О форме предоставления средств из бюджетов других уровней
бюджетной системы Российской Федерации
В Минфин России поступает большое количество вопросов, касающихся порядка финансирования и формы предоставления средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации бюджетным учреждениям, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
В настоящее время сложилась ситуация, когда ряд нормативных правовых актов вступают в противоречие с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Так, согласно Закону Российской Федерации от 18.04.91 г. N 1026-1 (в ред. от 25.04.02 г.) "О милиции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе создавать подразделения общественной милиции и муниципальной милиции в составе МВД России. Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Существующая законодательная и нормативно-правовая база не дают четкого определения принадлежности имущества подразделений МВД России к конкретному виду собственности при финансировании органов внутренних дел из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Подведомственные учреждения МВД России ведут раздельный балансовый учет по каждому источнику (уровню бюджета) и представляют бухгалтерскую отчетность соответствующему финансовому органу.
В связи с указанным противоречием ведется работа по внесению изменений в Закон "О милиции" в части исключения из него положений, допускающих подчинение милиции Российской Федерации и одновременно субъектам Российской Федерации. Это необходимо, чтобы более четко определить Российскую Федерацию единственным собственником имущества, закрепляемого за подразделениями милиции, и решить вопросы, возникающие в связи с субсидиарными обязательствами учреждения, создаваемого собственником для выполнения управленческих функций, на основании ст.120 ГК РФ.
Согласно ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения могут получать бюджетные ассигнования на основании сметы доходов и расходов только от своего вышестоящего распорядителя бюджетных средств. Все другие средства, поступающие из иных источников, включая средства бюджетов других уровней, выделяемые на цели, определенные законом о соответствующем бюджете, являются внебюджетными средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом средства бюджетов других уровней должны рассматриваться как субсидии (субвенции), носящие целевой характер.
Для МВД России и его подведомственных учреждений Минфином России продлен прежний порядок финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований до 1 января 2003 г., в соответствии с которым средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований зачисляются на бюджетные балансовые счета 40202 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенные государственным предприятиям, организациям и учреждениям", 40205 "Средства местных бюджетов, выделенные государственным предприятиям, организациям и учреждениям" до приведения учредительных документов органов внутренних дел в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минфина России от 21.06.01 г. N 46н органы федерального казначейства для учета внебюджетных средств открывают в установленном Банком России порядке с заключением договора банковского счета лицевые счета в учреждениях Банка России, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в кредитных организациях, где органами федерального казначейства открыты счета по учету средств федерального бюджета - лицевые счета на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации". Средства из бюджетов других уровней должны поступать федеральным бюджетным учреждениям на лицевые счета, открываемые в органах федерального казначейства к указанному счету.
Основанием для открытия получателям средств лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету полученных средств, выданные Минфином России главным распорядителям средств федерального бюджета.
На основании генеральных разрешений главные распорядители средств и распорядители средств федерального бюджета оформляют получателям средств, находящихся в их ведении, разрешения на открытие в органах федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Основанием для зачисления средств бюджетов субъектов на лицевые счета организаций являются платежные документы. Порядок оформления платежных документов определен в письме Минфина России от 31.01.02 г. N 03-01-01/18-38.
Бухгалтерский учет по средствам на содержание бюджетных учреждений должен осуществляться в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 г. N 107н, а отчетность формируется в соответствии с Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной приказом Минфина России от 15.06.2000 г. N 54н, с учетом изменений и дополнений, утвержденных приказом Минфина России от 10.09.01 г. N 73н.
Средства, полученные из бюджетов других уровней, учитываются на субсчете 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия". При этом зачисление средств отражается по дебету субсчета 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности" и кредиту субсчета 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия", фактические расходы этих средств отражаются по дебету субсчета 225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия". При завершении операций текущего финансового года фактические расходы по этим средствам списываются на источник финансирования с оформлением бухгалтерской записью: дебет субсчета 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия", кредит субсчета 225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия".
Бухгалтерская отчетность формируется финансовыми органами субъектов Российской Федерации в соответствии с приказами Минфина России от 29.12.01 г. N 122н "О ежемесячном бухгалтерском отчете об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета закрытого административно-территориального образования)" и от 31.01.02 г. N 3н "О продлении на 2002 год срока действия Инструкции о порядке составления и представления годового бухгалтерского отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за 2000 год, утвержденной приказом Минфина России от 15 марта 2001 г. N 23н, и внесении изменений в приложения к указанной Инструкции".
Для осуществления контроля за целевым использованием средств бюджетное учреждение представляет отчет об использовании вышеуказанных средств по форме 4 "Отчет об использовании сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам" вышестоящему распорядителю средств. Указанные средства подлежат отражению в разделе 2 по графам 4, 5, 6. При этом органы исполнительной власти Российской Федерации и муниципальных образований, выделяющие из соответствующих бюджетов средства федеральным бюджетным учреждениям, вправе получать от них отчет о целевом использовании выданных средств по установленным им формам.
Д. Ефуни,
главный специалист отдела
бюджетного учета и отчетности
Главного управления федерального казначейства Минфина России
"Финансовая газета", N 30, 31, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71