Конституционные основы эколого-правовой системы Украины
Новая Конституция Украины 1996 г. определяет основу экологическо-правовой системы и экологической политики страны в современных условиях. Заметим, что проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов находили свое отображение и в предыдущих украинских конституциях и были провозглашены в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года. Но наиболее полно они нашли свое закрепление в ныне действующей Конституции Украины, принятой после провозглашения ее независимости.
На конституционном уровне нашли свое отображение прежде всего вопросы обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, права собственности на природные ресурсы и их использования.
Важное положение относительно экологических прав человека нашло свое закрепление в ст.50 Конституции Украины, которая предусматривает: каждый имеет право на безопасное для жизни и здоровья качество окружающей среды и возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.
Более детально эти вопросы отражены в законах Украины "Об охране окружающей природной среды" от 25 июня 1991 года, "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения" от 24 февраля 1994 года и ряде других законодательных актов. Однако единого законодательного акта об обеспечении экологической безопасности до настоящего времени не принято, хотя соответствующие проекты были подготовлены с участием автора этой статьи еще при разработке проекта единого союзного законодательного акта об охране окружающей среды в 1989 г. и представлены в Верховный Совет Украины еще в 1991 году.
Среди прав человека, имеющих отношение к экологической сфере, можно назвать право на охрану здоровья (ст.49 Конституции Украины), право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда на производстве (ст.43) и ряд других. В развитие этих конституционных положений приняты Основы законодательства о здравоохранении 19 ноября 1992 года, Закон Украины от 19 октября 1992 года "Об охране труда". Самостоятельная глава по вопросам охраны труда имеется также в Кодексе законов о труде.
К важнейшим правам человека, которые нашли закрепление в Конституции Украины и более детально урегулированы в других актах экологического (природоресурсного) законодательства, относится право собственности на природные ресурсы. Земля, ее недра, атмосферный воздух, вода и другие природные ресурсы являются объектами права собственности украинского народа (ст.13 Конституции), от лица которого права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, а каждый гражданин также имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа.
Конституцией Украины определено (ст.41), что каждый человек имеет право обладать, пользоваться и распоряжаться своей собственностью и никто не может быть противоправно лишен этой собственности. В то же время использование собственности не может наносить ущерб правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли. Земля и право собственности на землю признается основным национальным богатством и находится под особой охраной государства (ст.14). Право собственности на землю приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно согласно закону.
Специальным законодательным актом, который регулирует весь комплекс земельных правоотношений, является Земельный кодекс Украины, новая редакция которого принята в октябре 2001 года. В нем впервые нашли свое закрепление вопросы частной собственности на землю, хотя по этому поводу по-прежнему ведутся дискуссии среди народных депутатов, ученых и широких слоев населения.
Кроме экологических прав человека на конституционном уровне закреплены также обязанности по их обеспечению. Так, в ст.16 нашей Конституции установлено, что обязанностью государства является обеспечение экологической безопасности и экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской аварии - катастрофы планетарного масштаба и сохранение генофонда украинского народа. Эти положения впервые были отражены на конституционном уровне. Ни одна страна, в том числе Россия и Республика Беларусь, подобного рода статей не имеют.
К конституционным обязанностям украинского государства можно также отнести обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.49 Конституции, детализированная в Законе Украины "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения" и ряде других нормативно-правовых актов санитарного законодательства). Сегодня идет речь о разработке и принятии кодифицированного законодательного акта по этим вопросам, каким может быть Санитарный кодекс Украины.
Обязанность каждого человека не причинять вреда природе и возмещать причиненные ей убытки предусмотрена в ст.66 Конституции. Другие наиболее общие экологические обязанности человека закреплены Законом Украины "Об охране окружающей природной среды", а более конкретные обязанности по обеспечению экологической безопасности, охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов установлены актами природоохранного, природоресурсного законодательства и законодательства в области экологической безопасности. Широкий круг полномочий по экологическим вопросам предусматривается в Конституции Украины фактически для всех органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь это касается Верховного Совета Украины, который утверждает общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального развития и охраны окружающей среды (п.6 ст.85) и ряд других. Основы использования природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим чрезвычайного состояния, зоны чрезвычайной экологической ситуации определяются только законами Украины. Правда, по ряду этих направлений экологической сферы законодательные акты еще не приняты.
Конституцией Украины также предусмотрено требование учета наряду с экономическими, историческими и иными факторами экологических особенностей регионов при определении территориального устройства нашей страны (ст.132). Это должно быть учтено в законе, который в настоящее время находится на рассмотрении в парламенте Украины.
Указанные положения являются конституционной основой экологической политики украинского государства и составляют базу экологической правовой системы в целом. В соответствии с ними разработаны и приняты Верховным Советом Украины 5 марта 1998 года "Основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности". Они определяют важные требования и направления для формирования экологического законодательства и осуществления деятельности по использованию природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Украине.
Остаются актуальными разработка и принятие ряда законодательных актов по охране земли, континентального шельфа, по экологическому образованию, а также Экологического кодекса Украины как единого комплексного кодификационного акта украинского экологического законодательства.
Н.И. Малышко,
член-корреспондент Украинской экологической академии наук,
член Международной академии информатизации (г.Москва),
доктор философии по юридическим наукам
"Журнал российского права", N 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционные основы эколого-правовой системы Украины
Автор
Н.И. Малышко - член-корреспондент Украинской экологической академии наук, член Международной академии информатизации (г. Москва), доктор философии по юридическим наукам
"Журнал российского права", 2002, N 6