В целях реализации подпункта "а" пункта 12 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 696, подпункта "е" пункта 13 Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года N 12, распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время", на основании постановления Правительства Белгородской области от 19 апреля 2021 года N 141-пп "Об утверждении Положения о системах оповещения населения Белгородской области", для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Грайворонского городского округа, постановляю:
1. Утвердить Положение о системах оповещения населения Грайворонского городского округа (прилагается).
2. Организацию оповещения и информирования населения Грайворонского городского округа возложить на муниципальное казенное учреждение "Единая дежурно-диспетчерская служба-112 Грайворонского городского округа" (Новомлинская М.А.).
3. Признать утратившими силу постановления администрации Грайворонского городского округа:
- от 10 сентября 2019 года N 494 "О системе оповещения и информирования населения Грайворонского городского округа об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
- от 10 сентября 2019 года N 495 "Об утверждении Положения о порядке оповещения и информирования населения Грайворонского городского округа в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Родной край" и сетевом издании "Родной край 31" (rodkray31.ru), разместить на официальном сайте органов местного самоуправления Грайворонского городского округа в сети "Интернет" (www.graivoron.ru).
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа - секретаря Совета безопасности В.И. Радченко.
Исполняющий обязанности |
А.А. Бляшенко |
Утверждено
постановлением администрации
Грайворонского городского округа
от 09 июня 2021 г. N 322
Положение
о системах оповещения населения Грайворонского городского округа
I. Общие положения
1.1. Положение о системе оповещения населения Грайворонского городского округа (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Белгородской области от 19 апреля 2021 года N 141-пп "Об утверждении Положения о системах оповещения населения Белгородской области".
1.2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения населения Грайворонского городского округа, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны (далее - ГО) и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
1.4. Система оповещения населения Грайворонского городского округа является муниципальной системой централизованного оповещения (далее - МСО) и включается в систему управления ГО и ТП РСЧС, обеспечивающую доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. Комплексная система экстренного оповещения населения Грайворонского городского округа об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС и до населения Грайворонского городского округа в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.6. Система оповещения населения Грайворонского городского округа создается на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - МСО) и поддерживается в постоянной готовности администрацией Грайворонского городского округа и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Грайворонского городского округа.
Границами зон действия МСО являются административные границы Грайворонского городского округа.
1.7. КСЭОН создается на муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.8. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых администрацией Грайворонского городского округа и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Грайворонского городского округа.
1.9. Система оповещения населения Грайворонского городского округа должна соответствовать требованиям, изложенным в Приложении N 1 к настоящему Положению.
На систему оповещения населения Грайворонского городского округа оформляется паспорт.
II. Назначение и основные задачи систем оповещения населения Грайворонского городского округа
2.1. Система оповещения населения Грайворонского городского округа предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС.
2.2. Основной задачей МСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
- до руководящего состава ГО и ТП РСЧС Грайворонского городского округа;
- сил ГО и звена ТП РСЧС Грайворонского городского округа;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций Грайворонского городского округа;
- людей, находящихся на территории Грайворонского городского округа.
2.3. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТП РСЧС соответствующего уровня.
III. Порядок задействования систем оповещения населения Грайворонского городского округа
3.1. Задействование по предназначению системы оповещения населения Грайворонского городского округа планируется и осуществляется в соответствии с Положением, планом гражданской обороны и защиты населения и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Грайворонского городского округа.
3.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТП РСЧС Грайворонского городского округа, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до главы администрации Грайворонского городского округа, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и ТП РСЧС соответствующего уровня.
3.3. Решение на задействование системы оповещения Грайворонского городского округа принимается главой администрации Грайворонского городского округа.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с администрацией Грайворонского городского округа и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению главы администрации Грайворонского городского округа.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования системы оповещения населения Грайворонского городского округа.
В автоматическом режиме функционирования система оповещения населения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) системы оповещения населения Грайворонского городского округа.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) осуществляется с автоматизированного рабочего места МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Грайворонского городского округа".
В ручном режиме функционирования:
- уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТП РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования МСО - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется положением о системах оповещения населения, планом гражданской обороны и защиты населения (планом гражданской обороны) Грайворонского городского округа и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТП РСЧС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио и текстовые сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления совместно с органами повседневного управления ТП РСЧС.
