Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2022 г. N 56-КАД22-5-К9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем видеоконференц-связи кассационную жалобу Колотовкина Владимира Викторовича на решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 3 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 октября 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2021 г. по административному делу N 2а-2904/2020 по административному исковому заявлению Колотовкина В.В. к администрации г. Владивостока, управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., пояснения представителя Колотовкина В.В. по доверенности Тарасова А.Г., возражения представителя администрации г. Владивостока, управления муниципальной собственности г. Владивостока по доверенности Багаевой Е.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Колотовкин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее - Управление), выраженного в письме от 30 апреля 2020 г. N 4251/20 (далее - Решение), в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ..., просил суд возложить на администрацию г. Владивостока (далее - Администрация) обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 3 августа 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 октября 2020 г., в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2021 г. принятые по делу судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Колотовкин В.В. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2022 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 22 апреля 2022 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской 3 Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что такие нарушения допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Колотовкину В.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, представляющий собой часть здания (жилого дома блокированной застройки). Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 27 апреля 2018 г.
Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 1 марта 2019 г. N 322-вр Колотовкину В.В. предварительно согласовано предоставление расположенного под указанным жилым домом земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1401 кв.м, местоположение: ..., из земель населенных пунктов в границах территориальной зоны Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более), установлен вид разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства".
Колотовкин В.В. обратился в Администрацию с заявлением, в котором просил на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ, Кодекс) предоставить указанный земельный участок в собственность за плату для эксплуатации расположенного на нем жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности.
Решением Управления Колотовкину В.В. отказано со ссылкой на подпункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ, так как заявителем фактически испрашивается земельный участок в целях эксплуатации части жилого дома (дом блокированной застройки), в то время как разрешенное использование испрашиваемого земельного участка - "для индивидуального жилищного строительства". Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 размеры земельных участков под один жилой дом (блок-секцию) установлены: минимальный - 100 кв.м, максимальный - 800 кв.м. Вместе с тем площадь испрашиваемого земельного участка - 1401 кв.м.
Судебные инстанции согласились с позицией Управления.
Между тем в Земельном кодексе Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 1) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В целях реализации названного принципа пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено общее правило, предоставляющее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами и юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 ноября 2021 г. N 2518-О, определение границ и площади земельного участка, предоставляемого без торгов собственникам зданий или сооружений, должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование этих объектов. Тем самым соблюдается необходимый баланс частных и публичных интересов, ограничивается произвольное применение и злоупотребление данной процедурой в ущерб предоставлению земельных участков на торгах.
Изложенное позволяет сделать вывод, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает не только то, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением, но и то, что собственник объекта недвижимости вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулированы в том числе статьей 39.17 ЗК РФ.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление о предоставлении земельного участка в собственность, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В упомянутом решении должны быть указаны все основания отказа.
В данном случае основанием для отказа послужило то обстоятельство, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ).
Действительно, объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности административному истцу, как следует из выписки из ЕГРН, представляет собой часть здания (жилого дома блокированной застройки). Понятие "дом блокированной застройки" приведено в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду с общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
До введения в действие названного пункта Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жилым домом блокированной застройки признавались жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ).
Данные понятия отличаются от понятия "объекта индивидуального жилищного строительства" - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 39 статьи 1 ГрК РФ).
Классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412, определяют отдельно виды разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства" и "блокированная жилая застройка".
В связи с этим, а также с учетом того, что градостроительный регламент территориальной зоны Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более), в которой расположен испрашиваемый земельный участок, не содержит вида разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства", установление вида разрешенного использования земельного участка распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 1 марта 2019 N 322-вр "О предварительном согласовании предоставления Котовкину Владимиру Викторовичу земельного участка, местоположение: ..." создает невозможность использования объекта недвижимого имущества (части здания - дома блокированной застройки) в соответствии с его целевым назначением и нарушает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Судебные инстанции названные обстоятельства не учли.
Кроме того, Судебная коллегия отмечает, что согласно статье 11 9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 г., для вида разрешенного использования "блокированная жилая застройка" установлен максимальный размер земельного участка под один жилой блок (блок-секцию) - 800 кв.м, а для вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" - 2000 кв.м.
Проверяя законность Решения, судебные инстанции не обосновали, в связи с чем максимальный размер земельного участка необходимо определять для блокированной жилой застройки (по виду разрешенного использования объекта капитального строительства), а не для индивидуального жилищного строительства (по виду разрешенного использования земельного участка).
Также суды не установили, какой земельный участок был сформирован или фактически использовался для эксплуатации жилого дома, который возведен в 1897 г. и в настоящее время является домом блокированной застройки, при том, что в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если созданный до дня вступления в силу названного Федерального закона жилой дом блокированной застройки, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного Федерального закона), расположен на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, решение, указанное в части 3 данной статьи, может содержать указание на решение таких собственников о разделе данного земельного участка с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки. В таком случае одновременно с заявлением, указанным в части 3 данной статьи, в орган регистрации прав должно быть подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки с приложением документов, необходимых для осуществления таких государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен данный земельный участок, указания на соответствующий вид разрешенного использования, а также утвержденных предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков не является препятствием для указанного в названной части раздела земельного участка.
Поскольку судом не установлены юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения настоящего дела, судебные акты в силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 3 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 октября 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2021 г. отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в ином составе судей.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2022 г. N 56-КАД22-5-К9
Текст определения опубликован не был