Правовые основы
материально-бытового обеспечения и социальной защиты
сотрудников таможенных органов
Вопросы материально-бытового обеспечения и социальной защиты сотрудников таможенных органов на законодательном уровне закреплены в Таможенном кодексе РФ (далее - ТК) - гл.62; в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" - глава V "Условия службы в таможенных органах", а также в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" - глава IV "Меры социальной защиты". Нормы этих законов носят бланкетный, отсылочный характер и наполняются конкретным содержанием через принятие подзаконных актов. Так, к мерам социальной защиты статья 20 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ относит материальные компенсации в случае гибели должностного лица, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с его служебной деятельностью. Для возможности получения этих компенсаций сотрудники подлежат обязательному государственному страхованию. Порядок проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов РФ утвержден приказом Государственного таможенного комитета РФ (далее - ГТК) от 20 августа 1997 г. N 503.
Обязательное государственное личное страхование осуществляется ГТК или уполномоченным им таможенным органом за счет средств федерального бюджета. Страховые взносы (премии) перечисляются ГТК или уполномоченным им таможенным органом на расчетный счет ЗАО "Военно-страховая компания"*(1) согласно порядку и срокам, предусмотренным в заключенном между ними договоре.
Военно-страховая компания производит выплату страховых сумм путем перечисления денег на счет, открытый на имя получателя в банке, выдачи чека в банк, почтовым переводом или наличными деньгами из кассы Военно-страховой компании по выбору застрахованного или его наследников в следующих страховых случаях:
- в случае гибели (смерти) застрахованного в период службы в таможенных органах РФ либо до истечения одного года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, полученных при исполнении должностных обязанностей - его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) в размере 12,5-кратного годового денежного довольствия на день возникновения страхового случая;
- при установлении застрахованному лицу инвалидности в связи с исполнением должностных обязанностей в период службы либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов РФ на день подачи документов для освидетельствования в учреждения государственной медико-социальной экспертизы:
инвалиду I группы - в размере 7,5-кратного годового денежного довольствия;
инвалиду II группы - в размере 5-кратного годового денежного довольствия;
инвалиду III группы - в размере 2,5-кратного годового денежного довольствия.
- при получении застрахованным в связи с исполнением должностных обязанностей на день получения телесного повреждения:
тяжкого - в размере годового денежного довольствия;
менее тяжкого - в размере полугодового денежного довольствия.
Приказ ГТК от 11 февраля 1999 г. N 88 утвердил Инструкцию о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников таможенных органов РФ, а также о порядке изготовления и установки надгробных памятников. Инструкцией определяется порядок:
- организации погребения сотрудников таможенных органов РФ, погибших при прохождении службы или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, а также погибших (умерших) в связи с исполнением должностных обязанностей или умерших после окончания службы в таможенных органах вследствие ранения (контузии), увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением ими должностных обязанностей;
- оформления документов на производство похорон погибшего (умершего);
- сопровождения и доставки погибшего (умершего) к месту захоронения;
- уведомления семьи (родственников) о гибели (смерти) сотрудника таможенных органов;
- отдания почестей при погребении погибшего (умершего);
- изготовления и установки надгробных памятников;
- оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников.
При погребении погибших (умерших) оплачиваются следующие ритуальные услуги: оформление документов на производство похорон; доставка умершего в морг, услуги морга; предоставление гроба, урны, венка; перевозка погибшего (умершего) к месту захоронения (кремирования); захоронение (кремирование).
Расходы на оплату ритуальных услуг возмещаются таможенным органом, в котором погибший (умерший) проходил службу, родственникам погибшего (умершего) или лицам, взявшим на себя организацию похорон, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 6000 руб.
Основанием для оплаты изготовления и установки надгробных памятников являются счета, накладные и другие документы, выданные организациями по изготовлению и установке надгробного памятника, для выплаты компенсации взамен надгробного памятника является приказ по таможенному органу и заявление родственников погибшего (умершего) о выплате этой компенсации. Сумма расходов на изготовление и установку надгробных памятников или выплаты денежной компенсации взамен надгробного памятника не должна превышать 12 000 руб.
24 октября 1997 г. принят приказ ГТК N 637, который утвердил порядок медицинского обслуживания должностных лиц таможенных органов и организаций, подведомственных ГТК России.
Медицинское обслуживание сотрудников таможенных органов представляет собой комплекс мероприятий (лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических), проводимых в системе таможенных органов в целях сохранения и укрепления их здоровья, оказания им медицинской помощи и лечения, восстановления трудоспособности после заболеваний и травм.
