом, Минкультуры России и Роспотребнадзором во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 декабря 2021 N Пр-2254 по вопросу анализа практик организации экскурсий для обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также представления предложений о совершенствовании деятельности по организации экскурсий, регулярном проведении экскурсий, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике были разработаны и направляются для использования в работе "Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике".
Приложение: на 15 л. в 1 экз.
Заместитель |
О.П. Колударова |
"УТВЕРЖДАЮ"
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
Д.Е. Грибов
10 июня 2022 г.
Методические рекомендации
по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике
1. Настоящие рекомендации разработаны Минпросвещения России совместно с Ростуризмом, Минкультуры России и Роспотребнадзором в целях оказания методической поддержки образовательным организациям по вопросам использования экскурсионных форм организации деятельности с обучающимися при проведении мероприятий по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике в рамках образовательной деятельности (далее - экскурсия), реализуемых, в том числе, во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросам развития школьного познавательного туризма, данных по итогам встреч Президента Российской Федерации со школьниками во Всероссийском детском центре "Океан" от 24 сентября 2021 г. N Пр-1806, встреч общественностью по вопросам общего образования (перечень поручений от 30 сентября 2021 г. N 1845), заседания Президиума Государственного Совета (перечень поручений от 24 сентября 2021 г. N Пр-1808ГС), п. 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей от 1 июня 2021 г. N Пр-2254.
2. Организация экскурсионных мероприятий вне образовательной деятельности осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации о туристской деятельности.
3. При организации экскурсионной деятельности с обучающимися возможна сетевая форма реализации образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, которая обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, в том числе, учреждений культуры и организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность. При этом в отношении педагога термин экскурсовод не применяется.
4. В рамках осуществления образовательного процесса в форме экскурсионных мероприятий, могут использоваться различные варианты их организации, в том числе:
- проведение экскурсии педагогом в рамках реализации образовательной программы (например, экскурсия, проводимая в природной среде с целью выполнения исследовательской работы по предмету "Биология" либо в рамках реализации рабочей программы воспитания)
- проведение экскурсии с привлечением юридического или физического лица, оказывающего услуги по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов) и информированию туристов (экскурсантов) по пути следования по туристскому маршруту";
- проведение экскурсии в учреждении культуры (например, образовательное занятие в краеведческом музее);
- проведение экскурсии на предприятиях производственной сферы, кванториумы, технопарки или иные объекты, посещение которых может повысить как эффективность реализации образовательных программ, так и помочь обучающимся с профессиональным самоопределением.
5. При организации экскурсий в рамках образовательного процесса образовательные организации руководствуются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность.
6. Особенности проведения экскурсий на объектах культуры регламентируются Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", статьей 53 которого установлено, что юридические и физические лица осуществляют туристско-экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры.
7. Особенности проведения экскурсий в рамках мероприятий, реализуемых в условиях природной среды в форме походов, слетов, экспедиций и иных аналогичных мероприятий регламентируются совместным приказом Минпросвещения России и Минэкономразвития России от 19.12.2019 N 702/811 "Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий".
8. Содержательное наполнение экскурсий формируется с учетом возможностей данной формы деятельности в решении образовательных и воспитательных задач, определенных законодательством Российской Федерации в сфере образования, в том числе национальным проектом "Образование", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Основами государственной культурной политики" имеется в виду "Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 326-р"
9. При организации экскурсий по историко-культурной тематике особое внимание рекомендуется уделять соответствию экскурсионного материала, содержанию образовательных программ, в том числе в части ценностных оценок событий исторического прошлого.
10. При организации экскурсий по научно-образовательной тематике рекомендуется сочетание экскурсионного формата с организацией исследовательской, экспедиционной деятельности, выполнением обучающимися практических работ по соответствующей тематике.
11. При организации экскурсий по патриотической тематике приоритетное внимание рекомендуется уделять отбору экскурсионного материала, обладающего значительными воспитательными возможностями с учетом возрастных особенностей обучающихся.
12. Организация образовательного процесса с использованием такой формы учебного занятия как экскурсия для обучающихся предусматривается в образовательных программах, разрабатываемых образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (вопросы содержания образовательной деятельности, реализуемой в форме экскурсий в общеобразовательных организациях детализированы в одобренных решениями федерального учебно-методического объединения по общему образованию: Примерной основной образовательной программе основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. N 1/22); Примерной основной образовательной программе основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. N 1/22); Примерной основной образовательной программе среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з)).