3.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличной радиофикации;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).
3.8. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТП РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Белгородской области, администрации Грайворонского городского округа.
3.9. Администрация Грайворонского городского округа, организации Грайворонского городского округа, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления ТП РСЧС, органы повседневного управления ТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения Грайворонского городского округа
4.1. Поддержание МСО в готовности организуется и осуществляется администрацией Грайворонского городского округа.
4.2. Готовность системы оповещения населения Грайворонского городского округа достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования системы оповещения населения Грайворонского городского округа;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения Грайворонского городского округа, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения Грайворонского городского округа;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения Грайворонского городского округа.
4.3. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения Грайворонского городского округа организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат МСО и КСЭОН Грайворонского городского округа.
Комплексные проверки готовности МСО и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления ТП РСЧС и органов повседневного управления ТП РСЧС всех уровней, а также операторов связи, вещателей, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ городского округа могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности МСО и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
В ходе работы комиссии проверяется выполнение всех требований настоящего Положения.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Положению, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию МСО и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления ТП РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке производится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения Грайворонского городского округа.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
4.4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем (не менее 10% от количества оконечных средств существующих систем оповещения), порядок создания и использования устанавливается администрацией Грайворонского городского округа.
4.5. Требования, изложенные в Приложении N 1 к настоящему Положению, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения Грайворонского городского округа.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения Грайворонского городского округа.
4.6. Порядок создания, в том числе совершенствования, систем оповещения населения Грайворонского городского округа определяется положением о МСО.
Приложение N 1
о системах оповещения населения
Грайворонского городского округа
Требования
к муниципальной системе оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения Грайворонского городского округа
1. Требования к функциям, выполняемым системой оповещения населения:
1.1. Прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня.
1.2. Включение (запуск) не менее чем с одного пункта управления гражданской обороны (далее - ГО) и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) для муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - МСО).
1.3. Взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления ГО и ТП РСЧС одного уровня о задействовании системы оповещения населения.
1.4. Автономное (децентрализованное) управление МСО и КСЭОН.
1.5. Автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска системы оповещения населения.
1.6. Обмен информацией с взаимодействующими системами, в том числе мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах.
1.7. Подготовка и хранение аудиосообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем оповещения населения и технических средств оповещения.
1.8. Формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудиосообщений.
1.9. Передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации.
1.10. Двухсторонний обмен аудиосообщениями.
1.11. Установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, проверочный).
1.12. Оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации.
1.13. Дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС.
1.14. Приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде.
1.15. Контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение.
1.16. Приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящего уровня по отношению к нижестоящему.
1.17. Контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи.
1.18. Защита от несанкционированного доступа.
1.19. Документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.
Порядок хранения информации документирования определяется положением о МСО. Срок хранения информации документирования составляет не менее трех лет. Формат сохраняемой информации документирования определяется применяемыми в системе оповещения населения техническими средствами оповещения.
2. Требования к показателям назначения:
2.1. Время доведения сигнала и экстренной информации до населения в автоматизированном режиме функционирования не должно превышать 5 мин.
2.2. При автоматическом режиме функционирования время прохождения сигналов оповещения и экстренной информации не более 8 секунд.
2.3. Включение электрических, электронных сирен и мощных акустических систем для передачи сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" должно сопровождаться их звучанием изменяющихся тональности (от 300 до 600 Гц) и амплитуды звучания (от минимума до максимума). Во всех точках зоны адекватной идентификации сигнала оповещения (речевого сигнала оповещения) уровень звука, поступающий от какого-либо одного из оконечных устройств коллективного оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем), рассчитываемый для высоты 1,5 м над уровнем земли (поверхности пола), должен превышать не менее чем на 15 дБА суперпозицию звуковых сигналов, поступающих от других оконечных устройств коллективного оповещения, и постоянного шума, определяемого функциональным назначением данной зоны. В любой точке зоны оповещения уровень звука, поступающего от всех оконечных устройств звукового и речевого оповещения, не должен превышать 120 дБА.