В отсутствие учреждений здравоохранения системы таможенных органов медицинское обслуживание сотрудников таможенных органов осуществляется на основе централизованного заключения договоров добровольного медицинского страхования с медицинскими страховыми организациями.
Общие положения о диспансеризации*(2) сотрудников таможенных органов РФ содержатся в приказе ГТК от 24 октября 1997 г. N 637. Основным методом диспансеризации является углубленное медицинское обследование. Его не проходят сотрудники таможенных органов, прошедшие в текущем году врачебную комиссию при приеме на службу или находившиеся на стационарном лечении.
Сотрудник таможенного органа и члены его семьи имеют право на санаторно-курортное лечение в санаториях, пансионатах, домах отдыха и на туристических базах ГТК. Инструкция о санаторно-курортном обеспечении в таможенных органах и Типовое положение о санатории (доме отдыха, пансионате) Государственного таможенного комитета РФ были утверждены приказом ГТК от 3 ноября 1997 г. N 654 (в ред. от 7 ноября 2000 г.).
Характеризуя действующий порядок предоставления жилья сотрудникам таможенных органов, отметим, что правовая неурегулированность этого вопроса, пробелы законодательства в этой области порождают многочисленные проблемы. Это относится не только к сотрудникам таможенных органов. Сходная ситуация сложилась и с обеспечением жильем военнослужащих (в том числе уволенных в запас).
Согласно ст.434 ТК, лицам, назначенным на должность в таможенных органах РФ, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется органами местного самоуправления в первоочередном порядке и не позднее одного года с момента назначения на должность. Таможенные органы могут иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, определяемом Правительством РФ. Должностные лица таможенных органов РФ имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50% предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета.
Органы местного самоуправления в соответствии с ТК продают на льготных условиях жилье должностным лицам таможенных органов РФ в собственность с оплатой 50% его стоимости. За должностными лицами, прослужившими в таможенных органах не менее 20 лет, после увольнения на пенсию сохраняется право на льготное приобретение жилья. В случае гибели должностного лица в связи с исполнением служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели этого лица; жилая площадь в данном случае предоставляется не позднее одного года со дня гибели.
К сожалению, данные социальные права практически не реализуются. Сложившаяся ситуация объясняется проблемами не только правового, но и экономического характера.
13 ноября 1995 г. ГТК принял указание N 01-12/1352 "О временном порядке предоставления жилья должностным лицам таможенной системы Российской Федерации, его оформления и эксплуатации". Этим указанием руководителям таможенных органов предписывалось настойчиво отстаивать перед местными администрациями и добиваться выполнения ими ст.434 ТК о выделении должностным лицам таможенных органов жилой площади из муниципального жилищного фонда до принятия нового Жилищного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов по жилищным вопросам. Руководителям таможенных органов предлагалось полнее использовать имеющиеся формы и возможности, определенные в уже принятых законодательных и иных правовых актах: указах Президента РФ о жилищных кредитах, жилищных сертификатах, достройке не завершенных строительством жилых домов, постановлениях Правительства РФ по строительству и приобретению жилья.
Одним из существенных условий организации мероприятий по предоставлению жилья является составление списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Такие списки составляются в соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РСФСР и действующими Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335.
При составлении списка должны учитываться: стаж работы в таможенных органах, который должен быть не менее трех лет; постоянное проживание (с постоянной регистрацией) сотрудника в данном населенном пункте (п.8 Примерных правил), которое должно составлять не менее 5-8 лет; социальная норма площади жилья, которая, согласно ст.11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, устанавливаемому органами государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилищ помещений в домах социального использования и других факторов (выписка из решения администрации территории по социальной норме и стоимости 1 кв. м жилья прилагается к списку). Список в обязательном порядке заверяется в жилищном отделе местной администрации.
Вопросы предоставления жилья рассматриваются дифференцированно, с учетом всех условий жизни и отношения к служебным обязанностям заявителя. В отдельных, исключительных случаях по решению руководства таможенного органа возможно изменение срока таможенного стажа, постоянного проживания и других условий при предоставлении жилья.
Первоочередным правом при предоставлении жилья пользуются участники Великой Отечественной войны, а также лица, по льготам приравненные к ним, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, должностные лица таможенных органов, награжденные знаками "Почетный таможенник Российской Федерации" и "Отличник таможенной службы Российской Федерации".