13. Вопросы содержания образовательной деятельности, реализуемой с использованием экскурсионных форм работы в общеобразовательных организациях, в том числе по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике, детализированы в одобренных решениями федерального учебно-методического объединения по общему образованию: Примерной основной образовательной программе основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. N 1/22); Примерной основной образовательной программе основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. N 1/22); Примерной основной образовательной программе среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з).
14. При отборе материала по содержательному наполнению экскурсии, проводимой в рамках воспитательной работы с обучающимися, приоритетное внимание уделяется формированию у них чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
15. Содержание воспитательной работы в общеобразовательных организациях осуществляется на основе рабочих программ воспитания, разрабатываемых вышеуказанными организациями с учетом Примерной программы воспитания одобренной решением федерального учебно-методического объединения (протокол от 2 июня 2020 г. N 2/20). Программа воспитания является обязательной частью основных образовательных программ.
16. Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учётом имеющихся у неё кадровых и материальных ресурсов. В примерной программе воспитание в качестве одного из вариативных модулей предусмотрен модуль: "Экскурсии, экспедиции, походы".
17. Выбор мест проведения экскурсий определяется с учетом их возможностей в части эффективной реализации образовательных и воспитательных задач.
18. Руководителем группы обучающихся, принимающих участие в экскурсии, как правило, назначается педагогический работник образовательной организации, проводящий вышеуказанное мероприятие.
19. При организации экскурсий на территории образовательной организации необходимо руководствоваться локальными актами образовательной организации.
20. При организации экскурсии за пределами территории образовательной организации необходимо руководствоваться локальными актами образовательной организации, в частности инструкциями по охране труда, а также нормативными актами, действующими на территории, предприятиях, органах, организациях и учреждениях, где проводится экскурсия для обучающихся.
21. При передвижении к месту проведения экскурсии в качестве пешеходов необходимо руководствоваться действующими правилами дорожного движения, а при движении на транспорте - соответствующими нормативными актами, регламентирующими порядок пользования транспортом.
22. Рекомендуемый алгоритм действий руководителя группы обучающихся, принимающих участие в экскурсии, проводимой за территорией образовательной организации:
- руководителю группы рекомендуется привлекать обучающихся к обсуждению маршрута и программы предстоящей экскурсии, а также к организации, проведению и последующему анализу самой экскурсии;
- определить цель и задачи экскурсии, маршрут и программу её проведения в соответствии с целями и задачами, определенными образовательной программой;
- определить один из вариантов проведения экскурсии: экскурсия для обучающихся проводится педагогом самостоятельно, экскурсия для обучающихся проводится с привлечением организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность, организаций предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков экскурсия проводится на базе учреждения культуры (музей) либо иной организации (производственные предприятия, особо охраняемые природные территории и т.д.);
- в случае проведения экскурсии с привлечением иных организаций обеспечить наличие необходимых документов (договор, разрешение на посещение и т.д.)
- подготовить и утвердить распорядительный акт о проведении экскурсии" (один из возможных примеров указан в приложении 1);
- провести инструктаж для участников экскурсии, содержание которого определяется особенностями мероприятия (один из возможных примеров указан в приложении 2, а образец ведомости - в приложении 3);
- провести экскурсию, либо обеспечить сопровождение обучающихся в случае проведения экскурсии представителями иной организации (организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность, организаций предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, учреждениями культуры, сотрудниками производственного предприятия и т.д.) до момента, предусмотренного в распорядительном акте о проведении экскурсии (до прибытия обучающихся в образовательную организацию, до передачи родителям и т.д.);
- в случае, если особенности экскурсии регламентируются требованиями, установленными действующими нормативно-правовыми актами, то обеспечить их выполнение в части установленных обязанностей и полномочий (участие в дорожном движении в качестве пешеходов, перевозка организованных групп детей автобусами, правила нахождения на особо охраняемых природных территориях и т.д.).
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
24. В случае если экскурсия для обучающихся является составной частью выездного мероприятия, может быть использован следующий примерный алгоритм действий:
Родители (Заказчик) заключают договор на оказание услуг по организации выездного мероприятия с образовательной организацией (Исполнителем).
Образовательная организация необходимо получить письменное разрешение родителей на участие обучающихся в выездном мероприятии.
