Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства
имущественных и земельных
отношений Республики Крым
от 29.06.2022 года N 3849
Порядок признания дебиторской задолженности сомнительной к взысканию и кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, признаваемой нереальной (безнадежной) к востребованию кредитором
1. Общие положения
1.1. Настоящее Порядок признания дебиторской задолженности сомнительной к взысканию и кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, признаваемой нереальной (безнадежной) к востребованию кредитором (далее - Порядок), разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 N 32н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.
1.2. Настоящий Порядок устанавливает правила и условия признания дебиторской задолженности сомнительной к взысканию и кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, признаваемой нереальной (безнадежной) к востребованию кредитором, в том числе по платежам, поступающим в бюджет Республики Крым, главным администратором доходов по которым является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство).
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:
дебиторская задолженность - сумма обязательств, причитающихся учреждению от юридических и физических лиц в результате своей деятельности;
кредиторская задолженность - сумма обязательств, причитающихся к уплате в пользу других юридических и физических лиц;
просроченная дебиторская задолженность - задолженность за товары и услуги, не оплаченная в установленный договором срок. Просроченная кредиторская задолженность - задолженность юридических и физических лиц за товары и услуги, не оплаченная в установленный договором срок;
безнадежная дебиторская задолженность (нереальная к взысканию) - дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности;
невостребованная кредиторская задолженность - кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности;
исковая давность - время, в течение которого учреждение может востребовать дебиторскую задолженность или обязано погасить кредиторскую.
Срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, с определенным сроком исполнения, течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен (выполнение обязательств в разумный срок), либо определен момент востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательств.
Течение срока исковой давности прерывается в случаях:
- предъявления иска в установленном порядке, когда кредитор обращается с иском в суд;
- совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга. После прерывания течения срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
2. Основания и порядок признания дебиторской задолженности сомнительной к взысканию
2.1. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Сомнительной признается дебиторская задолженность при условии, что должник нарушил сроки исполнения обязательства более чем на 12 месяцев и при наличии одного из следующих оснований:
- отсутствие обеспечения долга залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и прочее;
- значительные финансовые затруднения должника, в том числе наличие значительной кредиторской задолженности и отсутствие активов для ее погашения, информация о которых доступна в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сервисах Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики и других органов государственной власти;
- возбуждение процедуры банкротства в отношении должника;
- возбуждение процесса ликвидации должника;
- регистрация должника по адресу массовой регистрации;
- участие в качестве должника в исполнительных производствах, в судебных спорах по договорам, аналогичным тому в рамках которого образовалась задолженность;
- отсутствие сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ в установленный законом срок, так как должником является юридическое лицо договор, с которым заключен договор до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и которым не приведены учредительные документы юридического лица в соответствие с законодательством Российской Федерации.
2.2. Не признаются сомнительными:
- обязательство должника, просрочка исполнения которого не превышает 12 месяцев со дня его возникновения;
- задолженность по договорам, срок действия которых не истек.
2.3. Комиссия рассматривает вопросы об отнесении дебиторской задолженности сомнительной к взысканию по результатам проведенной и оформленной в установленном законодательством порядке инвентаризации расчетов с дебиторами на основании служебной записки начальника управления финансов Министерства или руководителей структурных подразделений Министерства, к компетенции которых относятся вопросы администрирования доходов бюджета Республики Крым (далее - Инициатор) содержащих письменные обоснования необходимости отнесения дебиторской задолженности сомнительной к взысканию.
2.4. Служебная записка формируется по итогам проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и содержит информацию о возможных причинах признания дебиторской задолженности сомнительной к взысканию. К служебной записке прикладываются документы, указанные в пункте 2.6 настоящего Порядка.
2.5. Заседание комиссии проводится в течение трех рабочих дней с момента поступления служебной записки на имя председателя Комиссии.
2.6. Для признания дебиторской задолженности сомнительной к взысканию в Комиссию представляются следующие документы:
а) выписка из бюджетной отчетности по состоянию на последнюю дату представления квартальной или годовой отчетности (форма 0503169) в части юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых имеется задолженность;
б) справка о принятых мерах по взысканию задолженности;
в) документы, подтверждающие возможность признания задолженность сомнительной:
- договор с контрагентом, (оригинал или его копия, или выписки из него);
- копии документов, выписки из базы данных, ссылки на сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также скриншоты страниц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", которые подтверждают значительную задолженность должника и отсутствие активов для ее погашения, а также копии документов, подтверждающих основания для признания долга сомнительным, предусмотренные пунктом 2.1. настоящего Порядка;
г) инвентаризационная опись по расчетам с дебиторами (ф. 0504089).
