Рассмотрев вопрос "Модернизация объектов инфраструктуры оздоровления, реабилитации и отдыха детей, включая вопросы подготовки к летней детской оздоровительной кампании 2022 года", Президиум Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации отмечает следующее.
Принятие за последнее время на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей способствовало ее оптимизации и повышению доступности, качества и безопасности. В частности, установлены новые требования к деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - детские организации) и административная ответственность за их несоблюдение; уточнены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и порядок осуществления государственного контроля в этой сфере; разработаны комплекс мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей на 2019-2023 годы, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 28 февраля 2019 года N 1814п-П8, а также ведомственная целевая программа "Развитие сферы отдыха и оздоровления детей", утвержденная распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28 ноября 2019 года N Р-121; субъектами Российской Федерации принимаются меры по развитию системы оздоровления и отдыха детей, обновлению и ремонту имеющихся объектов.
Однако до сих пор остается нерешенным ряд проблем, не позволяющих увеличить количество детей, которым были бы доступны организованные формы отдыха. К числу наиболее острых проблем относятся: ненадлежащее состояние основных фондов и инфраструктуры детских организаций, высокая степень их изношенности, что влечет за собой их несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности, а также современным требованиям безопасного и комфортного пребывания детей; продолжающееся перепрофилирование и закрытие детских организаций как в связи с указанными выше проблемами, так и в связи с экономической нецелесообразностью; трудности с созданием и функционированием нестационарных детских организаций (палаточных лагерей) как наиболее простой и доступной формы отдыха и оздоровления детей, вызванные их несоответствием санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Для сохранения этой сферы и повышения эффективности системы оздоровления в целом в субъектах Российской Федерации требуются государственная поддержка за счет бюджетов всех уровней и принятие с 2023 года комплекса мер, включающего мероприятия по снижению цен на путевки для граждан, установлению дополнительных льгот и преференций для детских организаций, модернизации объектов их инфраструктуры, повышению профессиональной подготовки и переподготовки кадров, в том числе работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проведения инклюзивных смен.
Указанные проблемы и пути их решения в связи с их высокой социальной значимостью неоднократно обсуждались в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и нашли свое отражение в перечне поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, утвержденном Президентом Российской Федерации 16 марта 2022 года N Пр-487. Так, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить разработку и реализацию федеральной программы, направленной на восстановление и строительство до 2030 года в субъектах Российской Федерации объектов отдыха детей и их оздоровления, в том числе строительство объектов из быстровозводимых конструкций по типовым проектам (далее - федеральная программа), предусмотрев финансовое обеспечение реализации мероприятий указанной программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета начиная с 2023 года.
На предотвращение закрытия и перепрофилирования детских организаций, а также на безопасное использование ими акватории и береговых полос водных объектов направлены подготовленные и внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, которые позволят создать дополнительные условия для реализации прав и законных интересов детей в Российской Федерации, в том числе в сфере организации их отдыха и оздоровления.
Учитывая изложенное, Президиум Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации решил:
1. Принять к сведению информацию по вопросу "Модернизация объектов инфраструктуры оздоровления, реабилитации и отдыха детей, включая вопросы подготовки к летней детской оздоровительной кампании 2022 года".
