Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по молодежной политике
на проект федерального закона N 1030390-7 "О внесении изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
(в части временного пребывания детей у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестёр и других близких родственников), внесен депутатами Н.В. Костенко, О.В. Тимофеевой; О.В. Савастьяновой, О.В. Окуневой, Л.Н. Духаниной в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
(утв. Решением Комитета от 10 ноября 2021 г. N 3)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25 октября 2021 года (выписка из протокола N 4, п. 84.2) Комитета Государственной Думы по молодежной политике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1030390-7 "О внесении изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (в части временного пребывания детей у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестёр и других близких родственников), внесенный депутатами Н.В. Костенко, О.В. Тимофеевой; О.В. Савастьяновой, О.В. Окуневой, Л.Н. Духаниной в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, (далее - законопроект) и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) только родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Законопроектом предлагается дополнить пункт первый статьи 55 СК РФ положением о том, что ребенок имеет право на общение, в том числе пребывание, с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Кроме того, при назначении дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестёр в качестве опекунов или попечителей в случаях, предусмотренных частями 1-3 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", несовершеннолетний ребенок вправе будет пребывать у указанных лиц до принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя.
На основании пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу пункта 1 статьи 26 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, с письменного согласия своих законных представителей ~ родителей, усыновителей или попечителя.
Таким образом, законными представителям несовершеннолетнего выступают родители, усыновители, опекуны (для детей, не достигших возраста 14 лет) и попечители (для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет).
В отношении дедушек, бабушек, братьев, сестер и других родственников ситуация принципиально иная.
Законом предусмотрено лишь то, что они имеют право на общение с ребенком.
В силу положений статьи 67 СК РФ дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком, в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления родственникам ребенка возможности общаться с ним данный вопрос может решаться органом опеки и попечительства и судом.
Однако законодательно не решен вопрос о возможности пребывания детей с данными лицами.
Исходя из действующего правового регулирования, в случае краткосрочного отсутствия родителей - их оставление с бабушкой или дедушкой находится вне правового поля.
Депутаты Государственной Думы - члены Комитета выражают обеспокоенность отсутствием определенных на законодательном уровне сроков отсутствия родителей (например, краткосрочное отсутствие - это какой срок? длительное отсутствие - это какое отсутствие?).
Согласно положениям статьи 121 СК РФ, в случаях болезни родителей, их длительного отсутствия, а также в "других случаях отсутствия родительского попечения" защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства.
На практике эта ситуация породила оформление нотариальных доверенностей, содержание которых сводится к тому, что родители позволяют бабушке или дедушке находиться с внуком (внучкой) и защищать его интересы.
Авторы законопроекта отмечают, что это равным образом касается случаев, когда родители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности: назначение бабушки или дедушки, других близких родственников в качестве временных опекунов и попечителей происходит по той же процедуре, что и в отношении посторонних для ребенка людей, без учёта того факта, что реально ребенок достаточно часто воспитывается при непосредственном участии бабушек и дедушек.
Поэтому законопроектом предлагается дополнить СК РФ положением о том, что ребенок имеет право на общение, в том числе пребывание, с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Помимо этого, предлагается дополнить часть 4 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" специальным регулированием в отношении ситуаций, когда в качестве опекуна или попечителя несовершеннолетнего ребенка назначаются его бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры: до момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя ребенок вправе пребывать у указанных лиц.
На практике это приводит к случаям, когда бабушка не может забрать из роддома новорожденного внука - ребенка своей дочери, которая умерла при родах. Этот случай произошел с Мариной Акифьевой из села Песчанокопское Ростовской области - ей 45 лет, при родах 14 октября 2021 года умерла старшая дочь Даша, оставив ей внука.
У Марины - подсобное хозяйство (коза, куры, сад, огород), однако официально нет источников дохода. У нее, кроме умершей старшей дочери, есть еще двое детей, младший из которых ходит в детский сад. Органы опеки не дают разрешения, отказывают ей из-за отсутствия справки 2-НДФЛ.
Комитет считает, что данная проблема должна решаться с учетом конкретных обстоятельств утраты.
Постановлением 1 Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
В пункте 4 указанных Правил Комитет предлагает дополнить новым абзацем следующего содержания:
"справку, выданную органами местного самоуправления поселений, о наличии личного подсобного хозяйства с приусадебным земельным участком в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве,".
Когда ребенок по тем или иным причинам остается без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей или других обстоятельств), необходим не формальный подход органов опеки и попечительства, а постараться определить ребенка к близким родственникам, осуществляя последующий контроль над условиями содержания, воспитания ребенка в этих семьях.
Учитывая, что в воспитательном процессе российского общества активное участие принимают бабушки и дедушки, совершеннолетние братья, сестры и другие близкие родственники детей, Комитет поддерживает концепцию законопроекта и предлагает принять его в первом чтении, доработав текст законопроекта на основании данного заключения ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.П. Метелев |
------------------------------
1 СЗ РФ от 25 мая 2009 г. N 21 ст. 2572.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по молодежной политике на проект федерального закона N 1030390-7 "О внесении изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (в части временного пребывания детей у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестёр и других близких родственников), внесен депутатами Н.В. Костенко, О.В. Тимофеевой; О.В. Савастьяновой, О.В. Окуневой, Л.Н. Духаниной в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (утв. Решением Комитета от 10 ноября 2021 г. N 3)
Опубликование:
-