Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10 июня 2022 г. N 26-01-06-542
"Об утверждении Концепции системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Пермском крае до 2024 года"
В целях повышения качества образования и уровня ресурсного обеспечения в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Пермском крае до 2024 года (далее - Концепция).
2. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Пермского края, руководствоваться в работе настоящим приказом.
3. Рекомендовать исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований Пермского края, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования, использовать Концепцию для развития муниципальных систем управления качеством образования.
4. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Пермского края от 19 апреля 2021 г. N 26-01-06-394 "Об утверждении Концепции поддержки школ с низкими образовательными результатами обучающихся и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Пермском крае до 2024 года";
приказ Министерства образования и науки Пермского края от 28 сентября 2021 г. N 26-01-06-966 "О внесении изменений в Концепцию поддержки школ с низкими образовательными результатами обучающихся и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Пермском крае до 2024 года, утвержденную приказом Министерства образования и науки Пермского края от 19 апреля 2021 г. N 26-01-06-394".
5. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника управления общего, дополнительного образования и воспитания Калинчикову Л.Н.
Министр |
Р.А. Кассина |
Утверждена
Приказом
Министерства образования
и науки Пермского края
от 10.06.2022 N 26-01-06-542
Концепция
системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Пермском крае до 2024 года
I. Описание модели системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Пермском крае
Обеспечение получения качественного образования для всех обучающихся является одним из приоритетов государственной образовательной политики в Российской Федерации, о чем свидетельствует одна из основных целей национального проекта "Образование".
К показателям качества образовательной системы относятся в том числе образовательные результаты обучающихся, а также способность системы справляться с учебной неуспешностью.
Следует отметить, что поддержка и сопровождение школ с низкими образовательными результатами обучающихся (далее - ШНОР) и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - ШНСУ), является необходимым условием для преодоления учебной неуспешности обучающихся, выравнивания их образовательных возможностей и обеспечения равного доступа к качественному образованию.
Предоставление обучающимся равных прав в получении качественного образования независимо от места жительства и условий обучения, а также перевод школ в эффективный режим требует, прежде всего, системной работы на всех уровнях управленческой вертикали: институциональном, муниципальном, региональном и федеральном.
Система работы со ШНОР и ШНСУ в Пермском крае имеет дифференцированный характер и выстраивается в зависимости от уровня проявления проблемы: от профилактики учебной неуспешности в образовательных организациях до адресной поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов.
С 2021 года система работы со ШНОР и ШНСУ в Пермском крае реализуется за счет комплексной разноуровневой региональной модели (далее - региональная модель).
Федеральный уровень.
Проект по организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся (500+), реализуется в рамках федерального проекта "Современная школа". Список школ - участников федерального проекта определяется регионом с учетом методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 19 августа 2020 г. N 847, а также алгоритмом отбора школ для участия в проекте адресной методической помощи (500+). На территории региона федеральный проект реализуется в соответствии с утвержденным планом-графиком. Региональным координатором проекта является государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" (далее - ГАУ ДПО "ИРО Пермского края"). Участие ШНОР в проекте координируют назначенные кураторы, деятельность организуется на базе опорных школ. Основные мероприятия федерального проекта - проведение диагностики, ресурсная и административная поддержка, консультирование, мониторинг качества и результативности принимаемых мер.
Краевой уровень.
Система работы, направленной на поддержку ШНОР/ШНСУ, в Пермском крае осуществляется посредством реализации региональных проектов.
Например, краевой проект "Образовательный лифт: школы с низкими образовательными результатами" реализуется в контексте целевого ориентира федерального проекта по организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты (500+).
Отбор общеобразовательных организаций края для участия в проекте осуществляется в соответствии с методикой выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 19.08.2020 N 847. Формирование начального списка рисковых школ осуществляется посредством использования данных федеральных мониторинговых процедур, реализуемых на разных уровнях образования для анализа качества освоения образовательными организациями программ общего образования: всероссийских проверочных работ, основного государственного экзамена, единого государственного экзамена. Главной целью проекта "Образовательный лифт: школы с низкими образовательными результатами" является организация научно-методической поддержки сетевых предметных групп педагогов образовательных организаций Пермского края по освоению эффективных форм и методов организации предметного обучения, направленных на повышение уровня образовательных результатов обучающихся. Координатором проекта является ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края".
Муниципальный уровень.