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить работу по подготовке к рассмотрению в первом чтении проектов федеральных законов N 69228-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации" и N 100835-8 "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) при разработке федеральной программы рассмотреть возможность включения в нее следующих мероприятий:
проведение мониторинга потребности субъектов Российской Федерации в восстановлении и строительстве объектов, предназначенных для отдыха и оздоровления детей, учет итогов этого мониторинга при формировании федеральной программы и подготовке предложений по ее финансовому обеспечению;
подготовка кадров для работы в детских организациях;
2) рассмотреть вопросы:
об актуализации санитарно-эпидемиологических требований, требований пожарной безопасности, а также требований к антитеррористической защищенности объектов отдыха детей и их оздоровления;
об оптимизации требований к проведению детских экскурсий, туристских, в том числе краеведческих, походов, детских туров культурно-познавательного, экологического, сельского туризма в целях развития детей и привлечения организованных детских групп из других субъектов Российской Федерации;
о реализации в 2023 году и последующие годы в круглогодичном формате программы стимулирования доступных внутренних туристических поездок в организации отдыха детей и их оздоровления через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги;
об установлении для детских организаций (сезонного и круглогодичного действия) нулевой ставки по налогу на прибыль организаций;
о необходимости разработки проекта федерального закона об организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации;
о возможности передачи недействующих санаторно-курортных организаций, расположенных на территории Ставропольского края и находящихся в собственности Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России", в собственность Ставропольского края для восстановления их деятельности в качестве детских санаториев.
4. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по труду и занятости провести в рамках подготовки к летней оздоровительной кампании 2022 года анализ выявленных в период летней оздоровительной кампании 2021 года нарушений в сфере организации отдыха и оздоровления детей и принятых мер по их устранению.
5. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации продолжить работу по реализации программ воспитания в детских организациях.
6. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработать в рамках подготовки к летней оздоровительной кампании 2022 года предложения по обеспечению всех детских организаций квалифицированными медицинскими работниками, а также по созданию необходимых условий для оказания в них первой помощи, первичной медико-санитарной помощи, организации медицинской эвакуации.
7. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации проработать вопрос о возможности софинансирования за счет средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
8. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации провести мониторинг и анализ опыта модульного строительства объектов отдыха детей и их оздоровления на территориях субъектов Российской Федерации.
9. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с акционерным обществом "Корпорация Туризм.РФ", органами государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке (корректировке) документов территориального планирования в рамках создания в субъектах Российской Федерации туристических кластеров предусматривать создание в их составе объектов инфраструктуры для оздоровления и отдыха детей.
10. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с профильными федеральными органами исполнительной власти и представителями профессионального экспертного сообщества в сфере организации отдыха и оздоровления детей проработать вопрос об ограничении доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговой полосе, используемым в целях организации отдыха и оздоровления детей.
11. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) обеспечить максимальный охват детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, организованными формами отдыха;
2) актуализировать реестры детских организаций;
3) принять исчерпывающие меры по профилактике правонарушений в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
4) проработать вопрос об оказании региональных мер поддержки детским организациям вне зависимости от форм собственности;
5) рассмотреть совместно с представительными органами муниципальных образований вопрос об установлении минимальной налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков для детских оздоровительных лагерей;
6) усилить контроль за укомплектованностью детских организаций квалифицированными медицинскими и педагогическими работниками, вожатыми и другими специалистами, в том числе по работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, принять меры по организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с требованиями безопасности;
7) способствовать устранению нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в деятельности детских организаций, в том числе требований к обеспечению антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований;
8) принять меры по обеспечению детей полноценным качественным питанием, исходя из установленных норм питания и сложившихся цен на пищевые продукты;
9) создавать условия для приема в детские организации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
10) обеспечить обязательное участие в работе межведомственных комиссий по вопросам организации отдыха и оздоровления детей представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих полномочия в сферах культуры, туризма, а также физической культуры и спорта;
11) направить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации информацию об опыте модульного строительства объектов отдыха детей и их оздоровления.
12. Рекомендовать профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации провести по итогам летней оздоровительной кампании 2022 года всесторонний мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации федеральных законов, направленных на обеспечение безопасности при организации отдыха и оздоровления детей, и обеспечить учет его результатов при дальнейшем совершенствовании законодательства Российской Федерации в этой сфере.
13. Направить настоящее решение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу по труду и занятости, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заместитель сопредседателя |
А.В. Яцкин |
Заместитель сопредседателя |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ "Модернизация объектов инфраструктуры оздоровления, реабилитации и отдыха детей, включая вопросы подготовки к летней детской оздоровительной кампании 2022 года" (Санкт-Петербург, 27 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-