Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 мая 2022 г. N 3а-183/2022
Верховный Суд Республики Татарстан в состав председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Корепанова Алексея Аркадьевича, Анисимовой Ирины Петровны, Наумова Сергея Александровича, Сабировой Гузель Вагизовны к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006, с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117,
установил:
Кабинетом Министров Республики Татарстан 19 марта 2020 года принято постановление N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", которое опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 марта 2020 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 27 марта 2020 года, N 24, ст. 0673.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 оспариваемый нормативный правовой акт изложен в новой редакции. Данное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 октября 2021 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 5 ноября 2021 года, N 82, ст. 2251.
Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117, опубликованными на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru соответственно 29 октября 2021 года, 17 ноября 2021 года, 25 ноября 2021 года, в редакцию оспариваемого нормативного правового акта, принятую постановлением от 28 октября 2021 года N 1006, внесены изменения.
Оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 установлен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, осуществлять реализацию которого предписано на всей территории Республики Татарстан.
Пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117, установлен запрет:
с 30 октября 2021 года на проведение организациями и индивидуальными предпринимателями зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе для детей, а также проведение иных массовых мероприятий с участием граждан, если иное не установлено данным постановлением (абзац четвертый);
с 30 октября 2021 года гражданам в возрасте старше 60 лет, которые не вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19 или не перенесли в течение последних шести месяцев указанное заболевание, покидать места проживания (пребывания), за исключением: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту проведения вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19; следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг; прогулки или выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), исключая нахождение в местах массового пребывания людей; выноса отходов до ближайшего места накопления отходов (абзацы шестой - одиннадцатый);
с 30 октября 2021 года на оказание лицам старше 18 лет услуг общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений объектов общественного питания, доставки заказов, оказания услуг общественного питания на территориях аэропортов, вокзалов), услуг в спортивных центрах, плавательных бассейнах, фитнес-центрах, аквапарках, а также вход и нахождение посетителей старше 18 лет в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах), объектах розничной торговли непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, свыше 150 кв. метров, помещениях объектов общественного питания без предъявления действующих персональных QR-кодов, полученных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru), подтверждающих прохождение вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания, с подтверждением их принадлежности (далее - QR-код) (абзац двенадцатый);
с 30 октября 2021 года на вход и нахождение несовершеннолетних посетителей в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах) без сопровождения родителей (законных представителей) (абзац тринадцатый);
с 15 ноября 2021 года на вход и нахождение зрителей старше 18 лет в театрах, кинотеатрах (кинозалах), цирках, концертных залах, на проводимых с участием зрителей официальных физкультурных, официальных спортивных, культурных мероприятиях без предъявления QR-кодов (абзац шестнадцатый);
с 22 ноября 2021 года на проезд пассажиров старше 18 лет в транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом (кроме легкового такси и транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа по межрегиональным маршрутам), городским наземным электрическим транспортом, метрополитеном, на вход и нахождение пассажиров старше 18 лет на станциях метрополитена без предъявления QR-кодов или действующих персональных QR-кодов, выданных лицам, указанным в пункте 8 настоящего постановления, с подтверждением их принадлежности (далее - республиканский QR-код) (абзац семнадцатый);
с 22 ноября 2021 года на продажу на автовокзалах, автостанциях билетов на маршруты регулярных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения (за исключением межрегиональных) без предъявления QR-кода или республиканского QR-кода на каждого пассажира старше 18 лет (абзац восемнадцатый).
Пунктом 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117, предусмотрена обязанность до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки:
с 30 октября 2021 года организаций, индивидуальных предпринимателей перевести работников из числа граждан в возрасте старше 60 лет, которые не вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19 или не перенесли в течение последних шести месяцев указанное заболевание, на дистанционный формат работы или принять иные меры, обеспечивающие соблюдение указанными лицами ограничения, установленного абзацем шестым пункта 4 данного постановления (абзац четвертый).
Пунктом 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117, установлено, что до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки допускаются:
с 15 ноября 2021 года работа театров, кинотеатров (кинозалов), цирков, концертных залов при условии обеспечения заполнения зрительного зала не более чем на 50 процентов мест, но не более 500 человек, имеющих QR-коды, и равномерной рассадки зрителей.
Организации, индивидуальные предприниматели вправе проводить мероприятия с ограничением заполняемости зрительного зала не более 70 процентов мест при совокупности следующих условий: все сотрудники, а также иные лица, участвующие в организации и обслуживании мероприятия, вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию, подтвержденные справкой (медицинским заключением) медицинской организации (подпункт "е");
с 11 октября 2021 года проведение досуговых, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных мероприятий:
на открытых площадках - с одновременным присутствием не более 200 человек;
в помещениях - при условии предварительного письменного уведомления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) не менее чем за семь дней до проведения мероприятия и соблюдении требований к предельному количеству лиц, которые могут одновременно находиться в помещении, определяемому из расчета один человек (включая организаторов и (или) работников) на 4 кв. метра его площади, но не более 100 человек в одном помещении (подпункт "ж");
с 15 ноября 2021 года проведение с участием зрителей официальных физкультурных, официальных спортивных, культурных мероприятий при условии обеспечения заполнения зрительских мест не более чем на 50 процентов, но не более 500 человек, имеющих QR-коды, и равномерной рассадки зрителей.