В случае, если образовательная организация самостоятельно формирует туристский продукт, то к ней применяются требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим туроператорскую деятельность.
Образовательная организация несет ответственность в полном объеме за вред, причиненный своими действиями и/или бездействием при исполнении Договора, жизни и здоровью обучающихся, участвующих в выездном мероприятии, их имуществу и имуществу Заказчика в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Образовательной организации необходимо издать приказ о проведении выездного мероприятия, в котором должно быть отражено:
- место назначения и даты проведения выездного мероприятия,
- состав группы (список группы),
- назначение руководителя выездного мероприятия, который является ответственным за организацию выездного мероприятия с указанием возложенных на него обязанностей. Данному сотруднику образовательной организации оформляется командировка.
25. Организация перевозок организованных групп обучающихся рейсовыми транспортными средствами осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими перевозки пассажиров соответствующими видами транспорта.
26. Организованная перевозка участников экскурсий, не достигших возраста 18 лет, автобусами осуществляется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1527 "Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами".
27. Детализированная информация о перевозке организованных групп обучающихся размещена на официальных информационных ресурсах ГИБДД МВД России.
28. При организации и проведении мероприятия для детей должен быть организован питьевой режим, в случае если продолжительность мероприятия, в рамках которого проводится экскурсия, превышает 4 часа, для его участников должно быть предусмотрено питание в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Приложение 1
Проект
ПРИКАЗ
"___" __________ 20___ года N _____
О проведении экскурсии
В целях популяризации и развития школьных экскурсий (другая цель _)
приказываю:
Направить группу обучающихся ____ класса (или туристско-краеведческого объединения "_________________") в количестве ____ человек (___ детей и _____ руководителей) "____" _____________ 202___ г. (или с "___" __________ по "___" __________ 202__) на экскурсию в: ____________________________________________.
Назначить руководителем группы _____________________________________, с возложением на него ответственности за жизнь и здоровье детей.
Назначить помощником руководителя группы: ______________________________
Поручить руководителю группы __________________________________________:
Провести соответствующую организационно-подготовительную работу по качественной и своевременной подготовке группы к участию в экскурсии.
Ознакомиться с действующей в организации инструкцией по охране труда для педагогических работников, организующих проведения экскурсии с обучающимися.
Провести с участниками экскурсии подробный инструктаж по соблюдению правил дорожного движения, правил поведения в транспорте, в общественных местах, правил охраны природы, памятников истории и культуры, по соблюдению правил техники безопасности, противопожарной безопасности во время участия в мероприятии, по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил.
Установить контрольный срок возвращения к образовательной организации о ___ час. "____" ____________ 202__ г.
В указанное время проинформировать ________________ по телефону _________ об окончании экскурсии.
Контроль за исполнением приказа возложить на _____________________________.
Руководитель образовательной
организации _________________ (__________________)
подпись ФИО разборчиво
С приказом ознакомлен:
Руководитель группы _________________ (__________________)
подпись ФИО разборчиво
Помощник руководителя группы _________________ (__________________)
подпись ФИО разборчиво
"___" __________ 202__ года
Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель образовательной
организации
_________ (______________)
подпись ФИО разборчиво
"__" __________ 202__ г.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ
ИНСТРУКТАЖА УЧАСТНИКОВ ЭКСКУРСИИ
Общие положения
Соблюдение правил безопасности - первое и главное требование к участнику экскурсии.
Каждый участник ОБЯЗАН выполнять следующие правила безопасности:
1.1. Точно и незамедлительно выполнять все распоряжения руководителя.
1.2. Выходить на экскурсию надо в той одежде и обуви, которые рекомендованы руководителем.
Своевременно информировать руководителя группы об ухудшении состояния здоровья или травмировании.
Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому снаряжению.
2. Необходимые действия в период подготовки к экскурсии:
2.1. Внимательно ознакомиться с материалами, заданиями, которые руководитель группы предлагает изучить до экскурсии. Внимательно прослушать инструктаж по безопасному поведению участников экскурсии, выяснить у руководителя группы все возникшие вопросы.
2.2. Знать информацию о планируемом мероприятии:
рекомендуемая форма одежды и обуви, маршрут экскурсии, начальную и конечную точки маршрута; тема, содержание, программа экскурсии, практические задания.