2.7. Комиссия в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка принимает решение о признании задолженности сомнительной к взысканию, а в случае отсутствия факта возникновения обстоятельств для признания дебиторской задолженности сомнительной к взысканию, принимает решение в отказе признания задолженности таковой.
2.8. Решение Комиссии о признании задолженности сомнительной к взысканию оформляется соответствующим Актом (приложение 2), содержащим следующую информацию:
- полное наименование дебитора;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика (при наличии);
- реквизиты документов, по которым возникла дебиторская задолженность;
- сумма дебиторской задолженности, признанной сомнительной к взысканию;
- дата принятия решения о признании дебиторской задолженности сомнительной к взысканию;
- подписи членов комиссии.
2.9. Акт Комиссии, в день его утверждения Министром, передается в управление финансов Министерства для отражения в регистрах бухгалтерского учета путем уменьшения сумм дебиторской задолженности по соответствующему счету бюджетного учета с одновременным увеличением показателей забалансового счета 04 "Сомнительная задолженность" для отражения резервов по сомнительной дебиторской задолженности.
2.10. Сумма резерва по сомнительным долгам создается в размере списываемой суммы дебиторской задолженности баланса на счета 401.10.173 и 401.20.273. Дополнительные проводки на балансовых счетах по резерву не формируются.
2.11. Учет за балансом ведется по тому же коду бюджетной классификации, что и на балансе. Резерв создается и учитывается отдельно по каждому сомнительному долгу.
2.12. Со счета 04 задолженность списывается, если возобновили взыскание, должник погасил долг или комиссия признала долг безнадежным, например, когда истек срок, когда можно возобновить процедуру взыскания.
3. Основания и порядок признания задолженности невостребованной кредиторами нереальной (безнадежной) к востребованию кредитором
3.1. Невостребованной признается кредиторская задолженность, в том числе просроченная:
в отношении которой кредитор не предъявил требования;
которая носит заявительный характер, при этом кредитор не подтвердил задолженность по результатам инвентаризации.
3.2. Основанием для признания кредиторской задолженности невостребованной является:
истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения в соответствии с гражданским законодательством (ст. 416 ГК РФ);
прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 419 ГК РФ).
3.3. В случаях выявления кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами Инициатором принимаются меры по информированию кредитора о факте переплаты (излишне (ошибочно) уплаченных платежей) и порядке возврата.
3.4. Одновременно с информированием кредитора о факте переплаты (излишне (ошибочно) уплаченных платежей) и порядке возврата, Инициатор информирует Комиссию по указанным фактам, путем направления служебной записки.
3.5. Информирование кредитора о факте переплаты (излишне (ошибочно) уплаченных платежей) и о порядке возврата осуществляется путем направления Инициатором кредитору уведомления в виде письма в течение 10 рабочих дней с момента выявления такой задолженности (далее - уведомление).
3.6. В случае отсутствия возможности информирования кредитора (отсутствие адреса и др.) Комиссией составляется акт о невозможности информирования кредитора и о причинах возникновения задолженности, невостребованной кредитором (Приложение 3).
3.7. Указанный акт составляется в течение 10 рабочих дней, с момента выявления факта отсутствия возможности информирования кредитора о возникшей переплате (излишне (ошибочно) уплаченных платежей), после чего утверждается Министром и передается в управление финансов Министерства.
3.8. По истечении трех месяцев с даты информирования кредитора о факте переплаты, либо с даты составления акта о невозможности информирования (приложение 3), Инициатор направляет в Комиссию служебную записку, содержащую письменные обоснования необходимости отнесения кредиторской задолженности невостребованной кредиторами нереальной (безнадежной) к востребованию кредитором с приложением необходимых документов.
3.9. Принятие Комиссией решения о признании кредиторской задолженности невостребованной кредитором, которая подлежит отнесению на забалансовый счет бюджетного учета 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" осуществляется по результатам проведенной и оформленной в установленном законодательством порядке инвентаризации расчетов с кредиторами на основании служебной записки Инициатора, содержащих письменные обоснования необходимости отнесения кредиторской задолженности невостребованной кредиторами нереальной (безнадежной) к востребованию кредитором.