2.4. Диагностирование состояния технических средств оповещения в системе оповещения населения, в том числе каналов управления, должно обеспечиваться:
- автоматическим контролем состояния с использованием встроенных программно-аппаратных средств - не реже одного раза в 30 мин.;
- передачей контрольных (тестовых) сообщений как циркулярно по всей системе оповещения населения, так и выборочно, по установленному графику, но не реже одного раза в сутки.
3. Требования к показателям надежности и живучести:
3.1. Надежность (коэффициент готовности одного направления оповещения): для объектового и муниципального уровней - Кг не менее 0,995.
3.2. Живучесть (вероятность живучести одного направления оповещения): для объектового и муниципального уровня - Рж не менее 0,95.
4. Требования к информационному обеспечению:
- основой информационного обеспечения системы оповещения населения должны быть территориально разнесенные базы данных и специальное программное обеспечение, включающие информацию об элементах системы, порядке установления связи, оповещаемых абонентах, исполнительных устройствах своего и подчиненных уровней управления с использованием единых классификаторов объектов, свойств и признаков для описания всех информационных ресурсов;
- состав, структура и способы организации данных должны обеспечивать наличие всех необходимых учетных реквизитов объектов оповещения, разбиение информации по категориям и независимость представления данных об объектах оповещения от других функциональных подсистем;
- информационный обмен между компонентами системы должен осуществляться по сетям связи и передачи данных с гарантированной доставкой команд управления и сообщений (информации) пункту управления ГО и ТП РСЧС;
- при информационном взаимодействии со смежными системами должна обеспечиваться полная автономность программных и аппаратных средств системы оповещения населения, независимость подсистемы приема и отправки команд управления и сообщений (информации) от изменения категории информации, способов хранения и режима работы (автоматическом или ручном).
5. Требования к сопряжению:
- все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться;
- при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения);
- сопряжение РСО с МСО и КСЭОН обеспечивается Правительством Белгородской области.
КСЭОН, кроме сопряжения с МСО (РСО), должны иметь программно-аппаратное сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля.
6. Требования к защите информации:
- системы оповещения населения должны соответствовать Требованиям к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 года N 31;
- в КСЭОН должны выполняться Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года N 17, а также должны соответствовать классу защищенности не ниже 2 класса;
- МСО должна соответствовать классу защищенности не ниже 3 класса.
7. Требования к средствам оповещения:
- технические средства оповещения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования", утвержденного и введённого в действие с 01 января 2015 года приказом Росстандарта от 7 апреля 2014 года N 311-ст "Об утверждении национального стандарта";
- стандартизация и унификация технических средств оповещения должны обеспечиваться посредством использования серийно выпускаемых средств вычислительной техники повышенной надежности и коммуникационного оборудования;
- программное обеспечение в МСО должно отвечать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- для текущего ремонта технических средств оповещения должны использоваться одиночные и (или) групповые комплекты запасных частей, инструмента и принадлежностей.
Для оповещения работников организации и иных граждан, находящихся на ее территории, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций применяются как технические средства оповещения, так и элементы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
8. Требования электробезопасности:
- технические средства оповещения должны обеспечивать защиту обслуживающего персонала от поражения электрическим током при установке, эксплуатации, техническом обслуживании и устранении неисправностей;
- токоведущие составные части технических средств оповещения должны быть надежно изолированы и не допускать электрического замыкания на корпус, их корпуса должны быть заземлены в соответствии с указаниями, изложенными в эксплуатационной документации на технические средства оповещения;
- электропитание технических средств оповещения должно осуществляться от сети гарантированного электропитания, в том числе от источников автономного питания (для электромеханических сирен источники автономного питания не предусматриваются).
Сохранность информации в системе оповещения населения должна обеспечиваться при отключении электропитания (в том числе аварийном), отказах отдельных элементов технических средств оповещения и авариях на сетях связи.
9. Требования к размещению технических средств оповещения:
- технические средства оповещения должны размещаться на объектах в специально выделенных помещениях (зданиях, сооружениях) с ограниченным доступом людей и оснащенных системами вентиляции (кондиционирования), охранной и соответствующей противопожарной сигнализацией, выведенной на рабочее место дежурного персонала, либо в помещениях с постоянным нахождением дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала организации;
- технические средства оповещения, размещаемые на открытых пространствах (вне помещений, зданий, сооружений), должны устанавливаться в автономных защищенных термошкафах соответствующего климатического исполнения и оборудованы сигнализацией о несанкционированном их вскрытии; их размещение и функционирование должно быть безопасным для жизнедеятельности людей;
- установка всех технических средств оповещения должна осуществляться в местах, не подверженных воздействию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе быстро развивающихся.