2.3. Предоставить руководителю группы для подготовки маршрутных документов письменное согласие родителей (законных представителей) на участие в экскурсии.
2.4. Выполнять в полном объеме порученные обязанности по подготовке к экскурсии и в период её проведения.
2.5. Прибыть к месту сбора для выхода на маршрут в той форме, которая была указана руководителем.
3. Требования безопасности во время проведения мероприятия:
3.1. В метро, в городском транспорте:
3.1.1. Строго соблюдать правила пользования общественным транспортом.
3.1.2. Перед посадкой запомнить или записать сообщенные руководителем станцию назначения и станции пересадки.
3.1.3. Пользоваться гаджетами только с разрешения руководителя группы.
3.1.4. При поездке в метро вести себя спокойно, на платформе не подходить за ограничительную линию. Заходить в вагон в сопровождении руководителя или его заместителя.
3.1.5. Внимательно слушать команды руководителя о выходе из вагона.
3.2. Во время переезда по железной дороге:
3.2.1. Начинать посадку (или высадку) в вагон можно только после полной остановки прибывшего поезда и по команде руководителя.
3.2.2. При посадке в вагон не останавливаться в тамбуре, проходить в середину вагона, дать возможность войти остальным. Занимать указанные руководителем места. Исключить шум, громкие разговоры.
3.2.3. Нельзя находиться в тамбуре, переходах между вагонами, не высовываться из окон вагона.
3.2.4. Переходить через железнодорожные пути только по пешеходным мостам, дорожкам и туннелям.
3.2.5. Без разрешения руководителя на остановках из вагона не выходить.
Во время переезда на заказном транспорте:
Посадку в автобус и высадку из автобуса обучающиеся осуществляют только по команде руководителя и в его присутствии, в безопасных местах и после полной остановки автобуса.
При посадке каждый учащийся занимает отдельное, определенное руководителем пассажирское сиденье.
До начала движения автобуса необходимо сесть на свое место, поднять ручки сидений и застегнуть ремни безопасности.
3.3.4. Спокойно сидеть на своих местах, не ходить по салону автобуса.
В случае аварии четко выполнять инструкции водителя и сопровождающих, не поддаваться панике, покинуть автобус через ближайшую дверь, помогая при этом травмированным и младшим товарищам.
3.4. На маршруте экскурсии:
3.4.1. При движении по маршруту не обгонять впереди идущего и не отставать от него.
3.4.2. При необходимости длительной остановки по какой-либо причине обратиться к руководителю группы или замыкающему.
3.4.3. О возникновении признаков заболеваний немедленно сообщать руководителю.
3.4.4. Если участник отстал от группы, он должен прекратить движение и спокойно ждать, пока его найдут. Самому поиски не предпринимать. Срочно позвонить руководителю группы и объяснить свое местонахождение. Если экскурсия в населённом пункте надо обратиться к сотруднику полиции.
3.4.5. Соблюдать питьевой режим.
3.4.6. О любой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.
При обнаружении оружия, боеприпасов или подозрительных предметов на маршруте, не трогая их, немедленно сообщить руководителю группы.
3.4.7. Не трогать руками любых животных, неизвестные растения (они могут быть ядовиты), а также колючие растения и кустарники.
3.4.8. Не пробовать на вкус и не употреблять в пищу какие-либо растения, плоды, и грибы, неизвестные ягоды, снег и сосульки.
3.5. При движении вдоль дорог:
3.5.1. При движении по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту в колонне по одному из строя не выходить.
3.5.2. При переходе дороги быть предельно внимательным, через шоссе переходить шеренгой, по команде руководителя, не отставать и не убегать вперед шеренги.
Приложение 3
Проект
Ведомость проведения инструктажа по технике безопасности в туристско-краеведческих мероприятиях
(Текст инструктажа располагается на первой странице журнала. Возможны вариации Инструктажа: при совершении походов, экскурсий в населенном пункте и за его пределами, участие в массовом мероприятии (слеты, соревнования)).
N |
Фамилия, имя, отчество инструктируемых |
Класс, объединение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На инструктаже присутствовало ___ обучающихся и ___ родителей Инструктаж проведен _______________________________ (ФИО) "___" ___________ 20___ г. ______________ (подпись)
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 16 июня 2022 г. N 06-836 "О направлении информации"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", июль 2022 г. N 13
Вестник образования России, август 2022 г. N 16