Ветеранам таможенной службы по представлению Совета ветеранов таможенной службы РФ жилая площадь предоставляется вне очереди. Сотруднику таможенного учреждения, проработавшему в таможенных органах более 20 лет, при необходимости квартира предоставляется вне очереди в личную собственность.
Семье сотрудника таможенного органа, погибшего или получившего инвалидность при исполнении служебных обязанностей, предоставляется внеочередное право получения жилья в собственность.
Образцы договоров приводятся в приложениях 1, 2, 3 к указанию ГТК от 13 ноября 1995 г. N 01-12/1352. Изменение формы договоров возможно в соответствии с требованиями местной администрации и нотариальных органов.
Это указание ГТК опубликовано не было. Мы можем сделать вывод, что его предложения носят больше декларативный характер и отдают вопросы предоставления жилья для сотрудников таможенных органов "на откуп" местной администрации, не устанавливая четких и однозначных правил его предоставления.
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937 (в ред. от 20 августа 2001 г.) утверждено Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, которое дает возможность правового решения ряда вопросов, связанных с предоставлением жилья.
Положением (п.3) предусмотрено предоставление субсидий отдельным категориям граждан, в том числе сотрудникам таможенных органов, попадающим под определенные категории граждан, имеющих право на получение субсидий за счет средств федерального бюджета, а именно:
- военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку;
- лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, не менее 10 лет;
- лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами;
- лицам, пострадавшим от Чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- молодым малообеспеченным семьям (одному из супругов в возрасте не старше 30 лет);
- лицам, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.
Для обеспечения социальной защиты сотрудников таможенных органов и в соответствии со ст.434 ТК 5 декабря 2000 г. ГТК принял приказ N 1111 (в ред. от 5 августа 2001 г.) "Об утверждении временного положения о порядке предоставления беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья сотрудникам таможенных органов Российской Федерации", в котором закрепляется положение о том, что беспроцентная ссуда на строительство (приобретение) жилья предоставляется сотрудникам таможенных органов РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в пределах лимитов, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Эта ссуда может предоставляться сотруднику по месту его службы за счет средств федерального бюджета, находящихся в распоряжении ГТК, только один раз с рассрочкой на 20 лет с погашением 50% за счет средств федерального бюджета. Для ее предоставления необходимо решение жилищно-бытовой комиссии таможенного органа, принятое с учетом социальной нормы площади жилья, устанавливаемой субъектами РФ, законодательства РФ о предоставлении дополнительной жилой площади и средней стоимости 1 кв. м жилья, установленной на момент выдачи ссуды, а также размера взноса предстоящего погашения ссуды, и приказа таможенного органа. Законом РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов РФ в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилого фонда социального использования и других факторов.
Для того чтобы приобрести право на предоставление ссуды, сотрудникам таможенных органов необходимо:
- в течение 5 лет проходить службу (работать) непосредственно в таможенных органах РФ;
- быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ, правилами, установленными в данном регионе, а также проживающих в коммунальных квартирах, независимо от занимаемой площади.
Если нуждающиеся в улучшении жилищных условий сотрудники имеют в собственности квартиру (комнату) либо индивидуальный жилой дом (часть дома), ссуда предоставляется только для оплаты площади, недостающей до установленной социальной нормы площади жилья с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной законодательством РФ.
Ссуда предоставляется сотрудникам для:
- приобретения жилья у юридических лиц, имеющих право на ведение данного рода деятельности согласно законодательству РФ, - исходя из стоимости жилья в данном регионе, указываемой в договоре;
- приобретения жилья у физических лиц, которым данное жилье принадлежит на праве собственности (указанное право собственности должно быть подтверждено соответствующим правовым заключением), - исходя из экспертного заключения компетентного оценщика;
- строительства индивидуального жилого дома для постоянного проживания - исходя из утвержденной согласно установленному порядку сметной стоимости его строительства (без надворных построек), в пределах стоимости строительства жилого дома в данном регионе либо с учетом стоимости 1 кв. м жилья в ценах на момент утверждения проекта;
- покупки индивидуального жилого дома для постоянного проживания - в пределах стоимости строительства жилого дома без надворных построек в данном регионе с учетом стоимости 1 кв. м жилья и типовых потребительских качеств жилья в ценах на момент приобретения индивидуального жилого дома.
