Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
заслушав заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области и жалобы общества с ограниченной ответственностью "Завод "Дорожных машин",
установил:
1. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области и общество с ограниченной ответственностью "Завод "Дорожных машин" (далее также - ООО "Завод "Дорожных машин", Общество) оспаривают конституционность следующих нормативных положений:
пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;
пункта 20 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники (далее также - Правила; утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2018 года N 146), в соответствии с которым в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторгом России) и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения цели, условий и порядка, установленных при предоставлении субсидий, и (или) неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств по достижению показателя результативности предоставления субсидии, а также в случае невыполнения условий инвестиционного контракта соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня получения производителем соответствующего требования Минпромторга России и (или) органа государственного финансового контроля (в редакции, действовавшей до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 992).
Как следует из представленных материалов, в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, между ООО "Завод "Дорожных машин" и Минпромторгом России заключено соглашение от 29 марта 2018 года о предоставлении из федерального бюджета субсидии на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники (далее также - Соглашение, Соглашение о предоставлении субсидии). Во исполнение условий Соглашения ООО "Завод "Дорожных машин" в 2018-2019 годах была предоставлена субсидия в размере 182 658 000 рублей.
На основании приказа Минпромторга России от 9 сентября 2019 года N 3353 в период с 23 по 27 сентября 2019 года была проведена выездная проверка соблюдения ООО "Завод "Дорожных машин" целей, порядка и условий предоставления субсидии, результаты которой отражены в акте от 27 сентября 2019 года.
По результатам проведенной проверки выявлено, что в нарушение пункта 4.3.7 Соглашения ООО "Завод "Дорожных машин" в 2018-2019 годах представляло в Минпромторг России предусмотренные пунктом 10 Правил заявления о предоставлении субсидии и комплекты документов в отношении техники (погрузчики фронтальные DM-34 "Волжанин"), при производстве которой в нарушение абзаца первого и подпункта "е" пункта 4 Требований к российским производителям для получения субсидий на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники (приложение N 2 к Правилам в действующей на момент заключения Соглашения редакции), не осуществлялись на территории Российской Федерации установленные технологические операции, в том числе сборка, сварка, покраска несущей рамы и стрелы; изготовление, сварка, покраска металлоконструкций кабины. Установлено, что при производстве указанной техники использовались изготавливаемые на территории Китайской Народной Республики элементы конструкции фронтального колесного погрузчика LG833, в том числе кабина и рама.
Данный акт послужил основанием для направления Минпромторгом России ООО "Завод "Дорожных машин" требования от 11 октября 2019 года, которым на Общество возложена обязанность возвратить в доход федерального бюджета полученную субсидию в размере 182 658 000 руб. в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования. Позднее Минпромторг России направил Обществу повторное требование от 5 декабря 2019 года, возлагающее на него ту же обязанность.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2020 года и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 апреля 2021 года, на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, ООО "Завод "Дорожных машин" отказано в признании недействительными требований Минпромторга России от 11 октября 2019 года и от 5 декабря 2019 года о возврате субсидии в полном объеме; расторгнуто соглашение от 29 марта 2018 года о предоставлении из федерального бюджета субсидии на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной и прицепной техники; с ООО "Завод "Дорожных машин" взыскана в пользу Минпромторга России ранее предоставленная субсидия, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 26 220 577,09 руб.
Суды пришли к выводу о несоответствии ООО "Завод "Дорожных машин" на момент заключения Соглашения требованиям, установленным Правилами, и об отсутствии права на заключение данного Соглашения, что является основанием для расторжения Соглашения и возврата субсидии.
Последующее изменение Обществом схемы производства фронтальных погрузчиков не устраняет того обстоятельства, что на момент заключения Соглашения ООО "Завод "Дорожных машин" не соответствовало требованиям, установленным Правилами (подпункт "е" пункта 4 Требований к российским производителям для получения субсидий на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники). Законодательством Минпромторгу России не предоставлено право на перерасчет, проверку и корректировку суммы субсидии в зависимости от объема предоставленных ему документов и техники, в отношении которой были предоставлены недостоверные сведения или иным образом нарушены условия предоставления субсидии. При этом суды отклонили довод получателя субсидии о том, что выявленные в его деятельности нарушения касались лишь части технологических операций с одним из видов производимой техники, а не всего производства, что не должно вести к расторжению Соглашения о предоставлении субсидии в целом и взысканию всей суммы предоставленной субсидии.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 2021 года ООО "Завод "Дорожных машин" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению заявителей, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 15 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они обязывают получателя субсидии возвратить в федеральный бюджет всю сумму полученной субсидии вне зависимости от количества самоходной высокопроизводительной техники, признанной не соответствующей целям и условиям предоставления субсидии.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя в России единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (статья 8), относит к числу прав и свобод человека право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право частной собственности, которое, согласно ее статье 35, охраняется законом (часть 1), включает в себя право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2), притом что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В силу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 71 (пункт "в"), относящей регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к ведению Российской Федерации, федеральный законодатель вправе определять в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий порядок и условия осуществления предпринимательской деятельности, устанавливать с учетом специфики тех или иных видов такой деятельности дополнительные требования к занимающимся ею лицам - при соблюдении соответствия вводимых ограничений критериям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, ее статье 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Осуществляя регулирование и защиту права на занятие предпринимательской деятельностью, федеральный законодатель - исходя из того, что данное конституционное право не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации), - обязан обеспечивать баланс прав и обязанностей всех участников рыночных отношений. В этих целях он правомочен устанавливать условия осуществления предпринимательской деятельности, направленные на согласование частной экономической инициативы с интересами других лиц и общества в целом, включая потребности в предоставлении публично значимых услуг должного объема и качества.