10. Требования к громкоговорящим средствам на подвижных объектах мобильным и носимым техническим средствам оповещения:
- технические средства оповещения должны размещаться на транспортных средствах повышенной готовности и проходимости (при необходимости могут использоваться водные и другие транспортные средства), а также соответствующего климатического исполнения;
- подвижные, мобильные, носимые технические средства оповещения должны обеспечивать автономное функционирование;
- технические средства оповещения должны обеспечивать, в том числе с помощью мощных акустических систем, подачу сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и передачу речевых сообщений;
- передача речевых сообщений должна осуществляться с микрофона либо ранее записанного сообщения на электронном или магнитом носителе.
Приложение N 2
о системах оповещения населения
Грайворонского городского округа
Оценки
готовности системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению
1. Муниципальная система оповещения (далее - МСО) оценивается как:
1.1. Оценка "готова к выполнению задач", если:
а) МСО создана, соответствует проектно-сметной документации и введена в эксплуатацию;
б) МСО сопряжена с региональной системой оповещения (далее - РСО);
в) Комплексная система экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН) создана, соответствует проектно-сметной документации, введена в эксплуатацию и сопряжена с системой оповещения РСО;
г) имеется положение о МСО, паспорта рекомендованного образца и другая документация по вопросам создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования системы оповещения населения;
д) МСО в установленное настоящим Положением время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации:
- до руководящего состава гражданской обороны (далее - ГО) и звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Грайворонского городского округа (далее - ТП РСЧС);
- сил ГО и ТП РСЧС Грайворонского городского округа;
- дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории Грайворонского городского округа;
е) регулярно проводятся проверки готовности МСО и КСЭОН;
ж) своевременно проводится эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
з) техническое состояние системы оповещения населения оценено как "удовлетворительно";
и) не менее 75% населения Грайворонского городского округа проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических системам) МСО;
к) организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и его профессиональная подготовка;
л) при проверке готовности систем оповещения населения проверяемый персонал действовал уверенно, выполнил поставленные задачи в установленные сроки;
м) созданы, поддерживаются в исправном состоянии соответствующие потребностям резервы стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами;
н) своевременно проводятся мероприятия по созданию и совершенствованию МСО и КСЭОН.
1.2. Оценка "ограниченно готова к выполнению задач", если выполнены пункты "а", "г", "д", "е", "з", "н" требований на оценку "готова к выполнению задач", вместе с тем:
а) на территории Грайворонского городского округа создана, соответствует проектно-сметной документации, введена в эксплуатацию, но не сопряжена с РСО;
б) на территории Грайворонского городского округа КСЭОН создана, соответствует проектно-сметной документации, введена в эксплуатацию и сопряжена с системой оповещения соответствующего уровня (МСО и (или) РСО) не менее чем в 75% зон экстренного оповещения населения;
в) своевременно проводится эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена технических средств оповещения, при этом имеются технические средства оповещения, выслужившие установленный эксплуатационный срок;
г) не менее 65% населения Грайворонского городского округа проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических системам МСО);
д) организованы дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и его профессиональная подготовка, но не актуализированы списки оповещения руководящего состава и сил ГО и ТП РСЧС Грайворонского городского округа;
е) при проверке готовности систем оповещения населения проверяемый персонал допустил отдельные недостатки, действовал неуверенно, выполнил поставленные задачи в нарушение установленных сроков;
ж) созданы, поддерживаются в исправном состоянии не менее 75% от потребности резервов стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами.
1.3. Оценка "не готова к выполнению задач", если не выполнены требования на оценку "ограниченно готова к выполнению задач".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Грайворонского городского округа Белгородской области от 9 июня 2021 г. N 322 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения Грайворонского городского округа"
Текст постановления опубликован в газете "Родной край" от 17 июня 2021 г. N 24