Организации, индивидуальные предприниматели вправе проводить мероприятия с ограничением заполняемости зрительских мест не более 70 процентов при совокупности следующих условий:
все сотрудники, а также иные лица, участвующие в организации и обслуживании мероприятия, вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию, подтвержденные справкой (медицинским заключением) медицинской организации (подпункт "з");
с 11 октября 2021 года работа гостиниц, в том числе хостелов, при условии обеспечения заполняемости не более 50 процентов номерного фонда (100 процентов в случае, если все работники вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию, подтвержденные справкой (медицинским заключением) медицинской организации) (подпункт "и").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 1 "Требования к организации деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, применяющих специальный налоговый режим "налог на профессиональный доход" к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117, организациям и индивидуальным предпринимателям при взаимодействии с гражданами предписано не допускать в сроки ограничений, установленные оспариваемым постановлением, оказание лицам старше 18 лет услуг общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений объектов общественного питания, доставки заказов, оказания услуг общественного питания на территориях аэропортов, вокзалов), услуг в спортивных центрах, плавательных бассейнах, фитнес-центрах, аквапарках, вход и нахождение посетителей старше 18 лет в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах), объектах розничной торговли непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, свыше 150 кв. метров, помещениях объектов общественного питания, зрителей старше 18 лет в театрах, кинотеатрах (кинозалах), цирках, концертных залах, на проводимых с участием зрителей официальных физкультурных, официальных спортивных, культурных мероприятиях без предъявления ими действующих персональных QR-кодов, полученных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru), подтверждающих прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания, с подтверждением их принадлежности (далее - QR-код);
вход и нахождение несовершеннолетних посетителей в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах) без сопровождения родителей (законных представителей);
проезд пассажиров старше 18 лет в транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом (кроме межрегиональных маршрутов и легкового такси), городским наземным электрическим транспортом, метрополитеном, вход и нахождение пассажиров старше 18 лет на станциях метрополитена без предъявления ими QR-кодов или действующих персональных QR-кодов, выданных лицам, указанным в пункте 8 оспариваемого постановления, с подтверждением их принадлежности.
Корепанов А.А., Анисимова И.П., Наумов С.А., Сабирова Г.В. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административными исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений пунктов 4, 5, 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117, а также изложенных выше положений подпункта 2 пункта 2 Приложения N 1 к данному постановлению, ссылаясь на превышение Кабинетом Министров Республики Татарстан предоставленных ему полномочий, нарушение норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
По мнению административных истцов, оспариваемый ими нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку устанавливает ограничения, которые носят явно неадекватный характер, не обусловлены предотвращением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), предусматривают ограничения в свободе передвижения, нарушают их права и законные интересы, устанавливая принудительную вакцинацию и обязательства по получению QR-кодов.
В судебном заседании при обсуждении судом вопроса о прекращении производства по делу представители Кабинета Министров Республики Татарстан Слепнева Э.И., Стрюкова Т.А. согласились с необходимостью прекращения производства по административному делу.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктами 1-3 части 1 статьи 194 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
По делу установлено, что решением Верховного Суда Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года, в удовлетворении административных исковых заявлений Хабибуллина Е.И., Исламовой Е.В., Зинатуллина Р.М., Изотовой Е.А., Мухаметзяновой Й.Р., Рузиева Ф.Ф., Афанасьевой Д.Г., Губайдуллина Н.Н. к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующими выше приведенных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117, отказано.
Оспариваемый административными истцами акт носит публично-правовой характер, его юридическая оценка уже дана решением Верховного Суда Республики Татарстан в решении от 7 декабря 2021 года. Следовательно, повторного обращения в суд и подтверждения сделанного им вывода по тому же требованию, заявленному другими лицами, в том числе группой граждан, не требуется, поскольку на них в силу публичного характера нормативного акта распространяется действие состоявшегося судебного решения.
В пункте 19 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В случае когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции.
Учитывая указанные обстоятельства, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил:
прекратить производство по административному делу по административным исковым заявлениям Корепанова Алексея Аркадьевича, Анисимовой Ирины Петровны, Наумова Сергея Александровича, Сабировой Гузель Вагизовны к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006, с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117.
Определение может быть обжаловано через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 мая 2022 г. N 3а-183/2022
Текст определения опубликован не был