Для приобретения права на предоставление ссуды сотрудники должны подать в жилищно-бытовую комиссию таможенного органа следующие документы: заявление; справку о проверке жилищных условий; копию финансово-лицевого счета; выписку из домовой книги; справку кадрового подразделения о службе (работе) непосредственно в таможенных органах; справку о совокупном годовом доходе сотрудника и членов семьи; банковский счет (с указанием реквизитов банка), на который будет переведена ссуда; другие документы, подтверждающие намерения сотрудника улучшить свои жилищные условия в случае предоставления ссуды (представляются по требованию жилищно-бытовой комиссии таможенного органа).
Жилищно-бытовая комиссия таможенного органа по результатам рассмотрения поступивших заявлений сотрудников принимает решение, на основании которого издается приказ таможенного органа о предоставлении ссуды. Копия приказа таможенного органа о предоставлении ссуды (выписка из него) хранится в личном деле сотрудника.
Ссуда предоставляется при наличии средств, предусмотренных статьей 130300 "Трансферты населению" сметы расходов на содержание таможенного органа. При принятии решения о предоставлении сотруднику беспроцентной ссуды таможенный орган заключает с сотрудником договор о предоставлении ссуды по принятой ГТК России форме (приложение к приказу ГТК от 5 декабря 2000 г. N 1111).
В случае строительства жилья перечисление денежных средств в счет ссуды производится как единовременно в полном объеме ссуды, так и частями, исходя из этапов строительства, предоставленных документов и других веских оснований.
Финансово-экономическое подразделение таможенного органа ведет книгу учета предоставляемых ссуд, а также отдельный лицевой счет.
Сотрудник, заключивший договор о предоставлении беспроцентной ссуды на строительство (приобретение) жилья, погашает ее частями в соответствии с условиями указанного договора:
- может погасить досрочно подлежащие возврату 50% суммы предоставленной ссуды;
- во время прохождения службы в таможенных органах погашение может производиться путем ежемесячного удержания соответствующей суммы из денежного довольствия сотрудника (сумма ежемесячного погашения составляет 20% суммы денежного довольствия - оклад денежного содержания, надбавка за выслугу лет, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы, надбавка за секретность, ежемесячная премия. По заявлению ссудополучателя сумма погашения может составлять до 50% суммы денежного довольствия);
- после увольнения со службы в таможенных органах ссудополучатель, погашает ссуду путем перечисления соответствующих денежных средств на счет таможенного органа или путем их внесения в кассу этого таможенного органа.
За сотрудником закрепляется обязанность по требованию финансово-экономического подразделения таможенного органа предоставлять все необходимые документы, подтверждающие целевое использование ссуды:
- нотариально заверенную копию договора купли-продажи дома (строительных материалов) или копию свидетельства на право собственности жилого дома в случае индивидуального строительства, зарегистрированную в уполномоченном органе;
- другие документы, подтверждающие приобретение строительных материалов или оплату строительных услуг.
При нецелевом использовании ссуды она возвращается в полном объеме. Сроки возвращения оговариваются в договоре о предоставлении беспроцентной ссуды на строительство (приобретение) жилья. Контроль за целевым использованием ссуд осуществляет начальник финансово-экономического подразделения таможенного органа.
При переводе сотрудника для дальнейшего прохождения службы в другой таможенный орган погашение ссуды производится по новому месту его службы, о чем делается запись в денежном аттестате.
Денежные средства, поступающие в таможенные органы при погашении предоставленных ссуд, подлежат ежемесячному возврату в федеральный бюджет.
Текст приказа ГТК от 5 декабря 2000 г. N 1111 также не был опубликован. Решения жилищных проблем сотрудников таможенных органов на правовом уровне он не дает, оставляя открытым путь для их реализации.
Рассматривая проблемы обеспечения жильем сотрудников таможенных органов при их переводе на службу в другую местность, необходимо отметить, что правовая база регулирования этих вопросов очень слаба и в основном лишь предлагает и комментирует возможные пути решения этих проблем. Данные вопросы затрагиваются в ст.20 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и письме ГТК от 3 ноября 1997 г. N 01-15/20939. В этих актах закрепляется, что за сотрудниками таможенных органов и проживающими с ними членами семьи на время службы в другой местности бронируется в установленном порядке занимаемое жилое помещение по месту постоянного жительства. При этом по новому месту службы сотруднику таможенных органов и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение либо выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов за наем (поднаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством РФ.
Во исполнение Закона РФ "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, Правительством РФ принято постановление от 26 июня 1995 г. N 604, утвердившее Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы (в ред. от 21 декабря 2000 г.).