Система работы со ШНОР и ШНСУ, в том числе по оказанию им адресной методической помощи, осуществляется в соответствии с разработанными муниципальными органами управления образованием (далее - МОУО) планами мероприятий (дорожными картами) по поддержке школ с низкими образовательными результатами обучающихся и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В поддержку деятельности МОУО, направленной на повышение качества образования, в Пермском крае реализуются такие проекты, как "Краевая сетевая онлайн-школа для учителей математики, физики, химии", "Предуниверситетская сетевая школа для обучающихся по математике, физике и химии" и т.д.
II. Обоснование целей, задач и направлений системы работы со ШНОР/ШНСУ
2.1. Мониторинг системы работы со ШНОР/ШНСУ в 2021 году выявил следующие проблемные зоны:
2.1.1. в системе региональных управленческих механизмов управления качеством образования:
в необходимости развития подходов к организации адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, в необходимости разработки модели организации профессионального развития учителей, работающих с учащимися из групп риска учебной неуспешности, в необходимости внедрения практик сетевого взаимодействия с использованием элементов цифровой образовательной среды, в том числе как меры по устранению дефицита педагогических кадров и т.д.;
2.1.2. в системе муниципальных управленческих механизмов управления качеством образования:
отсутствие диагностики факторов риска учебной неуспешности в муниципальных общеобразовательных организациях, отсутствие стратегии по переходу муниципальных школ с рисками учебной неуспешности в эффективный режим, отсутствие системной работы, направленной на устранение дефицита педагогических кадров, на повышение уровня оснащенности школ, в необходимости проведения внутреннего аудита школ в эффективности использования имеющегося оборудования и т.д.;
2.1.3. в системе управления качеством образования в общеобразовательной организации:
в необходимости формирования адресных образовательных программ о работе с обучающимися с трудностями обучения, развития профориентационной работы как меры повышения мотивации обучающихся, формирования программ по повышению вовлеченности родителей учащихся как меры по выстраиванию взаимоотношений школы с родителями, программ сопровождения интеграции детей-мигрантов и т.д.
2.2. Проведенный мониторинг также показывает, что разрывы в успеваемости учащихся общеобразовательных организаций региона связаны с квалифицированностью учителей: в классах и школах с наиболее сложным и социально неблагополучным контингентом работают зачастую учителя, не имеющие высшего образования, почти каждый третий учитель не имеет квалификационную категорию.
При этом положительное влияние на повышение качества образовательных результатов учащихся наряду с формами поддержки педагогического сообщества оказывают меры, позволяющие школам создать насыщенную современную образовательную среду, необходимую для обучения в первую очередь детей из семей с ограниченными социально-экономическими и культурными возможностями.
2.3. Анализ результатов реализации мероприятий комплексной разноуровневой региональной модели указывает на положительную динамику достижения установленных прогнозных показателей эффективности. При этом использование кластерного подхода, анализа дополнительных контекстных свидетельствует о необходимости в дифференцированной поддержке школ на пути работы с учебной неуспешностью, таким образом, складывающаяся в регионе модель работы со ШНОР и/или ШНУС должна совершенствоваться в направлении ее дифференциации.
Настоящая Концепция разработана в целях повышения качества образования и уровня ресурсного обеспечения в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
2.4. Выявленные проблемные зоны по итогам деятельности в 2021 году определили цели, задачи и направления деятельности на 2022 год:
2.4.1. по направлению "Адресная поддержка школ с низкими образовательными результатами":
выявление школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
организация работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
определение динамики образовательных результатов в выявленных школах с низкими результатами обучения;
2.4.2. по направлению "Организация работы со школами, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов":
проведение мониторинга рисков снижения образовательных результатов;
адресная профилактика рисков снижения образовательных результатов в выявленных по результатам мониторинга общеобразовательных организациях;
проведение мониторинга ресурсных дефицитов в образовательных организациях;
проведение мониторинга образовательных результатов в школах, функционирующих в условиях рисков снижения образовательных результатов;
2.4.3. по направлению "Профилактика учебной неуспешности в ОО региона":
развитие внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности;
проведение мероприятий, направленных на профилактику учебной неуспешности в ОО региона.
