Обособленные подразделения, созданные до 18 августа 1999 года
Понятие "обособленное подразделение организации" и обязанность постановки организации на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения введены Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ).
На практике часто возникал вопрос, какую дату считать датой вступления данного закона в силу - 13 или 18 августа 1999 года.
Согласно ст.4 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания" официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".
Закон N 154-ФЗ был опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", N 28 от 12 июля 1999 года; в "Российской газете", N 135 от 15 июля 1999 года (текст до п. 88 включительно); в "Российской газете", N 137 от 17 июля 1999 года (текст до конца).
При этом согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 24.10.96 N 17-П день, которым датирован выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации", не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его читателями*(1).
Таким образом, датой вступления в силу Закона N 154-ФЗ следует считать 18 августа 1999 года - по истечении одного месяца со дня опубликования полного текста закона в "Российской газете" 17 июля 1999 года. Такого же мнения придерживаются и специалисты МНС России в устных разъяснениях.
До вступления в силу части первой НК РФ учет налогоплательщиков осуществлялся в соответствии с Инструкцией о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 N ВА-3-12/49. Данная инструкция предусматривала обязанность налогоплательщиков-организаций, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат государственной регистрации (представительства, филиалы, а также другие обособленные подразделения), встать на учет в налоговой инспекции не позднее 30 дней после принятия распорядительного акта об их создании (подпункты 3 и 12 указанной инструкции).
Из сказанного выше следует, что до 18 августа 1999 года у организаций была обязанность встать на учет в налоговых органах только по месту нахождения филиалов и представительств, указанных в уставе организации и действовавших на основании утвержденного положения.
По общему правилу, закон распространяет свое действие на отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, возникающие после вступления его в силу*(2).
В Законе N 154-ФЗ не содержится никаких указаний относительно постановки на учет организаций по месту нахождения обособленных подразделений, созданных до момента вступления в силу данного закона*(3).
Таким образом, учитывая отсутствие переходных положений, можно сделать вывод о существовании обязанности организации встать на учет только по месту нахождения обособленных подразделений, созданных после вступления в силу Закона N 154-ФЗ.
От редакции
Редакция обратилась в МНС России с целью выяснить точку зрения специалистов по данному вопросу. Согласно их позиции, так как нормы НК РФ не содержат положений в части постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, созданных до момента вступления в силу Закона N 154-ФЗ, в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения независимо от времени его создания.
К сожалению, для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, зарегистрированные до 18 августа 1999 года, ситуация, касающаяся постановки на учет и ответственности за непостановку на учет этих обособленных подразделений, в настоящее время до сих пор не ясна*(4).
Дело осложняется тем, что за непостановку организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена ответственность на основании статей 116 и 117 НК РФ. Согласно ст. 116 НК РФ нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.
В соответствии с п.1 ст.117 НК РФ за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Исходя из положений п.2 указанной статьи ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
Ответственность, предусмотренная ст.116 НК РФ, установлена за нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, определенного ст.83 НК РФ. Для того чтобы установить срок подачи заявления, необходимо знать дату, с которой он должен начать исчисляться. Следует отметить, что законодательством не установлены сроки постановки на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений, созданных до вступления в силу Закона N 154-ФЗ. Сказанное выше относится и к п.2 ст.117 НК РФ, где говорится об ответственности за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев.
Для налогоплательщиков-организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Закона N 154-ФЗ, возникла "тупиковая" ситуация. В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики должны становиться на учет в налоговом органе по месту нахождения своих обособленных подразделений. Несомненно, многие добросовестные налогоплательщики во избежание конфликтов с налоговыми органами хотели бы исполнить эту обязанность, связанную с осуществлением налогового контроля. В то же время они не спешат становиться на учет по месту нахождения своих обособленных подразделений, созданных до вступления в силу Закона N 154-ФЗ, опасаясь, что к ним будут применены налоговые санкции на основании статей 116 и 117 НК РФ. Они предпочитают выжидать и не идти "сдаваться" самостоятельно.
Судебная практика
Согласно п.7 ст.114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке. Но в настоящее время судебная практика рассмотрения дел по данному вопросу неоднозначна.
Так, федеральные арбитражные суды Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского и Северо-Кавказского округов признают, что с момента вступления в силу Закона N 154-ФЗ у организаций возникла обязанность встать на учет по месту нахождения обособленных подразделений независимо от времени создания данных обособленных подразделений (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2001 N А74-1759/00-К2-ФО2-2935/00-С1; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2000 N ФО4/2175-595/А45-2000; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.02.2001 N ФО8-174/2001-55А).
Некоторые суды европейской территории России (включая ФАС Московского округа) обязанность по постановке на учет организаций, имеющих обособленные подразделения, считают возникшей с момента внесения изменений в часть первую Налогового кодекса РФ (постановление ФАС Московского округа от 03.07.2000 N КА-А40/2637-00; постановление ФАС Поволжского округа от 06.02.2001 N А12-10461/00-С21).
Окончательную точку в разрешении этой спорной ситуации может поставить Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, но пока что этот вопрос не рассматривался*(5).
Е.В. Иришина,
ведущий аудитор аудиторской фирмы "Адамант"
"Российский налоговый курьер", N 10, май 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Собрание законодательства Российской Федерации" - издание, которое по технологическому циклу печатается не один день и реально попадает к читателям гораздо позже дня подписания в печать, а газеты выходят "день в день" и датируются тем же днем, когда реально поступают к читателям. - Примечание редакции.
*(2) Закон может иметь обратную силу, только если в его тексте есть на это прямое указание.
*(3) Такие правила установлены в отношении случаев постановки на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств (ст.9.2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
*(4) Данная проблема уже рассматривалась на страницах нашего журнала: см. статью "Налоговая ответственность организации и ее обособленных подразделений", "РНК", 2000, N 2. - Примечание редакции.
*(5) Редакция будет следить за развитием событий и обязательно сообщит об этом на страницах журнала или на сайте www.rnk.ru. - Примечание редакции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99