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами РФ, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории РФ предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:
- от 10 до 25 лет - не менее 75%;
- 25 лет и более - 100% стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).
В таких же размерах безвозмездная финансовая помощь в соответствии с указанной общей продолжительностью военной службы оказывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. м общей площади жилого помещения, определяемой в установленном порядке.
Указанная помощь оказывается:
- военнослужащим - Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по месту военной службы за счет средств, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на указанные цели;
- гражданам, уволенным с военной службы, - органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления по избранному месту жительства за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на жилищное строительство для этой категории граждан.
Безвозмездная финансовая помощь оказывается военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, только один раз, в безналичной форме в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Размер безвозмездной финансовой помощи при покупке жилья исчисляется исходя из средней для каждого субъекта РФ рыночной стоимости приобретения жилья (в расчете на 1 кв. м общей площади), определяемой в установленном порядке.
В случае если нуждающиеся в улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имеют в собственности квартиры или индивидуальные жилые дома, безвозмездная финансовая помощь предоставляется:
- в размере стоимости части площади жилья, недостающей до установленной социальной нормы площади жилья;
- размерах, указанных в п.2 рассматриваемого Положения, - при условии передачи права собственности на эти жилые помещения федеральным органам исполнительной власти, предоставившим безвозмездную финансовую помощь.
Министерство обороны РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, предоставившие безвозмездную финансовую помощь, несут ответственность за обоснованность ее предоставления, а военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, - за использование ее по назначению. В случае нецелевого использования выделенных средств указанные органы исполнительной власти имеют право на полное или частичное взыскание предоставленной финансовой помощи.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или жилая площадь в общежитии.
В случае отсутствия указанных жилых помещений они арендуются для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета Министерству обороны РФ и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более:
- в Москве и Санкт-Петербурге - 500 руб.;
- в других городах и районных центрах - 400 руб.;
- в прочих населенных пунктах - 300 руб.
При условии совместного проживания с военнослужащими трех и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50%.
В таком же порядке денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения при переводе на новое место военной службы в другую местность, не обеспеченным в данной местности служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту службы военнослужащего за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.
Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в 3-месячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности предоставления жилых помещений по установленным нормам в 3-месячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более указанного в п. 7 настоящего Положения.
В письме ГТК от 18 июля 1996 г. N 01-15/12828 "О применении постановления Правительства России от 26 июня 1995 г. N 604" указывается, что "органы исполнительной власти субъектов РФ должны оказывать безвозмездную финансовую помощь в избранном постоянном месте жительства гражданам, уволенным с военной службы, осуществляющим строительство (покупку) жилья, за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на жилищное строительство для этой категории граждан, а также выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений при невозможности обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам в 3-месячный срок со дня их прибытия к избранному постоянному месту жительства.
В связи с этим те должностные лица таможенных органов, которые относятся к гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченным жильем или нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение безвозмездной финансовой помощи и денежной компенсации, предусмотренных указанным Постановлением для этой категории лиц, по избранному ими постоянному месту жительства".
Казалось бы, теперь многие вопросы, связанные с обеспечением сотрудников таможенных органов жильем, получили правовую поддержку. Но уже 24 июля 2000 г. Верховный Суд РФ вынес решение N ВКПИ 00-34 по жалобе о признании недействительными (незаконными) постановление Правительства РФ от 27 января 1993 г. N 65 п.5 Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 604, и приказ министра обороны РФ от 21 апреля 1997 г. N 150 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими Вооруженных Сил РФ".
В жалобе, в частности, сказано, что оспариваемый п.5 Положения противоречат п.3, 6 и 14 ст.15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" 1993 г., поскольку ограничивают права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья при общей продолжительности военной службы от 10 до 25 лет в размере, определенном законодательным органом власти.
Верховный Суд РФ признал п.5 названного выше Положения в той мере, в которой в нем не закреплено право на оказание безвозмездной финансовой помощи военнослужащим на строительство (покупку) квартир, противоречащим п.7 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в котором предусмотрено такое право военнослужащих.
Т.Н. Трошкина,
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 6, июнь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Юридический адрес: 103031, Москва, ул. Б. Лубянка, 11а
*(2) Диспансеризация представляет собой научно обоснованную систему профилактических и лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые основы материально-бытового обеспечения и социальной защиты сотрудников таможенных органов
Автор
Т.Н. Трошкина - кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2002, N 6