III. Организационно-содержательные механизмы реализации региональной модели
Реализация комплексной разноуровневой региональной модели (далее - региональная модель) будет осуществляться по следующим направлениям:
3.1. нормативно-правовое обеспечение реализации региональной модели:
разработка и утверждение нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию региональной модели;
разработка и нормативное закрепление показателей по достижению установленных целей и задач, в том числе показателей эффективности системы работы со ШНОР и ШНСУ;
3.2. диагностико-аналитическое обеспечение реализации региональной модели:
проведение мониторинга, в том числе по достижению показателей;
анализ результатов, данных, полученных в ходе мониторинга;
анализ и оценка эффективности принятых мер и управленческих решений;
3.3. научно-методическое обеспечение реализации региональной модели:
подготовка адресных рекомендаций по итогам проведенных мониторинговых исследований;
научно-методическое сопровождение, консультирование органов управления образованием, общеобразовательных организаций Пермского края;
3.4. организационно-содержательное обеспечение реализации региональной модели:
повышение квалификации управленческих и педагогических команд школ с низкими образовательными результатами обучающихся и (или) школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
организация эффективного сетевого взаимодействия школ с низкими образовательными результатами обучающихся и (или) школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, со школами, имеющими высокие результаты обучения (школы-лидеры);
организация трансляции лучших инновационных педагогических и управленческих практик по повышению качества образования в школах с низкими образовательными результатами обучающихся и (или) школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
IV. Функции участников по реализации региональной модели
Для достижения стратегических целей между участниками распределены функции:
4.1. Министерство образования и науки Пермского края:
обеспечивает подготовку нормативных правовых актов на региональном уровне, в том числе утверждает критерии и показатели, план мероприятий (дорожную карту), обеспечивает организацию взаимодействия между участниками реализации региональной модели, организует проведение мониторинга эффективности системы работы со ШНОР/ШНСУ, анализа и на их основе принимает управленческие решения;
4.2. ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края":
обеспечивает подготовку проектов содержательной части региональных документов, в том числе разработку критериев и показателей, плана мероприятий (дорожной карты), обеспечивает организационно-технологическое и информационно-методическое сопровождение мероприятий, осуществляет сбор, обработку данных, в том числе из открытых источников в рамках проведения исследований, мониторингов, осуществляет анализ данных, подготовку аналитических материалов, адресных рекомендаций, осуществляет анализ соответствия принятых мер и рекомендаций и оценку их эффективности, предоставляет аналитические отчеты в Министерство образования и науки Пермского края, координирует деятельность между организациями, привлеченными для осуществления краевых мероприятий;
4.3. муниципальные органы управления образованием:
обеспечивают разработку и реализацию нормативных документов в части сопровождения и поддержки ШНОР/ШНСУ, осуществляют реализацию мероприятий по поддержке школ указанной категории на муниципальном уровне, проводят мониторинг эффективности системы работы со ШНОР/ШНСУ, анализируют эффективность системы работы со ШНОР/ШНСУ на муниципальном уровне и на их основе принимают управленческие решения.
V. Ожидаемые результаты
К ожидаемым качественным результатам реализации региональной модели относятся:
5.1. на региональном уровне:
создание в системе образования региона комплекса условий (нормативных, кадровых, методических) для повышения образовательных результатов в школах с низкими образовательными результатами обучающихся и (или) школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, за счет повышения ресурсного потенциала школ;
5.2. на муниципальном уровне:
алгоритмизация и оптимизация управленческой деятельности по принятию решений, направленных на повышение образовательных результатов обучающихся ШНОР и ШНСУ;
создание организационных структур, осуществляющих функции координационного сопровождения мероприятий, направленных на улучшение образовательных результатов обучающихся и перевода школ в эффективный режим работы;
стимулирование и поддержка участия школ в конкурсах и проектах регионального уровня;
обобщение и распространение успешного опыта наставничества и оказания адресной методической помощи учителям-предметникам;
5.3. на институциональном уровне:
выявление профессиональных дефицитов педагогов школ, разработка планов профессионального развития каждого педагога;
внедрение в практику эффективных методов управления школой и профессиональным развитием педагогов на основе объективной информации о достижениях обучающихся;
повышение качества образовательных результатов обучающихся и персональной ответственности всех субъектов образовательных отношений за полученные результаты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10 июня 2022 г. N 26-01-06-542 "Об утверждении Концепции системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Пермском крае до 2024 года"
Вступает в силу с 10 июня 2022 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края (http://minobr.permkrai.ru) 29 июня 2022 г.
Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 12 декабря 2024 г. N 26-01-06-1293 настоящий документ признан утратившим силу