В случае необходимости защиты общих (общественных) интересов в той или иной сфере федеральный законодатель вправе использовать в регулировании соответствующих отношений сочетание частноправовых и публично-правовых элементов, которое наиболее эффективным образом будет обеспечивать взаимодействие частных и публичных интересов в данной сфере. Располагая при этом широкой свободой усмотрения в выборе правовых средств, он вместе с тем связан конституционно-правовыми пределами использования публично-правовых начал, определяемыми статьями 7, 8, 17 (часть 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2018 года N 32-П).
2.1. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" стимулирование деятельности в сфере промышленности осуществляется путем предоставления ее субъектам в том числе финансовой поддержки (часть 1 статьи 9); финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности предоставляется в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, и с учетом состояния отдельных отраслей промышленности; при предоставлении субъектам деятельности в сфере промышленности финансовой поддержки в форме предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов нормативными правовыми актами о предоставлении субсидий, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, наряду с обязательными положениями, указанными в пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, могут устанавливаться следующие особенности предоставления субсидий: 1) использование конкурсных механизмов предоставления субсидий с включением в число критериев отбора их получателей показателей эффективности использования субсидий; 2) установление штрафов в сумме, эквивалентной предоставляемой субсидии, при недостижении субъектом деятельности в сфере промышленности - получателем субсидии показателей эффективности, установленных при ее предоставлении; 3) предоставление субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, в том числе с использованием наилучших доступных технологий, а также на освоение производства промышленной продукции; 4) иные особенности предоставления субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10).
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации предоставление субсидий хозяйствующим субъектам является формой возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78). Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с установленными требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством.
Так, в силу пункта 3 статьи 78 названного Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 этой же статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 данного Кодекса.
Согласно пункту 3.1 (введен Федеральным законом от 15 февраля 2016 года N 23-ФЗ) статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 (введен Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 504-ФЗ) данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, на основании которых реализуется решение о предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам субсидий, должны соответствовать утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее предоставления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 2120-О).
Соответствующее правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года N 134-О).
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, а также уплате штрафа.
Следовательно, оспариваемое положение Бюджетного кодекса Российской Федерации не препятствует принятию таких правил предоставления и возврата субсидии, которые предполагают необходимость возврата лишь части предоставленной субсидии в случае, если в оставшейся части цели предоставления конкретной субсидии будут полностью достигнуты.
2.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", действовавшее на дату заключения между Обществом и Минпромторгом России Соглашения о предоставлении субсидии, было признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Так, подпунктом "б" пункта 6 названных Общих требований (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887) устанавливалось, что нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий юридическим лицам, должен предусматривать в качестве меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2018 года N 146 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники. В пункте 20 Правил в редакции, действовавшей на момент заключения Соглашения с ООО "Завод "Дорожных машин", также предусматривалось, что в случае установления по итогам проверок, проведенных Минпромторгом России и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения цели, условий и порядка, установленных при предоставлении субсидий, и (или) неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств по достижению показателя результативности предоставления субсидии, а также в случае невыполнения условий инвестиционного контракта соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня получения производителем соответствующего требования Минпромторга России и (или) органа государственного финансового контроля.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 992, вступившей в силу 7 июля 2021 года, предусматривают, что в случае установления по итогам проверок, проведенных Минпромторгом России и органом государственного финансового контроля, факта нарушения производителем условий, установленных при предоставлении субсидии, соответствующие средства в размере выявленного нарушения подлежат возврату в доход федерального бюджета (пункт 25).
То обстоятельство, что в регулировании размера возврата субсидии произошли вышеуказанные изменения в рамках дискреционных полномочий Правительства Российской Федерации, не свидетельствует о неправомерности правового регулирования, примененного в деле ООО "Завод "Дорожных машин".
Таким образом, оспариваемые заявителями нормативные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы в указанном в жалобах аспекте. Проверка же обоснованности решений правоприменительных органов, в том числе с точки зрения существа допущенного получателем субсидии нарушения как основания расторжения Соглашения о предоставлении субсидии и возврата всей ее суммы в бюджет, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области на нарушение конституционных прав общества с ограниченной ответственностью "Завод "Дорожных машин" и жалобы общества с ограниченной ответственностью "Завод "Дорожных машин", поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При невыполнении условий предоставления субсидии она возвращается в соответствующий бюджет.
Как указали заявители, это правило неконституционно. Оно обязывает получателя субсидии вернуть всю сумму независимо от объема обязательств, которые он уже успел выполнить, получив деньги.
КС РФ отклонил такие доводы.
Особенности предоставления и возврата субсидии определяют, в т. ч. исходя из приоритетов и целей конкретных госпрограмм, в рамках которых эти суммы выделяют.
При предоставлении субсидии ее получатель может допустить различные нарушения. Последствия устанавливают с учетом их характера и влияния на достижение целей, для которых выделяли деньги. В частности, могут расторгнуть соглашение и потребовать всю сумму или ее часть, а также штраф.
Соответственно, могут принять такие правила, которые предполагают возврат лишь части субсидии, если в оставшейся сумме цели предоставления денег полностью достигнуты. Вместе с тем это не свидетельствует о неправомерности регулирования, которое предполагает возврат всей субсидии.
Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2022 г. N 1451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области на нарушение конституционных прав общества с ограниченной ответственностью "Завод "Дорожных машин" и жалобы общества с ограниченной ответственностью "Завод "Дорожных машин" на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 20 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-