В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Законом Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации", постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2015 N 759-ПП "Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при заключении договора купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов", руководствуясь Уставом Нижнесергинского муниципального района, Дума Нижнесергинского муниципального района решила:
1. Утвердить Положение "Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Кленовского сельского поселения, входящего в состав Нижнесергинского муниципального района, в собственность физических или юридических лиц для осуществления сельскохозяйственного производства" (прилагается).
2. Обнародовать настоящее решение путем его опубликования в Нижнесергинской районной газете "Новое время" и размещения в сети Интернет на официальном сайте Думы Нижнесергинского муниципального района.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль исполнения настоящего решения возложить на постоянную комиссию Думы Нижнесергинского муниципального района по экономическому развитию, бюджету, финансам и налогам (Е.Н. Кучмина).
Председатель Думы Нижнесергинского муниципального района |
А.Н. Бараковских |
Глава Нижнесергинского муниципального района |
В.В. Еремеев |
Утверждено
решением Думы
Нижнесергинского
муниципального района
от 22.06.2022 г. N 378
Положение
"Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Кленовского сельского поселения, входящего в состав Нижнесергинского муниципального района, в собственность физических или юридических лиц для осуществления сельскохозяйственного производства"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение "Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Кленовского сельского поселения, входящего в состав Нижнесергинского муниципального района, в собственность физических или юридических лиц для осуществления сельскохозяйственного производства" (далее по тексту - Положение) разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области и устанавливает порядок организации и предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность физических или юридических лиц для осуществления сельскохозяйственного производства, изъятия их в муниципальную собственность, а также правила определения цены земельного участка при заключении договора купли-продажи.
1.1.1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Такие земли могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, для целей аквакультуры (рыбоводства), а также допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В составе земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с федеральными законами выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
1.1.2. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
1.1.3. Выкуп земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена или земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, передаваемых гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), в собственность не допускается.
1.2. Участники земельных отношений определены в статье 5 главы I ЗК РФ, статье 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
1.3. Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность физических или юридических лиц для осуществления сельскохозяйственного производства осуществляется Нижнесергинским муниципальным районом, а именно администрацией Нижнесергинского муниципального района, в лице структурного подразделения администрации Нижнесергинского муниципального района - отделом управления и содержания муниципального имущества (далее по тексту - Администрация) в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Положением.
2. Организация и предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
2.1. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
2.2. Действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка в собственность.
2.2.1. В соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, по преимущественному праву выкупа без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены в аренду гражданину или юридическому лицу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ"
При этом преимущественным правом выкупа земельного пользуется гражданин либо юридическое лицо при условии, что:
- гражданин или юридическое лицо арендует землю не менее трех лет;
- заявление с просьбой заключить договор купли-продажи сельскохозяйственного участка подается в Администрацию до истечения соглашения о его аренде;
- в Администрации отсутствуют сведения о выявленных и не устраненных нарушениях заявителя, допущенных им при аренде сельскохозяйственных земель, которые он желает выкупить.
2.2.2. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного предусматривается, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
2.2.3. Преимущественное право приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые пользуются такими участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся у сельскохозяйственных организаций на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставляются этим организациям в собственность бесплатно в случае, если эти организации относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся у крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с федеральным законом на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предоставляются этим крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности в собственность бесплатно в случае, если эти крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют свою деятельность на территории Свердловской области не менее трех лет.
2.3. Общий порядок выкупа земли без торгов прописан в ст. 39.17 ЗК РФ.
В Администрацию заинтересованным лицом подаются документы и заявление о предоставлении арендованного сельскохозяйственного участка в его собственность за плату, без проведения торгов.
Максимальный срок рассмотрения заявления Администрацией - 30 дней. Проводится проверка наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ. По результатам рассмотрения документов Администрация выносит соответствующее решение.
3. Цена продажи земельного участка
3.1. Цена земельного участка определяется в размере 15 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
3.2. Цена, по которой сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести в собственность земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства составляет равной 15 процентам его кадастровой стоимости в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
4. Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации
4.1. Изъятие у собственников земельных участков, которые не используются по целевому назначению или используются с нарушением законодательства Российской Федерации, предусмотрено статьями 284-285 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4.1.1. Действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
4.2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течении трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Исключение составляет земельный участок, являющийся предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве.
4.2.1. В данный трехлетний период не включается срок, в течении которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в трехлетний срок.
4.3. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".
4.4. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника судебным порядком осуществляется в случае, если пользователь (собственник) данного земельного участка не устраняет выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации, после выявления таковых и назначения административного наказания.
4.5. Исчисление трехгодичного срока неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения, для проведения процедуры изъятия начинается с даты фиксации факта нарушения законодательства Российской Федерации, установленного при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее по тексту - государственный земельный надзор).
На территории Свердловской области государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Управлением Россельхознадзора по Свердловской области (далее по тексту - орган государственного земельного надзора).
Осуществление муниципального земельного контроля является первым этапом мероприятий, направленных на изъятие у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются по целевому назначению или используются с нарушением законодательства Российской Федерации.
Муниципальный земельный контроль в отношении организаций проводится Администрацией в соответствии с пунктом 2 статьи 72 ЗК РФ.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, органы муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в орган государственного земельного надзора.
Орган государственного земельного надзора, в случае не устранения правонарушений в установленный законодательством срок, одновременно с назначением административного наказания выносит предписание, направляет материалы, подтверждающие не устранение правонарушений, в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Орган государственного земельного надзора направляет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения судом дела о его изъятии.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течении двух месяцев со дня поступления материалов от органа государственного земельного надзора обращается в суд с требованием, об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов.
В течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже и осуществляет передачу его в пользование для сельскохозяйственного производства в порядке, установленном земельным законодательством и с учетом других законодательных актов Российской Федерации.
Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для государственных или муниципальных нужд
4.6. Комплекс мероприятий, связанных с изъятием земельных участков, осуществляется в соответствии с главой VII.1. ЗК РФ.
4.7. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, связанным с автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также по основаниям, перечисленным в статье 49 ЗК РФ.
4.8. Изъятие земельных участков осуществляется согласно утвержденной документации по планировке территории.
4.9. Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее по тексту - размер возмещения), определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - от 29.07.1998 N 135-ФЗ) с учетом особенностей, установленных статьей 56.8. ЗК РФ, а также федеральными стандартами оценки, утвержденными приказами Минэкономразвития России.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода. Все вышеприведенные расчетные величины, составляющие размер возмещения, определяются в соответствии с федеральным законодательством. При этом правообладателям изымаемой недвижимости необходимо обеспечить доступ к земельным участкам в целях выполнения кадастровых работ и определения рыночной стоимости такой недвижимости.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определений стоимости, является отчет об оценке объекта, подлежащего изъятию.
В силу положений частей 1, 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Нижнесергинского муниципального района Свердловской области от 22 июня 2022 г. N 378 "Об утверждении Положения "Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Кленовского сельского поселения, входящего в состав Нижнесергинского муниципального района, в собственность физических или юридических лиц для осуществления сельскохозяйственного производства"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст решения опубликован на официальном сайте Думы Нижнесергинского муниципального района Свердловской области (http://duma-nsergi.ru)