3.10. Для признания кредиторской задолженности невостребованной необходимы следующие документы:
документ, содержащий сведения из ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица или об отсутствии сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Сведения проверяются на сайте egrul.nalog.ru;
документ, содержащий сведения из ЕГРИП о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя или об отсутствии сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП. Сведения проверяются на сайте egrul.nalog.ru;
копия свидетельства о смерти гражданина (справка из отдела ЗАГС) или копия судебного решения об объявлении физического лица (индивидуального предпринимателя) умершим или о признании его безвестно отсутствующим;
копия постановления о прекращении исполнительного производства;
документы, подтверждающие истечение срока исковой давности (договоры, платежные документы, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), акты инвентаризации, другие документы);
копия акта государственного органа или органа местного самоуправления, вследствие которого исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично;
инвентаризационная опись по расчетам с кредиторами (ф. 0504089);
документ, содержащий сведения уполномоченного органа о наступлении чрезвычайных или других непредвиденных обстоятельств.
3.11. Срок для принятия Комиссией решения - не позднее десяти рабочих дней с даты поступления служебной записки от Инициатора либо акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
3.12. Решение Комиссии оформляется протоколом, на основании которого принимается Акт признания задолженности невостребованной кредиторами нереальной (безнадежной) к востребованию кредитором (далее Акт) (Приложение 4), который утверждается Министром и передается в управление финансов Министерства.
3.13. На основании указанного в пункте 3.12 Акта управлением, финансов Министерства в течение 2 рабочих дней со дня его подписания оформляется приказ Министерства о списании с балансовых счетов:
- окончательно - если кредитор исключен из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Если кредитор является физическим лицом, задолженность списывается окончательно в случае его смерти при отсутствии претензий наследников;
- на забалансовый счет 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" - в остальных случаях признания задолженности невостребованной.
3.14. С забалансового счета 20 задолженность списывается в следующих случаях:
- по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности - согласно действующему законодательству;
- при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства в связи со смертью (ликвидацией) контрагента.
Основание - Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами (ф. 0510437).
3.15. Срок учета задолженности, невостребованной кредиторами, на счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" составляет три года с момента постановки ее на забалансовый счет бюджетного учета для осуществления контроля и наблюдения за возможностью ее возврата.
3.16. Для возврата переплаты (излишне (ошибочно) уплаченных платежей) кредитор предоставляет следующие документы:
- заявление о возврате излишне (ошибочно) уплаченных платежей, которое составляется в произвольной форме и подписывается заявителем, содержащее следующую информацию:
наименование заявителя, ИНН, КПП (для юридических лиц);
ФИО, паспортные данные, СНИЛС, ИНН (при наличии) для физического лица;
почтовый адрес (если заявителем является физическое лицо - адрес места жительства), контактный телефон;
основание возникновения излишне (ошибочно) уплаченных платежей;
сумма (указанная цифрами и прописью (в рублях, копейках), реквизиты платежных документов (копии);
банковские реквизиты для осуществления возврата излишне (ошибочно) уплаченных платежей (наименование банка, БИК, номер корреспондентского счета банка, номер лицевого счета получателя).
3.17. При поступлении от кредитора документов, указанных в пункте 3.16, Комиссия в течение 30 календарных дней с момента их регистрации рассматривает представленный пакет документов и принимает решение о возврате излишне уплаченных платежей либо об отказе в их возврате.
3.18. Основанием для отказа в возврате излишне (ошибочно) уплаченных платежей является:
недостоверность сведений, указанных в документах;
отсутствие в заявлении информации, указанной в пункте 3.12;
истечение срока исковой давности.
О причинах отказа в возврате излишне (ошибочно) уплаченных платежей либо о возврате заявитель уведомляется письменно в течение 30 календарных дней после регистрации его заявления.
3.19. При поступлении от кредитора документов на возврат излишне (ошибочно) оплаченной суммы после ее списания на забалансовый счет, но до истечения трех лет с момента ее постановки на забалансовый счет, и принятии решения о возврате излишне (ошибочно) оплаченных платежей, задолженность, невостребованная кредитором, подлежит восстановлению на балансовом счете бюджетного учета 120500 "Расчеты по доходам" в срок, не превышающий 5 рабочих дней. После чего осуществляется возврат задолженности с лицевого счета.
3.20. С забалансового счета 20 задолженность восстанавливается на балансовом учете в случае, если кредитор предъявил требование в отношении этой задолженности. Основание - Решение о восстановлении кредиторской задолженности (ф. 0510446).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.